Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу

В декабре 2017 года прошла внешняя экспертиза образовательных программ «Журналистика» и «Реклама» Университета Цзинань. Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами – Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром по оценке высшего образования Министерства образования (Китай).

Просмотров: 30

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Совместно о совместной аккредитации

КОЛЬЦОВА Дарья Олеговна

менеджер отдела аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия)

НАЦАККРЕДЦЕНТР поддерживает долговременные отношения с китайским центром-партнером. С момента

В начале декабря прошла внешняя экспертиза образовательных программ «Журналистика» и «Реклама» Университета Цзинань. Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами – Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центром по оценке высшего образования Министерства образования (Китай).

В состав комиссий, работавших в Университете Цзинань, входили 10 китайских экспертов, а также 4 российских, представлявших ведущие вузы нашей страны: декан филологического факультета РУДН, профессор В.В.Барабаш, профессор кафедры массовых коммуникаций РУДН В.Л.Музыкант, проректор по научной работе МГЛУ И.А. Гусейнова и доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки СПбГУ П.И.Рысакова. Среди членов комиссии с китайской стороны в роли экспертов выступили не только ученые ведущих вузов страны – Fudan University, Shenzhen University, Renmin University of China, но и уполномоченные профессионального сообщества по профилю аккредитуемых программ – Beijing Daily, Shenzhen Daily, Shenzhen MediaGroup, Guangming Daily.Университет Цзинань (Jinan University) – один из старейших вузов Китая. Создан в 1906 году, находится в Гуанчжоу. Входит в состав университетов-участников «Проекта 211» – государственной программы, нацеленной на продвижение ста китайских университетов на мировой уровень. Также это первый университет в Китае, который начал принимать иностранных студентов на языковые программы китайского языка, в частности, из Макао, Тайваня и Гонконга. Университет Цзинань входит в топ-150 рейтинга университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS 2017) и топ-200 рейтинга университетов Азии (QS University Rankings: Asia 2017). подписания соглашения в 2015 году успешно проведен ряд совместных оценочных процедур. Как для России, так и для Китая опыт совместной внешней экспертизы образовательных программ китайских вузов является уникальным. В России такую процедуру уже прошли два ведущих вуза страны (Дальневосточный федеральный университет и Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского). В 2016 году процедуру совместной аккредитации прошел также китайский университет (Университет международного бизнеса и экономики, Пекин).

Совместная процедура включала большую предварительную работу по согласованию стандартов и критериев. Координация всей работы комиссии проводилась представителями двух агентств. Программа аккредитации включала изучение отчетов о самообследовании, осмотр материально-технической базы, посещение занятий и многочисленные встречи с руководством вуза, преподавателями, студентами, выпускниками и работодателями.

ГУСЕЙНОВА Иннара Алиевна

проректор по научной работе Московского государственного лингвистического университета, доктор филологических наук, профессор

– Мы сотрудничали с Национальным центром профессионально-общественной аккредитации впервые, но есть вещи, которые являются определяющими с самого начала.

Во-первых, Нацаккредцентр имеет право проведения международной экспертизы наряду с аналогичными зарубежными центрами.

Во-вторых, сотрудники – профессионалы, причем высокий уровень менеджмента был задан сразу: от установления первого контакта, продолжения в ходе организации и сопровождения экспертизы – и не завершается, потому что коммуникация поддерживается и после окончания трудной экспертной работы.

Наша поездка в Гуанчжоу не стала исключением. Программа пребывания была очень насыщенной, каждый день заполнен встречами, интервью, собеседованиями и анализом огромного количества самых разнообразных документов. Основное условие международной аккредитации – это фактическое подтверждение заявленного материала в отчете по самообследованию вуза. По этой причине визуальный осмотр материально-технической базы является необходимым элементом международной аккредитации образовательной программы, в нашем случае– по журналистике. Нацаккредцентр объединил в одну экспертную группу три ведущих университета России – РУДН, МГЛУ и СПбГУ. Хотя наш рабочий день начинался ранним утром, а завершался поздним вечером, усталость не чувствовалась, было желание хорошо выполнить задачи, чтобы у китайских коллег сложилось позитивное отношение к российским экспертам, способным в сжатые сроки качественно выполнять свою работу. И, кажется, нам это удалось благодаря коллегиальности и умению работать в команде.

Любая экспертная работа способствует профессиональному росту ее исполнителя. Важно, что международная экспертиза дает возможность проявить себя и свои знания в интернациональном сообществе. Приобретенные ранее профессиональные компетенции раскрываются в полном объеме, потому что аккредитация требует навыков межкультурной коммуникации, знаний особенностей построения образовательного процесса, умения вести переговоры, задавать вопросы на иностранном языке и обобщать полученные данные в аналитическом отчете. Все это необходимо для выполнения экспертных работ международного уровня. Но самое важное– бесценный опыт общения с людьми, близкими по духу, которые одновременно являются серьезными специалистами в области университетского образования и науки.

МУЗЫКАНТ Валерий Леонидович

профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, доктор социологических наук, профессор

– Аккредитация программы – всегда дело ответственное, а если дело касается международного проекта, то ответственность двойная, если не тройная. Ведь, кроме подготовленных в срок принимающей стороной документов для аккредитации, необходим колоссальный труд, который и был, собственно, проделан Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (NCPA, Russia). Подготовка шла не один месяц, и мне как участнику этого процесса было доверено участвовать в совместной международной аккредитации программы «Реклама школы журналистики и коммуникаций» университета Jinan (JNU), известного с 1906 года как Jinan School провинции Гуанчжоу KHP, с целью определения качества образовательного процесса и его соответствия самым высоким международным стандартам.

Отмечу, что протокольная часть мероприятия заслуживает детального рассмотрения. Университет, расположенный в городе с 14-миллионным населением, является крупнейшим образовательным центром юга КНР. Попасть сюда на учебу – огромная честь для молодых китайцев. Всеобщая атмосфера знаний и стремления к цифровому будущему – отличительные черты всей китайской молодежи, но студенты, с которыми довелось пообщаться в ходе аккредитации, оказались настоящими фанатами знаний. Было очевидно, что это не красивая картинка к аккредитации, это образ жизни студента, преподавателя и выпускника JNU. Кстати, официальная статистка свидетельствует о стопроцентном трудоустройстве выпускников университета, тогда как по стране эта цифра составляет 94%.

Конечно, хочется рассказывать о людях, а не многочисленных опросных листах и другом инст­рументарии, являющемся необходимым атрибутом международных аккредитаций. Это, прежде всего, профессионалы: преподаватели и руководство университета, с которыми проводились собеседования, студенты и выпускники университета, обслуживающий персонал лабораторий и научной библиотеки. Примечательно, что работодатели в ходе глубинных интервью выступили с инициативой учредить именные стипендии студентам, что явилось приятным сюрпризом для руководства JNU.

Будет справедливым отметить ряд программ и назвать имена китайских коллег, кто ежедневным трудом заинтересовывает молодое поколение страны: профессор Lin Aijun (курс «Laws and Ethics, Journalism Department Communication), профессор Chen Guanguao (курс Market Research) профессор Chen Yunbo (Advertising MediaResearch), профессор Xing Liang (курс Вrand Strategy and Management) и другие. Это не просто громкая похвала. Поскольку я сам веду подобные предметы, то профессиональная и всесторонне взвешенная оценка моих китайских коллег, преподающих курс «Реклама», анализ выпускных аттестационных и творческих работ показали уровень, достойный современных вызовов цифровой экономики. Поэтому не удивляет, что аккредитуемая программа заняла в 2015-2016 годах, по данным Центра оценки образовательных программ КНР (Research Center for Chinese Science Evaluation), 7-е место среди подобных программ в Поднебесной.

Двадцать лет назад я первым в России защитил докторскую диссертацию по рекламной проблематике «Реклама как социальный институт». Анализируя пройденный нашей страной путь и экстраполируя российский опыт на китайский рекламный рынок, отчетливо видишь существующие сходства и различия, требующие, безусловно, дальнейшего детального изучения. Аккредитация обнажила и слабые места, которые трудно было выявить китайским коллегам собственными силами. Это, прежде всего, определенная замкнутость на внутренней проблематике и недостаток интернационализации, частично компенсируемый приглашением иност­ранных специалистов. Об этом неоднократно говорили и китайские эксперты, представлявшие крупнейшие китайские университеты и СМИ Китая.

Что дальше? Изучение и продолжение аналитических наработок с китайскими коллегами через научные обмены, программы студенческой мобильности, совместные научные публикации, участие в образовательных программах БРИКС, начало которым, кстати, было положено и в ходе проведенной аккредитации.

БАРАБАШ Виктор Владимирович

декан филологического факультета Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, профессор

– Следует признать, что вуз произвел очень хорошее впечатление: огромный кампус, ухоженная территория, разветвленная инфраструктура, великолепное техническое оснащение, современная и, главное, заполненная студентами библиотека, мотивированные на получение знаний студенты, квалифицированный преподавательский состав. Неслучайно, вуз входит в пятерку лучших университетов по направлению «Журналистика». В этой связи выбор Национальным аккредагентством КНР именно Цзинаньского университета в качестве пионера по международной аккредитации направления «Журналистика» совершенно оправдан.

С точки зрения организации процедуры аккредитации,  университет заслуживает наивысших оценок. Штат помощников, состоящий из аспирантов и молодых преподавателей, был готов предоставить по просьбе эксперта любые материалы, связаться тут же с любым представителем администрации. Причем, в силу сжатых сроков, работа зачастую затягивалась до позднего вечера (финальный доклад распечатывался во втором часу ночи), но нам всегда было к кому обратиться за помощью. Вуз позиционирует себя как международный, и тут экспертам из-за рубежа было что предложить в качестве рекомендаций, чтобы заявленная миссия в скором время стала реальной.

РУДН и Цзинаньский университет связывает договор о сотрудничестве от 2003 года. За это время уже сотни российских и китайских студентов занимались по программам включенного обучения в обоих вузах. Очень приятно было встретить среди администрации, преподавателей, выпускников и нынешних студентов тех, кто учился или приезжал с визитом в РУДН. К сожалению, до этого момента у меня не было возможности побывать в вузе-партнере. Поэтому согласие на участие в процедуре аккредитации – это, с одной стороны, удовлетворение любопытства, действительно ли Цзинаньский университет так хорош, как описывали его коллеги, с другой стороны – в ходе контактов с руководством университета удалось обсудить новые формы взаимодействия вузов. Была подготовлена и подписана рабочая программа сотрудничества между филологическим факультетом РУДН и Школой журналистики и коммуникаций Цзинаньского университета, предусматривающая, например, кроме традиционных форм сотрудничества, создание совместного мультимедийного центра по информационной поддержке телеканала BRICS. Кстати, сюжет о совместной аккредитации уже готовится к выходу.

ДЖОУ Айцзюнь

заместитель директора Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР (HEEC)

– Развитие мобильности студентов и преподавателей – один из ведущих аспектов международного сотрудничества, который становится в настоящее время трендом по всему миру. Совместная международная аккредитация, проводимая Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и Центром по оценке высшего образования Министерства образования КНР (HEEC), создает идеальную платформу для взаимного международного признания систем образования двух стран.

Совместная работа по аккредитации образовательных программ между Нацаккредцентром и HEEC длится уже третий год. За это время аккредитацию прошли 14 образовательных программ в 5 ведущих вузах России и Китая. Образовательные программы, успешно прошедшие подобную процедуру, были удостоены международных свидетельств и получили признание и с китайской, и российской стороны.

В декабре 2017 года один из старейших вузов Китая, Университет Цзинань, вышел с инициативой прохождения независимой оценки образовательных программ в рамках совместной аккредитации с участием российских специалистов из ведущих вузов страны.

В настоящее время вузы Китая проявляют огромный интерес в прохождении совместных процедур с Национальным центром профессионально-общественной аккредитации. Мы искренне верим, что предыдущий опыт сотрудничества между двумя центрами может быть продолжен в более глубокой и долгосрочной перспективе и привнесет огромный вклад в российско-китайские отношения в области гарантии качества в высшем образовании.

ЛИНЬ Жу Пэн

вице-президент Университета Цзинань

– Совместная экспертиза способствует развитию образовательных программ и образовательной организации в целом. Программы получают возможность проверить качество на высоком международном уровне и получить рекомендации лучших зарубежных экспертов. И самое главное – результаты такой экспертизы подтверждаются свидетельствами о совместной аккредитации двух стран.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ао-100, международная аккредитация, аккредитация в образовании, нацаккредцентр, галина мотова, владимир наводнов, международное сотрудничество

Похожие материалы:
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Россия вошла в Европейский реестр гарантии качества образования
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Бордюрные камни госаккредитации
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#106Новый виток развития колледжа
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#101Нацаккредсовет принял решение по аккредитации программ Университета Цзинань
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов