Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Ирина Свиридова об уровневой подготовке

Интервью с ректором Кемеровского государственного университета Ириной Свиридовой о внедрении уровневой системы подготовки.

Просмотров: 1432

«Учебное пространство должно давать свободу выбора…»

О внедрении уровневой системы подготовки в Кемеровском государственном университете рассказывает ректор Ирина СВИРИДОВА

– Ирина Альбертовна, по логике Болонского процесса, высшее образование все более переходит от так называемой «квалификационной» к «компетентностной» (междисциплинарной, модульной) парадигме. В этой связи, говорят эксперты, кафедре суждено претерпеть серьезные трансформации, возможно, становясь узлом переплетения междисциплинарных интересов. В европейских университетах (например, в Германии) кафедры преобразуются в департаменты или какие-то другие, более широкие подразделения. Опираясь на этот европейский опыт, считаете ли вы, что и перед российскими вузами остро встает вопрос принципиального преобразования структуры организации и сопровождения образовательного процесса в вузе? Если да, то о каких конкретных преобразованиях может идти речь? И как эта задача решается в КемГУ?

– Мы исходим из тезиса, что при переходе на систему «бакалавриат – магистратура» нужно обеспечить, в первую очередь, достаточную гибкость образования. Сейчас быстро изменяются технологии, человек стал более мобилен, в течение жизни 5-6 раз меняет место работы, переучивается, повышает квалификацию, уходит в смежные сферы деятельности и т.д. То есть профессиональная траектория выпускника вуза перестает носить линейный характер. Считаю, вполне логично, что и учебный план должен быть таким же гибким, ориентированным на конкретные потребности и индивидуальность студента.

Принимая человека на обучение, мы не можем отталкиваться только от содержания его профессиональной подготовки. Необходимо ещё многое, что позволило бы бакалавру или магистру оставаться «на плаву», отвечать вызовам времени, постоянно совершенствоваться.

«Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень…»

Например, крупный и средний бизнес, формулируя заказ на выпускников нашего университета, предъявляет требования не только к уровню освоения стандарта, но и ставит вопрос о качествах личности. Некоторые кузбасские холдинги ежегодно проводят творческие кастинги среди выпускников вузов, прежде чем взять их на работу. Учитывается многое, в том числе и актерские, и режиссерские способности, вокал, танцы, умение общаться и т.д. Казалось бы, зачем всё это? А ведь так и проверяется «запас прочности» выпускника, его лидерские качества, способность нестандартно мыслить, адаптироваться к обстоятельствам. Пока такие кастинги затрагивают небольшой круг специальностей, в основном связанных с бизнесом. Но это тренд будущего. И кстати, переход системы высшего образования к компетентностному подходу, что так страшит некоторую часть вузовского сообщества, позволяет органично воспитывать личность будущего профессионала.

Большую роль здесь играет образовательно-культурная ситуация, в которой живет и развивается молодой человек. Ведь ключевые компетенции формируются не только в пространстве учебного времени, но и под воздействием семьи, друзей, окружения, политики, религии, культуры…. Поэтому мы не первый год работаем над тем, чтобы, наряду с научным и образовательным пространством, формировать в Кемеровском госуниверситете творческую среду для студентов. Открываем клубы по интересам, спортивные секции, у нас более 30 творческих объединений, студенческий театр, клуб КВН, туристский центр, вокальные и танцевальные студии, дискуссионные клубы, поэтическая студия и т.д. Более половины студентов регулярно участвуют в работе таких объединений.

Ежегодно на проведение массовых, культурных, оздоровительных, спортивных мероприятий в бюджете вуза выделяется около 19 миллионов рублей. И это, если хотите, тоже вложения в профессиональное становление наших бакалавров и магистров.

Плюс к этому, и учебное пространство должно давать свободу индивидуального выбора в получении образования по бакалаврским и магистерским программам. Соответственно, университету необходимо будет расширить собственно учебное пространство. И здесь без интеграции с консорциумами, промышленными предприятиями, другими вузами и научными организациями не обойтись. Сейчас мы с Кемеровским научным центром Сибирского отделения РАН обсуждаем возможность по ряду направлений предусмотреть дуальные магистратуры: один год на нашей базе, а второй – в каком-либо академическом институте.

Поэтому при переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя.

– Кемеровский университет имеет уникальный опыт взаимодействия с работодателями. Однако, в условиях кризиса и растущей безработицы работодатель, вероятно, становится не слишком заинтересованным в тесном партнерстве с вузами (грубо говоря, ему и высвободившихся специалистов со стажем хватает). В этих условиях как вуз может повлиять на интерес работодателя к выпускникам-бакалаврам? Влияет ли эта новая ситуация на рынке труда на корректировку стратегии работы КемГУ с работодателями?

«…При переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя…»

– Работодатели понимают, что кризис рано или поздно завершится, и тогда встанет кадровый вопрос. И нужны будут как раз специалисты нового поколения, с интегрированными знаниями и навыками, иными ключевыми компетенциями.

Поэтому наши студенты стремятся одновременно получать дополнительные квалификации или даже второе высшее образование: в области информационных технологий, права, криминалистики, экономики, иностранных языков, менеджмента, страхования и др. И это помогает им, оставаясь в сфере получаемой квалификации (для бакалавров), становиться специалистами более широкого профиля.

В свою очередь ректорат вуза много делает для сближения системы образования с реальным сектором производства и региональной экономики. Сегодня мы сотрудничаем со многими предприятиями области, заключаем договоры о социальном партнёрстве и о целевой подготовке кадров. При университете работает Совет финансовых директоров крупных компаний. У нас создан Союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Вот – реальная связь с экономической инфраструктурой региона с учётом его специфики. Кроме того, налажен хороший контакт и с отдельными федеральными структурами. Специалисты службы по налогам и сборам, к примеру, преподают у нас на экономическом факультете, что даёт студентам именно те знания, которые в дальнейшем будут наиболее востребованы на практике.

– КемГУ имеет партнерские взаимоотношения с вузами более чем десятка стран. На ваш взгляд, сможет ли полновесный переход на двухуровневую систему подготовки значительно качественно повлиять на международные связи российских вузов, и вашего университета, в частности? Какие в данном случае откроются новые возможности и перспективы?

– Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень.

У Кемеровского госуниверситета 34 договора и соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями (Бельгии, Дании, Голландии, Германии, Франции, Великобритании, США, Монголии, Китая и др.), в рамках которых проводится обмен студентов, стажировка преподавателей, научных сотрудников. И с каждым годом мы увеличиваем количество участников международных обменов. Переходим на практику двойных дипломов. В 2009 году совместно с институтом Пьер Аттле (Франция) набрали студентов на подготовку бакалавров экономики по профилю «Страхование». В течение нескольких лет ребята будут обучаться у нас, а затем – в зарубежном вузе, и в результате получат два диплома – Кемеровского госуниверситета и вуза-партнера. В этом году планируем запустить такую же программу с Университетом Инхолланд (Нидерланды) по направлению «Менеджмент, маркетинг и международный бизнес».

Стажировки и обучение в иностранных вузах, на наш взгляд, позволяют студентам получить качественное образование. Соответственно, при устройстве на работу у таких студентов появляется гораздо больше преимуществ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: КемГУ, уровневая система подготовки, ирина свиридова, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Непрерывность образования - залог его качества
Ведущий фактор модернизации педагогического образования
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Архитектура посткризисного периода
Опыт проектирования образовательной программы
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Шадринский политехнический колледж
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
Из журнала
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#98Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль