Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Николай Володин: о реформах медицинского образования

Требования к качеству подготовки врачей растут с каждым годом, идет внедрение новых технологий, но, тем не менее, многие студенты и врачи считают, что образовательные программы в медицинских вузах расходятся с лечебной практикой.

Просмотров: 3157

Специалист с доброй душой и широким кругозором

Таким, по мнению академика РАМН Николая Володина, должен быть современный врач

ВОЛОДИН Николай Николаевич – ректор Российского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

Преобразования, происходящие в последние годы в российском здравоохранении, затронули три основные сферы: клиническую практику, медицинскую науку и образование. Требования к качеству подготовки врачей растут с каждым годом, идет переоснащение медучреждений современной техникой, внедрение новейших технологий. В то же время у отечественного медицинского образования есть и свои болевые точки. Например, по данным исследований, сегодня каждый пятый студент и каждый седьмой врач считают, что образовательные программы в медицинских вузах расходятся с лечебной практикой.

О первоочередных задачах, стоящих перед медицинским образованием страны, мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, академиком РАМН Николай ВОЛОДИНЫМ.

– Николай Николаевич, Всемирная организация здравоохранения, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как понимание функции врача в обществе, необходимость непрерывного образования, сотрудничество между различными категориями работников. А какие первоочередные задачи стоят перед отечественным медицинским образованием?

– Прежде всего, отмечу: авторитет отечественной высшей медицинской школы в мире по-прежнему велик. И сегодня она остается на передовых позициях отработки и совершенствования образовательного процесса. В этом звене важное место занимает система непрерывного образования, сформировавшаяся в России еще в XIX веке, а затем получившая дальнейшее развитие в Советском Союзе. И в настоящее время эта система каждый год совершенствуется.

Что касается первоочередных задач, стоящих перед российским медицинским образованием, думаю, одна из важнейших – за счет внедрения новых образовательных технологий обеспечить качество подготовки врача. И, в первую очередь, возможность его работы с новейшим диагностическим и лечебным оборудованием, которым оснащены не только наши ведущие клиники и институты, но и поликлиники, рядовые больницы. Особенно серьезные шаги в этом направлении были сделаны в последние четыре года в процессе реализации национального проекта «Здравоохранение». Сейчас качество подготовки нашего специалиста в системе непрерывного образования определяется необходимым дополнением: расширением и повышением уровня и количества практических навыков и умений, которые позволяют нашим выпускникам работать с этим современным оборудованием. Именно для этого сейчас каждый вуз разрабатывает систему контроля качества подготовки специалистов – за счет усиления ее практической составляющей.

– Реализация национального проекта «Здравоохранение» во многом зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, являющихся главным ресурсом здравоохранения. В то же время дефицит медицинских кадров в России остается острым, особенно в сельской местности. Какие, на ваш взгляд, существуют пути решения этой проблемы?

– На самом деле по количественному составу в Российской Федерации дефицита врачей нет. Но, с другой стороны, наблюдается неприятная ситуация: дисбаланс наличия врачебных кадров географически, даже порой в рамках одного региона – где густо, где пусто. Поэтому, говоря о снижении количества медицинских кадров в сельской местности, не стоит забывать, что за последние десять лет здесь не отмечается негативных изменений. Во многом благодаря мерам, которые предпринимаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ и ведомственными организациями на местах. То есть десять лет назад эта цифра была на уровне 10 врачей на тысячу населения, а сейчас – порядка 11-12. Как видите, цифры стабильные, но они не могут нас сегодня удовлетворять. А поскольку возвращения к прежней системе распределения молодых специалистов не будет, единственный выход из этой ситуации – целевая подготовка специалистов для конкретного субъекта федерации, района, мегаполиса. Такую политику проводят мэр Москвы Ю.М. Лужков и руководитель Департамента здравоохранения Москвы А.П. Сельцовский. В этом случае регион заказывает определенное количество специалистов, оплачивает вузу их подготовку. Заключается трехсторонний договор (субъект – вуз – абитуриент) и обеспечивается его жесткое выполнение каждой стороной.

Молодой специалист, получивший диплом, должен обязательно три года отработать в первичном звене здравоохранения. Могу сказать, что у нас в Российском государственном медицинском университете в рамках целевой подготовки ежегодно проходят обучение 300 человек. Правительство Москвы платит порядка 75-90 тысяч рублей в год за обучение каждого студента, а студенты, в свою очередь, после окончания вуза знают, где они будут работать, в какой поликлинике. Таким образом, московское здравоохранение каждый год получает 300 хорошо подготовленных и ориентированных на работу в первичном звене здравоохранения специалистов.

Целевой прием в нашем университете осуществляется и для других субъектов Российской Федерации. Например, в 2008-2009 учебном году в РГМУ поступили представители 24 российских регионов. К сожалению, как правило, в дальнейшем, после окончания университета, никто не отслеживает судьбу и место работы этих выпускников, которые учатся за счет бюджета. Следует повысить ответственность к работе в этом направлении со стороны субъектов федерации. Руководители регионов, в которых нет медицинских институтов или существует при большой протяженности необходимость направления в конкретный сельский район специалиста, должны заключать договора на целевую подготовку и четко их выполнять, обеспечивая студентам социальную защиту во время обучения. Естественно, это будет хорошим основанием для выполнения договора со стороны специалиста: поехать на три года в тот или иной район, в то или иное лечебное учреждение.

– Насколько двухуровневая система высшего образования, которая вводится в стране, отвечает задачам российского медицинского образования? Все ли положения Болонского процесса применимы к подготовке специалистов в такой специфической и серьезной сфере, как медицина?

– Во всем мире – не только в Российской Федерации – нет системы двухуровневой подготовки медицинских кадров. Везде готовят специалиста с базовым шестилетним образованием. А вот обязательное условие по допуску к самостоятельной профессиональной деятельности – послевузовское образование – в разных странах различное, независимо от специальности. Поэтому систему непрерывного образования нужно обязательно совершенствовать, развивать и ни в коем случае нельзя переходить на систему «бакалавр – магистр», которую требует Болонский процесс. Здесь у нас в качестве подготовки специалиста должен быть специалитет. В то же время основные принципы Болонского процесса – непрерывность образования, связь с наукой, кредитная система – все это в медицинском образовании приемлемо. То есть копирование должно быть творческим, а не слепым.

– В настоящее время идут серьезные преобразования в области высшего и послевузовского профессионального образования. C каждым годом растут требования к качеству подготовки врачей, идет переоснащение медучреждений современной техникой, внедряются новейшие технологии. Национальный проект предусматривает появление в России 15 центров медицины высоких технологий. Но готовы ли к работе с подобным оборудованием действующие врачи и выпускники вузов?

– Мы неоднократно обсуждали этот вопрос в Минздравсоцразвития РФ еще на этапе утверждения строительства различных центров высоких технологий. И уже года четыре назад совместно с министерством начали работу в этом направлении. Специально выделяли квоты для подготовки специалистов в ординатуре, стажировки на рабочих местах, переподготовки кадров именно из тех регионов – Пензы, Астрахани, Красноярска, Перми, Чебоксар, – где планировалось открытие первых центров высоких технологий, чтобы они прошли подготовку на базе ведущих научных центров.

Естественно, готовят таких специалистов со студенческой скамьи. Именно с этой целью в РГМУ в 2009 году открыт научно-образовательный центр по перинатальной медицине для подготовки специалистов, которые будут работать в перинатальных центрах. Он оснащен самым современным оборудованием с прекрасными программами – обучающими, контролирующими. В этом центре каждый специалист сможет освоить целый ряд самых современных манипуляций для работы в родильном зале и в отделениях реанимации.

В ближайшее время готовится к открытию центр по неотложным состояниям и интенсивной терапии, где на тренажерах каждый студент, ординатор, интерн и аспирант смогут отрабатывать принципы оказания подобной помощи.

На очереди открытие научно-образовательного центра по нанотехнологиям в медицине.

То есть, помимо учебной программы, в которой задействован каждый студент, мы должны обеспечить его качественной подготовкой практических навыков.

– Недавно в России была создана Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК), поставившая перед собой цель повышения качества медицинской помощи и медицинского образования. Какую, по вашему мнению, роль может (или должна) играть эта общественная организация в повышении качества медицинского образования?

– Думаю, главное в деятельности этой общественной организации – оптимизировать внедрение в практику научных разработок для практического здравоохранения.

– Известно, что клинические базы – основа качественной подготовки врача. Однако в настоящее время клиники для медицинских вузов практически не строятся, более того, в некоторых регионах медвузы постепенно вытесняются из муниципальных больниц, где появляются платные палаты. Это очень тревожный факт: студентам медицинских вузов скоро негде будет проходить практическую подготовку. Вам как ректору РГМУ с этой проблемой пришлось столкнуться вплотную: ведь у вашего вуза долгое время собственных клиник не было. Какой выход из ситуации вы могли бы предложить?

– Что касается собственных клиник, то 30 июня 2008 года глава правительства России В.В. Путин подписал распоряжение о присоединении к нашему вузу института – научного центра геронтологии. Таким образом, в РГМУ появились первые 360 клинических коек.

Однако замечу: наш университет является уникальным образовательным учреждением, потому что, по сути, еще до распоряжения правительства у него имелось 114 клинических баз, оснащенных самым современным медицинским оборудованием. Этими базами являются лечебно-профилактические учреждения города Москвы. Как ректор могу сказать, что не испытываю никакого давления со стороны ни одного главного врача этих 114 клинических баз. И абсолютно уверен, что в этом заслуга директора Департамента здравоохранения г. Москвы Андрея Петровича Сельцовского, который сказал: «Мы готовим кадры на своей базе силами Российского государственного медицинского университета и других медицинских вузов для своего практического здравоохранения. Нам нужны хорошо подготовленные специалисты. Поэтому клиническая база была, есть и будет в распоряжении университета».

Нужно просто понимать, что мы живем в одном государстве и готовим специалистов не для себя конкретно, не для вуза, а для учреждений здравоохранения. Поэтому руководители субъектов федерации, на территории которых находятся медицинские вузы, должны создать максимум условий для качественной подготовки специалистов. В данном случае речь идет о клинических базах, которые входят в систему муниципального или регионального здравоохранения. А то, что наши студенты работают на 114 клинических базах г. Москвы, позволяет им постоянно наблюдать самый широкий спектр лечения, диагностики больных, и это, естественно, отражается на уровне подготовки.

– Как руководителю Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, ученому, специалисту в области перинатологии вам хорошо известна динамика ключевых демографических показателей. Скажите, что необходимо сделать для того, чтобы страна, наконец, избавилась от «русского креста»? Какое место в решении этой проблемы отводится высококвалифицированным медицинским кадрам?

– Первый шаг для избавления от «русского креста» уже сделан. За последние четыре года демографические показатели в России существенно изменились, и по результатам 2008 года этот позитивный процесс продолжается. Уменьшается смертность, увеличивается рождаемость, резко снижаются младенческая и перинатальная смертность. Все это отрадные показатели. Естественно, они пока отличаются от показателей ведущих стран мира. Но самое главное – есть позитивный сдвиг.

Чем он обусловлен? В первую очередь, руководство страны сыграло фантастическую роль в этом процессе. Были выделены реальные колоссальные средства в 2004-2008 годах – и на перспективу они будут выделяться – для улучшения качества оказания медицинской помощи, расширения высокотехнологичной медицинской помощи, лечения хронических больных. Все это требует огромных средств, и не каждый человек сможет оплатить такое лечение, но зато получает эту помощь от государства по уже утвержденному списку заболеваний. И строительство центров высоких медицинских технологий, а в будущем и перинатальных центров, направлено на то, чтобы избавиться от снижения популяции нашего населения и улучшения демографических показателей. Уверен, что и доработка того проекта концепции, который сейчас рассматривается, тоже даст положительный эффект в достижении этих целей.

– Вы являетесь членом Аккредитационной коллегии Рособрнадзора и принимаете непосредственное участие в разработке и обсуждении новых аккредитационных показателей для образовательных учреждений. Какие акценты будут сделаны в оценке качества медицинских вузов?

– Думаю, ныне этому вопросу в Рособрнадзоре уделяется много внимания. Сейчас четко прослеживается стратегическая линия на совершенствование аккредитационных показателей. Что касается медицинских вузов, считаю, что в широком перечне аккредитационных показателей абсолютно правильно был сделан акцент на воспитательную работу. Мы должны понять: на студенческой скамье мы воспитываем не просто профессионала-врача, а специалиста, который должен быть добрым, ответственным, преданным своему делу и обладать широчайшим кругозором. Без воспитательной позиции мы добиться такого успеха не сможем. Воспитание, в широком спектре слов, должно быть основным показателем деятельности вуза, участвующего в процедуре аккредитации и лицензирования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: российский государственный медицинский университет, пнп образование, николай володин, реформы образования, медицинское образование, акцент, ао-30

Похожие материалы:
НСОТ: первые итоги
Российское и зарубежное медицинское образование
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Медицинское образование в условиях кризиса
Проблемы и перспективы школьного образования
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем
ММА: гармонизация медицинского образования
О подготовке медицинских кадров
Экспресс-форум: проблемы подготовки медицинских кадров
Последипломное медицинское образование

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#94Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве