Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

НСОТ: первые итоги

Интервью с заместителем председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Куприяновой Татьяной о результатах первого мониторинга эффективности НСОТ в образовательных региональных и муниципальных учреждениях России.

Просмотров: 4190
КУПРИЯНОВА Татьяна Викторовна – заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ

С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). В № 26 «АО» этой теме было посвящено интервью с
председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галиной Меркуловой. Мы решили вновь вернуться к обсуждению вопроса, поскольку по инициативе работников профсоюза был проведен первый мониторинг эффективности НСОТ в образовательных региональных и муниципальных учреждениях России.

О его результатах мы беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяной КУПРИЯНОВОЙ.

– Каковы итоги мониторинга эффективности НСОТ в образовательных учреждениях, и какие проблемы были выявлены? Можно ли сказать, что, в целом, новая система оплаты труда положительно сказывается на качестве образования?

– По данным мониторинга, средняя заработная плата учителей по России в январе 2009 года составляла 11,2 тыс. рублей. При этом проявились значительные различия в её размерах по субъектам страны – от 5,5 до 22,9 тыс. рублей и более, что зависит, в первую очередь, от уровня бюджетной обеспеченности регионов. Так, даже при введении новых систем оплаты труда в центральных регионах России средняя заработная плата не превышает 7-8 тыс. рублей.

Существенно осложнила задачу повышения заработной платы и обеспечения дифференциации в оплате труда работников образовательных учреждений при введении новых систем оплаты труда необходимость реализации с 1 января 2009 года федерального закона о новом минимальном размере оплаты труда – 4330 рублей. На эти цели не было выделено дополнительных ассигнований из федерального и, как правило, из региональных и муниципальных бюджетов.

Различия в принципах формирования условий и размеров оплаты труда учителей проявляются, например, в том, что в одних регионах стаж педагогической работы дает право учителям на повышение уровня оплаты труда, а в других – этот показатель игнорируется. И это несмотря на то, что стаж работы является одним из критериев увеличения размера оплаты труда государственных и муниципальных служащих, а также общепризнан в мировой практике.

Кроме того, в трети регионов России заработная плата учителей, по мнению профсоюза, неоправданно – особенно в условиях демографического спада – поставлена в зависимость от количества обучающихся в классах. Тогда как в других регионах такой принцип оплаты труда не применяется, поскольку комплектование классов в функциональные обязанности учителей не входит. При этом в ряде таких субъектов не соблюдаются нормы трудового законодательства по применению ставок заработной платы для исчисления зарплаты учителей в качестве фиксированных размеров оплаты за установленные нормы часов педагогической работы. Нарушается и федеральный порядок регулирования рабочего времени учителей.

В одних регионах размер оплаты труда учителей ранжируется в зависимости от преподаваемого предмета, в других – такие различия обоснованно не предусматриваются, учитывая, что реализация федерального государственного образовательного стандарта предполагает всестороннее развитие личности обучающихся.

В регионах наблюдается, к сожалению, общая тенденция относительного уменьшения оплаты труда учителей за исполнение ими должностных обязанностей, с одной стороны, и, соответственно, увеличения оплаты за дополнительные виды работ – с другой. Это приводит к интенсификации труда, не сопровождаемой адекватным увеличением материального вознаграждения. Кроме того, эти виды работ в целом ряде случаев не связаны ни с должностными обязанностями, ни с требованиями обеспечения образовательного процесса, не влияют на качество и результаты работы, не отвечают принципам прозрачности и понятности для всех при распределении стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений. Все это является, по мнению профсоюза, недопустимым.

– Сделаны ли какие-то шаги к улучшению ситуации?

– Участники Пленума ЦК Профсоюза по итогам встречи 25 марта 2009 года с группой лидеров первичных профсоюзных организаций из разных регионов России и в связи с ранее данным поручением Председателя Правительства России В.В. Путина проанализировать ситуацию с введением НСОТ вышли с конкретными предложениями:

  • Правительству Российской Федерации установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений в качестве государственных гарантий по оплате труда за исполнение должностных обязанностей, которые могли бы быть привлекательными для пополнения образовательных учреждений молодыми кадрами;
  • определить единые принципы и условия при формировании фиксированных размеров ставок заработной платы (окладов) работников региональных и муниципальных образовательных учреждений за исполнение должностных обязанностей при применении к ним повышающих коэффициентов в зависимости от квалификации, а также при стимулировании труда работников с учетом качества и результатов труда;
  • безотлагательно утвердить новые квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений, определяющих их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, так как все ранее действовавшие нормативные правовые акты по этим вопросам в сфере образования Минздравсоцразвития России поспешило отменить;
  • ограничить требования по представлению учителями и другими педагогическими работниками разного рода сводок и справок, регулярных, в том числе ежедневных письменных отчетов об их деятельности, поскольку вал бумажной работы, захлестнувший образовательные учреждения, привел к резкому сокращению времени у педагогических работников на повышение квалификации и самообразование;
  • исключить зависимость размеров оплаты труда учителей от количества обучающихся в пределах нормативной наполняемости классов с целью преодоления практики неоправданного возложения на учителей ответственности за демографическую ситуацию в стране;
  • не использовать в практике исчисления заработной платы учителей дифференциацию уровней оплаты их труда на основе ранжирования учебных предметов по принципу сложности;
  • определить и систематизировать критерии и показатели оценки деятельности учителей, не допуская применения критериев и показателей, которые не могут служить объективной оценкой результатов педагогической деятельности всех учителей;
  • исключить практику стимулирования труда руководителей образовательных учреждений за счет средств, направляемых на поощрение всех работников учреждения;
  • осуществлять действенный контроль над соблюдением федерального трудового законодательства, не допуская принятия нормативных правовых актов на уровне субъектов России, устанавливающих параллельное правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, в ходе проводимых экспериментов в области оплаты, нормирования труда и аттестации работников;
  • учитывать положительные результаты мер, осуществляемых в регионах-участниках КПМО, по повышению заработной платы работников региональных и муниципальных образовательных учреждений с учетом результативности и качества их труда при оценке выполнения принятых этими регионами обязательств по введению НСОТ, независимо от применяемых методик формирования и распределения фондов оплаты труда.

– Какие меры, по мнению профсоюза, следовало бы принять в условиях финансового кризиса для поддержания реального содержания заработной платы работников образования в связи с ростом цен и тарифов и сокращения количества бедных среди работающих в этой сфере?

– По данным мониторинга, проведенного профсоюзом, доля работников сферы образования, заработная плата которых не превышает утвержденного на федеральном уровне МРОТ, достигает в целом ряде регионов 50-60 процентов. Поэтому мы посчитали крайне необходимым включить в антикризисную программу Правительства ряд мер, направленных на сокращение числа бедных среди работающего населения. Это:

  • индексация в 2009 году заработной платы работников образовательных учреждений в размере не ниже реального уровня инфляции с обеспечением соответствующего механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета в случае отсутствия необходимых средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований;
  • выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ с учетом уровня их бюджетной обеспеченности на восполнение расходов, связанных с выполнением федерального закона об установлении с 1 января 2009 года МРОТ в размере 4330 рублей;
  • внесение изменений и дополнений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ с целью изменения состава МРОТ для восстановления в бюджетных учреждениях дифференциации в оплате труда между работниками, занятыми трудом, не требующим квалификации, и специалистами высокой квалификации, а также для восстановления дифференциации в оплате труда работников с учетом климатических условий проживания;
  • способствование безусловному обеспечению нормативного порядка финансирования образовательных учреждений, чтобы преодолеть в условиях резкого сокращения налоговых поступлений в региональные и муниципальные бюджеты расширяющуюся практику уменьшения размеров заработной платы работников из-за сокращения фондов оплаты труда.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, профсоюз работников народного образования, НСОТ, акцент, ао-31, татьяна куприянова

Похожие материалы:
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Российское и зарубежное медицинское образование
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Проблемы и перспективы школьного образования
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
Станет ли жизнь ученых легче?
Студенческое самоуправление - пределы самостоятельности
Интеграция в европейское образовательное пространство
Педагог в системе школьного образования
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#100Как учить поколение Z
#102Дайджест № 102 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
09:08Из Великобритании - с идеями о сотрудничестве
09:06АГУ и итальянский университет развивают научное партнёрство
09:04Компания Schlumberger запускает кейс-чемпионат для студентов старших курсов и выпускников
09:02О методике оценки уровня счастья рассказала на форуме в Москве завкафедрой НовГУ
08:38XX Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience»