Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Россакредагентство – член ENQA

На ежегодной Генеральной ассамблее в Барселоне было утверждено решение Правления ENQA о признании Россакредагенства полным членом этой организации.

Просмотров: 1932

Барселона: приоритеты ENQA одобрены

Г.Н. Мотова, доктор педагогических наук, заместитель директора Национального аккредитационного агентства

В конце сентября в Барселоне (Испания) состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования ENQA. На ней было утверждено решение Правления ENQA о признании Росаккредагентства полным членом этой организации, а значит, и о признании европейским экспертным сообществом.

Круг вопросов, обсуждавшихся на ассамблее, был предопределен состоявшейся в конце апреля в Левене конференцией министров образования стран-участниц Болонского процесса  – это подведение итогов десятилетних усилий по реализации Болонских соглашений и планы на будущее. Большинство выступлений посвящалось вопросам гарантии качества высшего образования в Европе и будущим приоритетным направлениям деятельности ENQA:

  • объединению усилий всех структур по гарантии качества, действующих в Европе, на которые, так или иначе, оказывает влияние ENQA, имея в своем составе 48 членов из 23 стран;
  • новой политической функции ENQA как консультативного органа группы по сопровождению Болонского процесса (Bologna Follow – Up Group);
  • новым вызовам для систем гарантии качества в изменяющемся мире, включая такие новые формы образования, как e-leaning, транснациональное образование, обучение в течение всей жизни, а также имея в виду новые требования политиков и общественности в отношении полезности образования для трудоустройства выпускников и их работодателей; все это требует как обновления форм образования, так и методов аккредитации; как результат происходящего, 27 агентств разработали и внедрили соответствующие изменения в моделях аккредитации, критериях и методах оценки;
  • распространению механизмов гарантии качества высшего образования в Европе, которое, в свою очередь, предполагает серьезное обсуждение проблемы баланса между необходимостью сохранения национальных систем и традиций высшего образования и введением жестких европейских требований;
  • взаимосвязи между гарантией качества и новыми информационными инициативами, способствующими большей прозрачности – такими как рейтинг, формирование баз данных учреждений высшего образования Европы.

В последние годы Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA вышла на новый уровень взаимоотношений с европейскими структурами, усилив свое политическое влияние в Европе. Она стала серьезным игроком в реализации Болонского процесса как организация, вызывающая доверие и способствующая развитию высшего образования. По мнению президента ENQA Бруно Кюрваля, сегодня от деятельности ассоциации ожидают очень многого: разработки не только механизма признания и гарантии качества образования, но и механизма управления и развития высшего образования.

Новый статус системы гарантии качества прописан целым рядом документов. Министры образования в Левенском коммюнике (п. 22) еще раз подтвердили, что «гарантия качества и признание [дипломов] остаются нашим приоритетом». Отчет Европейской комиссии призывает, чтобы агентства были готовы (и им должно быть разрешено) к деятельности вне своих национальных систем гарантии качества. Послание ENQA к конференции министров в Левене содержало рекомендацию о том, что «в системе
внешней гарантии качества должно быть достигнуто взаимопонимание всех национальных структур: учреждений высшего образования, агентств гарантии качества и правительств; и оно должно быть основано на ясном понимании их роли и ответственности, уважении институциональной автономии и независимости аккредитационных агентств» (ENQA position paper).

Особое внимание к деятельности Ассоциации и ее членов налагает особую ответственность и предоставляет особые права. Высшей мерой доверия к деятельности агентств является их включение в Европейский реестр агентств гарантии качества (European Quality Assurance Register).

Идея создания Европейского реестра агентств EQAR, озвученная впервые в 2003 году, поддержанная в 2005-м, одобренная министрами образования в 2007-м и, наконец, реализованная в 2008 году, должна способствовать:

  • студенческой мобильности, обеспечивая повышение доверия к учреждениям высшего образования;
  • ограничению возможности для «фабрик по выдаче дипломом» в получении прибыли;
  • приданию легитимной основы для правительств предоставлять право высшим учебным заведениям выбора любого агентства, включенного в реестр, и приводить в соответствие национальные нормативные акты;
  • предоставлению возможности высшим учебным заведениям выбирать между различными агентствами, в соответствии с национальными нормативными актами;
  • созданию инструмента гарантии качества деятельности аккредитационных агентств и обеспечению взаимного доверия между ними.

В своем выступлении на ассамблее Бруно Кюрваль определил приоритеты ENQA на 2010 и последующие годы (сделав акценты на выделенных положениях. – Прим. ред.):

  1. Дальнейшее распространение Европейских стандартов и рекомендации для гарантии качества высшего образования ESG, разъяснение и интерпретация терминов и специфики отдельных стандартов и рекомендаций. Первый цикл независимых внешних экспертиз членов ENQA на соответствие стандартам деятельности аккредитационных агентств должен быть завершен до конца 2010 года.
  2. Установление и активизация сотрудничества между аккредитационными агентствами в Европейском пространстве и за его пределами, продолжение диалога в Группе Е4 по вопросам качества и успешности, который чрезвычайно важен для ENQA, для всех причастных к этим вопросам лиц и для общественности в целом.
  3. В процедурах внешней гарантии качества должно уделяться больше внимания структурам квалификаций, в целом, и предполагаемым результатам обучения, в частности, и оценке реальных знаний и навыков. А также, с учетом изменений системы высшего образования, эти процессы должны быть ориентированы на признание предыдущего образования. ENQA организует специальные семинары для обсуждения этих рекомендаций и помощи своим членам по разработке наиболее эффективных методов оценки квалификаций и оценки признания предыдущего образования во внешних процедурах гарантии качества.
  4. ENQA рассматривает цели Европейского пространства высшего образования по интернационализации и повышению мобильности, с точки зрения того, как они могут учитываться в процедурах внешней гарантии качества, проводимых агентствами. ENQA приложит особые усилия для изучения специфики оценки транснационального образования и особенно для обеспечения внешней гарантии качества совместных международных образовательных программ.
  5. ENQA принимает Соглашение по обеспечению обучения в течение всей жизни Европейской ассоциации университетов и заинтересовано в участии и развитии этого направления. ENQA исследует возможные методы оценки качества такого обучения через проекты со всеми заинтересованными сторонами.
  6. ENQA осознает, что неуклонно растет интерес среди студентов, всех причастных к образованию лиц и, в целом, общественности к получению доступной, детальной и достоверной информации о качестве отдельных образовательных программ, факультетов и учреждений высшего образования. ENQA предоставит информационные ресурсы и постарается выработать эффективные формы поддержки деятельности своих членов по распространению информации.
  7. ENQA, как и раньше, продолжит работу по повышению квалификации сотрудников аккредитационных агентств-членов ENQA и специалистов по гарантии качества в целом. Деятельность по организации семинаров, распространению положительного опыта, созданию банка идей и информационного пространства останется на повестке дня.
  8. ENQA отмечает растущее число примеров, когда результаты процедур внешней гарантии качества используются третьими лицами с целями, которые ранее не предполагались. Всякое несоответствие между процедурой и полученными результатами потенциально компрометирует их полезность для внешней гарантии качества. ENQA будет развивать деятельность, направленную на повышение осведомленности всех партнеров и причастных лиц о том, что следует ожидать от правильных механизмов гарантии качества, и в какой мере эти результаты могут быть надежными.

На ассамблее впервые был поднят вопрос о возможном взаимодействии
систем гарантии качества и рейтинга. Эти системы всегда имели и имеют разные концепции и разные цели. Если рейтинг определяет лучших и показывает место каждой структурной единицы (образовательной программы, факультета, вуза) в ряду подобных ей, то система гарантии качества определяет, можно или нельзя доверять их качеству, соответствует или нет качество образованиянациональным и международным стандартам.

И этим разница в подходах не ограничивается. Рейтинг определяет место структурной единицы относительно других на основе использования математических методов и дает конкретный статичный результат, выраженный числом. В системе гарантии качества более важны не выявление места, а сильные стороны, присущие системе в целом (включая показатели условий, процесса и результата деятельности), а также рекомендации по дальнейшему совершенствованию. Для рейтинга используется информация, полученная из независимых источников или обычно из самого вуза без проведения внешней экспертизы. В системе гарантии качества информация поступает из отчета по самообследованию и почти всегда проходит проверку внешней экспертной комиссией.

Составители рейтингов и сами хорошо понимают его слабые стороны. Он не может быть всеобъемлющим, поскольку обеспечивает неполную и сиюминутную картину маленького сегмента в быстро меняющейся сфере. Рейтинг применяет методологию «одну на всех», не принимая во внимание значительные различия в системах высшего образования в Европе. При составлении рейтингов информация о методах получения данных и методах их обработки часто остается закрытой. Даже если составители рейтинга используют объективные данные, их выбор и интерпретация – всегда субъективное решение, а значит, и результат рейтинга всегда субъективен. Кроме того, использование только метрических методов при составлении рейтинга не учитывает миссии вуза, его роли в системе образования. Но и для самих вузов рейтинг привлекателен только в качестве возможности повышения их репутации и престижа. Именно поэтому существующие рейтинги благоволят к старым, большим англо-саксонским университетам и исследовательским вузам с числом студентов не менее 24 тыс. и 2 млрд. годового бюджета.
Однако, по большому счету, и рейтинг, и гарантия качества – внешние системы оценки деятельности вузов. И для некоторых вузов погоня за лидером сама по себе становится мощным стимулом к развитию. А «одна мерка для всех» – чем не основа для сравнительного подхода и дальнейшего развития технологии бенч-маркинга, который столь популярен в системах гарантии качества?

В своем выступлении Тиа Луккола (Tia Loukkola) отметила возможности смягчения критики в отношении рейтинга. Для этого необходимо учитывать разнообразие вузов, их миссию и задачи, использовать более понятную и прозрачную методологию, сместить акценты на оценку результатов, а не условий образовательного процесса, по возможности использовать достоверные и проверяемые данные, а также обеспечить пользователей ясным пониманием всех факторов, определивших вес и место вуза в рейтинге.

От имени Европейской комиссии Робин Ван Юперен (Robin van Ijperen) представил Отчет о развитии системы гарантии качества в высшем образовании (Progress Report on Quality Assurance in Higher Education). Он подготовлен специально для Европейского совета, Европарламента, Европейского социально-экономического комитета и Комитета регионов. Главной идеей является то, что гарантия качества является важной частью процесса модернизации высшего образования и Болонского процесса, вносит существенный вклад для придания европейскому высшему образованию большей привлекательности, доверия и прозрачности. В связи с глобализацией, экономической интеграцией, активизацией академической и профессиональной мобильности усиливается необходимость оценки и признания квалификаций, полученных за рубежом. А также опасность, исходящая от так называемых «фабрик по выдаче дипломов», ставит под угрозу уже не только безопасность граждан отдельной страны, но всей Европы.

Европейская комиссия уже дважды – в 1998 и 2006 годах – посвящала специальные доклады («Рекомендации») по вопросам гарантии качества в высшем образовании. В первом документе странам-участницам Болонского процесса рекомендовалось поддержать создание прозрачных систем гарантии качества. Во втором – поддержать сотрудничество в сфере гарантии качества высшего образования. Кроме того, в рекомендациях 2006 года отмечалась необходимость внедрения и развития внутренних систем качества в вузах, необходимость применения аккредитационными агентствами Европейских стандартов и рекомендаций (ESG), приглашение представителей государственных органов управления образованием, высших учебных заведений, аккредитационных агентств вместе с социальными партнерами учредить Европейский реестр аккредитационных агентств. По мнению Еврокомиссии, такой реестр позволил бы вузам выбирать аккредитационные агентства из числа внесенных в реестр, исходя из своих потребностей и профиля, и получать аккредитацию за рубежом.

Еврокомиссия признает, что основная ответственность за качество образования остается за вузом, а ведущей задачей внутренних систем гарантии качества является мониторинг и повышение качества как условие формирования действительной культуры качества. Но обеспечивать информацию об ответственно работающих вузах должны независимые внешние экспертные организации – аккредитационные агентства.

В вышеозначенном отчете отмечены основные достижения на национальном уровне, которые связаны со значительным усилением инфраструктуры гарантии качества: почти во всех 4 6 странах Европы сегодня действуют аккредитационные агентства, вместе с тем имеющие различия в размерах, объеме деятельности, целях, функциях, международной активности. Серьезным достижением последних лет является также повсеместное распространение европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества: тысячи людей – академическое сообщество, эксперты, студенты, представители бизнеса и общественности – вовлечены в процедуры самообследования и внешней экспертизы качества образования в вузах. На европейском уровне достижения в сфере гарантии качества связаны с активизацией деятельности сетей и ассоциации аккредитационных агентств, ростом числа их членов. Так, Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA, созданная в 2000 году, сегодня насчитывает 8 полных членов (включая Росаккредагентство) из 23 стран (включая Россию). Долгожданным достижением стало и создание Европейского реестра агентств гарантии качества, в который сегодня включены 9 полных членов ENQA, хотя до сих пор нет четкого понимания, будет ли государственными органами управления признаваться аккредитация вуза выбранным из реестра агентством: как у себя в стране, так и в других европейских странах.

В отчете еще раз прописаны условия для эффективного функционирования «европейской системы качества»:

  1. вузы должны иметь право на получение зарубежного «знака качества»;
  2. агентства должны быть способны и им должно быть разрешено работать вне пределов своей страны;
  3. национальные правительства и аккредитационные агентства обязаны признавать агентства других стран, включенные в реестр, и их результаты.

Среди международных достижений в сфере гарантии качества отчет отмечает широкое представительство европейских аккредитационных агентств в Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании – INQAAHE, растущее число международных рейтингов университетов. Несмотря на критику академической общественности в отношении рейтингов, они являются полезным инструментом для сравнения вузов и их программ. Еврокомиссия в настоящее время прилагает серьезные усилия к разработке нового многоаспектного глобального рейтинга университетов.

В качестве тенденций развития сферы гарантии качества в Европе Еврокомиссия отмечает расширение ее инфраструктуры, включая определенные риски, связанные со значительным ростом числа новых аккредитационных агентств; предполагает большую эффективность и прозрачность такой инфраструктуры гарантии качества для пользователей при постоянной демонстрации независимости деятельности агентств, их профессионализма и добросовестности; создание Европейского перечня вузов и программ, прошедших экспертизу агентствами из числа включенных в Европейский реестр.

Кроме того, необходима бóльшая согласованность Европейских стандартов и рекомендаций с основными направлениями Болонского процесса (трехцикловая система, система зачетных единиц, европейское приложение к диплому и т.д.), стимулирование создания трансграничных систем гарантии качества посредством активной деятельности агентств вне границ своей страны и подписанием ими соглашений о взаимном признании, введение Европейского знака качества по отдельным предметным областям, разработка принципов признания (аккредитации) совместных и двойных программ и степеней.

В качестве главной перспективной задачи Еврокомиссия видит создание реальной европейской системы гарантии качества в высшем образовании. Это позволит сравнивать качество вузов и образовательных программ, повысит прозрачность качества деятельности вузов, тем самым принося значительную пользу всем пользователям. Именно такой подход был подчеркнут в документах 1-го Политического форума в Левьен-ла-Ньев (апрель, 2009), где гарантия качества высшего образования рассматривается как основа для реального сотрудничества между 6 странами, поддержавшими Болонский процесс, и мировым сообществом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, качество образования, ENQA, международное сотрудничество, росаккредагентство, подробности, ао-34

Похожие материалы:
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
ENQA: российский опыт в европейском документе
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Азиатско-Тихоокеанская сеть качества
Гарантия качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#99ТИСБИ – предпринимательский университет на основе социальной ответственности
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#97Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль