Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителя

Учитель – ключевая фигура в обществе, считает гость сегодняшней рубрики «актуальное интервью» ректор Вологодского государственного педагогического университета Александр ЛЕШУКОВ. Как повысить престиж учительской профессии, какие задачи стоят перед педагогическими вузами и как их решает ВГПУ – тема нашей беседы.

Просмотров: 5479

Говорить с учеником на одном языке

Это искусство приобретается в педагогическом вузе

ЛЕШУКОВ Александр Павлович – ректор Вологодского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Учитель – ключевая фигура в обществе, считает гость сегодняшней рубрики «актуальное интервью» ректор Вологодского государственного педагогического университета Александр ЛЕШУКОВ. Как повысить престиж учительской профессии, какие задачи стоят перед педагогическими вузами и как их решает ВГПУ – тема нашей беседы.

– От учителя сегодня требуется многое: и эрудиция, и методическая и профессиональная компетентность, и владение ИКТ, и любовь к детям. Как бы вы ответили на широко обсуждаемый сегодня вопрос: из какого вуза выходят лучшие учителя – из классического или педагогического?

– Задачи образования в обоих случаях разные, а, следовательно, различается и содержание образования. Хотя часть учителей приходит в школу из классических университетов, все-таки эти вузы, прежде всего, существуют для того, чтобы готовить кадры для научно-исследовательской работы. Главной задачей педагогического университета является подготовка педагогических кадров, и его выпускники лучше вооружены методами передачи освоенных наук школьникам.

Приведу слова Н.И. Пирогова: «Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям». Подготовка в классическом университете предполагает, что студент, давайте его назовем «будущий учитель», готовится в логике соответствующей науки, а не в логике того, как эту науку преподнести другому человеку. В этом принципиальная разница. Что нам важнее?

Ключевой показатель эффективности профессионального образования – это число выпускников, трудоустраивающихся по специальности. И здесь педагогический вуз может дать большую фору классическому университету. Доля выпускников классического университета, идущих в школы, как известно, ничтожно мала. По данным нашего центра содействия трудоустройству выпускников в 2009 году в учреждения образования устроились на работу 53 процента окончивших педагогические специальности ВГПУ.

– Как идет процесс подготовки перехода на двухуровневую систему обучения в вашем вузе? Какое место в образовательной нише, на ваш взгляд, займет учитель-бакалавр?

– Университет традиционно осуществляет подготовку учителей практически по всем предметам базисного учебного плана школы. Учитывая потребности образовательных учреждений области в педагогах, способных вести обучение по нескольким школьным предметам, ВГПУ готовит учителей по основной и дополнительной специальности, что особенно актуально для сельских школ, которые преобладают в структуре общеобразовательных учреждений региона.

Мы уже имеем опыт работы по системе уровневого образования. Ведется подготовка бакалавров по направлениям «Филологическое образование» и «Технологическое образование». Тридцать человек обучаются по программам магистратуры. В 2010 году состоится первый выпуск бакалавров. В вузе ведется работа по разработке основных образовательных программ на основе ФГОС.

В 2011 году будет осуществляться набор только на направления подготовки бакалавриата и для обучения по программам магистратуры. При реализации двух профилей срок обучения бакалавров будет увеличен до 5 лет.

– Достаточна ли степень бакалавра для преподавания в школе? Или приоритет будет отдаваться учителю-магистру?

– Не сомневаюсь в том, что университет обеспечит базовую подготовку бакалавров, достаточную для практической профессиональной деятельности. Сейчас мы готовим учителей в течение пяти лет по основной и дополнительной специальности, а будем готовить пять лет по двум профилям подготовки. Магистратура – это углубленное и специализированное обучение с исследовательской составляющей. Ее выпускник становится «продвинутым» специалистом в определенной области, а может и начать академическую карьеру.

Больше беспокоит вопрос, какие должности бакалавры-педагоги смогут занимать в образовательных учреждениях. Есть опасение, что работодатели будут все же предпочитать принимать на работу специалистов и магистров.

Считаю, что педагогическим университетам необходимо расширить магистратуру по педагогическому профилю, предусмотреть большее количество бюджетных мест, иначе в профильных классах наших российских школ будут работать только педагоги-бакалавры. Кроме того, необходимо обеспечить всей информацией по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования не только родителей и абитуриентов, но и работодателей, чтобы обеспечить востребованность учителей-бакалавров на рынке труда.

– К вопросу о репутации российского учителя: как сделать так, чтобы в профессию шли достойные, педагоги по призванию? Что нужно сделать, чтобы повысить престиж учительской профессии, на ваш взгляд?

– Давайте начнем с понятия «престижная профессия». Престиж (от французского «prestige» – воздействие, авторитет) – это, во-первых, влиятельность людей данной профессии в обществе. Во-вторых, достойная оплата труда.

Если говорить об авторитете учителя, то в этом вопросе уповать на государство не стоит. О своем авторитете учителя должны в первую очередь думать сами. Справедливости ради следует сказать, что конкуренция в образовании существовала всегда. Всегда были школы, славящиеся своими педагогическими коллективами, традициями преподавания и выдающимися результатами обучения. Уровень полученных знаний в такой школе зачастую гарантировал поступление в вуз. В эти школы всегда стремились и ученики, и учителя.

Но государство в вопросе поднятия престижа профессии учителя может и должно помочь. Например, с помощью СМИ. Стоит больше говорить о том, что престиж учительской профессии хотя и медленно, но растет. Этому способствует стремление общества к повышению уровня образования. Множится число учительских конкурсов, развивается система грантовой поддержки творчески работающих учителей. Появляются реальные цели, для достижения которых надо вступать в конкурентную борьбу.

Ежегодно принимаются прекрасные образовательные программы, но до тех пор, пока педагог будет получать одну из самых низких зарплат в государстве, учитель будет стоять «в хвосте» списка престижных профессий. Остро необходима федеральная программа «Педагогические кадры», которая в комплексе решала бы задачи повышения престижа труда учителя, его социального статуса и уровня жизни, закрепления в школе молодых кадров.

– Одобряете ли вы идею интернатуры, по окончании которой молодой специалист сдает профессиональный экзамен? При каких обязательных условиях эта идея могла бы быть воплощена в вашем регионе?

– Необходимость введения интернатуры продиктована прежде всего тем, что при четырехлетнем бакалавриате продолжительность педагогической практики сокращена. При этом считаю обязательным курирование педагога-интерна как со стороны вуза, так и опытных учителей-методистов в школе. Мы планируем уже в этом году закрепление педагогов-наставников за выпускниками, трудоустроившимися в школы, и проведение конференции молодых учителей.

Однако вопрос педагогической интернатуры следует рассматривать вместе с введением сертификационных экзаменов для всех граждан, собирающихся работать в школе. Эта идея уже обсуждается педагогическим сообществом. Кстати, в музее университета есть два архивных документа более чем 70-летней давности, выданных одному и тому же лицу: диплом об образовании с присвоением квалификации преподавателя средней школы и аттестат на звание учителя средней школы с правом преподавания. Не пора ли обратиться к подобному опыту?

– Говоря о проблеме духовно-нравственного кризиса в сознании современной молодежи, эксперты отмечают необходимость гуманитаризации педагогического образования. Какие шаги в этом направлении предпринимает ВГПУ?

– Еще в 1996 году в Вологодской области под руководством А.В. Камкина, доктора исторических наук, заведующего кафедрой теории, истории культуры и этнологии ВГПУ, была разработана образовательная программа «Истоки» для учащихся 1-9 классов школы.

В основе программы лежит знакомство школьников с ценностями и идеалами российской цивилизации, а основным контекстом является обращение к ее духовно-нравственному началу.

В начальной школе особенностью содержания предмета является сосредоточение внимания на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрытии мира отечественных традиций.

В основной школе открывается новый уровень в познании истоков: дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками, приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной, материальной, художественной и духовной культуры, развитие интереса к самостоятельному анализу и осмыслению истоков.

Разработка данного курса для старших классов ведется в настоящее время, акцент учебного курса переносится на развитие социокультурных истоков управленческой культуры.

Для реализации программы вышли в свет восемь учебников и полный цикл учебно-методического сопровождения. С 2002 года программа «Истоки» допущена Министерством образования для использования в образовательных учреждениях России и ныне успешно применяется более чем в 50 регионах страны, неизменно показывая высокую результативность и широкую востребованность. Педагогическая и родительская общественность подтверждают положительное влияние программы на формирование жизненных ориентиров учащихся.

За разработку и внедрение в широкую практику новых методик преподавания А.В. Камкину присуждена Государственная премия по образованию за 2005 год, а в 2010 году учебный курс получил диплом Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

– Как отмечают вологодские социологи, средний возраст учителя в вашем регионе составляет около 47 лет, причем более половины работающих преподавателей предпенсионного возраста. В чем вы видите причины сложившейся ситуации?

– Эта проблема обсуждалась на недавней коллегии Департамента образования Вологодской области. Кроме старения педагогических кадров и снижения притока молодых учителей было отмечено увеличение доли выпускников педагогических колледжей в общем числе молодых специалистов, трудоустраивающихся в школу. При этом выпускники колледжей зачастую выполняют несвойственные им функции учителей-предметников, что часто влияет на качество образования.

Учитель в школе должен иметь базовую подготовку по предмету. Поэтому необходимо перейти к адресной подготовке учителей.

Во-первых, через систему заочного обучения педагогов, не имеющих высшего образования. В прошлом году мы ожидали увеличение конкурса на заочное отделение, поскольку введение новой системы оплаты труда в школе ориентирует учителей на получение высшего образования. Однако конкурс возрос незначительно (1,7 в 2009 году против 1,6 в 2008 году).

Во-вторых, обучение учителей-предметников другим профилям через систему переподготовки и второго высшего образования. Например, учителя истории – географии или филологии.

Мы готовы в зависимости от потребностей региона реализовывать те профили подготовки, по которым областная система образования испытывает наибольший дефицит.

Что касается причин уменьшения притока специалистов с высшим педагогическим образованием, они очевидны. Выпускники педвуза имеют более высокий уровень образования и социальной адаптации в обществе и зачастую востребованы на рынке труда в более высокооплачиваемых секторах экономики.

Следует отметить при этом, что препятствуют возвращению специалистов с высшим педагогическим образованием в родные районы преимущественно социально-бытовые факторы. Анкетирование выпускников педагогического вуза и студентов показывает, что многие из них хотели бы работать в школе. Так, по данным опросов, после прохождения педагогической практики желание работать по профессии увеличилось у 34% студентов, интерес к работе с детьми повысился у 60%, уровень тревожности перед профессией понизился у 50% студентов, проходивших практику. Вместе с тем студентов пугает низкая заработная плата молодых учителей, отсутствие социальных гарантий, и самое главное – возможности получения благоустроенного жилья.

– Какие меры необходимы для закрепления молодых учителей в школе?

– Радует, что Правительство Вологодской области в полной мере осознает проблемы в образовательной системе региона и предпринимает усилия по их решению. Планируется выплата «подъемных» молодым учителям, приходящим на работу в сельские школы, разрабатываются меры по льготному ипотечному кредитованию для молодых специалистов-педагогов, работающих в сельской местности.

Хочется затронуть еще и вопрос о работе муниципальных органов образования по трудоустройству выпускников. Не секрет, что часто даже выпускники, имеющие целевые направления оказываются невостребованными в своих районах. Поэтому нужно повысить ответственность работодателей за трудоустройство выпускников, поступавших в вуз по целевым направлениям. Необходимо расширить введение контрактной подготовки, включая заключение контрактов на предвыпускном курсе, а также ввести прямые экономические показатели для работы руководителей, занимающихся закреплением молодых специалистов в школах и омоложением кадров.

– На чем основывается работа Центра содействия трудоустройству вашего вуза?

– Вхождение нашей страны в Болонский процесс означает смену приоритетов в пользу работодателей. В этой связи возрастает роль работы вузовского центра содействия трудоустройству. Уже два года традиционно мы проводим Дни муниципальных районов. Этот пилотный проект направлен на усиление адресной работы с абитуриентами и работодателями. Мероприятие включает проведение встреч школьников и родителей со студентами и преподавателями, работодателей – со студентами выпускных курсов.

В апреле этого года Вологодский государственный педагогический университет и Департамент образования Вологодской области с участием глав муниципальных районов провели День предварительного трудоустройства выпускников. Мы надеемся, что работа в этом направлении поможет изменить ситуацию по обновлению учительских кадров, но, безусловно, решить эту проблему можно только путем создания и реализации региональной долгосрочной межведомственной программы.

– 2010 год объявлен в России Годом учителя. Каких позитивных перемен в связи с этим вы ожидаете?

– Конечно, это привлечение внимания к учителю, укрепление авторитета педагога и его социального статуса. И еще пора осознать, что педагогическое образование занимает ключевую позицию в обществе, потому что от того, как преподаватели вуза научат учителей, так учителя будут учить учеников, и соответственно такие у нас будут в дальнейшем инженеры, экономисты, юристы и люди рабочих профессий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальная поддержка педагогов, педагогическое образование, александр лешуков, вологодская область, вологодский государственный педагогический университет, актуальное интервью, ао-38

Похожие материалы:
Учитель в современной системе образования России
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Проблемы развития педагогического образования в Дагестане
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Плюсы образовательного кластера
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
Региональные университеты в системе образования России
Мензелинский педагогический колледж - направление развития
Слово о завтрашнем дне

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
#97Новости образования «АО-97»
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве