Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения имеют принципиальные отличия от предыдущих. В новом стандарте нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС – федеральный и состоит из базовой и вариативной частей.

Просмотров: 9722

Основа нового образования

Каким будет Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы

Н.И. МАКСИМОВ, председатель Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, первый проректор - проректор по учебной работе МГТУ им. А.Н. Косыгина, профессор

Очевидно, что к началу нового учебного года высшая школа России получит новые образовательные стандарты, и вузам предстоит напряженная работа по введению их в действие с 1 сентября 2010 года.

Во всяком случае, проекты этих основополагающих документов для обоих уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) готовы и находятся на рассмотрении в совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. Нет сомнения, что членам совета придется проделать колоссальную работу: проанализировать проекты государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по 141 направлению и подготовки магистров – по 151 направлению.

ГОСы третьего поколения во многом отличаются от предшествующих. Прежде всего, они имеют новое название – «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). И это не формальное переименование. Новый стандарт имеет другую структуру. В нем нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь ГОС федеральный, каждый цикл состоит из базовой и вариативной частей.

Имеется ряд других особенностей.

  1. ФГОС разрабатывается на направление подготовки для каждого уровня высшего профессионального образования отдельно. При этом направление подготовки рассматривается как совокупность основных образовательных программ и объединяет ряд ныне существующих специальностей на базе единства фундаментального для этой группы образования – математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. В образовательных стандартах подготовки бакалавров специальности трансформировались в профили, названия которых приводятся в приложении к стандарту.
  2. ФГОС содержит перечень основных пользователей (студентов, преподавателей, руководителей вузов, работодателей, органов управления, надзора в системе образования) и описание основных терминов (область, объект, вид профессиональной деятельности, направление подготовки, профиль, специальность, специализация, результаты обучения, компетенции, зачетные единицы и т.п.).
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) имеют форму компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных (по видам деятельности).
  4. Требования к структуре ООП (взамен требований к минимуму содержания) устанавливаются по трем циклам: гуманитарному, социальному и экономическому; математическому и естественнонаучному (название в зависимости от образовательной области может варьироваться); профессиональному (объединяет общепрофессиональные и специальные дисциплины) и по разделам: учебная и производственная практики; физическая культура; итоговая государственная аттестация. В каждом цикле перечисляется, какие знания, умения и навыки должен приобрести выпускник в результате изучения дисциплин (модулей) базовой и вариативной частей данного цикла. Трудоемкость задается в зачетных единицах по циклу в целом и базовой части, но не жестко, а с интервалом до 10 зачетных единиц. В необходимых случаях требования к структуре ООП магистра могут содержать базовую часть не ко всем циклам.
  5. В базовой части циклов не приводятся обязательные наименования дисциплин, за исключением истории, философии, иностранного языка и безопасности жизнедеятельности. Наименования других дисциплин даны как примерные (для разработки примерных программ учебных дисциплин, учебников и учебных пособий).
  6. В каждом учебном цикле и разделе указывается, на формирование каких компетенций должно быть направлено изучение дисциплин (модулей) данного цикла (раздела).
  7. Физическая культура выделена в отдельный раздел с трудоемкостью зачетные единицы (для очной формы обучения 400 часов).
  8. Общие требования к реализации основных образовательных программ содержат указание на необходимость их ежегодного обновления с учетом рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе.
  9. Одним из требований к разработке основной образовательной программы является необходимость формирования в вузе социокультурной среды, создания условий для всестороннего развития личности обучающихся.
  10. ФГОС устанавливает, что основная образовательная программа вуза должна предусматривать цели образования как в области обучения, так и в области воспитания личности. В образовательных стандартах второго поколения такая установка имела отношение лишь к области обучения.
  11. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза (хотя разработчики ФГОС могли установить обязательность государственного экзамена как части итоговой аттестации выпускников).
  12. Существенно расширены академические свободы высших учебных заведений при разработке своих основных образовательных программ. Рассмотрим это на примере бакалавриата. В соответствии с проектом ФГОС третьего поколения вуз имеет право:
  • выбирать вид профессиональной деятельности, к которой будет готовиться выпускник;
  • уточнять цели ВПО при подготовке бакалавров как в области воспитания, так и в области обучения;
  • устанавливать с учетом заданных пределов (ФГОС задает общую трудоемкость учебного цикла с интервалом до 10 зачетных единиц) трудоемкость учебных циклов, разделов (кроме физической культуры), каникул (суммарная трудоемкость базовых составляющих по трем циклам дисциплин должна быть у бакалавра – не более 50 процентов, у магистра – не более 30 и у специалиста – не менее 90);устанавливать наименование дисциплин базовой части каждого цикла (кроме истории, философии, иностранного языка и
  • безопасности жизнедеятельности);
  • разрабатывать вариативную часть каждого цикла, а именно:

– дополнять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части;
– определять наименование и трудоемкость дисциплин (в том числе дисциплин по выбору студентов);
– устанавливать максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю (предел по ФГОС – не более 54 академических часов);
– устанавливать объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной програмы в очной форме обучения (максимальный объем разработчики ФГОС определили); в очно-заочной (вечерней) форме обучения (в Типовом положении о вузе сказано, что максимальный объем аудиторных занятий в неделю составляет не более 16 академических часов); в заочной форме обучения (Типовое положение о вузе устанавливает максимальный объем – не более 200 академических часов в год);

  • определять вид практик и их длительность;
  • принимать решение о целесообразности введения государственного экзамена по направлению подготовки.

Из вышеизложенного следует, что образовательные стандарты нового поколения предоставляют вузам широкие возможности для самостоятельной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований рынка труда данного региона и особенностей своей научной школы, что, несомненно, является значительным шагом вперед на пути к либеральной модели управления высшим профессиональным образованием в нашей стране.

Для успешного введения в действие ФГОС необходимо разрешить комплекс проблем, принять в срочном порядке ряд управленческих решений с тем, чтобы высшие учебные заведения успели своевременно к 1 сентября 2010 года разработать свои образовательные программы, оформить все документально.

Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» установил, что Министерство образования и науки обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ (ПрООП). Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических служб (УМО и НМС) подготовил проект методических рекомендаций по разработке ПрООП и направил его в министерство.

Структура примерной основной образовательной программы обсуждалась на XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе», состоявшейся в Уфе 21-27 мая 2009 года, и была одобрена ее участниками. Сейчас перед научно-методическими советами в полный рост встала задача организовать разработку примерных программ учебных дисциплин (истории, философии, культурологии, социологии, иностранного языка, математики, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и т.п.). Координационный совет УМО и НМС совместно с Исследовательским центром по управлению качеством подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета) организовали специализированную подготовку актива базовых вузов учебно-методических объединений в области проектирования основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО. В весеннем семестре минувшего учебного года ее прошли около 400 человек (около 300 человек на базе Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина, остальные – на базе СанктПетербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики).

Для введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов необходимо разрабатывать так называемый «переходник» – документ, устанавливающий соответствие Перечня направлений подготовки и специальностей, действующего в настоящее время, и нового, который мы получаем в результате разработки ФГОС ВПО. Образно говоря, с 1 сентября 2010 года вся высшая школа «переезжает» по новым адресам, и адреса эти должны быть всем известны: работодателям, абитуриентам, вузам, органам управления.

Следует отметить, что пока не решен вопрос с Перечнем специальностей, по основным образовательным программам которых будут готовить специалистов, минуя первый уровень образования.

Кроме того, требуется оперативная разработка перечня направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается в заочной форме и в форме экстерната.

Особый вопрос – порядок лицензирования основных образовательных программ, разрабатываемый на основе ФГОС ВПО. Что будет лицензироваться: направление подготовки в целом или отдельно каждый профиль? Следует иметь в виду, что новые образовательные стандарты могут содержать перечень профилей в трех вариантах, а именно:

  • наименование профиля в точности совпадает с наименованием специальности, действующей сегодня;
  • наименование профиля несколько отличается от наименования соответствующей специальности;
  • профиль является новым для системы высшего профессионального образования.

Скорее всего, не должно вызвать затруднений лицензирование ООП в первом случае. Во втором и третьем вариантах должны быть оговорены соответствующие условия, но необходимость в этом отпадет, если лицензия будет выдаваться на направление. Несколько осложнит решение вопроса тот факт, что в перечне профилей в некоторых направлениях, наряду с открытыми, могут оказаться закрытые профили.

Здесь уместно сказать и о необходимости разработки процедуры введения новых профилей дополнительно к установленным федеральным государственным образовательным стандартом.

Следующий вопрос, требующий решения, – это процедура аккредитации основных образовательных программ после введения ФГОС ВПО. Что будет аккредитовываться: направление подготовки или профиль? Вероятнее, второй вариант. Допустим, что вуз имеет свидетельство об аккредитации образовательной программы по специальности, преобразованной в новой структуре в профиль. Тогда по какому профилю студенты будут обучаться с 1 сентября 2010 года: аккредитованному или неаккредитованному (со всеми вытекающими отсюда последствиями)? В связи с этим было бы целесообразно распространить действие свидетельства об аккредитации специальности на соответствующий профиль.

Есть еще одна проблема – требования к обучающимся (что студенты должны знать, уметь, какими навыками владеть в результате изучения дисциплин данного цикла), которые, как показал анализ разработанных образовательных стандартов нового поколения, даже по родственным направлениям подготовки могут существенно отличаться. А это уменьшает возможности Интернет-экзамена в таком виде, в каком он в настоящее время проводится. Ведь даже в действующих образовательных стандартах, разработанных в 2000 году, когда была сильна организующая роль министерства, в ряде случаев наблюдаются существенные различия в составе дидактических единиц по близким специальностям. В нынешних условиях жесткие требования по данному вопросу к разработчикам стандартов не предъявлялись, поэтому и различий оказалось больше. В то же время работа Национального аккредитационного агентства по созданию аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) заслуживает положительной оценки, и нельзя допустить, чтобы эти материалы оказались ненужными в новых условиях.

Участники конференции поддержали предложение об организации совместной работы учебно-методических объединений вузов и Национального аккредитационного агентства в сфере образования по адаптации существующих АПИМ к требованиям ФГОС ВПО, их дополнению, сертификации и созданию на их основе вузовских систем оценки качества реализации ООП по соответствующим направлениям. Сертифицированные системы оценки качества в дальнейшем могут передаваться во все высшие учебные заведения, реализующие основные образовательные программы по данному направлению.

Итак, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования к началу нового учебного года в большинстве своем будут утверждены. Они в полной мере соответствуют духу Болонской декларации и учитывают традиции отечественной системы образования. Учебно-методические объединения вузов понимают, что нужно сделать для введения ФГОС в действие и как много придется работать, чтобы высшая школа России была в полной мере готова к переходу на новую систему образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, уровневая система подготовки, ФГОС, болонский процесс, по сути, ао-32

Похожие материалы:
Развитие высшего сестринского образования в России
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Профессиональная роль куратора
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
Проблемы реализации болонских инициатив
Кредитная система и академическая мобильность
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве