Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Россакредагентство – член ENQA

На ежегодной Генеральной ассамблее в Барселоне было утверждено решение Правления ENQA о признании Россакредагенства полным членом этой организации.

Просмотров: 2040

Барселона: приоритеты ENQA одобрены

Г.Н. Мотова, доктор педагогических наук, заместитель директора Национального аккредитационного агентства

В конце сентября в Барселоне (Испания) состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования ENQA. На ней было утверждено решение Правления ENQA о признании Росаккредагентства полным членом этой организации, а значит, и о признании европейским экспертным сообществом.

Круг вопросов, обсуждавшихся на ассамблее, был предопределен состоявшейся в конце апреля в Левене конференцией министров образования стран-участниц Болонского процесса  – это подведение итогов десятилетних усилий по реализации Болонских соглашений и планы на будущее. Большинство выступлений посвящалось вопросам гарантии качества высшего образования в Европе и будущим приоритетным направлениям деятельности ENQA:

  • объединению усилий всех структур по гарантии качества, действующих в Европе, на которые, так или иначе, оказывает влияние ENQA, имея в своем составе 48 членов из 23 стран;
  • новой политической функции ENQA как консультативного органа группы по сопровождению Болонского процесса (Bologna Follow – Up Group);
  • новым вызовам для систем гарантии качества в изменяющемся мире, включая такие новые формы образования, как e-leaning, транснациональное образование, обучение в течение всей жизни, а также имея в виду новые требования политиков и общественности в отношении полезности образования для трудоустройства выпускников и их работодателей; все это требует как обновления форм образования, так и методов аккредитации; как результат происходящего, 27 агентств разработали и внедрили соответствующие изменения в моделях аккредитации, критериях и методах оценки;
  • распространению механизмов гарантии качества высшего образования в Европе, которое, в свою очередь, предполагает серьезное обсуждение проблемы баланса между необходимостью сохранения национальных систем и традиций высшего образования и введением жестких европейских требований;
  • взаимосвязи между гарантией качества и новыми информационными инициативами, способствующими большей прозрачности – такими как рейтинг, формирование баз данных учреждений высшего образования Европы.

В последние годы Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA вышла на новый уровень взаимоотношений с европейскими структурами, усилив свое политическое влияние в Европе. Она стала серьезным игроком в реализации Болонского процесса как организация, вызывающая доверие и способствующая развитию высшего образования. По мнению президента ENQA Бруно Кюрваля, сегодня от деятельности ассоциации ожидают очень многого: разработки не только механизма признания и гарантии качества образования, но и механизма управления и развития высшего образования.

Новый статус системы гарантии качества прописан целым рядом документов. Министры образования в Левенском коммюнике (п. 22) еще раз подтвердили, что «гарантия качества и признание [дипломов] остаются нашим приоритетом». Отчет Европейской комиссии призывает, чтобы агентства были готовы (и им должно быть разрешено) к деятельности вне своих национальных систем гарантии качества. Послание ENQA к конференции министров в Левене содержало рекомендацию о том, что «в системе
внешней гарантии качества должно быть достигнуто взаимопонимание всех национальных структур: учреждений высшего образования, агентств гарантии качества и правительств; и оно должно быть основано на ясном понимании их роли и ответственности, уважении институциональной автономии и независимости аккредитационных агентств» (ENQA position paper).

Особое внимание к деятельности Ассоциации и ее членов налагает особую ответственность и предоставляет особые права. Высшей мерой доверия к деятельности агентств является их включение в Европейский реестр агентств гарантии качества (European Quality Assurance Register).

Идея создания Европейского реестра агентств EQAR, озвученная впервые в 2003 году, поддержанная в 2005-м, одобренная министрами образования в 2007-м и, наконец, реализованная в 2008 году, должна способствовать:

  • студенческой мобильности, обеспечивая повышение доверия к учреждениям высшего образования;
  • ограничению возможности для «фабрик по выдаче дипломом» в получении прибыли;
  • приданию легитимной основы для правительств предоставлять право высшим учебным заведениям выбора любого агентства, включенного в реестр, и приводить в соответствие национальные нормативные акты;
  • предоставлению возможности высшим учебным заведениям выбирать между различными агентствами, в соответствии с национальными нормативными актами;
  • созданию инструмента гарантии качества деятельности аккредитационных агентств и обеспечению взаимного доверия между ними.

В своем выступлении на ассамблее Бруно Кюрваль определил приоритеты ENQA на 2010 и последующие годы (сделав акценты на выделенных положениях. – Прим. ред.):

  1. Дальнейшее распространение Европейских стандартов и рекомендации для гарантии качества высшего образования ESG, разъяснение и интерпретация терминов и специфики отдельных стандартов и рекомендаций. Первый цикл независимых внешних экспертиз членов ENQA на соответствие стандартам деятельности аккредитационных агентств должен быть завершен до конца 2010 года.
  2. Установление и активизация сотрудничества между аккредитационными агентствами в Европейском пространстве и за его пределами, продолжение диалога в Группе Е4 по вопросам качества и успешности, который чрезвычайно важен для ENQA, для всех причастных к этим вопросам лиц и для общественности в целом.
  3. В процедурах внешней гарантии качества должно уделяться больше внимания структурам квалификаций, в целом, и предполагаемым результатам обучения, в частности, и оценке реальных знаний и навыков. А также, с учетом изменений системы высшего образования, эти процессы должны быть ориентированы на признание предыдущего образования. ENQA организует специальные семинары для обсуждения этих рекомендаций и помощи своим членам по разработке наиболее эффективных методов оценки квалификаций и оценки признания предыдущего образования во внешних процедурах гарантии качества.
  4. ENQA рассматривает цели Европейского пространства высшего образования по интернационализации и повышению мобильности, с точки зрения того, как они могут учитываться в процедурах внешней гарантии качества, проводимых агентствами. ENQA приложит особые усилия для изучения специфики оценки транснационального образования и особенно для обеспечения внешней гарантии качества совместных международных образовательных программ.
  5. ENQA принимает Соглашение по обеспечению обучения в течение всей жизни Европейской ассоциации университетов и заинтересовано в участии и развитии этого направления. ENQA исследует возможные методы оценки качества такого обучения через проекты со всеми заинтересованными сторонами.
  6. ENQA осознает, что неуклонно растет интерес среди студентов, всех причастных к образованию лиц и, в целом, общественности к получению доступной, детальной и достоверной информации о качестве отдельных образовательных программ, факультетов и учреждений высшего образования. ENQA предоставит информационные ресурсы и постарается выработать эффективные формы поддержки деятельности своих членов по распространению информации.
  7. ENQA, как и раньше, продолжит работу по повышению квалификации сотрудников аккредитационных агентств-членов ENQA и специалистов по гарантии качества в целом. Деятельность по организации семинаров, распространению положительного опыта, созданию банка идей и информационного пространства останется на повестке дня.
  8. ENQA отмечает растущее число примеров, когда результаты процедур внешней гарантии качества используются третьими лицами с целями, которые ранее не предполагались. Всякое несоответствие между процедурой и полученными результатами потенциально компрометирует их полезность для внешней гарантии качества. ENQA будет развивать деятельность, направленную на повышение осведомленности всех партнеров и причастных лиц о том, что следует ожидать от правильных механизмов гарантии качества, и в какой мере эти результаты могут быть надежными.

На ассамблее впервые был поднят вопрос о возможном взаимодействии
систем гарантии качества и рейтинга. Эти системы всегда имели и имеют разные концепции и разные цели. Если рейтинг определяет лучших и показывает место каждой структурной единицы (образовательной программы, факультета, вуза) в ряду подобных ей, то система гарантии качества определяет, можно или нельзя доверять их качеству, соответствует или нет качество образованиянациональным и международным стандартам.

И этим разница в подходах не ограничивается. Рейтинг определяет место структурной единицы относительно других на основе использования математических методов и дает конкретный статичный результат, выраженный числом. В системе гарантии качества более важны не выявление места, а сильные стороны, присущие системе в целом (включая показатели условий, процесса и результата деятельности), а также рекомендации по дальнейшему совершенствованию. Для рейтинга используется информация, полученная из независимых источников или обычно из самого вуза без проведения внешней экспертизы. В системе гарантии качества информация поступает из отчета по самообследованию и почти всегда проходит проверку внешней экспертной комиссией.

Составители рейтингов и сами хорошо понимают его слабые стороны. Он не может быть всеобъемлющим, поскольку обеспечивает неполную и сиюминутную картину маленького сегмента в быстро меняющейся сфере. Рейтинг применяет методологию «одну на всех», не принимая во внимание значительные различия в системах высшего образования в Европе. При составлении рейтингов информация о методах получения данных и методах их обработки часто остается закрытой. Даже если составители рейтинга используют объективные данные, их выбор и интерпретация – всегда субъективное решение, а значит, и результат рейтинга всегда субъективен. Кроме того, использование только метрических методов при составлении рейтинга не учитывает миссии вуза, его роли в системе образования. Но и для самих вузов рейтинг привлекателен только в качестве возможности повышения их репутации и престижа. Именно поэтому существующие рейтинги благоволят к старым, большим англо-саксонским университетам и исследовательским вузам с числом студентов не менее 24 тыс. и 2 млрд. годового бюджета.
Однако, по большому счету, и рейтинг, и гарантия качества – внешние системы оценки деятельности вузов. И для некоторых вузов погоня за лидером сама по себе становится мощным стимулом к развитию. А «одна мерка для всех» – чем не основа для сравнительного подхода и дальнейшего развития технологии бенч-маркинга, который столь популярен в системах гарантии качества?

В своем выступлении Тиа Луккола (Tia Loukkola) отметила возможности смягчения критики в отношении рейтинга. Для этого необходимо учитывать разнообразие вузов, их миссию и задачи, использовать более понятную и прозрачную методологию, сместить акценты на оценку результатов, а не условий образовательного процесса, по возможности использовать достоверные и проверяемые данные, а также обеспечить пользователей ясным пониманием всех факторов, определивших вес и место вуза в рейтинге.

От имени Европейской комиссии Робин Ван Юперен (Robin van Ijperen) представил Отчет о развитии системы гарантии качества в высшем образовании (Progress Report on Quality Assurance in Higher Education). Он подготовлен специально для Европейского совета, Европарламента, Европейского социально-экономического комитета и Комитета регионов. Главной идеей является то, что гарантия качества является важной частью процесса модернизации высшего образования и Болонского процесса, вносит существенный вклад для придания европейскому высшему образованию большей привлекательности, доверия и прозрачности. В связи с глобализацией, экономической интеграцией, активизацией академической и профессиональной мобильности усиливается необходимость оценки и признания квалификаций, полученных за рубежом. А также опасность, исходящая от так называемых «фабрик по выдаче дипломов», ставит под угрозу уже не только безопасность граждан отдельной страны, но всей Европы.

Европейская комиссия уже дважды – в 1998 и 2006 годах – посвящала специальные доклады («Рекомендации») по вопросам гарантии качества в высшем образовании. В первом документе странам-участницам Болонского процесса рекомендовалось поддержать создание прозрачных систем гарантии качества. Во втором – поддержать сотрудничество в сфере гарантии качества высшего образования. Кроме того, в рекомендациях 2006 года отмечалась необходимость внедрения и развития внутренних систем качества в вузах, необходимость применения аккредитационными агентствами Европейских стандартов и рекомендаций (ESG), приглашение представителей государственных органов управления образованием, высших учебных заведений, аккредитационных агентств вместе с социальными партнерами учредить Европейский реестр аккредитационных агентств. По мнению Еврокомиссии, такой реестр позволил бы вузам выбирать аккредитационные агентства из числа внесенных в реестр, исходя из своих потребностей и профиля, и получать аккредитацию за рубежом.

Еврокомиссия признает, что основная ответственность за качество образования остается за вузом, а ведущей задачей внутренних систем гарантии качества является мониторинг и повышение качества как условие формирования действительной культуры качества. Но обеспечивать информацию об ответственно работающих вузах должны независимые внешние экспертные организации – аккредитационные агентства.

В вышеозначенном отчете отмечены основные достижения на национальном уровне, которые связаны со значительным усилением инфраструктуры гарантии качества: почти во всех 4 6 странах Европы сегодня действуют аккредитационные агентства, вместе с тем имеющие различия в размерах, объеме деятельности, целях, функциях, международной активности. Серьезным достижением последних лет является также повсеместное распространение европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества: тысячи людей – академическое сообщество, эксперты, студенты, представители бизнеса и общественности – вовлечены в процедуры самообследования и внешней экспертизы качества образования в вузах. На европейском уровне достижения в сфере гарантии качества связаны с активизацией деятельности сетей и ассоциации аккредитационных агентств, ростом числа их членов. Так, Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA, созданная в 2000 году, сегодня насчитывает 8 полных членов (включая Росаккредагентство) из 23 стран (включая Россию). Долгожданным достижением стало и создание Европейского реестра агентств гарантии качества, в который сегодня включены 9 полных членов ENQA, хотя до сих пор нет четкого понимания, будет ли государственными органами управления признаваться аккредитация вуза выбранным из реестра агентством: как у себя в стране, так и в других европейских странах.

В отчете еще раз прописаны условия для эффективного функционирования «европейской системы качества»:

  1. вузы должны иметь право на получение зарубежного «знака качества»;
  2. агентства должны быть способны и им должно быть разрешено работать вне пределов своей страны;
  3. национальные правительства и аккредитационные агентства обязаны признавать агентства других стран, включенные в реестр, и их результаты.

Среди международных достижений в сфере гарантии качества отчет отмечает широкое представительство европейских аккредитационных агентств в Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании – INQAAHE, растущее число международных рейтингов университетов. Несмотря на критику академической общественности в отношении рейтингов, они являются полезным инструментом для сравнения вузов и их программ. Еврокомиссия в настоящее время прилагает серьезные усилия к разработке нового многоаспектного глобального рейтинга университетов.

В качестве тенденций развития сферы гарантии качества в Европе Еврокомиссия отмечает расширение ее инфраструктуры, включая определенные риски, связанные со значительным ростом числа новых аккредитационных агентств; предполагает большую эффективность и прозрачность такой инфраструктуры гарантии качества для пользователей при постоянной демонстрации независимости деятельности агентств, их профессионализма и добросовестности; создание Европейского перечня вузов и программ, прошедших экспертизу агентствами из числа включенных в Европейский реестр.

Кроме того, необходима бóльшая согласованность Европейских стандартов и рекомендаций с основными направлениями Болонского процесса (трехцикловая система, система зачетных единиц, европейское приложение к диплому и т.д.), стимулирование создания трансграничных систем гарантии качества посредством активной деятельности агентств вне границ своей страны и подписанием ими соглашений о взаимном признании, введение Европейского знака качества по отдельным предметным областям, разработка принципов признания (аккредитации) совместных и двойных программ и степеней.

В качестве главной перспективной задачи Еврокомиссия видит создание реальной европейской системы гарантии качества в высшем образовании. Это позволит сравнивать качество вузов и образовательных программ, повысит прозрачность качества деятельности вузов, тем самым принося значительную пользу всем пользователям. Именно такой подход был подчеркнут в документах 1-го Политического форума в Левьен-ла-Ньев (апрель, 2009), где гарантия качества высшего образования рассматривается как основа для реального сотрудничества между 6 странами, поддержавшими Болонский процесс, и мировым сообществом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Гарантия качества высшего образования
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Азиатско-Тихоокеанская сеть качества
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ