Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем

В мае 2008 в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ было принято решение о создании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. Об этой инициативе рассказывает ректор СГМУ Геннадий Котельников.

Просмотров: 2644

Опора - на мнения профессионалов

КОТЕЛЬНИКОВ Геннадий Петрович – ректор Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

В мае 2008 года в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ прошло совещание с ректорами образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения, в ходе которого было принято решение о создании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. В него вошли 55 руководителей учебных заведений. По мнению главы министерства Татьяны Голиковой, создание совета поможет оперативно решать самые острые вопросы в сфере медицинского и фармацевтического образования. Председателем президиума совета ректоров единогласным решением избран ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ.

– Геннадий Петрович, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны был создан совсем недавно. Чем это было продиктовано? Каковы цели и основные направления новой организации? Какими были ее первые шаги?

– Прежде всего, отмечу, что создание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны – это инициатива партии «Единая Россия», которую активно поддержало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Совет является структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Российский союз ректоров». Свою работу он будет осуществлять в форме межрегиональной общественной организации без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Здесь важно подчеркнуть, что совет ректоров – это консультативный орган при Министерстве здравоохранения РФ, поэтому решения нашей общественной организации будут рассчитаны, прежде всего, на сотрудников министерства. Другими словами, представители Минздравсоцразвития, прежде чем принять какие-то важные решения, смогут базироваться на мнении профессионалов медицинского и фармацевтического сообщества. С другой стороны, ректоры вузов помогут сами себе, поскольку будут готовить приемлемые и реализуемые решения. Таким образом, мы будем совместно решать актуальные задачи.

Цели, задачи и направления деятельности нашей общественной организации подробно и четко изложены в уставе. Сразу отмечу, что главная целевая установка – это объединение усилий и координация взаимодействия ректоров всех отраслевых вузов страны по таким направлениям, как развитие системы высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области медицинского образования и науки; улучшение социальной защищенности обучающихся и работников образовательных учреждений.

Мы намерены развивать систему социального партнерства отраслевых вузов и иных образовательных организаций, государственных структур, научных, профсоюзных и других организаций. Кроме того, члены совета будут способствовать практической реализации программ интеграции высшего и послевузовского профессионального образования.

– Ваши коллеги утверждают: «Без качественного образования нет качественного здравоохранения». Каковы, на ваш взгляд, самые болевые точки отраслевого образования? Какие проблемы можно решить в ближайшее время, а какие вырисовываются в долгосрочной перспективе?

– Главным результатом деятельности медицинских вузов, безусловно, должно стать повышение качества и доступности оказания медицинской помощи. Именно поэтому сегодня перед нами стоят конкретные задачи: повышения качества подготовки кадров для отрасли, обеспечения непрерывности подготовки специалистов на последипломном уровне, повышения качества прикладной и фундаментальной вузовской науки и, наконец, совершенствования лечебной работы на базах практического здравоохранения и в собственных вузовских клиниках. Наиболее значимые вопросы, касающиеся деятельности всех отраслевых вузов, выносятся членами президиума совета и рассматриваются на его заседаниях, а также на общих собраниях советов. Именно так сейчас и строится работа, для более детальной проработки вопросов созданы и активно включились в работу комиссии и рабочие группы по направлениям.

– На одном из заседаний совета, прошедшем в Минздравсоцразвития России, обсуждались подготовленные министерством при участии вашей организации предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей. Что, прежде всего, учитывалось при разработке конкретных целевых показателей и критериев? На основании чего определялись критерии оценки деятельности?

– Действительно, на заседании обсуждались предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей.

Все показатели определены с учетом возможности объективной оценки, чтобы исключить субъективный подход, и построены во взаимосвязи друг с другом.

При разработке конкретных целевых показателей и критериев учитывалась, в первую очередь, уставная деятельность учреждений. Критерии отбирались с таким расчетом, чтобы в их выполнении были задействованы все структурные подразделения учреждения.

В основу определения критериев оценки деятельности были положены сквозной принцип оценки работы ректора и деятельности университета; разумная достаточность в формировании оценочных критериев; прозрачность в оценках; возможность совершенствования критериев оценки.

Для всех федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, были определены три основные группы критериев: по основной деятельности учреждения; по финансово-экономической деятельности и исполнительской дисциплине; по кадровому обеспечению основной деятельности.

Так, например, для вузов среди критериев, характеризующих основную деятельность учреждений и качество образовательных услуг, был определен такой, как доля обучающихся в высшем учебном заведении, прошедших тестирование на соответствие полученных знаний установленным требованиям (не менее 80 процентов). Для оценки этого критерия будет создана экспертная комиссия из представителей вузов и Минздравсоцразвития России, которая будет осуществлять тестирование обучающихся в вузах по основным дисциплинам учебных программ, что позволит определить качество подготовки студентов в каждом конкретном учебном заведении.

Кроме качества подготовки студентов, среди перечня целевых показателей предусмотрен и характеризующий качество учебно-производственных комплексов в вузах, а именно: наличие утвержденных программ подготовки, учебно-методической литературы, оборудования для практических занятий и пр. Также есть показатель, характеризующий наличие высококвалифицированных кадров среди преподавательского состава вуза.

В предложениях рабочей группы также представлены количественные показатели: выполнение госзаказа по плану приема, подготовки и переподготовки обучающихся.

Блок финансово-экономических показателей направлен на строгое соблюдение финансовой дисциплины и целевое использование бюджетных средств.

– Медицинские вузы в национальном проекте «Образование» занимают особое место. При этом специалисты подчеркивают, что хотя российское высшее образование развивается в русле международного образовательного процесса, не стоит забывать и о своих достижениях в этой области. В частности, при приеме в медицинские вузы никак нельзя ограничиваться только результатами единого государственного экзамена, необходимы некоторые дополнительные испытания. Какую позицию по этому вопросу занимает совет ректоров?

– Этот вопрос на сегодняшний день – один из самых сложных. Есть решение Правительства РФ, и с 2009 года все абитуриенты должны зачисляться в вузы по результатам ЕГЭ. Однако, на наш взгляд, при поступлении в медицинские вузы, помимо ЕГЭ, должны существовать дополнительные испытания, так называемые экзамены на профессиональную пригодность.

Для медицины этот вопрос актуален, прежде всего, потому, что система здравоохранения избирательна и требует от человека особых личностных качеств. Здесь нужны доброжелательные и ответственные люди, способные сопереживать.

Согласитесь, что выявить профессиональные способности и особенности человека можно только в результате дополнительных профессиональных испытаний, а не по результатам тестирования.

Безусловно, высшее образование в России идет в русле международного образовательного процесса, но при этом надо разумно отстаивать свои достижения в этой области.

– Под вашим началом в Самарском государственном медицинском университете сформировалась школа научно-педагогических кадров. Как вы считаете, какое место в деятельности совета ректоров должно занять повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований в медицинских и фармацевтических вузах?

– Как известно, качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше полученного образования. Качество полученного базового образования – вот основа основ, и подчас она определяет путь человека, и не только профессиональный, но и жизненный.

Качество подготовки специалистов зависит от многих составляющих, однако главными здесь все же являются квалификация и академичность преподавательского состава, а также наличие мощной материально-технической базы вуза.

Особенность вузовской науки – ее тесное и самое непосредственное взаимодействие с образовательным, а для медицинских вузов и с лечебным процессами. В век высоких технологий нельзя учить студентов только по рисункам и книгам. Без «живой» науки, инновационного подхода во всем невозможно качественное образование.

Такое тесное переплетение, в свою очередь, позволит повысить качество и самих фундаментальных, и прикладных научных исследованияй в медицинских и фармацевтических вузах.

– В системе здравоохранения Самарской области наблюдается глубокое взаимопроникновение медицинской науки и практики. Собираетесь ли вы предложить модель такого сотрудничества коллегам из других регионов?

– Вы правы, взаимопроникновение медицинской науки и практики в нашем регионе с каждым годом становится все более глубоким. Сегодня в практическом звене Самарской области работают 37 докторов и 385 кандидатов медицинских наук. Из 87 внештатных специалистов областного министерства здравоохранения и социального развития 27 человек являются сотрудниками СамГМУ. Статус клинических имеют 15 лечебных учреждений, в том числе 3 поликлиники. Организаторы здравоохранения возглавляют кафедры вуза, при этом трудно сказать, какой именно вид деятельность для них первостепенен и более важен – заведование кафедрой или работа в должности главного врача ЛПУ.

Отдельно хотелось бы сказать о клиниках университета, которые своим предназначением являют модель технопарка биомедицинского направления, где решается триединая задача – лечить, учить и заниматься наукой. Такое взаимодействие позволяет совместными усилиями решать очень многие проблемы профессионального плана и, безусловно, влияет на качество подготовки специалистов.

Полагаю, что наш опыт будет интересен и полезен коллегам, и мы сможем обсудить ключевые моменты во время встреч и совещаний.

– Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов для высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений – работа трудоемкая и ответственная. Будет ли совет ректоров в своей деятельности уделять ей соответствующее внимание?

– Безусловно. Мы считаем очень важным, что Министерство здравоохранения и социального развития России и совет ректоров будут совместно разрабатывать образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов, которые впоследствии будут утверждаться в Министерстве образования и науки. Завершение работы по совершенствованию образовательных стандартов планируется в 2009 году. Большой объем подготовительной работы в этом направлении уже сделан.

Надеемся, что профессиональный подход к содержательной составляющей государственных образовательных стандартов по медицинским и фармацевтическим специальностям тоже будет способствовать подготовке специалистов достойного уровня качества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: геннадий котельников, СамГМУ, медицинское образование, акцент, ао-30

Похожие материалы:
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Сестринское образование: проблемы и перспективы
«РЕАВИЗ»: РЕАбилитация, Врач и Здоровье
Российское и зарубежное медицинское образование
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
КемГМА: Первая дорога для врача
Самарский кластер медицинских и фармацевтических технологий
Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#102Инфографика «АО-102»
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования