Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Перспективы развития северной медицинской школы

В центре внимания статьи – истоки и перспективы развития северной медицинской школы, ярким представителем которой сегодня является Северный государственный медицинский университет.

05.12.2009
Просмотров: 1840

Стать одним из лидеров

Северный государственный медицинский университет прошел большой и сложный путь становления и развития, воспитав тысячи врачей для Европейского Севера России, подарив Родине выдающихся ученых, обогативших отечественную и мировую медицинскую науку многими открытиями.

Взгляд в историю

Обращая взгляд в историю, можно сказать, что основы медицины на Севере закладывали такие уникальные личности, как архиепископ Афанасий, занимавшийся составлением разнообразных травников. Именно в период его епископства появился знаменитый «Соловецкий травник». Нельзя не вспомнить, что первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов являлся выпускником медицинского факультета Марбургского университета. Это и святой праведный Иоанн Кронштадтский – основоположник христианской психотерапии.

В 30-е годы прошлого века два с половиной года в Архангельске работал хирург и подвижник православия архиепископ Лука (профессор Войно-Ясенецкий). В это время среди первой генерации профессуры здесь оказались люди, сосланные под разными предлогами. Одним из них был профессор Василий Васильевич Преображенский. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно он явился прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова.

Основателем кафедры инфекционных болезней был профессор Никитин – личный врач семьи Льва Николаевича Толстого.

Один из первых выпускников Архангельского государственного медицинского института – Николай Михайлович Амосов – создатель научно-исследовательского института сердечно-сосудистой хирургии. В АГМИ работал выдающийся хирург-офтальмолог Святослав Николаевич Федоров. В 1994 году он стал вторым российским почетным доктором вуза, первым был Н.М. Амосов.

Самый северный медицинский университет

Из 47 российских медицинских вузов СГМУ – самый северный. Созданный в 1932 году с целью подготовки медицинских кадров для всего Европейского Севера России вуз фактически стал центром Северного медицинского университетского округа, в составе которого Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми.

Структура университета включает 12 факультетов, Центр довузовского образования, 60 кафедр, 11 институтов, Северный научный центр СЗО РАМН, Исследовательский центр СЗО РАО, издательство, Международную школу общественного здоровья, центр доклинической подготовки, консультативнодиагностическую и студенческую поликлиники, спортивно-оздоровительный комплекс, университет здоровья.

Образовательная деятельность осуществляется по 17 (в том числе по 7 медицинским) образовательным программам, программам послевузовского и дополнительного образования, аспирантуры.

Контент научной работы определяется регламентом научно-технической программы «Здоровье населения Европейского Севера». В СГМУ родилась научная специальность «Экология человека», с 1994 года издается единственный в стране академический журнал с этим названием. В 1991 году в вузе – впервые в стране – была создана специальность «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», открыт первый в России докторский диссертационный совет по этой специальности, выпущен ряд учебников и руководств по медицине катастроф. За разработку концепции системного экологического мониторинга в 2006 году получена премия правительства РФ в области науки и техники.

Оптимальный вариант

РеализациястратегиикачествавСГМУ проводилась поэтапно, начиная с 2005 года. Благодаря разработке миссии и политики СГМУ стало возможным определение основных направлений стратегии качества: ориентация на потребителя и его удовлетворенность образовательными и медицинскими услугами; культура университета и удовлетворенность ППС и УВП работой в вузе; внутренние бизнес-процессы; оценка конкурентов. В рамках каждого направления сформулированы стратегические цели, которые подвергаются корректированию один раз в два года.

Система качества СГМУ призвана содействовать решению основных целей и задач, поставленных в комплексной программе развития вуза:

  • изучение и удовлетворение общественно-государственного заказа на подготовку специалистов для практического здравоохранения;
  • повышение конкурентоспособности выпускника СГМУ на рынке труда за счет эффективной системы отбора абитуриентов по мотивационно-ценностным ориентациям и высокого качества вузовской подготовки;
  • эффективное использование интеллектуального потенциала ППС и создание системы стимулирования профессионального роста;
  • интеграция системы образования СГМУ в мировой образовательный процесс на основе повышения академической мобильности студентов и преподавателей и внедрения международных магистерских программ.

В 2007-2008 годах разработана и утверждена решением Совета по качеству концепция внутреннего аудита образовательной среды вуза. Утвержден состав аудиторов и программы аудитов учебнометодических комплексов дисциплин, специальностей, кафедр, образовательного и научно-исследовательского процессов. Проведены курсы повышения квалификации для аудиторов.

Важно, что в процессе разработки и внедрения СМК был реализован научно-исследовательский проект «Системный мониторинг образовательной среды вуза». Побудительным мотивом разработки проекта явилось осознание администрацией вуза необходимости существенных прорывов, которые позволили бы СГМУ стать одним из лидеров среди медицинских вузов страны в области создания систем качества подготовки выпускников. Стратегический выбор был сделан в пользу ориентации сотрудников на философию качества и, как следствие, разработку системного мониторинга научно-образовательной среды вуза. Время показало, что это был оптимальный вариант.

Существенным научно-практическим результатом проекта стала разработка и внедрение концепции системного мониторинга образовательной среды вуза, основные теоретические положения которой изложены в многочисленных статьях и монографиях, учебно-методических и учебных пособиях.

Концепция была также одобрена Бюро отделения профессионального образования РАО в апреле 2008.

Ключевой результат проекта – создание в СГМУ Исследовательского центра системного мониторинга развития образовательной среды Европейского Севера РФ на правах ассоциированного члена СЗО РАО.

Исследования, выполняемые сотрудниками Центра, находят финансовую поддержку.

С нынешнего года СГМУ стал соучастником МИСИС в реализации государственного контракта на выполнение НИР для нужд министерства образования и науки РФ по теме «Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством принимаемых выпускников».

В целях повышения качества подготовки специалистов в СГМУ принято решение о проведении системного мониторинга образовательной среды вуза на регулярной основе.

Прямым свидетельством высокой внешней оценки деятельности СГМУ в указанном направлении стали результаты отраслевого конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимого министерством образования и науки РФ с 2000 года. В 2007 году университет стал дипломантом конкурса, а в 2008-м – его лауреатом.

Доклад руководства СГМУ «Системный мониторинг образовательной среды вуза» был заслушан в феврале 2008 года на заседании Совета по координации управления качеством профессионального образования Рособрнадзора под рубрикой «Лучшая практика вузов».

Распространение полученного опыта и устойчивое использование полученных знаний – не менее важный результат.

Успешное проведение сотрудниками отдела качества мастер-классов в СанктПетербурге, Смоленске, Архангельске, Соловках, получение в 2009 году грифов УМО на два учебника, участие в международных научно-практических конференциях, выступление на Совете ректоров вузов Архангельска в январе 2009 года, проведение в сентябре этого года международной научно-практической конференции «Системный мониторинг инновационного развития высшей школы России» с участием вице-президента РАО В.А. Болотова и ведущих ученых страны в области мониторинга образования – все это формы распространения полученного опыта и свидетельство интереса академической общественности к его результатам.

Модель мониторинга прошла экспериментальную апробацию в таких учебных заведениях, как СГМУ, Владивостокский государственный медицинский университет, Калининградский рыбопромышленный колледж и других учебных заведениях системы ВПО и СПО.

Перспективы развития проекта связываются с реализацией комплексной научно-технической программы «Системный мониторинг качества образовательной среды Европейского Севера», которая была одобрена Бюро Президиума РАО.

Объединить усилия

Проблема обеспечения врачебными кадрами сельского здравоохранения в Архангельской и других областях Северо-Запада России стоит достаточно остро. В некоторых лечебно-профилактических учреждениях дефицит кадров достигает более 40 процентов. С целью решения этой проблемы СГМУ разработал и проводит совместно с органами власти на областном и муниципальном уровнях, студенческими и молодежными организациями комплекс мероприятий. Следует отметить, что университет никогда не прекращал целевой прием абитуриентов из сельских районов. Объем целевого приема в разные годы составлял от 30 до 45 процентов. Тем не менее, эффективность этой формы работы достаточно низкая – к работе приступает менее 50 процентов выпускников-контрактников. Чтобы в корне изменить эту ситуацию, университет ввел в контрактный договор положения, закрепляющие обязательства работодателя по экономической поддержке студента в течение периода его обучения, с одной стороны, и финансовую ответственность выпускника в случае отказа от выполнения договора, с другой.

Более 10 лет действует договор с администрацией Архангельской области на ежегодное обучение 57 студентов с полной компенсацией затрат, которые по окончании вуза направляются Департаментом здравоохранения в сельские районы. Отдел университета по работе с выпускниками поддерживает связи с работодателями, формирует банк вакансий, совместно с отделом качества проводит мониторинг качества подготовки выпускников СГМУ, на основе результатов которого разрабатываются меры по совершенствованию подготовки врачей. Большое значение имеют регулярные встречи студентов с будущими работодателями. Распространение получила практика ранней ориентации студентов на работу в сельской местности: работодатель «рекламирует» себя определенными условиями работы по конкретной специальности, предоставляет возможность прохождения практики, готовит место проживания и гарантирует определенные бытовые условия. При участии представителей органов власти сельских районов в университете организуются землячества студентов, которые поддерживают эту работу.

Традицией стало участие при распределении выпускников представителей органов управления здравоохранением Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, республик Коми и Карелии, Ненецкого автономного округа.

С 2007 года университет проводит конференцию работодателей, где вместе с представителями местной власти и органов здравоохранения вырабатывается политика, направления деятельности в решении кадровых проблем региона. Для повышения эффективности такой работы в этом году университет совместно с Комитетом по молодежной политике Архангельской области провел социологическое исследование на тему «Рейтинг причин отказов молодых специалистов ехать работать в сельскую местность». Выяснилось, что первое место среди причин отказов занимает отсутствие перспектив в работе (саморазвития, карьерного роста). Далее следует неудовлетворенность условиями труда (низкая заработная плата) и проживания (некомфортные бытовые условия). На третьем месте в рейтинге – более привлекательные варианты трудоустройства. Тем не менее, 43 процента опрошенных выпускников допускает возможность переезда в сельскую местность прямо сейчас – при определенных условиях – и 40 – когда-нибудь в жизни. Среди побудительных причин работы в селе на первом месте стоит высокий уровень заработной платы, на втором – предоставление комфортного жилья, на третьем – наличие в селе мест отдыха, детских садов, школ, выхода в Интернет и др. Эти факторы определяют одновременно вектор направления деятельности и способы решения проблемы кадрового обеспечения сельского здравоохранения. Из сказанного следует очевидный вывод: вуз не в состоянии в одиночку влиять на ситуацию. Только объединив усилия с органами власти и управления всех уровней, можно рассчитывать на то, что серьезная кадровая проблема может быть решена в будущем.

Новое образовательное пространство

С нового учебного года университет проводит тестирование, концепция которого разработана центром «Гуманитарные технологии» МГУ им. Ломоносова. Его цель – способствовать профессиональному самоопределению школьников, а также оказать им помощь в выборе дополнительных образовательных услуг медицинского вуза. СГМУ может предложить тестирование и для набора профильных классов, профориентационную школу «Юный медик». Тестирование поможет и классному руководителю увидеть потенциал каждого ученика, скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера ребенка, развить способности, необходимые для успешной самореализации.

Очень важно, что тест дает не приблизительную характеристику – процент погрешности в исследовании минимален. Тестирование доступно учащемуся, начиная с пятого класса, оно проходит в режиме онлайн в течение часа, после чего дается индивидуальная консультация.

Системой довузовской подготовки СГМУ накоплен положительный опыт по подготовке абитуриентов не только к сдаче вступительных экзаменов, но и решению задач профориентации и адаптации школьников к студенческой жизни. Отметим, что сегодня система довузовского образования в России испытывает определенные трудности на фоне процесса ее реструктуризации в связи с переходом к ЕГЭ и усилением влияния проблем, связанных с неблагоприятной демографической ситуацией.

Формирование контингента студентов медицинского университета – одна из важнейших проблем, от качественного решения которой зависит конечный результат деятельности вуза: подготовка высококвалифицированных специалистов. Это обстоятельство, несомненно, будет способствовать формированию нового пространства дополнительных образовательных услуг, которое сориентирует абитуриента на удовлетворение познавательных потребностей, самоопределение и саморазвитие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, Архангельская область, медицинское образование, северный государственный медицинский университет, профиль, ао-35

Похожие материалы:
Международное сотрудничество медицинского университета
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
СГМУ: Большое видится на расстоянии
Исследовательская миссия медицинского вуза
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Малые предприятия при медицинских вузах
Архангельский морской рыбопромышленный колледж

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
Форум «Национальная технологическая инициатива – 2035: взгляд в будущее» в Уфе
27 сентября 2018 года в г. Уфа состоится Всероссийский форум «Национальная технологическая...
Опубликован ежегодный рейтинг вузов по версии фонда В.Потанина
Благотоворительный фонд Владимира Потанина представил рейтинг образовательных организаций высшего...
Из журнала
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#94О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
#91Интернационализация российского образования
#93Внедрение эффективного контракта: опыт филиала СВФУ в г. Нерюнгри
#92Новости образования «АО-92»
Информационная лента
09:38В РГСУ прошел этап обучения кандидатов в эксперты «Абилимпикс»
09:36X Международная конференция торгово-промышленных палат России и Финляндии в САФУ
09:33ЮУрГУ присоединился к Российской ассоциации ветроиндустрии
09:30Фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист» в Нижнем Новгороде
09:22Форум «Национальная технологическая инициатива – 2035: взгляд в будущее» в Уфе