Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Родительская школа

Средняя общеобразовательная школа №55 города Твери создана по инициативе родителей еще в 80-х годах, она и сегодня остается уникальным примером эффективного взаимодействия семьи и школы. Наш корреспондент задал несколько вопросов директору «семейной» школы Ольге СТАРОСТИНОЙ.

Просмотров: 1937
СТАРОСТИНА Ольга Сергеевна – директор средней общеобразовательной школы №55 города Твери

Средняя общеобразовательная школа №55 города Твери – не совсем обычная. Созданная по инициативе родителей еще в 80-х годах, она и сегодня остается уникальным примером эффективного взаимодействия семьи и школы. Наш корреспондент задал несколько вопросов директору «семейной» школы Ольге СТАРОСТИНОЙ.

– Ольга Сергеевна, как возникла идея родительской школы? Какова история ее создания?

– Идея создания родительской школы возникла в начале 80-х годов. Группой родителей было принято решение организовать клуб «Семья». Время шло, дети росли. И следующим этапом взаимодействия участников клуба стала организация «семейной» школы, которая поначалу располагалась в обычной квартире. Результат итоговых контрольных работ в конце учебного года внушил надежду, и инициативная группа родителей, подготовив необходимые документы, зарегистрировала учебное заведение в городском отделе образования. Желающих учиться в «семейной» школе становилось все больше, необходимо было найти новые помещения, юридически закрепить и обосновать вклад родителей в развитие необычного учебного заведения.

Была создана государственно-общественная модель управления: двойное учредительство в лице управления образования и общественной родительской организации. Школа разработала и зарегистрировала устав, который закреплял права управления образования и родительской общественности как учредителей. Таким образом, родители получили реальную возможность выбора направления развития, влияния на кадровую политику школы. Например, директора выбрали, согласовав с управлением образования.

Материально-техническая база также, в основном, формировалась за счет добровольных пожертвований родителей.

Много раз школа получала гранты городского и областного комитетов по делам молодежи за программы «Путь к истокам», «Голубые дороги веков», становилась победителем конкурса «Организация воспитательной работы в школе» центра «Педагогический поиск», обладателем гранта за программу «Государственно-общественная школа», участвовала в конкурсе памяти Матери Терезы – «Детство без насилия и жестокости». Оборудование для первого компьютерного класса было приобретено на средства, заработанные участием в конкурсе «Ресурсы Интернет для культуры, здравоохранения, образования и гражданского общества». Программы, посвященные активному семейному отдыху, неоднократно завоевывали дипломы комитета по делам молодежи.

В 2001 году тверская экспериментальная общеобразовательная школасад была переименована в среднюю общеобразовательную школу №55.

Сегодня у нашего учебного заведения один учредитель – управление образования. Двойное учредительство было упразднено в 2006 году в связи с внесением поправок в Закон Российской Федерации «Об образовании».

В школе реализуются программы дошкольного, начального, общего и полного среднего образования. В учебном заведении функционируют две группы детского сада (старшая и подготовительная), где обучаются 40 воспитанников. Школу посещают 280 учащихся (12 классов-комплектов). Средний возраст учителя – 47 лет. Большинство педагогов – уже сформировавшиеся профессионалы.

В начале этого года учреждена новая общественная организация, зарегистрирован новый устав. Главной задачей школы в реализации этого непростого шага было вывести родительскую общественность из формальной плоскости участия или безучастности, показать, что «мнение народное» учитывается у нас в обязательном порядке и решения родительской конференции принимаются к исполнению.

Конечно, взаимодействие семьи и школы зиждется на сугубо добровольной основе. И у нас есть родители, которые придерживаются принципа «моя хата с краю». Но те, кто подписывает договор с общественной родительской организацией, имеющей свой устав, бухгалтера и так далее, стремятся не только помочь школе, но и получить полный отчет о том, куда пошли его кровные… Стараемся о каждом действии, касающемся организации учебного процесса, экономических моментов, перспективы развития школы, информировать всех участников образовательного процесса.

– Чем ваша школа принципиально отличается от обычной?

– Малокомплектная школа – особый мир. Это та образовательная модель, которую может позволить себе государство, понимающее, что каждый ребенок – это человек будущего, к которому не приемлим подход «Образование, одинаковое для всех».

Маленькая школа позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику не просто на словах. Теплые отношения всех участников образовательного процесса, личностный подход к каждому ребенку способствуют социализации как слишком ранимых детей, так и тех, которые находятся на грани асоциального поведения. В школе детям комфортно и безопасно. Родители это понимают и ценят.

Наша школа с самого начала была и есть на финансово-хозяйственной самостоятельности. Однако переход на подушевое финансирование и нас заставил добирать детей в классах до 25 человек. Золотое время для учреждения закончилось, но осталась атмосфера добра, уют, стремление видеть в ребенке прежде всего личность, понимание того, что каждый имеет право на ошибку.

– Как расставляются акценты в учебно-воспитательной системе «семейной» школы?

– Не скажу, что наша учебно-воспитательная система очень выделяется на фоне других учреждений, каждая школа имеет свое лицо. Мы используем модель «Теплый дом». В свое время проработали единую методическую тему «Школа без стресса как фактор и условие позитивной социализации личности». Понимая, что и педагоги, и наши ученики постоянно находятся в ситуации оценивания, мы старались таким образом выстраивать нашу учебно-воспитательную систему, чтобы и качество обучения не пострадало, но и высокая отметка в журнале не стала единственной целью для ребенка.

Много путешествуем, гостей принимаем, в интернате с благотворительными концертами выступаем, делимся с теми, кто нуждается. По отзывам, наши школьники умеют себя вести, умеют слышать и видеть, не стесняются говорить о своих чувствах.

– Как родители участвуют в оценке качества образовательного процесса? Какой формат взаимодействия школы и родительской общественности в этом направлении вы считаете наиболее эффективным?

– В нашем городе существует структура, которая проводит мониторинг качества по различным предметам. Наши родители держат руку на пульсе, знают к какому учителю или воспитателю отдать свое чадо, так как понимают, что именно от учителя во многом зависит жизненный успех их ребенка.

Мечтаем о том, что родители более активно будут участвовать в подготовке работ учащихся в рамках научно-практических конференций. Например, в качестве научных руководителей. Привлекаем родителей к организации досуга, лекций, формированию материально-технической базы учебного заведения. Регулярно проводятся общешкольные родительские собрания, они имеют конструктивный неформальный характер. Деловые игры, круглые столы дают хороший результат по сближению участников образовательного процесса.

– Тверская область вошла в число 19 субъектов России, в которых будет проходить пилотная апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Как родители относятся к появлению нового предмета?

– Поскольку родители наших учеников, в основном, успешные и довольно молодые люди, они с пониманием отнеслись к введению нового учебного курса. Наше время – время больших и малых компромиссов. К сожалению, стирается грань между добром и злом, понятие «совесть» становится размытым и необязательным. Главное в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» – корректность, профессионализм и стремление не навредить. Мы подготовили троих учителей, будем ждать результата.

– Должна ли школа, на ваш взгляд, закрепляться за конкретным вузом, быть элементом довузовской подготовки?

– О закреплении нашей школы за конкретным вузом пока говорить не приходится, так как мы не имеем финансовой возможности оплачивать труд преподавателей высшей школы. Предпринимаемые нами попытки заключить договоры с некоторыми вузами Твери разбились о финансовую составляющую.

– В последнее время преподаватели высших учебных заведений все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, об отсутствии у них навыков самостоятельной работы. А у вас, как представителя средней школы, какие требования к выпускникам педагогических высших учебных заведений?

– Упрекая школу в недостаточном уровне подготовки выпускников, представители вузов в какой-то степени правы. Однако наши бывшие ученики, а ныне студенты, часто приходят в школу и рассказывают о своих успехах. Все-таки основные компетенции мы у них сформировать смогли, в том числе, способность к самостоятельной работе.

Хотелось бы, чтобы в школу шла работать молодежь, причем не с установкой: «А какие доплаты вы мне дадите?», хотя это тоже важно, а с искренним желанием реализоваться в нашей трудной профессии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: родительский комитет, СОШ №55 г. Твери, тверская область, школьные дневники, ао-38

Похожие материалы:
Тверской государственный технический университет - заявка на новый статус
Приоритет в работе педагога - успехи ученика
Рынок труда Тверской области
Достоинства разнопрофильной подготовки
Грани социального партнерства
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
ТИЭП - образование, воспитание и экологическое просвещение
Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считаться
О стратегии развития тверской высшей школы
Александр Корзин: вклад в модернизацию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Национальные проекты: без права на ошибку?
Оценить амбициозные задачи, поставленные президентом перед руководством страны, призван V...
Из журнала
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#94Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве