Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово о завтрашнем дне

Закон «Об образовании в Российской Федерации» способствовал ускорению работы по преобразованию системы подготовки специалистов и рабочих кадров. Но сделаны пока только первые шаги. О ближайших перспективах развития отрасли рассказывает заместитель председателя Проф­союза работников народного образования и науки РФ Вадим Дудин.

Просмотров: 863

Закон «Об образовании в Российской Федерации» способствовал ускорению работы по преобразованию системы подготовки специалистов и рабочих кадров. Но сделаны пока только первые шаги. О ближайших перспективах развития отрасли рассказывает заместитель председателя Проф­союза работников народного образования и науки РФ Вадим ДУДИН.

В.Н. ДУДИН, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ

– Вадим Николаевич, начиная разговор о промежуточных итогах и перспективах развития системы выс­шего и профессионального образования, стоит, наверное, начать с того, какая демографическая ситуация складывается в молодежной среде, и какое влияние она окажет на контрольные цифры приема?

– В 2014 году контрольные цифры приема по программам высшего образования составили 484,9 тыс. человек, в том числе по программам бакалавриата – 339,1 тыс., специалитета – 70,1 тыс., магистратуры – 75,7 тыс.

В соответствии с ФЗ-273 за счет федеральных бюджетных ассигнований осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ. По прогнозам, в 2015 году численность населения этого возраста составит 28,1 млн. человек, что с учетом госгарантий обуславливает минимальную численность студентов, обучающихся по программам высшего образования за счет федерального бюджета, на уровне 2,2 млн. человек.

После перехода на двухуровневую систему образования в 2011 году состоялся первый массовый прием на программы бакалавриата. В связи с этим в 2015 году будет впервые осуществлен массовый выпуск бакалавров, обучавшихся по ФГОС, и одновременно последний выпуск специалистов, обучавшихся по государственным образовательным стандартам.

Общий выпуск студентов, обучавшихся за счет федерального бюджета, в 2015 году составит порядка 685 тыс. человек (в 2014 году – 445 тыс.). В результате этого роста произойдет значительное уменьшение контингента: на 1 сентября 2015 года студентов­-бюджетников вторых – седьмых курсов останется 1,6 млн. человек. Таким образом, для соблюдения госгарантий в 2015 году необходимо принять на первый курс для обучения за счет федерального бюджета 576,6 тыс. человек, что на 91,7 тыс. человек, или на 19 процентов, больше, чем в 2014 году.

Учтя изменения нормативной правовой базы, Минобрнауки РФ реализовало новый, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок определения объема и структуры КЦП по отдельным направлениям подготовки и специальностям на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах.

Процесс формирования структуры КЦП на 2015 год основан на предшествующем опыте совместной работы Минобрнауки РФ, федеральных органов исполнительной власти и субъектов страны в 2013 году.

Предлагаемый объем и структура контрольных цифр приема на 2015 год согласованы с центрами ответственности, субъектами РФ, которые дали предложения по корректировке КЦП с учетом возможности образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития региона, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, при общем увеличении в 2015 году контрольных цифр приема на 19 процентов, необходимом для соблюдения госгарантий, предлагается незначительно сократить объем КЦП на бакалавриат и специалитет (на 1,3 процента) и существенно увеличить объем контрольных цифр приема в магистратуру (в 2,3 раза).

В 2015 году вузы окончат чуть менее 700 тыс. бакалавров, из них почти 300 тыс. человек – бюджетники. Для сравнения: этот показатель в 2014 году составил 174 тыс. и 75 тыс. человек соответственно. Для предоставления бакалаврам возможности реализовать право на продолжение обучения оптимальный объем бюджетных мест в магистратуре должен составлять порядка 172,5 тыс. мест.

В соответствии с предложениями центров ответственности, в условиях снижения численности трудоспособного населения страны и нехватки высококвалифицированных кадров наиболее востребованной формой обучения в магистратуре является очно-заочная или заочная. Объясняется это тем, что магистры-заочники, с одной стороны, заняты в экономике, что снижает кадровый дефицит, а с другой – имеют возможность повышать уровень своего образования и применять на практике полученные знания. При этом очная магистратура необходима для воспроизводства научного потенциала страны, поскольку магистры-заочники за редким исключением в науку не идут.

С учетом изложенного предлагается следующее распределение бюджетных мест в магистратуре: 134,1 тыс. мест – по очной форме обучения, что почти в 2 раза превышает уровень 2014 года, 38,5 тыс. мест – по очно-заочной или заочной, что в 7,3 раза больше, чем в 2014 году.

Структура бюджетных мест в магистратуре определяется с учетом структуры выпуска бакалавров. Для каждого направления подготовки определяется оптимальное соотношение между бюджетными местами в магистратуру и выпуском бакалавров. По очной форме обучения для фундаментальных и наукоемких направлений подготовки соотношение корректируется в сторону увеличения мест в магистратуре (например, 1:2 или 2:3). Аналогично корректируется в сторону увеличения число бюджетных мест по заочной форме обучения для прикладных направлений подготовки магистров, востребованных в экономике.

– Профсоюз работников народного образования и науки принял участие во внеочередном съезде Российского союза ректоров. Каким лидеры высшей школы видят будущее системы образования?

– В июле текущего года в Москве состоялся съезд (предыдущий был в 2006 году) Российского союза ректоров, на котором выступил министр образования и науки. Дмитрий Ливанов озвучил тенденции, которые не могут не вызвать тревогу в высшей школе. Так, в 2014 году вузы, вслед за школой, оказались в демографической яме. Одиннадцатый класс в 2014 году закончили 650 тыс. человек, тогда как в 2013 году было 1,4 млн. выпускников. В ближайшие годы ситуация не улучшится, выпуск останется на уровне 650-670 тыс. Как следствие, сократится и количество студентов: в 2008 году их было 7,5 млн. человек, в 2014 году уменьшилось до 5,7 млн., через пару лет останется только 4 млн.

Проблемы недофинансирования высшей школы, по словам министра, отступают на второй план: в 2014 году на высшее образование только из федерального бюджета ассигновано 470 млрд. рублей, что в 20 раз больше, чем в начале 2000-х годов. Дмитрий Ливанов отметил, что такой стремительный рост финансирования не вызвал столь же значительного роста качества образования.

Министр предупредил участников съезда, что в этой демографической ситуации выход один – придется пережить серьезное сокращение числа преподавателей и оптимизацию сети высшего образования. Сохранить нынешние рабочие места вузы смогут разве что за счет усиленного набора студентов­-иностранцев, но для этого нужны новые профессиональные стандарты, новые качественные программы обучения. Вторая возможность – активизация вузовской науки.

Развитие высшего образования будет осуществляться в сторону практикоориентированности. Подготовка по программам прикладного бакалавриата вырастет с сегодняшних 4 тыс. студентов до 25 тыс. к 2025 году. Она станет осуществляться в региональных вузах и филиалах с максимальной практикой на производстве. Будут вузы, и их будет много, где не останется ни магистратуры, ни аспирантуры – только бакалавриат. Обращаясь к ректорам вузов, министр призвал их спокойно отнестись к новой миссии – подготовке бакалавров. Магистратура и аспирантура останутся лишь в крупных научных центрах, ведущих вузах.

Инженерное образование должно стать практикоориентированным, подготовка кадров по программам прикладного бакалавриата в основном должна осуществляться в региональных вузах. Инженерную элиту следует готовить в ведущих вузах страны, где есть необходимые условия для научной и проектной деятельности, где создана соответствующая инфраструктура. В связи с этим стоит задача создания на базе предприятий учебно-научных лабораторий, для чего будут выделены дополнительные гранты.

Оборонный комплекс страны необходимо обеспечивать кадрами на базе целевой подготовки. Договоры со студентами должны предусматривать обязательную отработку ими на предприятиях в течение трех-четырех лет. Важная задача – трудоустройство и закрепление выпускников на рабочих местах.

Министр отметил, что особенно важно поднять качество математического образования в школах, а также создать программу поддержки педагогического образования, которое должно стать престижным во всех отношениях.

Работа по мониторингу качества высшего образования будет продолжена, в том числе необходимо отсеять некачественные программы подготовки специалистов. Сеть вузов сократится, прежде всего, за счет негосударственных вузов и филиалов, в адрес ректоров министр высказал: «Хотите учить? Учите, выдавайте дипломы, но негосударственного образца».

Дмитрий Ливанов проинформировал, что подготовлен и принят в первом чтении проект федерального закона, определяющий новые правила лицензирования и аккредитации вузов. Отозвать лицензии станет намного проще. Требования повысятся, особенно к негосударственным вузам. В 2013 году уже около 300 негосударственных вузов лишены лицензии.

Относительно деятельности Рособрнадзора министр заявил: «Больше этого безобразия – давать лицензию всем желающим – не будет».

Продолжая тему, связанную с повышением качества образования, глава ведомства заявил: «Лучше вузам, не дающим качественного образования, не дожидаться, а закрыться самим, причем в первую очередь это касается 70 головных высших учебных заведений и 180 филиалов, получивших соответствующие рекомендации Минобрнауки РФ по итогам последнего мониторинга. А особенно – технических вузов, обучающих «по социально-­гуманитарным специальностям». Им пора заканчивать эту профанацию – готовить юристов, экономистов и философов». Кроме того, министр сказал ректорам: «Вы можете самостоятельно принимать решения, но заканчивайте профанацию обучения. Создавайте условия, базу, программы обучения. Делайте сами, или мы заставим».

Министр остановился на задачах реализации указов Президента РФ по повышению заработной платы работникам вузов, заявив, что каждый ректор несет персональную ответственность за уровень зарплаты работников, но сохраняя её базовую часть в размере 70 процентов. Констатируя, что в настоящее время средняя зарплата в вузах составляет 125 процентов к средней по экономике регионов, хотя есть и более высокие достижения, министр предупредил ректоров: «Не спешите. Важно перейти к новым требованиям по отношению к ППС. Все это связано с сегодняшними условиями в стране и мире, отсюда и растущие требования».

– Журнал «Аккредитация в образовании» неоднократно поднимал тему повышения качества подготовки педагогов и модернизации педагогического образования. Какие изменения ожидаются в этой очень важной для страны области?

– Толчком к осмыслению необходимости реформирования педагогического образования послужили два года назад результаты мониторинга эффективности вузов. В соответствии с его итогами в 2012 году признаками неэффективности обладал 71 процент педвузов (30 из 42) и 78 процентов их филиалов (29 из 37).

В Минобрнауки РФ 9 июня прошло совещание о реализации проектов по модернизации педагогического образования, в котором приняли участие представители министерства, вузов­-победителей конкурсов в рамках проекта по модернизации педагогического образования и вузов­-соисполнителей. Открывая встречу, Дмитрий Ливанов отметил особую роль педагогических профессий: «Понятно, что профессия учителя является ключевой не только для системы образования, но и для общества в целом». Новый профессиональный стандарт рождает новые требования общества к педагогу.

Проект предусматривает разработку новых образовательных программ педагогического образования: прикладного и академического бакалавриата, прикладной и исследовательской магистратуры. Видится, что в ходе реализации проекта разработчики предполагают решить как минимум две задачи – принципиальное повышение качества подготовки учителя и преодоление последствий «двойного негативного отбора», когда в педвузы идут не самые сильные абитуриенты, а в школу приходят не слишком успешные выпускники педвузов.

Достичь этого предполагается двумя путями. Во-­первых, разведением обеих ступеней образования (бакалавриата и магистратуры) на прикладную и академическую (исследовательскую). Во­-вторых, созданием общедоступной, открытой библиотеки модулей основных образовательных программ подготовки педагогов, которые разработают вузы в ходе проекта.

После окончания академического бакалавриата и исследовательской магистратуры предлагается присваивать степень, после прикладных бакалавриата и магистратуры – квалификацию.

Новая система подготовки педагогов предполагает широкую вариативность – свободный вход в профессию и выход из нее. То есть после двух базовых лет обучения студент сможет либо продолжить свой образовательный вектор, либо сменить его, отправившись доучиваться на новую специальность. Или же, наоборот, студенты других факультетов смогут продолжить свое образование на педагогическом.

Реализация проекта должна привести к следующим результатам:

  • в вузах­-победителях проекта будут созданы и апробированы прорывные разработки и конкурентоспособные программы, эти высшие учебные заведения должны образовать сеть опорных площадок;
  • в течение полутора-двух лет талантливые и мотивированные студенты начнут обучение по этим программам;
  • на площадках вузов­-победителей будут созданы региональные сети, распространяющие лучший опыт, включая сети колледжей;
  • будут развиты региональные модели взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, включая целевые программы подготовки для студентов, обучающихся на педагогических направлениях.

– Невозможно не задать вопрос о взбудоражившем и студентов, и родительскую общественность решении ректоров многих вузов резко поднять плату за проживание в общежитии. Как профсоюзы  повлияли на изменение этой негативной практики?

– На весь процесс, пожалуй, следовало бы взглянуть шире. Принятие ФЗ-273 «Об образовании в РФ» придало огромную активность студенческим профсоюзным организациям. Студенческий координационный совет профсоюза много времени и сил потратил на анализ и обобщение нововведений, связанных со вступлением в силу закона. И если ряд позиций смогли предугадать – например, что будет почти повсеместное повышение стоимости оплаты общежитий, – то в некоторых моментах предоставляемая вузам большая автономия в принятии решений, естественно, не могла не добавить определенных сложностей в работе. Появление нового порядка назначения академических и социальных стипендий, установление минимальных нормативов академической стипендии, вопросы согласования с представительными органами обучающихся в вопросах перевода с контракта на бюджет, выделения средств на функционирование санаториев-профилакториев, оздоровления, культурно-­массовой и спортивно-­оздоровительной работы в рамках нового законодательства – вот далеко не весь перечень вызовов, с которыми пришлось столкнуться.

Как и предполагалось, отмена нормы закона, регламентировавшей максимальную величину стоимости проживания в общежитии, привела к резкому и порой абсолютно необоснованному росту платы за общежитие. В некоторых вузах увеличение произошло более чем в 100 раз.

Минобрнауки РФ направило в образовательные организации разъяснительные письма, в которых определяло источники финансирования затрат на обслуживание общежитий. К сожалению, большинство вузов не прислушалось к таким рекомендациям, и студенты продолжали оплачивать огромные счета. Профсоюз настаивал на законодательном закреплении определенных «правил игры», указывал на важность одинакового подхода для всех образовательных организаций.

Достаточно жесткая позиция профсоюза и студенческого координационного совета, налаженное взаимодействие с экспертным советом по вопросам обучающихся при Комитете Госдумы РФ по образованию привели к тому, что по нашей инициативе была создана рабочая группа по необоснованному повышению стоимости оплаты в общежитиях. В неё вошли депутаты, представители отраслевых министерств и профсоюзное крыло.

В результате Минобрнауки РФ предприняло реальные действия по работе с ректорами. Средняя стоимость проживания в общежитии снизилась с 840 до 340 рублей за месяц, утверждена методика расчета платы за общежития, а также приняты предложения Студенческого координационного совета общероссийского профсоюза образования по внесению изменений в законы, в частности в ФЗ-273 и Жилищный кодекс.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональное образование: посмотреть, что впереди
Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителя
Проект модернизации педагогического образования в действии
Модернизация педагогического образования
Владимир Загвязинский: в вузах изменят программу подготовки будущих учителей
Как выжить в мире образовательных корпораций
Перспективы развития высшего и профессионального образования
Новаторство как основа деятельности
Педагогические кадры новой формации
Модернизация педагогического образования: промежуточные результаты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ