Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт проектирования образовательной программы

Разработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности.

Просмотров: 2336

Уровневая система подготовки кадров в ТПУ

П.С. ЧУБИК, ректор ТПУ

С.Б. МОГИЛЬНИЦКИЙ, начальник информационно-аналитического управления ТПУ

А.М. ЛИДЕР, доцент кафедры общей физики ЕНМФ ТПУ

А.Н. ЯКОВЛЕВ, директор информационно-исследовательского центра ТПУ

Национальный исследовательский университет в контексте Болонского процесса

В конце ХХ века понятие «университет мирового уровня» стал обозначать не только улучшение качества образовательных услуг и научных исследований, но и способность конкурировать на глобальном рынке интеллектуального труда. В настоящее время отсутствует строгое определение «университет мирового уровня», однако, согласно Д. Салми [1], координатору третичного образования Всемирного банка, можно выделить следующие основные признаки такого университета:

  • концентрация талантов (преподаватели и студенты);
  • изобилие ресурсов для создания творческой атмосферы и проведения опережающих научных исследований;
  • эффективная система управления, заинтересованная в инновациях.

В 2009 году Томский политехнический университет стал финалистом в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “Национальный исследовательский университет”. Цель программы – становление ТПУ как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики.

Достижение поставленной цели – превращения ТПУ в университет мирового уровня – требует решения следующих задач:

  • подготовки высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий;
  • создания инфраструктуры научной и инновационной деятельности;
  • развития кадрового потенциала;
  • совершенствования системы управления университетом.

Эти задачи полностью согласуются с приведенными выше критериями и свидетельствуют о движении Томского политехнического университета в нужном направлении.

Остановимся подробнее на первой задаче – «подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий». Планируемый переход России на уровневую систему предполагает определенное соотношение числа бакалавров и магистров, выпускаемых вузами. Каждый университет самостоятельно планирует значение данного показателя. Однако категория национального исследовательского университета (НИУ) накладывает особые требования на качество предоставляемых услуг как в научной, так и в образовательной сфере. На наш взгляд, НИУ должны готовить специалистов высокой (магистров) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации в большем количестве – относительно числа бакалавров, – чем другие вузы. Традиции, заложенные при создании ТПУ, и опыт инновационной деятельности, приобретенный в ходе выполнения инновационной образовательной программы университета в 2007 – 2008 годах в рамках ПНП «Образование», а также анализ деятельности университетов мирового уровня, подтверждают правильность этого вывода.

Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) предусмотрен рост отношения числа выпуска магистров к числу выпускаемых бакалавров с 15% в 2009 году до 30% в 2018-м, и числа очных аспирантов – с 425 до 940. Выполнение поставленной задачи напрямую зависит от успешности привлечения талантливой молодежи для обучения как по программам подготовки бакалавров, так и магистров, а один из механизмов ее решения – разработка и использование в учебном процессе новых, высокоэффективных образовательных технологий с соответствующим методическим обеспечением.

Согласно федеральному законодательству, национальные исследовательские университеты вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Томский политехнический университет имеет богатый опыт в организации учебного процесса [2]. Так, в 1999 году – впервые в России – в университете на базе ФГОС первого поколения был разработан образовательный стандарт вуза [3], включающий в себя три компонента: федеральный, региональный и вузовский.

В ходе реализации инновационной образовательной программы ТПУ было разработано 26 новых магистерских программ, в том числе 7 программ, имеющих уровень Двойного диплома (Double Degree). Программы разработаны совместно с ведущими университетами Европы, входящими в организации CESAER, CLUSTER и TIME. Работа над этими программами потребовала разработки нового «Стандарта основной образовательной программы ТПУ» (Стандарт ООП ТПУ) с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения, а также инноваций, связанных с развитием Болонского процесса (в частности, с совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования и других современных мировых тенденций[4, 5]).

Основными особенностями нового «Стандарта ООП ТПУ» являются:

  • ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения (Learning Outcome-based Approach) при разработке, реализации и оценке образовательных программ;
  • использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы (модулей дисциплин), обеспечивающих их достижение;
  • учет требований международных стандартов ISO 9001:2008, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), а также национальных и международных критериев качества образовательных программ (например, Ассоциации инженерного образования России), согласованных с критериями Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и др.

«Стандарт ООП ТПУ» включает следующие разделы:

  1. Общие сведения о ТПУ
  2. Назначение и область применения Стандарта ООП ТПУ
  3. Термины, определения, обозначения, сокращения
  4. Общие требования к ООП
  5. Требования к результатам освоения ООП
  6. Требования к разработке и проектированию ООП
  7. Требования к структуре, содержанию и условиям реализации ООП
  8. Требования к оценке результатов освоения ООП
  9. Требования к мониторингу и совершенствованию ООП
  10. Состав учебно-методической документации ООП

Рассмотрим кратко один из ключевых разделов стандарта – раздел Требования к разработке и проектированию ООП. В нем, в частности, определяются этапы разработки и проектирования программ:

  • подготовительный этап (подготовка исходных данных для проектирования программы и планирование ее качества);
  • основной этап (проектирование программы, оценка ее качества и разработка учебно-методической документации).

На подготовительном этапе проектирования программы осуществляется:

  • разработка концепции ООП, согласованной с миссией вуза, формирование планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников программы на основе требований соответствующего ФГОС ВПО и Стандарта ООП вуза;
  • анализ потребностей регионального, национального и международного рынков труда, профессионального сообщества и заинтересованных сторон, а также изучение требований потенциальных работодателей – стратегических партнеров вуза – к специалистам данного профиля, ступени (уровня) и направления;
  • определение планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые вуз может обеспечить собственными научно-образовательными, интеллектуальными и материальными ресурсами;
  • определение планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые способен обеспечить стратегический партнер вуза (вуз, НИИ, предприятие и др.);
  • формирование итогового набора планируемых компетенций выпускников ООП, согласованного со стратегическими партнерами вуза – потенциальными соисполнителями и заказчиками.

На основном этапе проектирования программы осуществляются:

  • определение целей ООП и результатов обучения (знания, умения, компетенции специалистов и выпускников);
  • оценка кредитной стоимости (ECTS) результатов обучения по ООП;
  • определение дидактических единиц (модулей дисциплин) программы, формирование матрицы: результаты обучения – дидактические единицы ООП;
  • оценка кредитной стоимости (ECTS) и временного ресурса дидактических единиц ООП;
  • определение видов учебных занятий и временной ресурс, создание необходимого организационно-методического обеспечения для достижения соответствующих результатов обучения;
  • выбор и разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения по ООП;
  • определение элементов оценивания, выбор методов оценки достижения результатов обучения и качества освоения ООП, создание фонда оценочных средств;
  • разработка методов оценки достижения целей ООП и непрерывного совершенствования программы;
  • разработка и согласование базового учебного плана реализации ООП, рабочих программ модулей (дисциплин) и других учебно-методических материалов и документов для организации учебного процесса в Системе менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000, а также в соответствии с требованиями ESG – Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area в рамках Болонского процесса.

После получения ТПУ категории национального исследовательского университета «Стандарт ООП ТПУ» будет доработан с учетом новых возможностей университета и станет обязательным к исполнению всеми структурными подразделениями при разработке собственных образовательных программ.

Таким образом, разработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности, нацеленных на создание лучших образцов современной техники и технологий.

Литература:

  1. Салми Д. Создание университетов мирового класса / пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009. – 132 с.
  2. Агранович Б.Л., Могильницкий С. Б., Чубик П.С. и др. Эволюция программ подготовки инженеров в Томском политехническом университете. / Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2006. – 186 с.
  3. Образовательный стандарт Томского политехнического университета. Образовательный стандарт /под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 1999. – 125 с.
  4. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета /под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. – 60 с.
  5. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 63 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«ЕГЭ» для бакалавров
Уровневая подготовка. Российская действительность
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Достоинства разнопрофильной подготовки
Совет директоров ссузов Владимирской области
Непрерывность образования - залог его качества
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Ирина Свиридова об уровневой подготовке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ