Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сергей Коршунов об уровневой подготовке

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана уникальная целевая программа повышения квалификации для руководителей и специалистов вузов

Просмотров: 2449
С.В. Коршунов, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой «Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы» МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана

Как подготовиться к переходу на уровневую систему

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана уникальная целевая программа повышения квалификации для руководителей и специалистов вузов

Многие важные события последних лет в жизни высшей школы России связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Их введение дает вузам невиданные доселе свободы в формировании своих образовательных программ. Все это влечет практически полное изменение нормативных документов, определяющих деятельность вузов – от организации приема абитуриентов до итоговой аттестации выпускников.

Была развернута масштабная работа по новой системе стандартизации и классификации образовательных программ. За два года – с 2007 по 2009, при активном участии базовых вузов УМО (в т.ч. МГТУ им. Н.Э. Баумана) в консорциуме с заинтересованными ведущими университетами и представителями работодателей, разработаны и сданы заказчику проекты новых стандартов. Таким образом, в основном была подготовлена законодательная база уровневой подготовки в высшей школе России, переход на которую первоначально планировалось начать с 1 сентября 2009 года. Но позже введение уровневой системы подготовки кадров было перенесено на 1 января 2011 года. А в начале 2010 года базовым вузам-разработчикам проектов ФГОС Министерством образования и науки РФ было поручено завершить разработку новых примерных основных образовательных программ по согласованному макету.

Это масштабная работа, включающая разработку примерных учебных планов по всем направлениям и специальностям, программ практик и других методических материалов. В дальнейшем необходимо утвердить формы документов государственного образца об окончании вуза; новые правила лицензирования и аккредитации (в настоящее время заканчивается работа над таблицами соответствия новых и прежних направлений подготовки и специальностей); новые правила и контрольные цифры приема абитуриентов; Положение об итоговой государственной аттестации студентов; нормативы бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете. Причем этот список нормативно-правовых документов необходимо привести в соответствие с последними законодательными поправками к началу 2011 года, так как к моменту объявления приема на вновь созданные образовательные программы, вузы должны иметь оформленные новые лицензии и полностью разработанный пакет учебнометодических и нормативных документов, составляющих основную образовательную программу вуза.

Масштабные инновации в структуре подготовки кадров, новое поколение нормативной документации вызывают огромный интерес у руководства, администрации и преподавателей вузов. Желание донести информацию об уже подготовленных и еще готовящихся документах, а самое главное

– о том, что потребуется сделать самим вузам по переходу на уровневую систему, привело к разработке программы повышения квалификации для проректоров, деканов, заведующих кафедр, их заместителей, начальников учебных и учебно-методических управлений и отделов, преподавателей вузов. Эта программа, получившая название «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему федеральных государственных образовательных стандартов», была реализована на кафедре «Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы» Межотраслевого института повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана. Первая группа слушателей начала занятия в мае 2009 года.

Особую актуальность придало программе то обстоятельство, что с 1 января 2011 года прекращается набор в вузы по основным образовательным программам, реализуемым на базе ГОС ВПО второго поколения. В разработке программы и ведении теоретических и практических занятий принимали участие ведущие преподаватели и специалисты нашего университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования. Еще одна особенность программы – участие в занятиях представителей федеральных органов управления образованием.

Главная цель программы – обучение новым принципам проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ, что включает компетентностный подход, модульное построение образовательной программы, организацию текущего контроля успеваемости, формирование фондов оценочных средств, привлечение работодателей к проектированию и оценке качества образовательных программ, систему классификации образовательных программ, программы прикладного бакалавриата и т.п.

Программа состоит из четырех образовательных модулей:

  • Экспертный обзор обновленного законодательства и изменений в нормативных актах, регулирующих сферу высшего профессионального образования России.
  • Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
  • Новая система классификации образовательных программ. Зачетная единица (кредит) как мера трудоемкости образовательной программы.
  • Пути развития академической мобильности (внутренней и внешней) в системе ВПО.

Слушатели получают актуальную информацию об истории создания перечней образовательных программ в России, о сравнении их с зарубежными аналогами, о формировании нового Общероссийского классификатора образовательных программ, который призван объединить и модернизировать существующие классификаторы в начальном, среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании России и т.д. В ходе курсов повышения квалификации сложилась очень важная традиция: еженедельные пятничные занятия по реализации ФГОС и завершающий тематический семинар по одной из актуальных крупных тем с участием представителей Минобрнауки, работодателей и проректоров по учебно-методической работе – заместителей председателей советов УМО вузов. Таким образом, в аудитории собирались специалисты из региональных вузов, столичных базовых вузов УМО, заказчики кадров из высокотехнологичных отраслей, руководители из федеральных органов управления образованием, представители общественных профессиональных объединений.

В качестве примера приведу уникальный, на мой взгляд, семинар, посвященный вопросам сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и формируемых в отраслях профессиональных стандартов. В данном случае рассматривались профессиональные стандарты, координацию разработки которых осуществляет Объединенная авиастроительная корпорация. Открывая семинар, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ В.Д. Шадриков сформулировал концептуальный подход к формированию основных образовательных программ вузов в современных условиях. Руководитель направления взаимодействия с учебными заведениями Департамента управления персоналом «Объединенной авиастроительной корпорации» Е.И. Пудалова убедительно продемонстрировала возможности вузовского и отраслевого сообщества совместно эффективно работать над образовательными программами в интересах подготовки востребованных работодателем кадров. Ведущий специалист Департамента авиационной промышленности Минпромторга России А.Ю.Перелет выразил большую заинтересованность и поддержку такому формированию вузовских образовательных программ. Руководитель отдела образовательных программ Департамента образовательных программ Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) Н.Л. Яблонскене рассказала о стоящих перед новой отраслью задачах в подготовке и, особенно, в переподготовке высококвалифицированных кадров, призвав преподавателей и ученых вузов принять активное участие в разработке профессиональных стандартов в области наноиндустрии. Кроме слушателей курсов повышения квалификации и руководителей УМО, на семинар были приглашены руководители и преподаватели авиационных вузов страны.

Общая продолжительность программы составила 72 часа. Самостоятельная работа слушателей была обеспечена информационными учебно-методическими материалами: сборниками «Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов», «Академическая мобильность в России: проблемы организации» и CD-ROM с размещением важнейших нормативных актов в редакции на момент проведения занятий. Слушатели, успешно завершившие обучение, получили удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Всего за восемь сессий весной и осенью 2009 года программу прослушали 190 человек из 148 вузов 68 городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Наряду с проведением недельных циклов занятий с группами слушателей в МГТУ им. Н.Э. Баумана, мы практикуем по просьбе вузов выездные семинары длительностью 2-3 дня, формируя тематику занятий по заданию этих вузов и подбирая соответствующих преподавателей.

Приобретенный опыт и неослабевающий интерес со стороны вузов к тематике курсов повышения квалификации по переходу на новую систему федеральных государственных образовательных стандартов дает нам основание продолжить подобные занятия групп летом-осенью 2010 года. Причем, мы готовим с сентября 2010 года две программы. Одна (в ее основе ныне проводимые курсы) – для административно-управленческого персонала вузов, для которых особый интерес представляет знание обновленного законодательства в области высшего образования, новых подходов к лицензированию и аккредитации, к состоянию разработки новых классификаторов образовательных программ, правил разработки основных образовательных программ вузов на основе примерных программ, к совершенствованию академической мобильности студентов и т.д. Вторая программа – для преподавателей вузов, для которых важнее умение построить учебный процесс по кредитно-модульному принципу, знание и способность применять в учебном процессе современные информационные технологии, активные методы обучения, возможность организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций с учетом требований ФГОС ВПО нового поколения, разработка современных оценочных средств и т.д.

В приказе Рособразования от 10 февраля 2010 года № 109 по итогам проведенной 26 января коллегии «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» содержится пункт, предусматривающий разработку типовых программ повышения квалификации административно-управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава вузов с учетом введения уровневой системы высшего профессионального образования. А ректорам вузов поручается организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС. Учитывая масштабность поставленных задач, в МГТУ им. Н.Э. Баумана разработан также дистанционный курс для заочного обучения преподавателей. Он базируется на уникальных оцифрованных видеоматериалах (совмещенных с просмотром презентаций), методических разработках, накопленных за время проведения курсов повышения квалификации. В настоящее время на сайте Научно-методического центра «Инженерное образование» МГТУ подготовлен отдельный модуль для проведения дистанционного обучения (http://nmc.bmstu.ru/secure/), а по всем материалам занятий выложены презентации лекций, нормативные документы, контрольные вопросы, методические пособия и видеоматериалы. Для более тесной работы со слушателями будет функционировать форум, на котором в интерактивном режиме можно будет задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы экспертов. Планируемый запуск курсов повышения квалификации в дистанционной форме – сентябрь 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, МГТУ им. Н.Э. Баумана, уровневая система подготовки, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Ведущий фактор модернизации педагогического образования
Уровневая подготовка. Российская действительность
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Опыт проектирования образовательной программы
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
#102Дайджест № 102 «Аккредитация в образовании»
#101Дайджест № 101 «Аккредитация в образовании»
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#97Новые параметры проекта «5-100»
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль