Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Автономия Сибирского федерального университета

Об опыте преобразования вуза в автономное учреждение рассказывает проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета Павел Вчерашний.

05.10.2009
Просмотров: 2009

Автономность – это свобода и жесткая ответственность

Новый подход к профессиональному образованию

Одной из мер по решению задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем преобразования учебных заведений в автономные учреждения, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы в результате своей деятельности. О том, как это осуществляется на практике, рассказывает проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета (СФУ) Павел ВЧЕРАШНИЙ.


– Павел Михайлович, насколько можно понять, пока в нашей стране не существует достаточно отработанной практики перевода бюджетного образовательного учреждения высшего звена в автономное?

– Действительно, в автономное плавание чаще уходят организации, услуги которых пользуются стабильным платежеспособным спросом: например, муниципальные спортивные центры, учреждения дополнительного образования и другие. В высшем образовании автономные учреждения пока еще редки. Сибирский федеральный университет станет одной из пилотных площадок для реализации федерального закона об автономных учреждениях. Мы рассчитываем, что наш опыт окажется полезным для других вузов, и его можно будет использовать для создания модели федерального автономного учреждения высшего профессионального образования.

– Как давно в Сибирском федеральном университете началась работа, связанная со сменой статуса?

– Решение о том, что федеральные университеты одними из первых станут автономными учреждениями, было принято весной 2008 года. Тогда же при Министерстве образования и науки РФ была создана рабочая группа, в которую вошли представители министерства, Федерального агентства по образованию и обоих федеральных университетов. Министром образования и науки подписан сетевой график подготовки федеральных учреждений к переходу в статус автономного.

Поскольку одним из принципиальных условий перехода на новую модель является согласие коллектива, очень много зависело от грамотной работы ректората, сотрудники которого встречались с трудовыми коллективами подразделений вуза, разъясняли требования Закона РФ о федеральных университетах, процесс перехода в новый статус, преимущества автономного вуза. Были приложены колоссальные усилия, ведь у нас только профессорско-преподавательский состав насчитывает более 3 тыс. человек. Как результат, на конференции трудового коллектива, где решался вопрос о переходе в автономное учреждение, ее участники проголосовали «за» при одном воздержавшемся.

До конца 2009 года мы должны осуществить переход на новую организационно-правовую форму.

– А что вам дает эта форма, какие дополнительные дивиденды позволяет извлечь?

– Автономность, по сути, «затачивает» бюджетное учреждение под работу в рыночных условиях. В части планирования и реализации мероприятий мы сможем действовать, используя элементы корпоративной политики. Несмотря на то, что все наше имущество находится в собственности государства, мы вправе выбирать банк, с которым работаем, и направления расходования средств. Другие плюсы новой организационно-правовой формы становятся очевидны при сопоставлении ее с традиционной. При существовавшей схеме финансирование бюджетного учреждения идет по смете, в которой расходы расписаны по статьям. Если у вуза возникала необходимость скорректировать смету, приходилось обращаться к учредителю в Москву. Таким образом, автономность – это изменение принципов ведения финасово-хозяйственной деятельности, возможность, грамотно распределяя ресурсы, повысить оперативность и эффективность управления.

– Как осуществляется финансирование автономного вуза со стороны государства?

– Формирование государственного задания – непростой вопрос. На уровне Минобразования и Минэкономразвития РФ обсуждалась идеология финансового обеспечения автономных учреждений со стороны государства. Исходили из того, что при переходе на новую систему оплаты труда на каждого бюджетного студента, в зависимости от направления подготовки, тратится некая сумма, величина которой определяется затратами вуза на обучение, – то есть рассчитывается так называемый норматив. При условии обеспечения расходов со стороны государства нормативное финансирование позволяет вузу выполнить взятые обязательства – дать качественное
образование.

– А не случится ли так, что средств, которые выделило университету государство, окажется недостаточно?

– Тогда не совсем понятно, как относиться к критериям качества обучения. Если подготовку студентов-бюджетников профинансируют на 90 процентов, означает ли это, что и знаний мы им дадим столько же? Наверное, правильнее рассматривать вопрос по-другому: с учетом всех источников финансирования университета. Автономному учреждению необходимо найти оптимальное соотношение между финансированием со стороны государства, потребителя услуги, собственными внебюджетными доходами и затратами на предоставленные услуги. Именно баланс этих составляющих является основным предметом согласования. Законодательное закрепление нового статуса вузов не реформа ради реформы. Переход в автономное учреждение должен решать задачу повышения качества образовательных услуг путем внедрения эффективных финансово-экономических механизмов, которыми будет пользоваться университет, а также повысить уровень вузовской науки. Мы эту реформу видим именно с такой стороны.

Хочу подчеркнуть: на студентах переход в автономное образование не отражается. У тех преподавателей, чей потенциал окажется востребованным и которые будут заниматься саморазвитием, показывать значительные научные результаты, вырастет заработная плата. Наши партнеры – бизнес-структуры, крупные компании, международные организации – должны почувствовать этот переход как большую гибкость в принятии совместных решений и мобильность в их исполнении.

– Как вы относитесь к мнению, что новые права и свободы приведут, в конце концов, к приватизации вузов.

– Этого не произойдет. Повторю: все имущество вуза – как приобретенное до перехода в автономное учреждение, так и после – находится в собственности государства. И никакие изменения не планируются. Сейчас ходит очень много слухов. Одни связаны с приватизацией образовательных учреждений, другие – с ограниченным доступом к образованию, высокой стоимостью обучения. Это всё домыслы. Изменение организационноправовой формы не имеет ничего общего с приватизацией учебных заведений. А в ограниченном доступе к образованию университет просто-напросто не заинтересован. У нас государственное задание – план по бюджетным местам. И мы не вносим в него коррективы, то есть не сокращаем количество студентов, которые будут обучаться за государственный счет. В последние три года мы получили солидные вложения из федерального бюджета и заинтересованы в расширении профессионального и дополнительного образования. Что касается набора студентов, возмещающих затраты на образование, политика университета останется гибкой. И резкого роста цен за обучение не произойдет.

– Еще одно распространенное опасение состоит в том, что государство таким образом хочет уйти от своих обязательств.

– Это тоже не соответствует действительности. Деятельность образовательных учреждений в статусе автономных будет подвергнута достаточно серьезному мониторингу. Государство намерено уделять пристальное внимание количественному и качественному выполнению государственного задания. Если снижается хотя бы один из показателей – прием, отсев студентов, количество трудоустроенных по специальности выпускников, взаимодействие с реальным сектором экономики, – это повод строго спросить с вуза. И шире – усомниться в том, стоит ли его финансировать по-прежнему.

Автономность – не только определенная свобода в принятии решений, но и жесткая ответственность за качество и распределение ресурсов. Государство пытается не сбросить с себя проблемы, а найти новый подход к получению населением профессионального образования.

– По поводу ответственности: готовы ли к ней управленцы вуза?

– Могу сказать однозначно, что весь управленческий персонал университета настроен на большую работу и прекрасно осознает, насколько высока ответственность. Необходимо мобилизовать все ресурсы, в том числе и личностные, изучить законы рыночной экономики, овладеть навыками и приемами работы в новых условиях. Перестраиваться придется каждому. Но без такой работы не обойтись, иначе можно наделать много ошибок в управленческих решениях.

Мы минимизируем риск, выстраивая вместе с внешними консультантами возможные модели функционирования вуза в качестве автономного учреждения. Мы понимаем, что возможности, которые предоставляет нам федеральное законодательство в связи с переходом в автономное учреждение, значительны. Надеемся, что они придадут сильныйимпульс развитию университета. Но это накладывает особую ответственность на наш менеджмент, особенно на управленцев высшего звена, от которых будут зависеть стратегические решения. Сейчас мы находимся в стадии подготовки документов, сотрудничаем с учредителем. И большая часть работы уже проведена. По данному вопросу мы входим в рабочую группу Федерального агентства по образованию.

– С переходом в статус автономного учреждения, видимо, усилится роль так называемых фондов целевого капитала – эндаументов, закон о которых был принят в России в 2007 году?

– Согласно законодательству, фонды формируются за счет благотворительных взносов и могут быть направлены на развитие учебных заведений. Конечно, мы в самом начале пути. И пока даже понимание, что надо ориентироваться не только на бюджетные, но и на внебюджетные доходы, есть не у каждого управленца, тогда как за рубежом история фондов целевого капитала насчитывает десятки и сотни лет. Работу по созданию и наполнению эндаумент-фонда мы начали два года назад и первый доход получим в конце 2009 года. Он, хотя и будет незначительным, но, скорее всего, позволит поддержать научную работу преподавателей и, возможно, произвести социальные траты, приобрести имущество. Мы весьма оптимистично оцениваем перспективы развития фонда с учетом перехода в автономное учреждение. Сегодня в университете обучается более 40 тыс. студентов. Это будущие вкладчики фонда. Правда, при условии, что во время учебы мы сумеем «заразить» их корпоративным чувством, привить, столь развитую на Западе, культуру благотворительности и оставить положительные воспоминания о вузе. Потенциальными дарителями являются и юридические лица. На территории Красноярского края работают крупные финансово-промышленные группы – такие как «Интеррос», «Базовый элемент», «МДМ», – и многие из них являются нашими партнерами. Руководство университета рассматривает эндаумент как финансовый инструмент, крайне необходимый для успешного развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: красноярский край, реформы образования, ВПО, сибирский федеральный университет, автономные учреждения, личный опыт, ао-33

Похожие материалы:
КГУ: задачи и перспективы
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Кадры для гидроэнергетики
Автономные учреждения: выгода и риски
НГТТИ: от техникума до института
ТИСБИ: инновационный рост
Интеграция: виток за витком
Особенности нижегородского профессионального образования
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Архитектура посткризисного периода

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#93Новости образования 93
#91О независимой оценке квалификаций
#92Современные вызовы педагогического образования
#92Новое педагогическое образование
Информационная лента
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?