Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться

В настоящее время семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Эта альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Представляем вашему вниманию интервью с Русланом Ткаченко, заместителем председателя Московского городского родительского комитета.

Просмотров: 9674

Сколько в России обучающихся вне стен школы детей? Разные статистические источники приводят свои данные. Наибольшее количество, упоминающееся в Интернете, – 100 тыс. Но дело даже не в цифрах. А в том, что семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Эта альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Родители, отдавшие предпочтение внешкольному обучению считают его выбором цивилизованного человека. Хотелось бы назвать и нормой, но мешают выявленные на практике сопровождающие негативные явления. Об этом диалог с Русланом ТКАЧЕНКО, заместителем председателя общественной организации «Московский городской родительский комитет».

– Руслан Анатольевич, детям из каких семей больше всего подходит внешкольное обучение?

– Как показывает практика, эту форму образования чаще выбирают для своих детей многодетные родители. Когда в семье один ребенок, это не всегда удобно и не всегда необходимо. Семейное образование бывает и может быть востребовано, когда семья воспитывает ребенка-инвалида, когда сами родители инвалиды или кто-то из них. В этих случаях всегда возникает проблема, как доставить ребенка в школу. Есть еще моменты, влияющие на выбор: предпочесть обычную школу или обучение на дому. Сейчас меняется структура образования. Если проанализировать изменения в законах, касающихся образования, общий закон «Об образовании», можно сделать вывод: часть образования будет платной. Это не у всех вызывает восторг. К тому же не всегда устраивают людей учебные программы, которые используются. Здесь на помощь тоже может прийти семейное образование, когда родитель вправе сам выбрать интересную, на его взгляд, программу. Это актуально для семей, где растут одаренные дети, которые хотят знать больше, чем положено по программе, или, наоборот, для семей, имеющих детей с проблемами восприятия, которым в силу слабого здоровья, каких-то других причин трудно воспринимать школьную программу.

Есть дети психически вполне здоровые, но с заторможенным поведением. Из четырех типов темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), как показали научные исследования, только для одного типа школьное образование наиболее приемлемо, и под них подстраивается темп уроков и заданий. Поэтому все остальные часто выпадают из учебного процесса.

В семье же можно дать очень качественное образование, лишенное «школьных» недостатков, если этим заниматься специально.

– Какие еще негативные факторы, на ваш взгляд, проявляются ныне в школе?

– Школы часто выступают в отношении родителей, как надзиратели: собирают данные о семье, незаконно ограничивают в правах родителей, ведут очень строгий контроль над учениками, по любому поводу требуют справки. Чуть что – жалуются на родителей в органы опеки. Родители конфликтуют с учителями по разным причинам. Защищая свои права и не находя понимания у директоров, они вынуждены забирать из школы детей. В такой ситуации семейное образование тоже может помочь.

– Но ведь семейное образование не панацея?..

– Да, о том, какие существуют проблемы на практике, я рассказывал, выступая на круглом столе в Общественной палате РФ. По закону у нас образовательную программу создает или выбирает сама школа. Причем всех, и экстернов, и детей на семейном образовании, согласно действующим нормативным актам, школа аттестует по этой своей программе, включающей конкретные требования по знаниям и навыкам, распределение материала во времени. А, исходя из специфики семейного образования, строить его, выбирать образовательный маршрут должны родители. Но на практике выбор очень ограничен решениями и требованиями конкретной школы. Московский городской родительский комитет как общественная организация считает, что важно предусмотреть ряд норм на законодательном уровне, которые защитили бы специфику семейного образования и поставили именно семью, а не школу в его центр.

– В таком случае и ответственности на родителей ляжет больше.

– Безусловно. Вообще, если семья решает выбрать семейное образование, то от родителей будет требоваться больше внимания к ребенку. Речь идет не о знании предметов. Родитель в этом случае выступает не как учитель, а как завуч, который организовывает рабочий процесс для ребенка. Это ключевой момент. К сожалению, не все понимают его важность.

– Вы имеете в виду тех родителей, которые уже выбрали семейное образование как альтернативную форму?

«Надо иметь в виду, уважаемые родители, что отсутствие в региональном законодательстве норм о семейном образовании, равно как отсутствие регионального или местного положения о семейном образовании там, где вы живете, не означает, что вы не можете воспользоваться правом на семейное образование. Это право гарантировано федеральным законом и может быть реализовано на территории всей России, вне зависимости от существования местных норм, дополнительно его регулирующих».

Павел ПАРФЕНТЬЕВ, автор юридического путеводителя по семейному образованию и экстернату «Без школы».

– Конечно, это относится больше к тем, кто уже сделал свой выбор, но, признаться, методики семейного образования можно применять и во время учебы в обычной школе – для выполнения домашних заданий. Смысл в чем? Мы учим ребенка учиться, а материалы он осваивает больше сам, особенно начиная с четвертого класса. В принципе, родители должны поставить так образование, чтобы ученик сам все узнавал и мог найти необходимый материал.

– Насколько я поняла, основное преимущество семейного образования – это выбор учебной программы: той, которую хотят родители, или той, которую может освоить ребенок. Что стоит за этим?

– Если ребенок хорошо, быстро воспринимает и усваивает новые знания, пусть идет впереди. Если ему трудно – пусть немножко отстает, то есть возможны варианты. Некоторые предпочитают распределять занятия по дням, а иные интенсивно месяц учатся, потом пару месяцев отдыхают. Как показывает практика, при правильно поставленном семейном образовании ребенок тратит на обучение гораздо меньше времени, чем в обычной школе. Честно говоря, основная проблема «семейников» – чем занять освободившееся время. Если на занятия в школе стандартно убивается пять-шесть часов в день, то при семейном образовании на тот же материал уходит два-три часа. Соответственно, ребенок получает больше возможностей, и, чтобы он не потерял это преимущество, его нужно учить использовать освободившееся время: не сидеть за компьютером, а посещать кружки, вести активный образ жизни. И это, в свою очередь, дает даже больший импульс, чем само образование. Дети научатся сами добывать знания, что пригодится им в дальнейшей жизни. Они будут сами составлять свой рабочий график. Это нужное умение, ибо все больше взрослых людей сейчас работает на дому в режиме фриланс. Занимаясь в разных секциях, общаясь с разными людьми, они будут развиваться в разных областях.

– Но ведь можно посещать кружки, учась в обычной школе.

– Согласен. Сейчас, с одной стороны, хорошая программа для детей, когда их оставляют в группе продленного дня и у них есть возможность посещать кружки, не выходя из школы. Удобно для родителей – ничего не скажешь, но при этом ученик попадает в такой социум, где каждый день он общается с одними и теми же людьми. Если складывается неблагоприятная для него обстановка, то он всегда находится под ее давлением. Вот в чем опасность. В этом случае влияние родителей стремительно уходит на задний план. При домашнем образовании семья всегда находится на переднем плане, имеет большее влияние на своих детей.

Если ребенок идет в бассейн, потом на танцы, потом на рисование, и везде у него разные коллективы, то он, общаясь, выбирает тот и попадает под его влияние, который ему ближе. А если в каком-то коллективе ему некомфортно, то он, имея возможность общаться с другими, не зависит от него. Нет жесткой привязки к школе, дети находятся в самом счастливом положении – у семьи возникает совершенно иной уровень жизни. Но если родители не готовы к такой форме получения образования, если ребенок для них помеха, если они с утра до ночи работают, тогда, конечно, семейное образование не для них.

– Вы тоже выбрали для своих детей обучение на дому?

– Мы близки к этому. Младшая дочь ходит в садик, правда, весьма нерегулярно, часто остаемся дома, где многому успеваем научиться. Старшая – ходит в школу во второй класс. Морально мы были готовы обучать ребенка дома, но у себя в городе Подольске нашли, как нам кажется, уникальную школу. Это гимназия, где иной, не «современный» подход к образованию. Там потрясающий учитель – собственно к нему мы и пошли по рекомендации, – интересные ученики и их родители. Если бы не нашли это уникальное учебное заведение, то, скорее всего, перешли бы на семейное образование.

– Вы возглавляете Московский городской родительский комитет. Это общественная должность или ваша основная работа?

– У этого комитета так много дел, что, в итоге, это стало моей основной работой. Комитету – год. Появился он на протестной волне. Но довольно быстро стало понятно, что протест мало что решает, поэтому структура комитета поменялась. Кроме семейного образования, есть много вопросов, касающихся семьи: будь то закон об охране здоровья или трудовые отношения. Они влияют на благополучие семьи и детей. Мы даже участвовали в экспертизе международных договоров: писали, собирали по всей стране резолюции к документам ООН.

– Что-то изменилось в лучшую сторону в семейном образовании после вашего выступления в Общественной палате?

– Изменилось. С чего все начиналось? Шло обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ», в котором семейное образование, грубо говоря, не было учтено. По сути, его запретили. Вместе с другими общественными организациями мы не только вернули его в закон, но еще внесли некоторые поправки. Сейчас вышла третья версия законопроекта, мы над ней будем еще работать. То, что семейное образование возвращено – заслуга, в том числе, этого круглого стола, тех дискуссий, которые там разгорелись.

– Чем аргументируют те, кто не приемлет эту альтернативную форму образования?

– Многие путают семейное образование с ситуацией, когда домой отправляют учиться двоечников. Их уже не хотят оставлять в школе, когда они «портят статистику». Долгое время для получения аттестата таких запущенных учеников, как правило, выгоняли учиться дома. А на самом-то деле семейное образование было всегда. Совершить экскурс в историю возникновения обязательного посещения государственных школ тоже интересно. В СССР они появились при военном коммунизме. В Пруссии – когда милитаристское государство захотело завоевать весь мир. Ему нужны были люди, которые могли бы беспрекословно, не очень задумываясь, выполнять команды. Например, просто катить пушку, а почему и куда – это уже не их задача. Нацистская Германия вводила обязательное образование. Если вдуматься, станет понятно, что семейное образование по духу принципиально отличается от обязательного школьного образования.

Есть люди, которые инстинктивно защищают школьное образование и считают, что семейное образование разрушает школу, что оно опасно. Когда начинаешь серьезно разговаривать с ними, становится очевидным: во-первых, они очень мало знают правдивых фактов обучения на дому и, во-вторых, ярко идеализируют школу. В своем сознании сравнивают самый лучший из возможных вариантов школы с худшим состоянием в семье. Но сейчас школа далека от идеала. Более того, запущены такие механизмы, что школа будет стремиться прочь от такого идеала. Семейное образование – это не замена школе, это альтернатива. Выбираете вы, причем, выбор не одноразовый. Можно в течение одного года уходить из школы домой и обратно, если не удается определиться с первого раза. Что опасного в возможности выбора?

Материал подготовила Галина Ковешникова.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: семейное образование, родительский комитет, руслан ткаченко, школьные дневники, ао-53

Похожие материалы:
Родительская школа
Родительский комитет Краснодара
Домашнее обучение за рубежом и в России
ДВГУПС: университет как «локомотив» идеи
Домашнее обучение за рубежом и в России
Кемеровский областной родительский комитет
Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться
Госдума: в интересах образования и общества
В авангарде инноваций – школа здоровья
Совет родителей Челябинской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 7 Оставить комментарий
Антон Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Инна
Инна, я поддержу Михаила в его праве иметь и высказывать своё мнение.
Даже если я его не разделяю.
У меня ребёнок на семейном, что я могу сказать - по поводу социализации - у меня ребёнок 5 раз в неделю ходит на дзюдо и 4 раза на ракето/авиа модельный.
Они перед тренировкой минут за 40 собираются и общаются и после тренировки, бывает по 2 часа домой идут. + ещё рядом живущие дети в свободное время. Так что общения БОЛЬШЕ чем в школьные времена. На учёбу уходит ровно 3 часа в день - но учёба достаточно интенсивная, уроки идут по 20-25 мин, потом 2-3 минуты перерыв - другой предмет, потом опять предыдущий - частые переключения помогают мозг в тонусе держать. половину предметов делает лёжа.
подъём в 5:20, отбой в 21. (только при таком графике у него в будние дни появляется пара часов свободного времени).Учится сам, именно на это упор, хотя сейчас, на этапе начальной школы, приходится помогать - подбор материалов, диктанты/изложения озвучиваю. Проверяет свои работы сам, сам находит ошибки, делает работу над ошибками. Потом только я проверяю.
Компьютер - 1 раз в неделю, по субботам, но от души - 4-5 часов.
полностью свободных - 2 дня в неделю, выходные. Хотя в рабочий день, если на улице солнце, и пацаны гулять зовут - идёт на улицу, но такое редко бывает - 1-2 раза в месяц.
Чего сильно не хватает - в кругу общения мечтателей - т.е. детей, которые хотят большего чем жрать в 2 глотки и гадить в 3 задницы (из народа выражение, поэтому прошу прощения за вульгаризм).

2017-03-20 17:15:07 Ответить пользователю

Инна Незарегистрированный пользователь
Очень неприятно читать негативные отзывы о семейном образовании. У каждого родителя есть право выбора,как обучать своих детей. И не надо осуждать за это. Оставляйте свои негативные мнения при себе,они не единственные правильные (это ответ Михаилу). А вообще, я очень рада,что сейчас дети могут с помощью родителей "избавиться" от школьного террора (особенно плохо,когда это идёт от учителей). А на счёт социализации,то если честно,противно уже слышать от всех это слово. Если дети не учатся в школе-это не значит ,что их не выпускают из дома!!! Они ещё больше общаются,чем школьники,у которых на это нет времени из-за массы уроков,которые они должны решить дома. После чего возникает вопрос"А чем ребёнок занимается в школе???? Что дети делают на уроках,если дома родители объясняют им новые темы?" Видимо в школе дети только СОЦИАЛИЗИРУЮТСЯ,т.e. учатся выживать в навязанном коллективе. Я только поддерживаю родителей семейников. Молодцы! Вам не безразлична жизни ваших детей!!!!

2016-03-25 23:11:20 Ответить пользователю

Семейное обучение Незарегистрированный пользователь
Мы учимся в образовательном центре Радуга знаний. Нам присылают контрольные работы один раз в месяц. Обязательными предметами являются математика и русский. Нам очень нравится. Завучи дают всю информацию.

2016-02-08 23:12:48 Ответить пользователю

Кристина Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Гульнара
Гульнара, я тоже ищу единомышленников, чтобы объединить опыт, знания, умения и навыки наших детей, поделиться семейными портфолио. Мы учимся дома. Присоединяйтесь! http://amigefamilyschool.ru

2014-05-31 15:42:05 Ответить пользователю

Гульнара Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: julia
Ищу родителей ,обучающих детей дома из Башкортостана.

2013-03-12 15:39:43 Ответить пользователю

julia Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Михаил
Не могу с Вами согласиться. Если бы у меня была возможность учиться дома, мне в своё время было бы намного легче. Но правильно функционировать в обществе ребёнку тоже необходимо. Вопрос сложный. На данный момент ищу родителей, чьи дети учатся дома. Если Вы решили учить ребёнка сами или собираетесь это сделать - напишите мне - julia.wislawska@gmail.com

2012-07-16 13:29:37 Ответить пользователю

Михаил Незарегистрированный пользователь
"Семейное образование – это не замена школе, это альтернатива" Альтернатива - суть выбор из двух противоположностей, а замена - собственно действие, после сделанного выбора. Сравнение странно. Мысль тонет в журчании слов. Если ребенку не комфортно в школе, значит прошу учиться в семью? Т.е. вместо того, чтобы вписывать его в общество, вариант - уйди - ты особенный, тебе можно? Вы вырастите морального урода. Школа это не только сумма знаний, это умение работать мыслью в коллективе, искать вместе с другими пути решения задачи. Чем более разнообразная среда в которой существует ребенок, тем качественнее развивается мозг. Семейной образование это плохой выход из худшего - современной школы. Так что пора заняться школой, а не искать выходы в никуда.

2012-05-25 02:12:56 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
#89Экспертное мнение. Владимир Наводнов
#84Экспресс-форум №84
#87Престиж педагогической профессии
#87Математическое образование с дошкольной скамьи
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники