Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сергей Коршунов об уровневой подготовке

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана уникальная целевая программа повышения квалификации для руководителей и специалистов вузов

Просмотров: 2535
С.В. Коршунов, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой «Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы» МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана

Как подготовиться к переходу на уровневую систему

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана уникальная целевая программа повышения квалификации для руководителей и специалистов вузов

Многие важные события последних лет в жизни высшей школы России связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Их введение дает вузам невиданные доселе свободы в формировании своих образовательных программ. Все это влечет практически полное изменение нормативных документов, определяющих деятельность вузов – от организации приема абитуриентов до итоговой аттестации выпускников.

Была развернута масштабная работа по новой системе стандартизации и классификации образовательных программ. За два года – с 2007 по 2009, при активном участии базовых вузов УМО (в т.ч. МГТУ им. Н.Э. Баумана) в консорциуме с заинтересованными ведущими университетами и представителями работодателей, разработаны и сданы заказчику проекты новых стандартов. Таким образом, в основном была подготовлена законодательная база уровневой подготовки в высшей школе России, переход на которую первоначально планировалось начать с 1 сентября 2009 года. Но позже введение уровневой системы подготовки кадров было перенесено на 1 января 2011 года. А в начале 2010 года базовым вузам-разработчикам проектов ФГОС Министерством образования и науки РФ было поручено завершить разработку новых примерных основных образовательных программ по согласованному макету.

Это масштабная работа, включающая разработку примерных учебных планов по всем направлениям и специальностям, программ практик и других методических материалов. В дальнейшем необходимо утвердить формы документов государственного образца об окончании вуза; новые правила лицензирования и аккредитации (в настоящее время заканчивается работа над таблицами соответствия новых и прежних направлений подготовки и специальностей); новые правила и контрольные цифры приема абитуриентов; Положение об итоговой государственной аттестации студентов; нормативы бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете. Причем этот список нормативно-правовых документов необходимо привести в соответствие с последними законодательными поправками к началу 2011 года, так как к моменту объявления приема на вновь созданные образовательные программы, вузы должны иметь оформленные новые лицензии и полностью разработанный пакет учебнометодических и нормативных документов, составляющих основную образовательную программу вуза.

Масштабные инновации в структуре подготовки кадров, новое поколение нормативной документации вызывают огромный интерес у руководства, администрации и преподавателей вузов. Желание донести информацию об уже подготовленных и еще готовящихся документах, а самое главное

– о том, что потребуется сделать самим вузам по переходу на уровневую систему, привело к разработке программы повышения квалификации для проректоров, деканов, заведующих кафедр, их заместителей, начальников учебных и учебно-методических управлений и отделов, преподавателей вузов. Эта программа, получившая название «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему федеральных государственных образовательных стандартов», была реализована на кафедре «Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы» Межотраслевого института повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана. Первая группа слушателей начала занятия в мае 2009 года.

Особую актуальность придало программе то обстоятельство, что с 1 января 2011 года прекращается набор в вузы по основным образовательным программам, реализуемым на базе ГОС ВПО второго поколения. В разработке программы и ведении теоретических и практических занятий принимали участие ведущие преподаватели и специалисты нашего университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования. Еще одна особенность программы – участие в занятиях представителей федеральных органов управления образованием.

Главная цель программы – обучение новым принципам проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ, что включает компетентностный подход, модульное построение образовательной программы, организацию текущего контроля успеваемости, формирование фондов оценочных средств, привлечение работодателей к проектированию и оценке качества образовательных программ, систему классификации образовательных программ, программы прикладного бакалавриата и т.п.

Программа состоит из четырех образовательных модулей:

  • Экспертный обзор обновленного законодательства и изменений в нормативных актах, регулирующих сферу высшего профессионального образования России.
  • Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
  • Новая система классификации образовательных программ. Зачетная единица (кредит) как мера трудоемкости образовательной программы.
  • Пути развития академической мобильности (внутренней и внешней) в системе ВПО.

Слушатели получают актуальную информацию об истории создания перечней образовательных программ в России, о сравнении их с зарубежными аналогами, о формировании нового Общероссийского классификатора образовательных программ, который призван объединить и модернизировать существующие классификаторы в начальном, среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании России и т.д. В ходе курсов повышения квалификации сложилась очень важная традиция: еженедельные пятничные занятия по реализации ФГОС и завершающий тематический семинар по одной из актуальных крупных тем с участием представителей Минобрнауки, работодателей и проректоров по учебно-методической работе – заместителей председателей советов УМО вузов. Таким образом, в аудитории собирались специалисты из региональных вузов, столичных базовых вузов УМО, заказчики кадров из высокотехнологичных отраслей, руководители из федеральных органов управления образованием, представители общественных профессиональных объединений.

В качестве примера приведу уникальный, на мой взгляд, семинар, посвященный вопросам сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и формируемых в отраслях профессиональных стандартов. В данном случае рассматривались профессиональные стандарты, координацию разработки которых осуществляет Объединенная авиастроительная корпорация. Открывая семинар, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ В.Д. Шадриков сформулировал концептуальный подход к формированию основных образовательных программ вузов в современных условиях. Руководитель направления взаимодействия с учебными заведениями Департамента управления персоналом «Объединенной авиастроительной корпорации» Е.И. Пудалова убедительно продемонстрировала возможности вузовского и отраслевого сообщества совместно эффективно работать над образовательными программами в интересах подготовки востребованных работодателем кадров. Ведущий специалист Департамента авиационной промышленности Минпромторга России А.Ю.Перелет выразил большую заинтересованность и поддержку такому формированию вузовских образовательных программ. Руководитель отдела образовательных программ Департамента образовательных программ Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) Н.Л. Яблонскене рассказала о стоящих перед новой отраслью задачах в подготовке и, особенно, в переподготовке высококвалифицированных кадров, призвав преподавателей и ученых вузов принять активное участие в разработке профессиональных стандартов в области наноиндустрии. Кроме слушателей курсов повышения квалификации и руководителей УМО, на семинар были приглашены руководители и преподаватели авиационных вузов страны.

Общая продолжительность программы составила 72 часа. Самостоятельная работа слушателей была обеспечена информационными учебно-методическими материалами: сборниками «Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов», «Академическая мобильность в России: проблемы организации» и CD-ROM с размещением важнейших нормативных актов в редакции на момент проведения занятий. Слушатели, успешно завершившие обучение, получили удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Всего за восемь сессий весной и осенью 2009 года программу прослушали 190 человек из 148 вузов 68 городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Наряду с проведением недельных циклов занятий с группами слушателей в МГТУ им. Н.Э. Баумана, мы практикуем по просьбе вузов выездные семинары длительностью 2-3 дня, формируя тематику занятий по заданию этих вузов и подбирая соответствующих преподавателей.

Приобретенный опыт и неослабевающий интерес со стороны вузов к тематике курсов повышения квалификации по переходу на новую систему федеральных государственных образовательных стандартов дает нам основание продолжить подобные занятия групп летом-осенью 2010 года. Причем, мы готовим с сентября 2010 года две программы. Одна (в ее основе ныне проводимые курсы) – для административно-управленческого персонала вузов, для которых особый интерес представляет знание обновленного законодательства в области высшего образования, новых подходов к лицензированию и аккредитации, к состоянию разработки новых классификаторов образовательных программ, правил разработки основных образовательных программ вузов на основе примерных программ, к совершенствованию академической мобильности студентов и т.д. Вторая программа – для преподавателей вузов, для которых важнее умение построить учебный процесс по кредитно-модульному принципу, знание и способность применять в учебном процессе современные информационные технологии, активные методы обучения, возможность организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций с учетом требований ФГОС ВПО нового поколения, разработка современных оценочных средств и т.д.

В приказе Рособразования от 10 февраля 2010 года № 109 по итогам проведенной 26 января коллегии «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» содержится пункт, предусматривающий разработку типовых программ повышения квалификации административно-управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава вузов с учетом введения уровневой системы высшего профессионального образования. А ректорам вузов поручается организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС. Учитывая масштабность поставленных задач, в МГТУ им. Н.Э. Баумана разработан также дистанционный курс для заочного обучения преподавателей. Он базируется на уникальных оцифрованных видеоматериалах (совмещенных с просмотром презентаций), методических разработках, накопленных за время проведения курсов повышения квалификации. В настоящее время на сайте Научно-методического центра «Инженерное образование» МГТУ подготовлен отдельный модуль для проведения дистанционного обучения (http://nmc.bmstu.ru/secure/), а по всем материалам занятий выложены презентации лекций, нормативные документы, контрольные вопросы, методические пособия и видеоматериалы. Для более тесной работы со слушателями будет функционировать форум, на котором в интерактивном режиме можно будет задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы экспертов. Планируемый запуск курсов повышения квалификации в дистанционной форме – сентябрь 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
«ЕГЭ» для бакалавров
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Ведущий фактор модернизации педагогического образования
Шадринский политехнический колледж
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
База трудоустройства – инновации и хороший менеджмент
Опыт проектирования образовательной программы
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ