Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Кадры для гидроэнергетики

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного притока кадров. Решением задачи занимается Саяно-Шушенский филиал Сибирского федерального университета.

05.10.2009
Просмотров: 2230

Реализация отраслевых потребностей в гидроэнергетике.

В.А. Булатов, директор Саяно-Шушенского филиала СФУ, заслуженный работник
Единой энергетической системы России, почетный энергетик Минэнерго, заслуженный энергетик Республики Хакасия, почетный гидроэнергетик РАО «ЕЭС России»

У истоков становления

В 2001 году гидроэнергетиками Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса при поддержке РАО «ЕЭС России» был создан Саяно-Шушенский филиал Красноярского государственного университета. Сегодня это филиал Сибирского федерального университета (СФУ). Причины такого шага заключаются в необходимости сохранения школы подготовки специалистов-универсалов для отрасли. Достигнутые в 90-е годы технологии строительства, монтажа оборудования ГЭС начали забываться и утрачиваться. Заметно поредел эксплуатационный персонал многих гидростанций. Ушли энергетики-корифеи, положившие начало созданию великих ГЭС. Освоение возобновляемых гидроресурсов России остановилось на показателе 18 процентов. Практически весь неосвоенный гидроэнергопотенциал страны оказался сосредоточен в Сибири.

Саяно-Шушенская ГЭС была последней из построенных в Сибири и самой мощной гидростанцией страны, где в тяжелые годы финансовых и организационных неурядиц сохранялся и поддерживался на должном уровне высококвалифицированный персонал. На станции работали 3 доктора и 5 кандидатов технических наук, которые совместно с привлеченными ведущими учеными вузов России, НИИ отрасли и РАН положили начало становлению специализированного учебного заведения с укрупненной, комплексной и единственной на все вузы страны специальностью «Гидроэлектростанции».

Во главе процесса создания филиала стоял генеральный директор ГЭС, доктор технических наук, профессор В.И. Брызгалов. На техсоветах ГЭС обсуждались варианты учебных планов и рабочих программ дисциплин. Главная идея создания филиала заключалась в возможности проведения выездных занятий на действующем оборудовании и сооружениях двух ГЭС гидроэнергокомплекса: высоконапорной Саяно-Шушенской и низконапорной Майнской. Для филиала создавались лаборатории с использованием резерва оборудования ГЭС, специально заказывались лабораторные стенды и установки. В корпусе лаборатории гидросооружений ГЭС монтировалось уникальное оборудование: действующий масштабный гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС, крупные гидравлические лотки и системы трубопроводов для лаборатории гидравлики, прессовое оборудование для лабораторий материаловедения и сопромата, стенды и специальное оборудование лабораторий геологии и геомеханики.

В 2005 году комплексная экспериментальная специальность «Гидроэлектростанции» была узаконена стандартом. Филиал прошел аккредитацию, осуществил четыре выпуска специалистов. Востребованность выпускников превысила возможности филиала. Географией их трудоустройства оказалась вся страна: Вилюйская гидроэлектростанция (Светлинская ГЭС), Усть-Хантайская ГЭС, Красноярская ГЭС и другие.

Траектория роста

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного прилива кадров на строящиеся и эксплуатируемые гидроэлектростанции страны. В связи с расширением объемов и географии гидроэнергетического строительства, отсутствием подготовки гидроэнергетиков в Сибири эта проблема в регионе стоит особенно остро.

Филиал расширяет перечень специальностей, нужных гидроэнергетике. К сожалению, негибкость стандартов образования не позволяет включать в учебный план в необходимом объеме дисциплины, требующие умения и навыков для отработки новых методик исследования технологических процессов, подходов при техническом перевооружении и реконструкции производства. Студенты вуза нуждаются в развитии компетенций технических подходов и соответствующего аналитического мышления. Сегодня в промышленности появилось много менеджеров, но при управлении без применения технических знаний и навыков предприятие терпит издержки.

Расширение направлений подготовки специалистов, необходимых для гидроэнергетики, увеличивает контингент студентов филиала. Демографические коллизии нас не затронули, в филиале всегда большой конкурс при поступлении.

Сегодня много полемики по вопросам вхождения РФ в ВТО, интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Вхождение России во Всемирную торговую организацию, несомненно, имеет плюсы, но интеграция должна быть основана на конкурентных преимуществах нашей страны. Для этого необходима модернизация отраслей производства на базе современных технологий. Поставленные задачи могут быть решены с приходом в производство и науку специалистов c новым мышлением, знающих проблемы отрасли.

Президентом РФ поставлена задача по отработке новых моделей по организации высшего образования. Для этого необходима интеграция науки, производства и образования. В настоящее время преобладает копирование зарубежных форм и закрепление стандартов, мало отвечающих требованиям науки и экономики государства.

При создании Саяно-Шушенского филиала СФУ главным было своевременное решение проблемы подготовки необходимых для гидроэнергетики кадров. Студенты, постигая теорию и изучая гидроэнергетический комплекс, его задачи, проблемы, пути их решения, в своих конкурсных и дипломных работах предлагают собственные оригинальные идеи, применимость которых обсуждается на практике, то есть обеспечивается взаимосвязь академических положений с реальным производством. Такая интеграция способствует готовности выпускника к решению производственных задач с первых дней работы.

Из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС проблема подготовки квалифицированных кадров еще более обострилась. Жизнь показала необходимость дооснащения филиала более современным лабораторным оборудованием – по автоматике, измерительной технике, переходным процессам, системам безопасности, а также открытия специальности с учетом проблем, выявленных по результатам расследования аварии. Новые кадры должны иметь подготовку, соответствующую современным требованиям развития энергетики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сибирский федеральный университет, ВПО, красноярский край, инженерное образование, филиалы, ао-33

Похожие материалы:
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Инновационное образование для автомобильной отрасли
ТИСБИ: инновационный рост
Автономия Сибирского федерального университета
Система «головной вуз – филиал»
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз
Подготовка специалистов АПК
Инновационная идеология КГТУ
Молодежь ставит оценку качеству высшего образования
Источник жизненного вдохновения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Практическая сессия «Молодёжь устойчивого будущего» в Ростове
26 мая в стенах Южного федерального университета пройдет Практическая сессия «Молодёжь...
V Международный инженерный чемпионат «Case-in» в Москве
30 – 31 мая 2017 в Москве пройдёт Финал V юбилейного Международного инженерного чемпионата...
Из журнала
#88Отвечая требованиям рынка труда
#88Прямая оценка качества подготовки
#86Задачи гражданско-патриотического воспитания
#86Инновационная политика в сфере образования
#83Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров