Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Физическая культура как инструмент развития ребенка

Интервью с учителем физической культуры Кузнечихинской средней общеобразовательной школы Ярославской области Артемом Шулиным о состоянии здоровья детей, техническом оснащении школы и отношении к профессии.

Просмотров: 2707

Общество здоровых людей нужно создавать

ШУЛИН Артем Вячеславович – учитель физической культуры Кузнечихинской средней общеобразовательной школы, тренер-преподаватель детско-юношеской спортивной школы Ярославского муниципального района Ярославской области

Сегодня есть все возможности заниматься физкультурой, но, как показывает практика, интерес к этому предмету у школьников с каждым годом снижается. Как увлечь ученика, воспитать в нем стремление к здоровому образу жизни? На вопросы нашего корреспондента отвечает победитель конкурса «Учитель года Ярославской области – 2010», учитель физической культуры Кузнечихинской средней общеобразовательной школы Артем ШУЛИН.

– Артем Вячеславович, что повлияло на ваш выбор профессии?

– Я родился в семье, имеющей прямое отношение к образованию. Мой дед в свое время занимал должность начальника штаба высшего летного училища города Ейска и вел преподавательскую деятельность, работал руководителем начальной военной подготовки в школе. Бабушка долгое время была преподавателем музыки по классу фортепиано. Мама, педагог с двадцатипятилетним стажем, посвятила себя работе в высшей школе. Отец хоть и не имеет прямого отношения к сфере образования, является поклонником активного образа жизни. Именно он с раннего детства привил мне любовь к спорту и правильному отношению к здоровью. Эти обстоятельства плюс то, что меня окружали прекрасные педагоги-профессионалы, на которых мне всегда хотелось быть похожим, и повлияли на мой выбор профессии учителя.

– Что для вас является главным результатом работы?

– Самый главный результат для меня – возможность испытать неповторимое чувство гордости за ученика, который смог преодолеть трудности, ощутил уверенность в себе и смог добиться успеха.

– Какие собственные педагогические методики вы представляли на конкурсе «Учитель года Ярославской области – 2010»?

– На основе исследовательской деятельности совместно с профессорско-преподавательским составом Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского мною разработан и внедрен в педагогическую практику инновационный проект «Влияние занятий спортивными играми на развитие психических и личностных качеств обучающихся». Я исследовал проблемы развития внимания и мышления под влиянием спортивных игр. И в этом ключе рассматривал возможность применения методик корректурных проб для контроля развития тактического мышления у учащихся. Этот проект позволил реализовать более качественное выполнение программных требований, предъявляемых к физическому, психическому и социальному развитию ребенка.

Кроме того, осуществляю интеграцию общего и дополнительного образования через включение воспитанников в деятельность спортивных секций, работающих под эгидой Ярославской областной баскетбольной лиги области, одним из организаторов которой являюсь.

– Физические возможности современного ребенка невысоки, как отмечают ученые. Однако нормативы, за которые выставляют оценки по физкультуре, унаследованы еще с советских времен…

– Нормативы при занятиях физической культурой, безусловно, важны, покольку позволяют сравнить развитие тех или иных физических качеств ребенка относительно стандарта. Кроме того, у нормативов есть еще одна цель. Это возможность увидеть прогресс или регресс развития физических качеств каждого ребенка относительно своих же результатов. Эта составляющая, мне кажется, наиболее важна при оценивании. Как известно, большинство физических качеств личности развивается в большей или меньшей степени благодаря генетической предрасположенности. Таким образом, уже изначально все находятся в неравных условиях. В связи с экологической обстановкой и рядом других проблем здоровье детей ухудшается, школьников с основной группой здоровья становится все меньше, а значит, оценивание только по принципу соответствия определенным нормам развития оказывается невозможным. Для меня самым важным критерием при выставлении оценки является то, насколько ответственно и старательно ученик выполнил определенную работу и как изменяются параметры его индивидуальных показателей.

– Состояние здоровья детей вызывает тревогу не только в нашей стране. По мнению Луки Эйда, профессора, вицепрезидента европейской ассоциации учителей физической культуры, стандарты здоровья и физической подготовленности падают во всем мире. Катастрофически снизилась физическая подготовленность выпускников. Восемьдесят процентов российских школьников страдают от гиподинамии. Каковы причины сложившейся ситуации, на ваш взгляд, и как эту проблему можно решить на уровне средней школы?

– Мне кажется, дело в упадке общей культуры, неотъемлемой частью которой является физическая культура. Чтобы у человека появилась потребность в занятиях физической культурой и спортом, нужно воспитать стремление к здоровому образу жизни, то есть создать общество людей, где это является нормой. Если ребенок занимается физической культурой только два раза в неделю на уроках, то говорить о его «культурности» в этой сфере не приходится. И даже введение третьего урока не исправит ситуацию. На мой взгляд, нужно расширять возможности дополнительного образования. Хочется надеяться, что введение ФГОС нового поколения, в которых уделяется особое внимание внеурочной деятельности, будет способствовать решению этой проблемы.

– С какими трудностями приходится сталкиваться вам как учителю физкультуры?

– Это, прежде всего, недостаточное оснащение образовательного процесса необходимым инвентарем, нехватка специальных сооружений – бассейнов, спортивных залов, площадок, стадионов, – где можно было бы качественно организовать занятия физической культурой. Возможно, именно в связи с этим происходит спад интереса у школьников.

– По данным статистики, в спортивных секциях или спортивных школах занимается не более 10 процентов от общей численности учащихся. Как вам удается заинтересовать школьника своим предметом?

– Дело в том, что оплата труда работников дополнительного образования очень мала, а это, в свою очередь, приводит к потере сильных специалистов, которые вынуждены выбирать более оплачиваемую деятельность. В отличие от школьных предметов, секции и кружки ребенок выбирает по интересам. Очень важную роль играет личность педагога. Если тренер не соответствует представлению ребенка, то и интерес к занятиям у него быстро пропадает. Это первая из проблем. Вторая – то, что в современном обществе ребенок очень мало получает воспитания через трудовую деятельность, соответственно не учится терпеть и переносить трудности. Этому способствовало и появление компьютерных игр, повальное заражение игроманией у детей школьного возраста, которые проводят перед монитором большую часть свободного времени – ведь добиться успеха в виртуальном мире значительно проще, чем в реальном. Да и в школе до последнего времени уделяли больше внимания образовательной составляющей, нежели воспитанию. Соответственно, столкнувшись с первыми трудностями на тренировках, многие дети предпочитают прекратить занятия.

Решить эти проблемы очень сложно, если не учитывать индивидуальность каждого ребенка. На мой взгляд, все дети одарены от природы, только важно успеть вовремя определить, в какой сфере ребенок одарен, и помочь ему развить свой талант.

Как учителю физической культуры мне особенно близко выражение Жана Поля Сартра: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам». Конечно, далеко не каждому из моих воспитанников суждено подняться на спортивный пьедестал, но «сделать себя» под силу любому. Главное – поддержать ребенка и искренно верить в его успех.

– Как гласит народная мудрость, посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный педагог?

– Учителем быть, прямо скажем, нелегко. Он должен предстать творцом, не унывать, уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, нужным и любимым детьми, вселять в них уверенность и оптимизм.

От педагога требуется большой объем знаний и умений, которые он должен использовать в своей работе: владеть методами научно-исследовательской и экспериментальной работы, иметь глубокие разносторонние знания преподаваемого предмета и смежных дисциплин, владеть традиционными методиками преподавания предмета и современными образовательными технологиями. Учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. Если педагог хочет воспитать в ребенке определенные личностные качества, то, по меньшей мере, сам должен этими качествами обладать. Как говорил Симон Соловейчик: «Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью».

– Позади уже более половины 2010 года, объявленного в России Годом учителя. Чем вам и вашим коллегам запомнилось это время? Осуществились ли какието из ваших ожиданий?

– Для меня лично Год учителя оказался неотъемлемо связанным с участием в конкурсе «Учитель года России – 2010», подарившем мне встречи с очень интересными и талантливыми людьми, возможность приобрести новый опыт и появиться новым идеям, определившим личностный и карьерный рост. Я и мои коллеги понимаем, что стоим на пороге изменений, которые ожидают систему образования с 2011 года, – это введение новых стандартов. Поэтому 2010 год требует особой концентрации усилий и переосмысления своих возможностей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образовательная система: достижения и приоритеты
Академия МУБиНТ: тенденции электронного обучения
Судьба математического образования в школе
Родительский комитет Краснодара
Родительский комитет Ярославской области
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Региональный вуз российского значения
Современная школа развития
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Образование: через призму двух парадигм

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ