Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Автономия Сибирского федерального университета

Об опыте преобразования вуза в автономное учреждение рассказывает проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета Павел Вчерашний.

05.10.2009
Просмотров: 1937

Автономность – это свобода и жесткая ответственность

Новый подход к профессиональному образованию

Одной из мер по решению задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем преобразования учебных заведений в автономные учреждения, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы в результате своей деятельности. О том, как это осуществляется на практике, рассказывает проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета (СФУ) Павел ВЧЕРАШНИЙ.


– Павел Михайлович, насколько можно понять, пока в нашей стране не существует достаточно отработанной практики перевода бюджетного образовательного учреждения высшего звена в автономное?

– Действительно, в автономное плавание чаще уходят организации, услуги которых пользуются стабильным платежеспособным спросом: например, муниципальные спортивные центры, учреждения дополнительного образования и другие. В высшем образовании автономные учреждения пока еще редки. Сибирский федеральный университет станет одной из пилотных площадок для реализации федерального закона об автономных учреждениях. Мы рассчитываем, что наш опыт окажется полезным для других вузов, и его можно будет использовать для создания модели федерального автономного учреждения высшего профессионального образования.

– Как давно в Сибирском федеральном университете началась работа, связанная со сменой статуса?

– Решение о том, что федеральные университеты одними из первых станут автономными учреждениями, было принято весной 2008 года. Тогда же при Министерстве образования и науки РФ была создана рабочая группа, в которую вошли представители министерства, Федерального агентства по образованию и обоих федеральных университетов. Министром образования и науки подписан сетевой график подготовки федеральных учреждений к переходу в статус автономного.

Поскольку одним из принципиальных условий перехода на новую модель является согласие коллектива, очень много зависело от грамотной работы ректората, сотрудники которого встречались с трудовыми коллективами подразделений вуза, разъясняли требования Закона РФ о федеральных университетах, процесс перехода в новый статус, преимущества автономного вуза. Были приложены колоссальные усилия, ведь у нас только профессорско-преподавательский состав насчитывает более 3 тыс. человек. Как результат, на конференции трудового коллектива, где решался вопрос о переходе в автономное учреждение, ее участники проголосовали «за» при одном воздержавшемся.

До конца 2009 года мы должны осуществить переход на новую организационно-правовую форму.

– А что вам дает эта форма, какие дополнительные дивиденды позволяет извлечь?

– Автономность, по сути, «затачивает» бюджетное учреждение под работу в рыночных условиях. В части планирования и реализации мероприятий мы сможем действовать, используя элементы корпоративной политики. Несмотря на то, что все наше имущество находится в собственности государства, мы вправе выбирать банк, с которым работаем, и направления расходования средств. Другие плюсы новой организационно-правовой формы становятся очевидны при сопоставлении ее с традиционной. При существовавшей схеме финансирование бюджетного учреждения идет по смете, в которой расходы расписаны по статьям. Если у вуза возникала необходимость скорректировать смету, приходилось обращаться к учредителю в Москву. Таким образом, автономность – это изменение принципов ведения финасово-хозяйственной деятельности, возможность, грамотно распределяя ресурсы, повысить оперативность и эффективность управления.

– Как осуществляется финансирование автономного вуза со стороны государства?

– Формирование государственного задания – непростой вопрос. На уровне Минобразования и Минэкономразвития РФ обсуждалась идеология финансового обеспечения автономных учреждений со стороны государства. Исходили из того, что при переходе на новую систему оплаты труда на каждого бюджетного студента, в зависимости от направления подготовки, тратится некая сумма, величина которой определяется затратами вуза на обучение, – то есть рассчитывается так называемый норматив. При условии обеспечения расходов со стороны государства нормативное финансирование позволяет вузу выполнить взятые обязательства – дать качественное
образование.

– А не случится ли так, что средств, которые выделило университету государство, окажется недостаточно?

– Тогда не совсем понятно, как относиться к критериям качества обучения. Если подготовку студентов-бюджетников профинансируют на 90 процентов, означает ли это, что и знаний мы им дадим столько же? Наверное, правильнее рассматривать вопрос по-другому: с учетом всех источников финансирования университета. Автономному учреждению необходимо найти оптимальное соотношение между финансированием со стороны государства, потребителя услуги, собственными внебюджетными доходами и затратами на предоставленные услуги. Именно баланс этих составляющих является основным предметом согласования. Законодательное закрепление нового статуса вузов не реформа ради реформы. Переход в автономное учреждение должен решать задачу повышения качества образовательных услуг путем внедрения эффективных финансово-экономических механизмов, которыми будет пользоваться университет, а также повысить уровень вузовской науки. Мы эту реформу видим именно с такой стороны.

Хочу подчеркнуть: на студентах переход в автономное образование не отражается. У тех преподавателей, чей потенциал окажется востребованным и которые будут заниматься саморазвитием, показывать значительные научные результаты, вырастет заработная плата. Наши партнеры – бизнес-структуры, крупные компании, международные организации – должны почувствовать этот переход как большую гибкость в принятии совместных решений и мобильность в их исполнении.

– Как вы относитесь к мнению, что новые права и свободы приведут, в конце концов, к приватизации вузов.

– Этого не произойдет. Повторю: все имущество вуза – как приобретенное до перехода в автономное учреждение, так и после – находится в собственности государства. И никакие изменения не планируются. Сейчас ходит очень много слухов. Одни связаны с приватизацией образовательных учреждений, другие – с ограниченным доступом к образованию, высокой стоимостью обучения. Это всё домыслы. Изменение организационноправовой формы не имеет ничего общего с приватизацией учебных заведений. А в ограниченном доступе к образованию университет просто-напросто не заинтересован. У нас государственное задание – план по бюджетным местам. И мы не вносим в него коррективы, то есть не сокращаем количество студентов, которые будут обучаться за государственный счет. В последние три года мы получили солидные вложения из федерального бюджета и заинтересованы в расширении профессионального и дополнительного образования. Что касается набора студентов, возмещающих затраты на образование, политика университета останется гибкой. И резкого роста цен за обучение не произойдет.

– Еще одно распространенное опасение состоит в том, что государство таким образом хочет уйти от своих обязательств.

– Это тоже не соответствует действительности. Деятельность образовательных учреждений в статусе автономных будет подвергнута достаточно серьезному мониторингу. Государство намерено уделять пристальное внимание количественному и качественному выполнению государственного задания. Если снижается хотя бы один из показателей – прием, отсев студентов, количество трудоустроенных по специальности выпускников, взаимодействие с реальным сектором экономики, – это повод строго спросить с вуза. И шире – усомниться в том, стоит ли его финансировать по-прежнему.

Автономность – не только определенная свобода в принятии решений, но и жесткая ответственность за качество и распределение ресурсов. Государство пытается не сбросить с себя проблемы, а найти новый подход к получению населением профессионального образования.

– По поводу ответственности: готовы ли к ней управленцы вуза?

– Могу сказать однозначно, что весь управленческий персонал университета настроен на большую работу и прекрасно осознает, насколько высока ответственность. Необходимо мобилизовать все ресурсы, в том числе и личностные, изучить законы рыночной экономики, овладеть навыками и приемами работы в новых условиях. Перестраиваться придется каждому. Но без такой работы не обойтись, иначе можно наделать много ошибок в управленческих решениях.

Мы минимизируем риск, выстраивая вместе с внешними консультантами возможные модели функционирования вуза в качестве автономного учреждения. Мы понимаем, что возможности, которые предоставляет нам федеральное законодательство в связи с переходом в автономное учреждение, значительны. Надеемся, что они придадут сильныйимпульс развитию университета. Но это накладывает особую ответственность на наш менеджмент, особенно на управленцев высшего звена, от которых будут зависеть стратегические решения. Сейчас мы находимся в стадии подготовки документов, сотрудничаем с учредителем. И большая часть работы уже проведена. По данному вопросу мы входим в рабочую группу Федерального агентства по образованию.

– С переходом в статус автономного учреждения, видимо, усилится роль так называемых фондов целевого капитала – эндаументов, закон о которых был принят в России в 2007 году?

– Согласно законодательству, фонды формируются за счет благотворительных взносов и могут быть направлены на развитие учебных заведений. Конечно, мы в самом начале пути. И пока даже понимание, что надо ориентироваться не только на бюджетные, но и на внебюджетные доходы, есть не у каждого управленца, тогда как за рубежом история фондов целевого капитала насчитывает десятки и сотни лет. Работу по созданию и наполнению эндаумент-фонда мы начали два года назад и первый доход получим в конце 2009 года. Он, хотя и будет незначительным, но, скорее всего, позволит поддержать научную работу преподавателей и, возможно, произвести социальные траты, приобрести имущество. Мы весьма оптимистично оцениваем перспективы развития фонда с учетом перехода в автономное учреждение. Сегодня в университете обучается более 40 тыс. студентов. Это будущие вкладчики фонда. Правда, при условии, что во время учебы мы сумеем «заразить» их корпоративным чувством, привить, столь развитую на Западе, культуру благотворительности и оставить положительные воспоминания о вузе. Потенциальными дарителями являются и юридические лица. На территории Красноярского края работают крупные финансово-промышленные группы – такие как «Интеррос», «Базовый элемент», «МДМ», – и многие из них являются нашими партнерами. Руководство университета рассматривает эндаумент как финансовый инструмент, крайне необходимый для успешного развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: красноярский край, реформы образования, ВПО, сибирский федеральный университет, автономные учреждения, личный опыт, ао-33

Похожие материалы:
ТИСБИ: инновационный рост
Особенности нижегородского профессионального образования
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Многовариантность образовательного пространства
Инновационная политика в медицинском образовании
КГУ: задачи и перспективы
Архитектура посткризисного периода
Автономные учреждения: выгода и риски
Кадры для гидроэнергетики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
#87Мультимодульная модель образования
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#83Конкурентоспособность частной образовательной организации
#83Обучение под задачи будущего
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»