Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»

О подведении итогов реализации приоритетного национального проекта «Образование» рассказывает министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

Просмотров: 1570

Национальный проект «Образование»: от модернизации к современной модели


Владимир CАДЫРИН, министр образования и науки Челябинской области

В этом году подводятся итоги реализации приоритетных национальных проектов. Вот уже три года страна работает над воплощением важнейших национальных идей, связанных с наиболее актуальными проблемами современной России.

Из четырех принятых к действию проект «Образование» признан наиболее успешным. А Челябинская область, по итогам опубликованных Министерством образования и науки РФ рейтингов, признана лучшей среди всех регионов России. О результатах реализации ПНП «Образование» и планах на будущее рассказывает министр образования и науки Челябинской области Владимир CАДЫРИН.

За три последних года на реализацию областной программы национального проекта «Образование» в Челябинской области направлено 4,3 млрд. рублей, из них 62 процента – это привлеченные средства федерального (1 млрд. рублей), местного (1,8 млрд. рублей) бюджетов и внебюджетных источников (298 млн. рублей). Выделив на областном и муниципальном уровнях единые приоритетные направления под эффективным контролем по единой системе показателей, нам удалось достичь высоких результатов, стать первыми в российском рейтинге эффективности реализации национального проекта.

Задача сегодняшнего дня – сохранить достигнутые результаты, на основе созданного потенциала определить приоритетные направления развития отрасли и обеспечить значимый результат в 2009 году на каждом уровне образования: дошкольном, школьном, профессиональном.

За 2008 год в систему дошкольного образования возвращены ранее используемые не по назначению здания под детские сады – 31 (в 2007 году – 48, в 2006 году – 9), построены 4 новых детских сада в Челябинске и Магнитогорске, пристрой к детскому саду в городе Сатке. Еще 9 новых зданий готовятся к сдаче в эксплуатацию в 2009 году.

Меры по расширению доступности дошкольного образования, предусмотренные программой на 2006-2008 годы, в целом по области выполнены. На реализацию программы за эти годы из областного бюджета было выделено 1997,7 млн. рублей, в том числе в 2008 году – 734,5 млн. рублей.

Проведены мероприятия по рационализации действующей сети дошкольных учреждений. Организованы дошкольные группы и отделения в общеобразовательных школах. Приняты иные меры, позволившие увеличить мощность сети детских садов, повысить качественный уровень услуг, оказываемых системой дошкольного образования.

Охват детей дошкольным образованием вырос с 76,1 процента до 79,8 процента и превысил показатели дореформенного периода: в 1990 году охват дошкольным образованием в области составлял 76,7 процента. Реализованы дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Учебно-материальная база дошкольных учреждений пополнилась новым оборудованием, игрушками, программно-методической литературой. Улучшилась материальная обеспеченность работников системы дошкольного образования. В 2009 году создано 2,5 тыс. новых рабочих мест, в том числе 1,6 тыс. мест педагогических работников.

В ряде городских округов (Снежинском, Южноуральском, Локомотивном, Трехгорном и других) и Чесменском, Кизильском муниципальных районах выполнена задача, поставленная Президентом Российской Федерации, – ликвидировать очередность детей в детсады.

В связи с ростом рождаемости, несмотря на значительное увеличение мощности сети дошкольных учреждений, в очереди на устройство детей в детские сады на начало 2009 года было зарегистрировано более 40 тыс. человек (в основном дети до трех лет). И работу по наращиванию мощности сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, необходимо продолжить. В условиях увеличения рождаемости и реализации мер государственной демографической программы эта задача является особенно актуальной.

Первоочередных мер также требует проблема комплектования вновь созданных рабочих мест кадрами соответствующей квалификации. На начало года в детских садах области зарегистрировано более 900 педагогических вакансий, снизился уровень квалификации кадров, в условиях стремительного расширения сети детских садов часть их не является специалистами. Челябинский институт повышения квалификации работников образования продолжит работу по обучению кадров воспитателей детских садов.

В целом, в 2009 году важно не допустить снижения качества дошкольного образования, ухудшения условий содержания и питания детей в детских садах, снижения достигнутого уровня социальной защищенности работников системы дошкольного образования и уровня квалификации педагогических кадров.

В результате реализации программных мероприятий за 2008 год мощность сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, увеличилась на 15052 места, а всего за трехлетний период действия программы возможность определить детей в дошкольные учреждения дополнительно получили более 31 тысячи южноуральских семей.

За период реализации национального проекта «Образование» наиболее очевидные, ощутимые перемены произошли в школе. На обновление учебного и технологического оборудования направлен 1 млрд. рублей, приобретено 30 тыс. комплектов оборудования. Осуществлена информатизация. За три года количество учащихся области, приходящихся на один компьютер, снизилось с 40 до 14 человек. В каждой средней школе обучение ведется с помощью автоматизированного рабочего места учителя, в 82 процентах средних школ применяется не менее 5 автоматизированных рабочих мест.

Через систему РКЦ-ММЦ (региональный координационный центр – межшкольный методический центр) подготовлено 23 тыс. педагогов, 92 процента применяют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, осуществляют образовательный процесс с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), современных Интернет-технологий, дистанционных форм обучения.

Отдельно хотелось бы рассказать о развитии лего-движения в нашей области. На протяжении трех лет работает программа развития этого вида деятельности, в ее рамках в каждую среднюю школу области были поставлены лего-конструкторы, организованы внутришкольные, городские и областные соревнования как отборочные этапы для международных соревнований лего-роботов. Проведенная работа по внедрению лего-роботов в образовательный процесс дала результаты: школьники Челябинской области стабильно занимают первые места не только на всероссийских, но и международных соревнованиях по лего-конструированию.

Проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений с целью повышения качества образования. Сформирована сеть школ XXI века. Получила дальнейшее развитие система оценивания результатов образования.

Наряду с подключением всех образовательных учреждений к сети Интернет и созданием в каждой средней школе Интернет-сайтов, учреждения оснащены цифровыми образовательными ресурсами, лицензионным программным обеспечением и лего-конструкторами. 11023 школьника участвуют в дистанционном обучении.

Признавая успехи, вместе с тем, следует признать, что школьное образование далеко не соответствует целям опережающего социально-экономического развития нашего общества. В связи с этим на 2009 год определено несколько приоритетных направлений развития школьного образования в области.

  • Модернизация школьного хозяйства. Первостепенное внимание необходимо уделить школам с оценкой «ограниченно работоспособная». Всего их в 22 муниципалитетах 196 единиц.
  • Внедрение новых стандартов школьного образования с опорой на лучших учителей – получателей грантов.
  • Обеспечение качественного базового уровня общего образования.
  • Развитие разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей в Год молодежи. Мы должны и дальше развивать фактически уже сложившуюся областную систему поддержки одаренных детей. Для сохранения и наращивания творческого потенциала обучающихся планируется использовать специализированные школы, школы с современным лабораторным оборудованием, систему дополнительного образования, профильные смены в каникулярное время – как областные, так и муниципальные.
  • Организация дистанционного образования, в том числе детей-инвалидов. Областное министерство продолжит проект с телешколой и развернет работу по дистанционному обучению детей-инвалидов через систему РКЦ-ММЦ.
  • Формирование здорового образа жизни. Убежден, система образования располагает огромным ресурсным потенциалом для воспитания здорового поколения. Сегодня особое внимание хотелось бы обратить на диагностику здоровья детей. Вместе с органами здравоохранения и родителями нужно решать эту проблему: повышать качество медицинских осмотров, диспансеризации школьников. Необходимо создавать центры здоровья на базе школьных медицинских кабинетов.

В результате создания ресурсных центров и инновационных площадок:

– возросло с 1547 в 2006 году до 3454 в 2008 году количество оснащенных современным технологическим оборудованием мест практики, предоставленных работодателями;

– увеличилось с 28 в 2006 году до 102 в 2008 году число новых профессий, по которым организована подготовка с учетом потребностей работодателей;

– внедрено за три года в учебный процесс 1263 единицы современного оборудования.

Национальный проект «Образование» вызвал системное обновление начального и среднего профессионального образования. Серьезным шагом на пути качественных изменений в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области стало создание ресурсных центров. Государственную поддержку получили из средств областного бюджета 28 ресурсных центров, созданных на базе учреждений начального профессионального образования, и поддержку из средств областного и федерального бюджетов – 7 инновационных площадок, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств, созданных на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Общая сумма государственной поддержки составила 394,6 млн. рублей. В результате сформирована сеть ресурсных центров по востребованным экономикой области направлениям подготовки: металлообработка, железнодорожный транспорт, строительство, сельское хозяйство, сфера обслуживания и быта.

Сегодня в ресурсных центрах УНПО по основным образовательным программам начального профессионального образования обучается более 12 тыс. человек – 39,2 процента от общего количества обучающихся в УНПО. По дополнительным образовательным программам за 9 месяцев 2008 года получили рабочую профессию, прошли переподготовку или повысили квалификацию 3820 человек – 40,8 процента от общего количества прошедших в УНПО хоздоговорную подготовку.

В настоящее время социальными партнерами ресурсных центров является около 170 промышленных предприятий и организаций Челябинской области. Например, стратегическим партнером профессионального лицея №5 является Челябинский тракторный завод, профессионального лицея №89 – автомобильный завод «Урал», профессионального лицея №40 – Златоустовский машиностроительный завод, профессионального лицея №46 – производственное объединение «Маяк», профессионального училища №69 – комбинат «Магнезит», Магнитогорского политехнического колледжа – ОАО «ММК».

Улучшение показателя трудоустройства связано с тем, что работодатели делают ставку не только на внутрифирменную подготовку, но и на потенциал профессиональных училищ и лицеев. В настоящее время ресурсными центрами заключено 660 договоров (в 2006 году – 419) на целевое обучение рабочих кадров, а ООО «Бакальское рудоуправление» полностью перенесло центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации в ресурсный центр, созданный на базе ПУ №31 города Бакала.

В наступившем году ресурсные центры УНПО и СПО должны стать базой для переподготовки или опережающей подготовки кадров, востребованных на рынке труда, а также временно высвобождающихся на предприятиях.

В ресурсных центрах уже переработано с участием работодателей более 180 новых рабочих программ предметов и дисциплин. В 2009 году планируется осуществить переработку более 320 программ предметов и учебных дисциплин. О готовности профессионального образования к опережающему обучению работников промышленных предприятий и организаций, находящихся под риском увольнения в 2009 году, говорит тот факт, что только в ресурсных центрах предполагается провести обучение и переподготовку около 4 тыс. человек по договорам, заключенным с предприятиями службой занятости. Задача руководителей образовательных учреждений – максимально участвовать в антикризисных программах.

Министерству образования и науки области, Челябинскому институту развития профессионального образования, ресурсным центрам в 2009 году предстоит разработать перечень компетенций, адекватных современным производственным технологиям, организовать проведение итоговой государственной экспертизы на базе ресурсных центров.

Особое внимание министерством и органами управления образованием будет уделено работе с педагогическими кадрами. Уже начата организация конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей из средств федерального бюджета в размере 100 тыс. рублей. Подготовлен проект распоряжения губернатора о выплате из средств областного бюджета надбавок воспитателям детских садов. Совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования проведен мониторинг работ муниципальных методических служб, выявлены победители областного конкурса и сделан глубокий всесторонний анализ качества методической работы в областной образовательной системе.

В 2009 году Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинским институтом развития профессионального образования и ресурсно-координационным центром будут внедряться очно-заочные, дистанционные формы обучения педагогов на основе модульно-накопительной системы. Инициатива к такой организации обучения должна, по сути, в большей мере исходить от муниципальных методических служб. Нынешний год нужно использовать как подготовительный к 2010-му – Году учителя.

Решен вопрос о включении в компетенцию министерства надзорной функции: лицензирования, аккредитации, контроля, надзора. В частности, это касается лицензирования автошкол. Для улучшения качества подготовки водителей транспортных средств и снижения аварийности на дорогах Челябинской области с 1 июля 2009 года Министерством образования и науки и ГИБДД Челябинской области будут предъявляться к автошколам новые требования. Как следствие, некоторые автошколы окажутся не соответствующими изменившимся требованиям и не получат лицензию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, региональный обзор, челябинская область, владимир садырин, пнп образование, регион, ао-31, СПО

Похожие материалы:
Республика Дагестан - реиональный обзор
Обзор рынка труда Чувашской республики
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Взаимодействие с работодателем как показатель качества
Ростовская область: итоги совместного труда
Златоустовский индустриальный колледж: инновации – в дело
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Научный потенциал Челябинской области
СМК как основа перемен
От инвестиций в экономику – к развитию образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#101Слово редактора к №101
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве