Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Совет родителей Челябинской области

Интервью с председателем общественной организации «Совет родителей Челябинской области», Алексеевым Евгением об общественно-государственном управлении в системе общего образования и родительской инициативе.

Просмотров: 2115

Родительское участие

АЛЕКСЕЕВ Евгений Борисович – председатель общественной организации «Совет родителей Челябинской области»

Общественно-государственное управление в современной школе приобретает особую актуальность. Так или иначе, общеобразовательная школа выполняет социальный заказ. И слышать голос общественности, знать мнение родителей о качестве образования – это требование времени для педагога. Столь благородную миссию налаживания обратной связи между школой, детьми и родителями взяла на себя общественная организация «Совет родителей Челябинской области». Уникальным опытом делится ее председатель Евгений АЛЕКСЕЕВ.

– Евгений Борисович, когда появился Совет родителей?

– Официально мы зарегистрировались в 2006 году. Но работаем с октября 2005 года, когда была созвана первая городская конференция родителей. Меньше, чем через год, городской совет перерос в региональную общественную организацию, которая включает сегодня 70 первичных организаций из Челябинска, Миасса, Бредов, Златоуста и Коркино. За четыре года совет стал заметным субъектом системы образования. Мы участвовали в обсуждении многих насущных проблем: таких, как детское питание, организация школьных летних и зимних лагерей, детские сады. Члены Совета родителей присутствуют при экспертизе документов, заявляемых на гранты президента и губернатора, входят в состав жюри конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, являются учредителями призов и членами жюри детских конкурсов и соревнований. И их деятельность оценивается достаточно позитивно. Например, когда выбирали лучшие школы, представители жюри отметили, что конкурс стал более объективным. Среди экспертов появились люди, которые оценивают деятельность школ с иной позиции, нежели педагоги или чиновники. Также к нам обращаются руководители муниципальных органов управления образованием. Совет дает рецензию по различным решениям. И если есть какие-то замечания (естественно, по существу – всего родители тоже знать не могут), то чиновники вносят коррективы в свою работу.

– Какие цели поставлены перед организацией?

– Цели две. Первая – реализация прав родителей на участие в общественногосударственном управлении общим образованием. Ведь родители – полноценные участники образовательной системы, в том числе и как заказчики образовательных услуг для своих детей. Вторая цель – общественная поддержка семьи как основной ячейки общества. Мы изначально не хотели, чтобы деятельность организации была односторонней и концентрировалась только на помощи родителям в их отношениях со школами. Ведь проблемы семейного воспитания, развития семьи тоже сегодня стоят достаточно остро и осознаются на самом высоком уровне власти.

– Каков главный результат вашей работы?

– Прежде всего, повысилась социальная активность родителей. И значительно улучшилось взаимодействие между семьёй и школой, школой и родителями. Сказалось это и на отношении к Совету родителей. Нас услышали. Ведь раньше преобладал стереотип властного директора школы: «Я директор. Это моя школа. И действовать здесь будут мои правила». С одной стороны, директор и должен быть властным, строгим, потому что школа – очень сложная система, которую нужно держать в порядке. С другой стороны, родители – тоже участники образовательного процесса, их мнение необходимо учитывать. Но когда мы только начинали действовать, многие директора отнеслись к организации настороженно.

Разумеется, и раньше руководство школы работало с родителями. Во многих учебных заведениях были родительские комитеты. Но создавались они внутри школы, зачастую зависели от директора. Мы же предложили совершенно иной механизм взаимодействия: родительский комитет конкретной школы становился не просто равноправным партнёром школьных управленцев, но и в какой-то мере был даже выше – как часть более широкой организации. Естественно, на первых порах это не могло не вызывать противодействия. Но сейчас можно говорить о том, что сложился конструктивный диалог между всеми участниками образовательного процесса. Кстати, в последнее время к этому диалогу мы подключаем и самих детей.

Каким образом мы добились понимания и сочувствия со стороны педагогического сообщества? Расширили задачи организации. Если изначально Совет родителей Челябинской области создавался для защиты прав детей и родителей, то сегодня эта задача звучит как защита прав всех участников образовательного процесса. В том числе и учителей, и директоров. И уже были случаи, когда мы вставали на сторону директора школы, детского сада в каких-то конфликтных ситуациях.

Замечу, что поначалу и родители отнеслись к идее создания региональной организации скептически. Мол, поговорят немного, и на этом всё кончится. Однако скепсис постепенно рассеялся. Совет родителей работает уже четвёртый год, причем достаточно эффективно. И сегодня многие родители, занимавшие сначала позицию стороннего наблюдателя, активно трудятся в нашей организации. Но самое главное – исчез страх прийти к нам со своими проблемами. Поначалу родители просто боялись, что если они обратятся за помощью, это негативно отразится на ребёнке. Однако мы тесно взаимодействуем и с Управлением по делам образования Челябинска, и с Министерством образования Челябинской области. Там понимают, что организация создана не для борьбы с системой образования, а для конструктивного диалога, направленного на её улучшение, и стараются идти навстречу. В результате, я могу с уверенностью сказать: когда мы поднимаем ту или иную проблему, на ребёнке это не отражается. Наоборот, детям начинают больше помогать в школе, детском саду.

– В 2007 году в недрах Совета родителей родился проект детского телефона доверия. Не могли бы вы рассказать о нём?

– К сожалению, не всегда дети могут найти понимание у родителей. И особенно опасно такое непонимание в кризисных ситуациях, когда подросткам труднее всего открыться старшим. Куда им обратиться в таком случае? Как найти выход? Поможет психолог. Детский телефон доверия «Горячая линия» был создан в апреле 2007 года. Кстати, в том же году он стал победителем в конкурсе социальных проектов «Наш город», а также был отмечен дипломом конкурса социально значимых программ «Двенадцать гражданских инициатив года в Уральском федеральном округе».

Ныне проект охватывает более 60 студентов старших курсов психологических факультетов челябинских вузов. Они проходят программу подготовки волонтеров-консультантов телефона доверия, специальные программы по профилактике ВИЧ, СПИДа среди детей и подростков, профилактике наркотической зависимости в детскоподростковой среде и т.д. Силами студентов-добровольцев организован дискуссионный клуб.

– Одна из наиболее острых проблем сегодня – финансовые взаимоотношения между школой и родителями. Можно ли избежать потенциальных конфликтов?

– Нужно понимать, что без родительских средств образованию сегодня просто не выжить. При том финансировании, которое есть сейчас, родительская помощь – палочка-выручалочка для наших школ. Но кто должен ими распоряжаться? Если родители вкладывают в школу свои деньги, то вправе контролировать их расходование. Разумеется, в тесном взаимодействии с директором школы. Но, чтобы добиться такого права, родителям нужно создать юридическое лицо, зарегистрировать его… Мы предлагаем более легкий путь. Совет родителей уже имеет государственную регистрацию. Родители учеников той или иной школы, воспитанников детского сада могут создать первичную структуру нашей организации, и мы откроем для нее расчетный счет. В этом случае можно перечислять деньги не на счет образовательного учреждения, а на «родительский» счет и самим решать, как их правильно потратить.

Это выгодно всем: «родительские» счета не облагаются налогами, с банками мы договорились о минимальной комиссии по расчетным операциям. А учреждение получает возможность самостоятельно распоряжаться средствами. Конечно, наше предложение иногда встречают с опасением. Но мы объясняем механизм открытия расчетного счета и всегда подчеркиваем: вы сами, уважаемые родители, будете им распоряжаться, по своему усмотрению. А за председателем совета школы или детского сада – право первой подписи и отчет перед родительским собранием.

Думаю, со временем напряженность, связанная с финансовыми вопросами, несколько спадет. Ведь сейчас принято говорить, что, мол, директор школы – крохобор. Но это же не так! Хороший директор радеет за свою школу. И радует, что особенно в последнее время растёт понимание между администрациями образовательных учреждений и родительской общественностью. Так, в этом году впервые представители Совета родителей были включены в состав комиссий, проверявших готовность школ к новому учебному году. И, познакомившись на деле с требованиями контролирующих органов, родители теперь значительно менее остро реагируют на просьбы руководства образовательных учреждений о финансовой помощи. С другой стороны, выросла и уверенность в том, что основные проблемы, связанные с технической безопасностью в учебных заведениях, невозможно решить только за счёт родительских средств. И эта проблема будет теперь в зоне постоянного внимания активистов нашей организации.

Ещё один вопрос, который сегодня серьёзно занимает родителей – организация детского питания в школах и детских садах. И в советское время, и сегодня оплата обедов не обходилась без участия родителей. Но вот сама организация этого процесса находится вне нашего контроля. Логично предположить, что если мы платим за питание своих детей, то вправе не просто знать, кто их кормит и по какой цене, но и влиять на выбор лучшего. Сегодня предприятия, предоставляющие продукты питания для образовательных учреждений, отбираются по тендеру, который проводят муниципальные власти. Увы, родители в оценке претендентов не принимают никакого участия. Подобное положение вещей не может нас устраивать.

– В 2009 году единый государственный экзамен стал обязательным для всех выпускников российских школ. Как относятся к этому родители?

– Если одним словом – неоднозначно. В прошлом году мы провели круглый стол «Школа и вопросы ЕГЭ». Его участники признали в целом позитивную роль нового вида итоговой аттестации. Но, вместе с тем, высказали и свою обеспокоенность недостаточной степенью проработанности вопросов организации ЕГЭ в условиях перехода из режима эксперимента в штатный. С критикой качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ выступал уже и Президент РФ Дмитрий Медведев. К тому же неприятным сюрпризом стало известие о том, что для поступления в вуз необходимо будет представить результаты не трёх (как сообщалось ранее), а четырёх экзаменов. Решение было обнародовано Минобрнауки РФ лишь в конце декабря 2008 года, то есть в середине учебного года. Как известно, к ЕГЭ и в школах, и дополнительно начинают готовиться с сентября, а то и уже в десятом классе. Учеников же поставили в такое положение, что они должны будут подготовиться к «дополнительному» экзамену всего за тричетыре месяца, вдобавок по предметам, преподавание которых во многих школах можно назвать проблемным. Естественно, не обойдется и без дополнительной финансовой нагрузки на родителей, которые в срочном порядке взялись за поиски репетиторов. И хотя в январе Минобрнауки согласилось на компромисс, оставив за вузами право выбрать из четырех предметов три, далеко не все, по нашим данным, воспользовались этой возможностью.

– Сегодня часто представляют образование в качестве рыночного процесса: есть заказчик (родители), есть исполнитель (школа). И появляются такие родители, которые начинают применять к школе знаменитую формулу «покупатель всегда прав». Можно ли приравнивать отношения семьи и школы к отношениям покупателя и продавца? Ведь бывают такие случаи, когда сам родитель в чем-то не прав?

– Конечно, бывают. Я всегда настаиваю на том, чтобы все спорные вопросы решались за столом переговоров. Дети – это не товар, а стимул, цель нашей жизни. Понятна, конечно, позиция родителей, которые заплатили деньги и требуют, чтобы у их чада всё получалось так, как им хочется. Но ребёнок в образовательном учреждении далеко не всегда ведёт себя так же, как дома. Он может и нагрубить, и повздорить с учителем, а домой придти и сказать, что его неправильно обучают. Хотя, думается, такие случаи единичны.

Кроме того, у нас есть сейчас профильные школы. И требовать в школе, специализирующейся, допустим, на гуманитарных дисциплинах, чтобы из ребёнка вырос гениальный математик… Наверное, более естественным будет перевести его в школу с математическим уклоном. Впрочем, повышенные требования родителей тоже не всегда оправданы. Конечно, развитие общества, развитие науки зачастую вызывают у людей желание видеть уже в школе вундеркиндов. Но у ребёнка должно быть детство. И стремиться на уровне школы получить уже сверхобразование… Этого тоже не нужно делать.

У нас, кстати, был подобный конфликт. Ребёнок совершенно нормально занимался, хорошо осваивал школьную программу. Но родителям хотелось чего-то большего. Учитель пытался им объяснить, что у мальчика тоже возможности не безграничны, он устаёт. Родители же, люди довольно-таки состоятельные, настаивали на своём: надо, и всё! Но когда сели, поговорили… Они согласились, что, скорее, перегибали палку. Ведь сами-то учились в обыкновенной общеобразовательной школе. Возможно, не на одни пятёрки. Но это же не помешало им успешно реализоваться в бизнесе.

Что же касается рыночных отношений… От них никуда не денешься. Да, у нас сегодня формируется рынок образовательных услуг. Родители могут выбирать, в какую школу отдать ребёнка, какие дополнительные услуги будет оказывать школа. Но ведь нужно учитывать и моральную сторону процесса. После того, как я выбрал учебное заведение, слово «рынок» должно закончиться. Потому что у ребёнка могут быть свои силы, способности, желания, наконец. Может быть, в этой школе нагрузки для него слишком велики. А может, он вообще больше склонен не к математике, как мне бы хотелось, а к гуманитарным наукам. В этом случае амбиции родителей нужно придержать, прежде всего, подумав о ребёнке.

– Кстати, о школьной программе. Часто говорят, что даже в обычных школах расписание перегружено. Между тем, периодически начинаются разговоры о введении новых предметов. Только за последнюю пару лет говорили об «Основах православной культуры», «Основах финансовых знаний», о возобновлении преподавания правоведения. Сейчас идёт острая дискуссия по поводу комплекса предметов «Духовнонравственная культура». Как родители относятся к самой идее появления новых предметов?

– Прежде всего, хочу сказать, что за время существования Совета родителей обращения к нам, связанные с перегрузкой школьного расписания, были единичными. Наоборот, бывали такие ситуации, когда в школе просто отсутствовал учитель по тому или иному предмету. И когда педагога находили, приходилось навёрстывать программу. Но и это вполне разрешимо. В целом же, не могу утверждать, что школьная программа сегодня перегружена. Скорее, всё дело в индивидуальных особенностях учеников, которые, безусловно, необходимо учитывать.

Что же касается новых предметов, то претензий к самой идее у родителей нет. Конечно, ситуация с «Духовнонравственной культурой» пока спорна. Речь идёт об очень деликатной теме, которую нужно выносить на обсуждение и грамотно доносить до родительской общественности.

Есть и другой пример. Наши родители сами поставили вопрос о том, что в школьной программе, сохранив «Основы безопасности жизнедеятельности», нужно возродить и такой предмет, как «Начальная военная подготовка». Разумеется, разделив классы на подгруппы: у мальчиков должна быть своя программа, у девочек – своя.

Так что отношение к идее введения новых дисциплин у родителей взвешенное. Если есть необходимость в таком предмете, возражений не будет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Современная школа развития
Родительский комитет Ярославской области
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Кемеровский областной родительский комитет
СМК как основа перемен
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Уральский вклад в развитие российского спорта
Родительский комитет Краснодара
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Образование: через призму двух парадигм

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ