Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Ирина Свиридова об уровневой подготовке

Интервью с ректором Кемеровского государственного университета Ириной Свиридовой о внедрении уровневой системы подготовки.

Просмотров: 1432

«Учебное пространство должно давать свободу выбора…»

О внедрении уровневой системы подготовки в Кемеровском государственном университете рассказывает ректор Ирина СВИРИДОВА

– Ирина Альбертовна, по логике Болонского процесса, высшее образование все более переходит от так называемой «квалификационной» к «компетентностной» (междисциплинарной, модульной) парадигме. В этой связи, говорят эксперты, кафедре суждено претерпеть серьезные трансформации, возможно, становясь узлом переплетения междисциплинарных интересов. В европейских университетах (например, в Германии) кафедры преобразуются в департаменты или какие-то другие, более широкие подразделения. Опираясь на этот европейский опыт, считаете ли вы, что и перед российскими вузами остро встает вопрос принципиального преобразования структуры организации и сопровождения образовательного процесса в вузе? Если да, то о каких конкретных преобразованиях может идти речь? И как эта задача решается в КемГУ?

– Мы исходим из тезиса, что при переходе на систему «бакалавриат – магистратура» нужно обеспечить, в первую очередь, достаточную гибкость образования. Сейчас быстро изменяются технологии, человек стал более мобилен, в течение жизни 5-6 раз меняет место работы, переучивается, повышает квалификацию, уходит в смежные сферы деятельности и т.д. То есть профессиональная траектория выпускника вуза перестает носить линейный характер. Считаю, вполне логично, что и учебный план должен быть таким же гибким, ориентированным на конкретные потребности и индивидуальность студента.

Принимая человека на обучение, мы не можем отталкиваться только от содержания его профессиональной подготовки. Необходимо ещё многое, что позволило бы бакалавру или магистру оставаться «на плаву», отвечать вызовам времени, постоянно совершенствоваться.

«Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень…»

Например, крупный и средний бизнес, формулируя заказ на выпускников нашего университета, предъявляет требования не только к уровню освоения стандарта, но и ставит вопрос о качествах личности. Некоторые кузбасские холдинги ежегодно проводят творческие кастинги среди выпускников вузов, прежде чем взять их на работу. Учитывается многое, в том числе и актерские, и режиссерские способности, вокал, танцы, умение общаться и т.д. Казалось бы, зачем всё это? А ведь так и проверяется «запас прочности» выпускника, его лидерские качества, способность нестандартно мыслить, адаптироваться к обстоятельствам. Пока такие кастинги затрагивают небольшой круг специальностей, в основном связанных с бизнесом. Но это тренд будущего. И кстати, переход системы высшего образования к компетентностному подходу, что так страшит некоторую часть вузовского сообщества, позволяет органично воспитывать личность будущего профессионала.

Большую роль здесь играет образовательно-культурная ситуация, в которой живет и развивается молодой человек. Ведь ключевые компетенции формируются не только в пространстве учебного времени, но и под воздействием семьи, друзей, окружения, политики, религии, культуры…. Поэтому мы не первый год работаем над тем, чтобы, наряду с научным и образовательным пространством, формировать в Кемеровском госуниверситете творческую среду для студентов. Открываем клубы по интересам, спортивные секции, у нас более 30 творческих объединений, студенческий театр, клуб КВН, туристский центр, вокальные и танцевальные студии, дискуссионные клубы, поэтическая студия и т.д. Более половины студентов регулярно участвуют в работе таких объединений.

Ежегодно на проведение массовых, культурных, оздоровительных, спортивных мероприятий в бюджете вуза выделяется около 19 миллионов рублей. И это, если хотите, тоже вложения в профессиональное становление наших бакалавров и магистров.

Плюс к этому, и учебное пространство должно давать свободу индивидуального выбора в получении образования по бакалаврским и магистерским программам. Соответственно, университету необходимо будет расширить собственно учебное пространство. И здесь без интеграции с консорциумами, промышленными предприятиями, другими вузами и научными организациями не обойтись. Сейчас мы с Кемеровским научным центром Сибирского отделения РАН обсуждаем возможность по ряду направлений предусмотреть дуальные магистратуры: один год на нашей базе, а второй – в каком-либо академическом институте.

Поэтому при переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя.

– Кемеровский университет имеет уникальный опыт взаимодействия с работодателями. Однако, в условиях кризиса и растущей безработицы работодатель, вероятно, становится не слишком заинтересованным в тесном партнерстве с вузами (грубо говоря, ему и высвободившихся специалистов со стажем хватает). В этих условиях как вуз может повлиять на интерес работодателя к выпускникам-бакалаврам? Влияет ли эта новая ситуация на рынке труда на корректировку стратегии работы КемГУ с работодателями?

«…При переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя…»

– Работодатели понимают, что кризис рано или поздно завершится, и тогда встанет кадровый вопрос. И нужны будут как раз специалисты нового поколения, с интегрированными знаниями и навыками, иными ключевыми компетенциями.

Поэтому наши студенты стремятся одновременно получать дополнительные квалификации или даже второе высшее образование: в области информационных технологий, права, криминалистики, экономики, иностранных языков, менеджмента, страхования и др. И это помогает им, оставаясь в сфере получаемой квалификации (для бакалавров), становиться специалистами более широкого профиля.

В свою очередь ректорат вуза много делает для сближения системы образования с реальным сектором производства и региональной экономики. Сегодня мы сотрудничаем со многими предприятиями области, заключаем договоры о социальном партнёрстве и о целевой подготовке кадров. При университете работает Совет финансовых директоров крупных компаний. У нас создан Союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Вот – реальная связь с экономической инфраструктурой региона с учётом его специфики. Кроме того, налажен хороший контакт и с отдельными федеральными структурами. Специалисты службы по налогам и сборам, к примеру, преподают у нас на экономическом факультете, что даёт студентам именно те знания, которые в дальнейшем будут наиболее востребованы на практике.

– КемГУ имеет партнерские взаимоотношения с вузами более чем десятка стран. На ваш взгляд, сможет ли полновесный переход на двухуровневую систему подготовки значительно качественно повлиять на международные связи российских вузов, и вашего университета, в частности? Какие в данном случае откроются новые возможности и перспективы?

– Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень.

У Кемеровского госуниверситета 34 договора и соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями (Бельгии, Дании, Голландии, Германии, Франции, Великобритании, США, Монголии, Китая и др.), в рамках которых проводится обмен студентов, стажировка преподавателей, научных сотрудников. И с каждым годом мы увеличиваем количество участников международных обменов. Переходим на практику двойных дипломов. В 2009 году совместно с институтом Пьер Аттле (Франция) набрали студентов на подготовку бакалавров экономики по профилю «Страхование». В течение нескольких лет ребята будут обучаться у нас, а затем – в зарубежном вузе, и в результате получат два диплома – Кемеровского госуниверситета и вуза-партнера. В этом году планируем запустить такую же программу с Университетом Инхолланд (Нидерланды) по направлению «Менеджмент, маркетинг и международный бизнес».

Стажировки и обучение в иностранных вузах, на наш взгляд, позволяют студентам получить качественное образование. Соответственно, при устройстве на работу у таких студентов появляется гораздо больше преимуществ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: КемГУ, уровневая система подготовки, ирина свиридова, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Планируем инновационное предприятие – сначала исследуем рынок!
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Достоинства разнопрофильной подготовки
Опыт проектирования образовательной программы
Совет директоров ссузов Владимирской области
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Непрерывность образования - залог его качества
Архитектура посткризисного периода
Уровневая подготовка. Российская действительность

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#106Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
#96Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
#94В России создан новый рейтинг вузов
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»