Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Кадры для гидроэнергетики

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного притока кадров. Решением задачи занимается Саяно-Шушенский филиал Сибирского федерального университета.

Просмотров: 2258

Реализация отраслевых потребностей в гидроэнергетике.

В.А. Булатов, директор Саяно-Шушенского филиала СФУ, заслуженный работник
Единой энергетической системы России, почетный энергетик Минэнерго, заслуженный энергетик Республики Хакасия, почетный гидроэнергетик РАО «ЕЭС России»

У истоков становления

В 2001 году гидроэнергетиками Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса при поддержке РАО «ЕЭС России» был создан Саяно-Шушенский филиал Красноярского государственного университета. Сегодня это филиал Сибирского федерального университета (СФУ). Причины такого шага заключаются в необходимости сохранения школы подготовки специалистов-универсалов для отрасли. Достигнутые в 90-е годы технологии строительства, монтажа оборудования ГЭС начали забываться и утрачиваться. Заметно поредел эксплуатационный персонал многих гидростанций. Ушли энергетики-корифеи, положившие начало созданию великих ГЭС. Освоение возобновляемых гидроресурсов России остановилось на показателе 18 процентов. Практически весь неосвоенный гидроэнергопотенциал страны оказался сосредоточен в Сибири.

Саяно-Шушенская ГЭС была последней из построенных в Сибири и самой мощной гидростанцией страны, где в тяжелые годы финансовых и организационных неурядиц сохранялся и поддерживался на должном уровне высококвалифицированный персонал. На станции работали 3 доктора и 5 кандидатов технических наук, которые совместно с привлеченными ведущими учеными вузов России, НИИ отрасли и РАН положили начало становлению специализированного учебного заведения с укрупненной, комплексной и единственной на все вузы страны специальностью «Гидроэлектростанции».

Во главе процесса создания филиала стоял генеральный директор ГЭС, доктор технических наук, профессор В.И. Брызгалов. На техсоветах ГЭС обсуждались варианты учебных планов и рабочих программ дисциплин. Главная идея создания филиала заключалась в возможности проведения выездных занятий на действующем оборудовании и сооружениях двух ГЭС гидроэнергокомплекса: высоконапорной Саяно-Шушенской и низконапорной Майнской. Для филиала создавались лаборатории с использованием резерва оборудования ГЭС, специально заказывались лабораторные стенды и установки. В корпусе лаборатории гидросооружений ГЭС монтировалось уникальное оборудование: действующий масштабный гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС, крупные гидравлические лотки и системы трубопроводов для лаборатории гидравлики, прессовое оборудование для лабораторий материаловедения и сопромата, стенды и специальное оборудование лабораторий геологии и геомеханики.

В 2005 году комплексная экспериментальная специальность «Гидроэлектростанции» была узаконена стандартом. Филиал прошел аккредитацию, осуществил четыре выпуска специалистов. Востребованность выпускников превысила возможности филиала. Географией их трудоустройства оказалась вся страна: Вилюйская гидроэлектростанция (Светлинская ГЭС), Усть-Хантайская ГЭС, Красноярская ГЭС и другие.

Траектория роста

Программа развития гидроэнергетики России требует значительного прилива кадров на строящиеся и эксплуатируемые гидроэлектростанции страны. В связи с расширением объемов и географии гидроэнергетического строительства, отсутствием подготовки гидроэнергетиков в Сибири эта проблема в регионе стоит особенно остро.

Филиал расширяет перечень специальностей, нужных гидроэнергетике. К сожалению, негибкость стандартов образования не позволяет включать в учебный план в необходимом объеме дисциплины, требующие умения и навыков для отработки новых методик исследования технологических процессов, подходов при техническом перевооружении и реконструкции производства. Студенты вуза нуждаются в развитии компетенций технических подходов и соответствующего аналитического мышления. Сегодня в промышленности появилось много менеджеров, но при управлении без применения технических знаний и навыков предприятие терпит издержки.

Расширение направлений подготовки специалистов, необходимых для гидроэнергетики, увеличивает контингент студентов филиала. Демографические коллизии нас не затронули, в филиале всегда большой конкурс при поступлении.

Сегодня много полемики по вопросам вхождения РФ в ВТО, интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Вхождение России во Всемирную торговую организацию, несомненно, имеет плюсы, но интеграция должна быть основана на конкурентных преимуществах нашей страны. Для этого необходима модернизация отраслей производства на базе современных технологий. Поставленные задачи могут быть решены с приходом в производство и науку специалистов c новым мышлением, знающих проблемы отрасли.

Президентом РФ поставлена задача по отработке новых моделей по организации высшего образования. Для этого необходима интеграция науки, производства и образования. В настоящее время преобладает копирование зарубежных форм и закрепление стандартов, мало отвечающих требованиям науки и экономики государства.

При создании Саяно-Шушенского филиала СФУ главным было своевременное решение проблемы подготовки необходимых для гидроэнергетики кадров. Студенты, постигая теорию и изучая гидроэнергетический комплекс, его задачи, проблемы, пути их решения, в своих конкурсных и дипломных работах предлагают собственные оригинальные идеи, применимость которых обсуждается на практике, то есть обеспечивается взаимосвязь академических положений с реальным производством. Такая интеграция способствует готовности выпускника к решению производственных задач с первых дней работы.

Из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС проблема подготовки квалифицированных кадров еще более обострилась. Жизнь показала необходимость дооснащения филиала более современным лабораторным оборудованием – по автоматике, измерительной технике, переходным процессам, системам безопасности, а также открытия специальности с учетом проблем, выявленных по результатам расследования аварии. Новые кадры должны иметь подготовку, соответствующую современным требованиям развития энергетики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сибирский федеральный университет, ВПО, красноярский край, инженерное образование, филиалы, ао-33

Похожие материалы:
Инновационная идеология КГТУ
Система «головной вуз – филиал»
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
Сибирский педагогический консорциум
Автономия Сибирского федерального университета
Трудности трудоустройства
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз
Инновационное образование для автомобильной отрасли
В Красноярском крае обсудили концепцию модернизации профобразования региона
Подготовка специалистов АПК

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#104Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
#101Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
#98Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
#96Советы студентов предпринимателям и педагогам
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани