Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Челябинская область - научные результаты мирового уровня

О развитии, успехах и перспективах системы образования Челябинской области рассказывает председатель Совета ректоров вузов региона, Вяткин Герман Платонович. Затрагиваются аспекты модернизации, Болонского процесс, международного сотрудничества, взаимодействия властных структур и бизнеса.

11.06.2009
Просмотров: 1805

Мы вместе: вузы, власть, бизнес

ВЯТКИН Герман Платонович – председатель Совета ректоров вузов Челябинской области, президент Южно-Уральского государственного университета, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН

Совет ректоров Челябинской области существует с советских времен и за годы перестройки не прерывал своей деятельности. За это время количество вузов, ректоры которых входят в совет, выросло более чем в три раза за счет приобретения некоторыми филиалами иногородних вузов самостоятельного статуса и включения в организацию нескольких крупных филиалов московских вузов (например, МИФИ в «закрытых» городах). За эти годы вузы значительно выросли по численности обучающихся. Если в 1989 году число студентов в области составляло 130 тыс. человек, то в 2009 году – 165 тыс. человек.

За эти годы изменился статус многих вузов. Так, Южно-Уральский государственный университет, образованный в 1943 году как Челябинский механикомашиностроительный институт и существовавший с 1954 по 1990 год как Челябинский политехнический институт, а с 1990 года как Челябинский государственный университет, в 1997 году был преобразован в Южно-Уральский государственный университет. Он ведет образовательную деятельность и научные исследования по естественнонаучным, техническим и гуманитарным дисциплинам на 37 факультетах. Это один из крупнейших вузов России, равный и даже превышающий по масштабам федеральные университеты. В 1993-2003 годах университет провел реконструкцию главного корпуса, построил спортивный комплекс с легкоатлетическим манежем и бассейном олимпийского класса, корпус научно-исследовательского института, учебные корпуса филиалов в городах Златоусте, Миассе, Аше, Снежинске Челябинской области и Нижневартовске Тюменской области. В 2007 году, единственный из челябинских вузов, университет вошел в число 57 победителей российского конкурса грантов на инновационное развитие образования. Грант был успешно реализован. На основе приобретенного оборудования был создан учебно-исследовательский центр машиностроения и металлургии, центр нанотехнологий, издательский центр. За годы перестройки университет значительно (в 10 раз) увеличил количество преподавателей и научных сотрудников с учеными степенями и званиями. Сегодня здесь работает 370 докторов наук, профессоров, более 900 кандидатов наук, функционируют 15 докторских советов по 45 специальностям. В три раза выросло число аспирантов и докторантов. Все это позволяет университету участвовать в конкурсе на статус исследовательского университета.

Успешно развивается Челябинский государственный университет, который скоро отметит тридцатилетие. Это один из немногих вузов России, создавший условия для успешного, комфортного обучения инвалидов. Опыт университета продемонстрировал, как можно создавать цивилизованные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие фундаментальных исследований и использование фундаментальной подготовки позволило преобразовать Челябинский педагогический институт в педагогический университет, а институт механизации и электрификации сельского хозяйства, медицинский институт, институт культуры – в академии. Институт физической культуры преобразован в Уральский государственный университет физической культуры.

Существенно увеличилась материальная база вузов. Так, в медицинской академии построен учебный корпус, позволивший открыть факультет стоматологии и расширить факультеты педиатрии и лечебный. Новый учебный корпус построен в сельскохозяйственной академии. Уральский университет физической культуры ввел в строй новый учебный корпус и современное общежитие. Академия культуры существенно обновила свои корпуса. В новом учебном корпусе ведет занятия Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений (г. Москва). Все это позволило создать нормальные условия для обучения студентов и работы преподавателей.

В 1990 году был создан Челябинский научный центр Уральского научного центра (сейчас Уральское отделение Российской Академии наук). В условиях, когда в области действуют два академических подразделения – Ильменский заповедник и Институт минералогии, в состав центра вошли в основном ученые вузов. Совет ректоров, при активной поддержке губернатора области и с помощью научного центра, организовал конкурс региональных молодежных грантов РФФИ, РГНФ. Гранты финансировались на паритетных началах с правительством области и Министерством образования и науки РФ (молодежные), а после прекращения финансирования из Москвы – только областным правительством. Общая сумма финансирования превышает 14 млн. рублей в год. Кроме этого, ежегодно проводится губернаторский конкурс и назначаются стипендии для студентов (100 стипендий), аспирантов (100 стипендий по 15 тыс. рублей) и молодых преподавателей. Все эти меры позволяют поддерживать научную активность молодых ученых и способствуют росту научных кадров в вузах области.

Губернатор и правительство области способствуют оснащению научных лабораторий вузов новейшим научным оборудованием. Так, для Южно-Уральского университета в 2006 году был приобретен растровый электронный микроскоп японской фирмы «Jeol» за 1 млн. долларов, такая же сумма была выделена и другим вузам. Тесная связь с Российской Академией наук позволила создать на базе Института минералогии и Ильменского заповедника факультет геологии в Южно-Уральском государственном университете. Получили развитие вузовско-академические лаборатории. Так, в Челябинском государственном университете работает совместная с институтом математики и механики УрО РАН лаборатория, лаборатория нелинейной оптики в ЮУрГУ совместно с институтом электрофизики УрО РАН, Центр археологии в ЮУрГУ совместно с институтом истории и археологии УрО РАН. Такая тесная взаимосвязь позволяет получать научные результаты мирового уровня и в соответствии с этим вести учебный процесс, что дает возможность ускорения научного роста преподавательских кадров.

Магнитогорский педагогический институт преобразован в Магнитогорский университет, а горнометаллургический институт – в технический университет. При активной помощи Магнитогорского комбината, вкладывающего в вузы города серьезные средства и обеспечивающего их заказами на научные разработки, при поддержке губернатора области это повышение статуса вузов обеспечено материально, что позволило поднять уровень подготовки выпускников.

Если в 1989 году число студентов в области составляло 130 тыс. человек, то в 2009 году – 165 тыс. человек.

Совет ректоров поддержал идею введения ЕГЭ в стране, и вузы области среди первых включились в этот эксперимент. Многолетний опыт использования приема абитуриентов по этой системе убедил и руководство вузов, и абитуриентов, и их родителей в удобстве и эффективности такой формы. Особенно эффективно использование результатов ЕГЭ при приеме большого числа абитуриентов. Так, в ЮУрГУ ежегодно подают заявления 12 тыс. абитуриентов. Отлаженная система приема, когда документы принимают студенты-практиканты специальности «Документоведение» в компьютерном зале, позволяет затрачивать на прием не более одной минуты. Результаты тут же обрабатывает компьютер, и они по сети высвечиваются на экранах мониторов во всех корпусах университета. Абитуриент видит свой рейтинг и может определить шансы на поступление по выбранной специальности. Поскольку документы можно сдать на несколько специальностей одновременно, шансы у претендентов резко возрастают.

За все годы использования ЕГЭ в вузах области у нас практически не было жалоб и нареканий. Отслеживая успеваемость студентов, принятых по результатам ЕГЭ (а это уже не один выпуск), можно сказать, что качественный уровень успеваемости не изменился. Можно услышать жалобы, что качество подготовки школьников снизилось, но эти жалобы были и до введения ЕГЭ, а снижение качества связано еще и с резким увеличением желающих получить высшее образование, часто не подкрепленное полученными знаниями. Прием в вуз стал цивилизованным и проходит в спокойной, доброжелательной обстановке, без очередей. Исчезло так называемое «телефонное право». Не случайно, что те, кто тянул до последнего с использованием результатов ЕГЭ, едут теперь к нам перенимать опыт.

Отбору талантливых школьников помогают олимпиады, которые Совет ректоров Челябинской области ежегодно проводит совместно с региональным Министерством образования и науки и в которых принимают участие не только школьники области, но и прилегающих регионов.

Лучшим свидетельством объективности и отлаженности приема может служить подача в наши вузы заявлений абитуриентов из многих регионов страны, в том числе окончивших московские школы.Еще одно направление деятельности – это стимулирование объединения средних учебных заведений с высшими. При этом выигрывают техникумы и колледжи, получающие мощную научную и методическую подпитку. Иногда выигрывают и вузы, особенно их филиалы, получающие, как правило, хорошее здание и неплохое оборудование. Выигрывают и студенты, получающие адаптацию в вузе и возможность пользоваться его материальной базой, особенно социальной: отдых, спорт, художественное творчество. Так, Челябинский институт путей сообщения Уральского университета путей сообщения присоединил Челябинский железнодорожный техникум, Южно-Уральский государственный университет присоединил колледж сервиса, Нязепетровский и Кусинский машиностроительные техникумы, что подняло их престиж и улучшило весь учебный процесс. В 2008 году Саткинский горно-металлургический техникум также вошел в состав ЮУрГУ по постановлению правительства РФ.

Активно включился совет ректоров и в Болонский процесс. Вузы области готовят сегодня и бакалавров, и специалистов (там, где допускает закон), и магистров. В марте 2009 года в области на базе ЮУрГУ прошла международная конференция с участием кураторов Болонского процесса из РУДН, представителей 20 регионов России, а также из Германии, Бельгии, Дании и других стран. Конференция помогла обобщить европейский и российский опыт, позволила участникам определить свое место в этом процессе, наметить пути дальнейшего движения.

Оценивая имеющийся опыт подготовки выпускников в рамках Болонского процесса, следует отметить, что эта работа, в целом, позволила поднять уровень подготовки, особенно при подготовке магистров. Руководители фирм и предприятий готовы взять всех магистров по нужной им специальности, тогда как специалистов приглашают не всех, оценивая их успехи, бакалавров берут очень неохотно или вообще от них отказываются, особенно это стало заметно с наступлением мирового экономического кризиса.

Вообще предприятия и фирмы стали отслеживать успеваемость студентов, начиная с третьего курса, чему способствуют ярмарки вакансий, которые наши вузы проводят уже много лет. Многие фирмы назначают именные стипендии, активно привлекают студентов на практику, временную работу. Этот процесс замедлился с наступлением кризиса, но не остановился.

Опыт показал, что в экстремальных условиях преимущество имеют крупные, диверсифицированные вузы, располагающие крупными оборотными средствами.

На совете ректоров мы обсудили процессы, вызванные к жизни кризисом, который болезненно затронул Челябинскую область. Были разработаны планы в каждом вузе с учетом обращения Президента России Д.А. Медведева и председателя Правительства В.В. Путина, а также план мероприятий правительства Челябинской области. Были «заморожены» цены на обучение студентов на контрактной основе, предоставлена рассрочка семьям, потерявшим работу, студентам, чьи родители находятся в вынужденных отпусках. Вузы заключили соглашение с банками о льготном кредитовании студентов.

Решать возникающие социальные проблемы позволяет тесная связь с профсоюзными организациями. Совет ректоров многие годы участвует в соглашении о взаимодействии: областное правительство, совет председателей профкомов вузов. Регулярное обсуждение возникающих вопросов, поиски совместных решений и их пропаганда поддерживают социальный мир, несмотря на произошедшие крутые повороты в политике и экономике. Такая работа имеет и большое воспитательное значение, приучает молодежный актив упорно трудиться по выработке компромиссных решений. Благодаря такому сотрудничеству и открытости, удалось сохранить в вузах базы отдыха, найти пути удешевления путевок для студентов и преподавателей, использовать внебюджетные средства для приобретения квартир. За счет средств областного бюджета построен межвузовский дом студентов на 100 квартир. Долгие годы Совет ректоров Челябинской области поддерживал межвузовскую студенческую больницу и поликлинику, пока в 2008 году ее в соответствии с изменившимся законодательством не перевели в статус городской больницы. Возникшие в связи с этим проблемы (в том числе финансовые) удалось удачно разрешить после острого обсуждения их на совете ректоров совместно с администрацией города Челябинска, в результате чего сохранилось преимущественное обслуживание студентов.

Традиции, заложенные Советом ректоров Челябинской области, – активность, доброжелательность, поиск компромиссных решений, обеспечение развития, – остаются актуальными.

Совет ректоров совместно с региональным Министерством образования и науки многие годы проводит фестиваль художественного творчества студентов – «Весна студенческая». Фестиваль стимулирует развитие творчества в вузах области, проходит в праздничной, соревновательной обстановке. В Южно-Уральском государственном университете проводится фестиваль «Весна ЮУрГУ», на который съезжаются творческие коллективы из десятков регионов России. Это помогает развивать межрегиональные связи, лучше узнать друг друга. В области проходят и фестивали студенческих театров «Театральные опыты», их основателем и организатором стал известный студенческий театр «Манекен». В нем выросло несколько профессиональных театральных режиссеров, работающих в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска. Известен на всю страну и фестиваль «Играй, гармонь», проводимый Челябинской академией культуры и искусства.

Очень помогает общению студентов вузов области работа библиотечного совета, возглавляемого директором библиотеки ЮУрГУ. Кроме обмена методической информацией, библиотеки организовали работу так, что любой студент области может воспользоваться любой вузовской библиотекой. Оснащенность библиотек самой современной техникой и методикой работы с книгой и читателем позволяет проводить на их базе всероссийские семинары по обмену опытом. Пополнение книжных фондов не прекращалось даже в самые трудные экономические времена, а техническое оснащение в перестроечные годы даже улучшилось. Этому способствовали и международные библиотечные гранты.

Международные связи челябинских вузов начали развиваться около десяти лет назад, поскольку ранее регион был закрыт для иностранцев. Тем с большим энтузиазмом вузы наверстывают ранее упущенное. Так, Челябинский государственный университет активно работает с вузами Франции, участвуя в разработке европейской формы приложения к диплому; Агроинженерная академия сотрудничает с вузами Германии и Франции, где студенты уже несколько лет проходят производственную практику. Уральская академия ветеринарной медицины успешно сотрудничает с родственными вузами Германии и Канады, что очень помогает развитию животноводства нашей области. Южно-Уральский университет имеет самые тесные отношения с Пражским техническим университетом и Фрайбергской академией. Студенты этих вузов приезжают к нам на практику. Это для нас новое явление, когда студенты и аспиранты разных стран, в том числе из США, приезжают к нам за свои деньги изучать отдельные направления науки и техники, например, суперкомпьютерную технику, экономику, язык. Этому способствует значительно укрепившаяся инфраструктура вузов: качество жилья, питания, медицинского обслуживания, хотя еще многое нужно делать.

Ректорский корпус области проявил себя в годы перестройки с самой лучшей стороны. За это время вузы не только не сдали своих позиций, но и укрепились материально, выросло число остепененных кадров, возросло число студентов. Опыт показал, что в экстремальных условиях преимущество имеют крупные, диверсифицированные вузы, располагающие крупными оборотными средствами.

Государство отметило многих ректоров государственными наградами. Областная власть также отмечает руководителей вузов: один из магнитогорских и один челябинский ректор получили высшую награду от губернатора области – звание «Почетный гражданин области». В настоящее время во всех вузах идет смена поколений, пришли и приходят молодые ректоры, но традиции, заложенные Советом ректоров Челябинской области, – активность, доброжелательность, поиск компромиссных решений, обеспечение развития, – остаются.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, южно-уральский государственный университет, герман вяткин, инновации, совет ректоров, челябинская область, личный опыт, ао-31

Похожие материалы:
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Всероссийский форум «Педагоги России: Инновации в образовании»
Научный потенциал Челябинской области
ЮУПИ: приоритет – качество образования
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Вуз социальной направленности
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Десять ресурсных центров одного университета
Инновационная структура СГУ им. Н.Г.Чернышевского

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#91Формирование сети опорных университетов
#89Международное сравнительное исследование инженерного образования
#92Инновационный лидер АПК Республики Татарстан
#93Слово редактора №93
#92Год высоких достижений
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники