Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Экспорт образования: индонезийские перспективы

Ежегодный рост экономических показателей, положительная демографическая ситуация, рост численности среднего класса и его доходов делают Индонезию всё более привлекательной для экспортеров образования.

Просмотров: 40

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

 ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Индонезийские перспективы

По прогнозам аналитиков, в следующем десятилетии Индонезия войдет в число ведущих мировых экономик. Треть трудоспособного населения здесь находится в возрасте 15-29 лет. Ежегодный рост экономических показателей, положительная демографическая ситуация, рост численности среднего класса и его доходов делают эту страну привлекательной для экспортеров образования.

Хорошие предпосылки

В соответствии с отчетом компании McKinsey & Company индонезийская экономика является шестнадцатой по величине в мире, демонстрирует высокие показатели за последние десять лет, стабильна и разнообразна. Исследователи полагают, что к 2030 году страна может стать седьмой по величине экономикой в мире, обогнав Великобританию и Германию. По численности населения Индонезия занимает четвертое место в мире. Средний возраст граждан – 28 лет.

Экономическое планирование базируется на долгосрочном плане развития на 2005-2025 годы, сегментированном на пятилетние среднесрочные планы, каждый с различными приоритетами развития. На реализуемом в настоящее время этапе (2015-2020) особое внимание уделяется программам развития инфраструктуры и социальной помощи в сфере образования и здравоохранения.

На выбор в пользу того или иного вуза оказывают существенное влияние репутация образовательной организации (42 %), стоимость обучения (42 %), перспективы трудоустройства и карьерного роста (22 %).

Несмотря на предпринимаемые правительст­вом усилия, система образования страны не справляется с растущим спросом и рискует столкнуться с дефицитом кадров. В частности, растет спрос на высшее образование. Так, если в 1990 году в государственных и частных вузах Индонезии обучались 1,5 млн., то в 2009 году уже более 4,2 млн. (более 3,5 тыс. образовательных организа-ций) . По данным, опубликованным в The Jakarta Post , дефицит специалистов с высшим образованием уже остро ощущается на уровне среднего звена, а к 2020 году разрыв спроса и предложения будет составлять от 40 до 60 %. Особо остро ощущается нехватка инженеров. Ежегодно их выпускается около 30 тыс., но для обеспечения экономического роста требуется около 50 тыс. К 2025 году этот дефицит может увеличиться более чем на 70 %.

По данным исследования банка HSBC «Ценность образования» (англ. – The Value of Education) : 42 % индонезийских родителей считают, что обучение за рубежом создаст перспективы для будущей карьеры детей; 31 % уверен, что зарубежное образование позволит детям зарабатывать больше; 67 % надеются, что эти цели поможет реализовать обучение в рамках послевузовских программ. Предпочтения по направлениям подготовки распределяются следующим образом: 31 % родителей думает об обучении детей за рубежом по медицинским специальностям, 13 % – по экономическим, 10 % – по инженерным, а 14 % – по компьютерным наукам .

По данным исследования World Grad School Tour Applicant Survey – 2016, основными факторами принятия решения обучаться в той или иной стране для индонезийцев являются стипендиальная и финансовая поддержка (62 %), международное признание квалификаций (61 %), культурное разнообразие (56 %), улучшение языковых компетенций (51 %). На выбор в пользу того или иного вуза оказывают существенное влияние репутация образовательной организации (42 %), стоимость обучения (42 %), перспективы трудоустройства и карьерного роста (22 %) .

Стипендиальная поддержка

В течение последних десяти лет правительст­во Индонезии активно спонсирует обучение отдельных категорий своих граждан за рубежом. Речь идет о стипендии DIKTI для преподавателей национальных университетов с целью получения ими докторских степеней, а также стипендии SPIRIT для государственных служащих, направляемых на обучение за рубежом для получения знаний и навыков по ключевым областям экономических и управленческих реформ страны.

Программа стипендий DIKTI была запущена в 2008 году . Ее цель – повысить квалификацию преподавателей вузов, улучшить качество преподавания и научных исследований в национальных вузах. Стипендиатов уже более 4 тыс., из них 3 403 (77 %) обучались в докторантуре. Среди 33 стран мира, выбранных участниками программы, наиболее популярны Австралия, Великобритания и Япония. При этом 33 % предпочли учебу в азиатских странах, 25 % – в европейских. Администрирование стипендий DIKTI осуществляется Главным управлением высшего образования (англ. – the Directorate General of Higher Education), которое осуществляет отбор стипендиатов и заключает соглашения на обучение с зарубежными университетами.​

Стипендиаты обязаны вернуться в организацию, в которой они трудились до обучения за рубежом, и отработать от 4 до 7 лет (срок обучения, умноженный на два, плюс один год). Сумма штрафа за отказ возвращаться на родину и отрабатывать свое обучение вдвое превышает величину стипендии.

Заявку на участие в DIKTI могут подать преподаватели как государственных, так и частных учреждений, а также сотрудники Главного управления высшего образования. Кандидаты на стипендию должны предоставить подтверждение о приеме на обучение из зарубежного университета, получить подтверждение из национального университета о приеме на работу после завершения зарубежного образования, официальное подтверждение о владении английским языком в академических целях и для будущих докторантов обязательно предоставление утвержденного плана исследований. На первом этапе заявки направляются в электронном виде, на втором – кандидаты проходят личное собеседование с сотрудниками Главного управления высшего образования, принимающими окончательное решение.

Указанные стипендии финансируются за счет национального бюджета. Покрываются все расходы, связанные с обучением (в том числе покупка книг, учебно-методических материалов и участие в конференциях), транспортом, медицинским страхованием, проживанием и визовыми сборами. В среднем сумма стипендии DIKTI составляет 35 тыс. долларов США в год, но может быть введена дополнительная надбавка в зависимости от уровня жизни в стране обучения. Стипендия для обучения в магистратуре рассчитана на два года, в докторантуре – на три, но при необходи-мости может быть профинансирован и дополнительный четвертый год. После завершения обуче-ния стипендиаты обязаны вернуться на работу в университет, в котором они работали до зару-бежного обучения или который давал обязательства принять их на работу после обучения. В целом программа показала хорошие результаты, и, по официальным данным, все без иск­лючения её участники вернулись в Индонезию. Стипендия SPIRIT, направленная на повышение квалификации государственных служащих, была учреждена в рамках Национального плана среднесрочного развития Индонезии 2010-2014 го-дов и реформы управления государством . Планируется осуществить переподготовку 2,6 тыс. за счет средств кредита Всемирного банка правительству Индонезии. Управляющий комитет (УК) стипендии несет ответственность за нормативное правовое обеспечение программы, осуществля-ет контроль над ее реализацией. Секретариат УК ведет оперативную работу со всеми исполнителями. Ответственность за реализацию программы несут также два министерства: нацио­нального развития и финансов. Кандидаты на получение стипендии должны иметь не менее двух лет стажа работы на госслужбе, быть в возрасте до 40 лет для потенциальных докторантов и до 37 лет для потенциальных магистрантов, владеть английским языком в академических целях. Лица, соответствующие перечисленным требованиям, могут быть рекомендованы к прохождению обучения интенсивному английскому языку и академической подготовке в течение девяти месяцев. После успешного завершения этого кандидаты могут подать заявление на обучение в четырех зарубежных университетах по своему выбору. В случае их поступления в один из этих вузов УК стипендии принимает решение о финансовой поддержке обучения за рубежом. Большая часть стипендиатов SPIRIT выезжает на обучение в Великобританию (37 %), значительная часть – в Австралию (19 %), Нидерланды (17 %), США (16 %) и Японию (6 %). Стипендиаты обязаны вернуться в организацию, в которой они трудились до обучения за рубежом, и отработать от 4 до 7 лет (срок обучения, умноженный на два, плюс один год). Сумма штрафа за отказ возвращаться на родину и отрабатывать свое обучение вдвое превышает величину стипендии.

Индонезийцы в России

Дипломатические отношения между Россией и Индонезией были установлены в 1950 году. Подготовка индонезийцев в российских (советских) вузах ведется с 1962 года . Общее количество выпускников наших вузов в этой стране – около 4 тыс.

По данным ведомственной статистики , число студентов из Индонезии в 2014-2015 учебном году составило 453 (см. табл. 1). Примерно такая же численность пока сохраняется и в целом на протяжении ряда лет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 ноября 2013 года, № 891 ежегодно выделяются квоты на обучение в российских вузах и гражданам Индонезии. Число их утверждается ежегодно и колеблется – примерно до 100. Так, например, в 2013-2014 учеб-ном году по всем уровням образования Индонезии было выделено 73 квоты, а в 2014-2015 учебном году за счет средств российского бюджета обучались 105 индонезийцев.

Между Россией и Индонезией отсутствуют сог­лашения в области образования и признания документов о предыдущем образовании. Вместе с тем обе страны являются участницами Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 26, ноябрь, 2011). Документы об образовании, выданные индонезийскими обра-зовательными организациями, признаются действительными на территории России при наличии консульской легализации.

В 2001 году в Индонезии была создана Ассоциация российских (советских) выпускников «ИНСАН НАУКА». Сейчас в неё входят свыше 300 человек. Многие индонезийцы, получившие высшее образование в нашей стране, занимают высокие позиции. Среди них есть члены парламента, заместители министров, ректоры вузов и преуспевающие бизнесмены. Ассоциация приня-ла активное участие в создании Общества дружбы Индонезия – Россия, которое получило офици-альное признание. Также при участии ассоциации создано российское отделение при Торговой палате Индонезии. Выпускники российских (советских) вузов успешно работают и в государственных учреждениях, и в частном секторе.

Трудовая миграция из Индонезии в Россию незначительна: в 2015 году – 76 человек, при этом выехали 144 . Данных об образовательном уровне прибывших граждан Индонезии трудо­способного возраста нет.

Сравнительный анализ статистических данных показывает, что в целом со стороны абитуриентов Индонезии интерес к обучению в России не столь высок, как к обучению, например, в США и Австралии, и сопоставим с числом обучающихся в Голландии.

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Индонезией являются высокие технологии и инновации (включая нанотехнологии), энергетика (в том числе атомная), мирное освоение космоса, авиастроение, нефтегазовый сектор, переработка сырья, транспортная взаимосвязь, морская инфраструктура и судостроение, сельское хозяйство, медицина и фармацевтика, образование и туризм.

Ключевые факторы

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Индонезией являются высокие технологии и инновации (включая нанотехнологии), энергетика (в том числе атомная), мирное освоение космоса, авиастроение, нефтегазовый сектор, переработка сырья, транспорт­ная взаимосвязь, морская инфраструктура и судостроение, сельское хозяйство, медицина и фармацевтика, образование и туризм.

Российским вузам, планирующим начать набор индонезийских студентов или увеличить их количество, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

– установление партнерских взаимоотношений с национальными университетами, Главным управлением высшего образования Индонезии по сотрудничеству в рамках стипендий DIKTI;

– привлечение к приемной кампании индонезийских выпускников российских (советских) вузов;

– участие в ежегодных международных образовательных выставках Indonesia International Education Fair и World Education Expo Indonesia, основными посетителями которых являются по-тенциальные абитуриенты, их родители и представители средств массовой информации.

Увеличению количества индонезийцев в российских вузах в целом может способствовать:

– подписание соглашения между Россией и Индонезией о сотрудничестве в области образо-вания и признании документов о предыдущем образовании;

– увеличение числа квот на обучение в российских вузах индонезийских граждан;

– проведение форума индонезийских выпускников российских (советских) вузов;

– создание русского центра фонда «Русский мир» в Индонезии ;

– проведение в стране Года российского образования. Таким образом, перспективы набора абитуриентов из Индонезии для российских вузов явля-ются высокими.

[1] R. Oberman, R. Dobbs, A. Budiman, F. Thompson, M. Rosse. The archipelago economy: unleashing Indonesia’s potential. McKinsey Global Institute. – 2012.

[2]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/indonesia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[3] The rationale for sponsoring students to undertake international study: an assessment of national student mobility scholarship programmes. Going Global. British Council, DAAD. – 2014. – C. 23-27.

[4] Dramatic growth in Indonesia foreshadows greater demand for study abroad. 24 Mar 2014. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://monitor.icef.com/2014/03/dramatic-growth-foreshadows-greater-demand-for-study-abroad-in-indonesia/, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[5] Global parents’ survey: three quarters would consider university abroad. 20.07.2015 // Электронный доступ: http://monitor.icef.com/2015/07/global-parents-survey-three-quarters-would-consider-university-abroad/. Дата обращения: 12.04.2017.

[6]Там же.

[7] QS World Grad School Tour Applicant Survey 2016. Emerging Markets. – 2016. – C. 20.

[8] The rationale for sponsoring students to undertake international study: an assessment of national student mobility scholarship programmes. Going Global. British Council, DAAD. – 2014. – C. 23-27.

[9]Там же.

[10]Деви Ая Мирах. Россия и Индонезия – 60 лет вместе. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов». – 2011. – С. 508.

[11]Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан»: http://www.russia.edu.ru/support/asia/1233/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[12]Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 6. Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований. – 2016. – С. 42.

[13]Там же, C. 269.

[14]Консульская легализация документов осуществляется консульскими загранучреждениями России в этих странах в соответствии с приказом МИД РФ «Об утверждении Административного регламента МИД РФ по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов» от 18.06.2012 г., № 9470.

[15]Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан»: http://www.russia.edu.ru/support/asia/1233/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[16]Международный координационный совет выпускников учебных заведений «ИНКОРВУЗ-XXI»: http://incorvuz.ru/. Дата обращения: 21.02.2017.

[17]Росстат. Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году». Выпуск 2016 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[18]Официальный сайт Россия – АСЕАН: http://russia-asean20.ru/russia_asean/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[19]В настоящее время в Университете Паджаджаран (г. Бандунг) действует «КАБИНЕТ Русского мира».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: гульнара краснова, тенденции, ао-96, индонезия, международная практика, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Развитие медицинского образования на современном этапе
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
Технопарки в России и мире
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#106Новый виток развития колледжа
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#103В Индии состоялась конференция APQN
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани