Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса

Система профессионального образования нашей страны многие десятилетия готовила кадры преимущественно для крупной промышленности, выпуская так называемых рабочих-операционщиков. В результате этого сегодня целый сектор экономики использует не соответствующие ему рабочие кадры и системы квалификации.

Просмотров: 2588
Г.М. РОМАНЦЕВ, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, действительный член РАО
А.В. ЕФАНОВ, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук

Система профессионального образования нашей страны многие десятилетия готовила кадры преимущественно для крупной промышленности, выпуская так называемых рабочих-операционщиков. А малые ремесленные предприятия, имеющие существенные отличия в организационных и производственных составляющих – отсутствие технологического разделения труда, большая доля ручных операций, работа на рынке индивидуального спроса и прочее, – оставались как бы за бортом. В результате этого сегодня целый сектор экономики использует не соответствующие ему рабочие кадры и системы квалификации.

Возвращение в постиндустриальный мир

Еще три-четыре поколения назад ремесленники составляли одну из наиболее устойчивых и экономически благополучных социальных групп российского общества. Это были работящие, самостоятельные и свободолюбивые люди с достаточно широким кругозором и богатым жизненным опытом. Самой высокой наградой для себя они считали звание «мастера», «умельца», а традиции мастеровитости и секреты ремесла передавали из поколения в поколение как семейное достояние.

Сегодня ремесленные предприятия представлены во многих отраслях экономики: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом и текстильном производстве, бытовом обслуживании и других. Они производят товары и услуги, необходимые для обустройства жизни и быта человека, семьи. За рубежом подобные хозяйственные структуры, вместе с индивидуальными предпринимателями, образуют так называемый ремесленный сектор экономики, внося существенную лепту в повышение благосостояния общества. В Германии, например, ремесленными предприятиями создается до четверти ВВП страны.

Понятия «ремесленная деятельность», «ремесленное образование» широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Это единая терминология ООН, Евросоюза и ВТО, в которой, в частности, имеется специальный перечень ремесленных товаров и услуг [2]. В связи с недавним вхождением России во Всемирную торговую организацию и необходимостью гармонизации нормативно-правовой базы хозяйственной сферы с нормами ВТО институциализация ремесленных видов деятельности и ремесленного образования становится задачей государственной важности. Сегодня необходимо законодательно ввести категории сферы ремесленничества в правовой оборот и обособить ремесленную деятельность от других видов предпринимательской деятельности.

В России весь ХХ век индустриализация безжалостно уничтожала ремесленные структуры, а они не только «выживали», но и со временем стали занимать в национальных хозяйствах все более весомые позиции. Некоторые эксперты, прогнозирующие общественное развитие, говорят о том, что в XXI веке вполне следует ожидать ренессанс ремесленничества и формирование «новой экономики» [1], в которой ремесленные предприятия станут более гибкими и динамичными, будут оснащены самыми современными технологиями, получат доступ к местным и глобальным рынкам и смогут сотрудничать и конкурировать с крупными производствами.

Этот тезис подтверждается тем, что наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив, возглавляемый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, в ноябре 2012 года поддержал проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей», поданный в агентство Российским государственным профессионально-педагогическим университетом [3]. Целью проекта являются разработка и принятие федерального закона о ремесленной деятельности, с последующей подготовкой профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям.

Новые профессионалы для новой России

Под ремесленной деятельностью понимается комплексный вид производственной и предпринимательской деятельности, основывающийся на личном труде работника, и предполагающий использование специальных знаний, навыков, технологий, современных инструментов и материалов, высокопроизводительного оборудования, вплоть до автоматизации части технологического процесса.

Ремесленная деятельность – особый вид предпринимательской деятельности, в которой приоритет отдается качеству продукции (услуги), а собственно прибыль выступает вторичным результатом. Ремесленнику-предпринимателю приходится в значительной степени ориентироваться на местный рынок, и не просто хорошо знать свое ближайшее окружение, но и поддерживать с ним лояльные отношения.

Именно поэтому ему свойственно безупречное отношение к делу, высокая производственная и технологическая культура. Классический девиз предпринимательского сообщества – «Прибыль превыше всего!» – здесь не «работает». У ремесленника другой девиз: «Прибыль превыше всего, но репутация превыше прибыли!».

Поэтому ремесленный сектор экономики нуждается в принципиально ином типе работника, который должен не только выполнять необходимые мануальные действия, но и знать основы технологии, уметь работать на современном оборудовании, быть готовым к уважительному общению с клиентами, владеть предпринимательскими компетенциями. Это актуально, потому что значительная часть ремесленников обеспечивает себе рабочее место путем самозанятости, таким образом интегрируя в одном человеке творческую, технологическую и предпринимательскую составляющие.

Экспериментальное решение

Такой многоплановый и персонифицированный характер деятельности, безусловно, требует, чтобы профессиональное обучение отличалось по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих и было особым образом организовано.

Для подготовки ремесленников необходимы новые образовательные программы, дополненные блоками компетенций, ориентированных на формирование названных выше профессионально важных качеств, и особая научно-методологическая и организационно-методическая основа. Становление ремесленного образования в нашей стране является весьма актуальной научной проблемой и приоритетной практической задачей.

Однако, несмотря на то что в последнее десятилетие в большинстве регионов страны создаются ремесленные палаты, гильдии, принимаются концепции и программы развития ремесленничества, в целом процесс становления этого сектора экономики носит стохастический, стихийный характер. Каждый регион развивает данный вид деятельности своим путем [4]. Это отмечалось в материалах четырех научно-практических конференций «Становление и развитие профессионального ремесленного образования в России», проходивших в 2002-2011 годах в Екатеринбурге.

Разрабатываемые в субъектах федерации документы, регламентирующие деятельность ремесленных предприятий, существенным образом отличаются друг от друга. Так, например, в Калмыкии к ремесленничеству относят в основном профессии текстильного, швейного и кожгалантерейного производства, на Алтае – народные и художественные промыслы, в Башкирии ко всему названному прибавляют профессии сферы бытового обслуживания, полиграфии, строительства, стекольного и металлургического производства. Кроме того, у части общества имеет место непонимание, как следствие – недооценка роли и значения современных ремесленных видов деятельности. Сложившиеся стереотипы мышления связывают понятие «ремесленник» с низкоквалифицированным трудом, работой по шаблону и по своему прямому назначению относят к сфере народных промыслов.

Отсутствие законодательной основы не позволяет учебным заведениям в рамках существующих образовательных стандартов вести полноценную подготовку ремесленников-предпринимателей.

В логике решения данных задач в Свердловской области с 1998 года реализуются несколько экспериментальных образовательных программ по подготовке ремесленников строительного профиля – маляров-дизайнеров, плиточников-мозаичников, столяров, кровельщиков, мастеров по сантехническому и вентиляционному оборудованию. На базе начального профессионального образования ведется обучение ремесленника, далее на базе среднего профессионального образования – руководителя ремесленного предприятия (ремесленника-предпринимателя).

На сегодняшний день разработан и апробирован комплекс организационно- педагогических условий, включающий модель ремесленника-предпринимателя, структуру и содержание его подготовки, технологизацию образовательного процесса и создание развивающей образовательной среды. Но главное – проделанная работа и полученные результаты носят общероссийский характер, так как созданные технологии, модели и системы обучения являются универсальными и могут использоваться при подготовке ремесленных кадров не только по строительным, но и по другим ремесленным профессиям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. http://www.iftf.org/ (Режим доступа – свободный).
  2. Официальный сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. http://www.nisse.ru/business/article/article_1175.html (Режим доступа – свободный).
  3. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. http://www.asi.ru/projects/800/ (Режим доступа – свободный).
  4. Официальный сайт Научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета. http://www.rsvpu.ru/scientificdepartments/nocrr/konferencii/ (Режим доступа – свободный).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Практическая направленность подготовки юридических кадров
Дербентский филиал ДГПУ: в центре внимания – личность
Развитие высшего сестринского образования в России
Ивановский химико-технологический университет: традиция – быть впереди
Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Lifelong Learning наступает и выигрывает
Технология измерения образовательной активности
Инновации в аграрном вузе
Образовательные стандарты третьего поколения
Будущее ремесленного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ