Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СГМУ: Большое видится на расстоянии

Северный государственный медицинский университет был открыт в 1932 году. За восемьдесят лет преодолен сложный путь развития, подготовлено более 25 тыс. врачей, среди которых есть выдающиеся ученые. Ныне у вуза авторитет крупного медицинского образовательного и научного центра Европейского Севера.

Просмотров: 1523

Большое видится на расстоянии

С.И. МАЛЯВСКАЯ, проректор по научно-инновационной работе Северного государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

Северный государственный медицинский университет (СГМУ) был открыт в 1932 году. За восемьдесят лет преодолен сложный путь развития, подготовлено более 25 тыс. врачей, среди которых есть выдающиеся ученые. Ныне у вуза авторитет крупного медицинского образовательного и научного центра Европейского Севера.

Велик тот, кто дал направление

Первые профессора Архангельского мединститута были уникальными специалистами и замечательными личностями. Среди них заведующий кафедрой акушерства и гинекологии профессор В.В. Преображенский – экспериментатор, тематика исследований которого лежала в области анатомии, гистологии, экспериментальной физиологии, генетики.

Легендарен и профессор Д.В. Никитин, являвшийся домашним доктором семьи Л.Н. Толстого. В 1933 году он был сослан по 58-й статье в Архангельск, где работал сначала врачом, а через три года возглавил кафедру инфекционных болезней и руководил ею почти двадцать лет.

Гордость вуза – его талантливый выпускник, создатель сердечно-сосудистой хирургии в нашей стране Н.М. Амосов. В СГМУ учреждена медаль его имени, которой награждаются за особые достижения в научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Широко известно в стране и за ее пределами имя выдающегося хирурга-офтальмолога С.Н. Федорова, в 1961-1967 годы возглавлявшего кафедру глазных болезней. Именно в этот период он проводил оригинальное исследование по замене патологически измененного хрусталика глаза искусственным.

Большой вклад в развитие космической медицины внесли выпускники вуза профессора Н.М. Рудный, И.И. Касьян, Н.А. Разсолов.

В годы войны институт ускоренно подготовил 912 врачей для фронта.

В 1982 году АГМИ был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а пять лет назад Президентом РФ была объявлена благодарность коллективу университета за многолетнюю плодотворную деятельность.

Особо динамично вуз развивается в последние двадцать лет. Так, в 1994 году из института он был преобразован в академию, а в 2000 году – в университет, что позволило осуществлять деятельность на качественно новом уровне.

Спасибо, что конца урокам нет

С целью обеспечения непрерывного медицинского образования кадров отрасли университет ведет обучение на довузовском, додипломном, послевузовском и дополнительном профессиональных уровнях. В СГМУ успешно развивается система профориентирования «абитуриент – студент – выпускник», внедрена многоуровневая программа непрерывной подготовки врачей. Вуз активно переходит на обучение по новым ФГОС.

Кадровое обеспечение системы здравоохранения решается благодаря профессиональной мотивации абитуриентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, заключению предварительных договоров студентов с работодателями.

Качество научно-образовательных услуг связано с постоянным совершенствованием системы менеджмента работы вуза. СГМУ был дипломантом и лауреатом конкурса «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

В 2011 году система менеджмента качества СГМУ сертифицирована и признана соответствующей международному стандарту, а в 2012 году действие сертификата подтверждено.

Наука освещает жизни путь

Вся научная работа в вузе определяется регламентом программы «Здоровье населения Европейского Севера».

Научные и научно-педагогические школы СГМУ выполняют такие приоритетные для региона исследования, как системный мониторинг ракетно-космической деятельности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, центра атомного судостроения. В 1991 году была обоснована актуальность специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и открыт первый в стране докторский совет по защите диссертаций по этой специальности. Именно в СГМУ рождена уникальная специальность «Экология человека», и с 1994 года выходит академический журнал «Экология человека», включенный в перечень ВАК.

В университете созданы научно-исследовательские институты морской и полярной медицины, являющиеся базами проблемных комиссий научных советов РАМН по медицине труда и здоровью населения северо-запада России.

Коллективом НИИ морской медицины изучены особенности состояния здоровья плавсостава рыбопромыслового флота Северного бассейна, разработаны и внедрены программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для работников водного транспорта, проведены уникальные исследования по реагированию организма военных моряков в условиях автономного плавания подводной лодки и надводного корабля в высоких и низких широтах. В число приоритетных исследований НИИ входит совершенствование медико-социальной помощи малочисленным северным народам. Специалисты института трудятся над технологиями профилактики и оздоровления организма в чрезвычайных ситуациях, возможных на Севере, включая разработку новых продуктов питания, обогащенных витаминно-минеральными комплексами.

В 2009 году Всемирная организация здравоохранения поручила НИИ полярной медицины СГМУ осуществить пилотный проект по изучению влияния глобального потепления на здоровье людей.

Для знания нет пограничных столбов

В области международных связей СГМУ имеет 18 действующих договоров с университетами Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, Польши, США. На базе вуза совместно с учеными Германии организован центр медико-социальной реабилитации и паллиативной медицины. В союзе с норвежскими и шведскими партнерами создан клинико-лабораторный комплекс репродуктивной биологии.

Динамично развивается русско-норвежская программа кардиофизиологии и кардиохирургии. СГМУ участвует в международной магистерской программе по здоровью и социальному благополучию населения приполярных территорий. В рамках Баренц-сотрудничества реализуются проекты по борьбе с социальными и инфекционными болезнями. Несколько сотрудников университета являются экспертами-консультантами ВОЗ. В 2010-2012 годы СГМУ стал участником проекта TEMPUS-4 по теме «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов».

Архангельская международная школа общественного здоровья стала первым российским членом Европейской ассоциации школ общественного здоровья. Ее выпускники являются квалифицированными специалистами с дипломом магистра европейского образца.

С 2006 года обучение иностранных студентов – сегодня их более 200 в вузе – ведется на английском языке. О признании вуза в мировом научном пространстве свидетельствует и то, что в программе III Международного полярного года 9 из 14 медицинских тем были представлены университетом, а 2 из 3 конференций по итогам этой акции проведены в СГМУ.

Движение – кладовая жизни

Для реализации в СГМУ национальных проектов «Здоровье» и «Образование» разработаны следующие инновационные стратегии:

  • государственного заказа,
  • социального партнерства,
  • программно-целевая,
  • региональная,
  • интегральная,
  • мультидисциплинарной защиты здоровья,
  • профессионализации профилактической деятельности,
  • непрерывности образования,
  • дистанционного образования.

Именно по этому пути развивается университет. Более того, ученые вуза считают, что к реализации проекта «Здоровье» следует привлечь все население, а самомониторинг здоровья должен стать нормой. Эту идею СГМУ прививает обществу много лет, она лежит в основе каждого публичного выступления научных сотрудников вуза.

Университет является и крупным научно-исследовательским центром, в клиниках которого получают квалифицированную помощь тысячи больных, разрабатываются, апробируются и внедряются современные лечебно-диагностические методы и новейшие лекарственные препараты, сотни специалистов проходят курсы повышения квалификации.

Сегодня СГМУ ставит перед собой планы развития на всех уровнях, включая международный. При этом первостепенное внимание уделяется таким основополагающим принципам российского образования и здравоохранения, как качество, эффективность, доступность, инновационное развитие. Получая профессиональные знания и навыки, активно участвуя в учебной, культурно-массовой работе, спорте, трудовых делах, студенты СГМУ становятся не только дипломированными специалистами, но и настоящими гражданами.

Без сомнения, история вуза, современные пути развития его научной школы напрямую связаны с глобальными тенденциями.

Коллектив университета, храня лучшие традиции, полон стремления идти вперед, поскольку интеграция России в мировое сообщество требует соответствия мировому уровню всех жизнеполагающих отраслей, в том числе медицины.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Исследовательская миссия медицинского вуза
Развитие высшего сестринского образования в России
Перспективы развития северной медицинской школы
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Творческое образование в Чувашской республике
Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
Региональный вуз российского значения
Построение информационной системы медицинского вуза
Вектор инноваций медицинского вуза
Инновационная составляющая развития медицинского вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ