Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Технология измерения образовательной активности

В 2011 году Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России рассмотрел вопрос «О состоянии и путях совершенствования системы последипломной подготовки специалистов в сфере здравоохранения» и принял решение разработать проект методических рекомендаций по применению кредитно-модульной системы организации учебного процесса.

Просмотров: 4601
В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Курского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ
О.А. ОХОТНИКОВ, проректор по непрерывному образованию и лечебной работе, профессор, доктор медицинских наук
И.Г. КОМИССИНСКАЯ, заместитель декана по фармацевтическим кадрам, заведующая кафедрой фармации ФПО, профессор, доктор фармацевтических наук

В апреле 2011 года Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России рассмотрел вопрос «О состоянии и путях совершенствования системы последипломной подготовки специалистов в сфере здравоохранения» и принял решение разработать проект методических рекомендаций по применению кредитно-модульной системы организации учебного процесса.

Выполняя это решение, совместно с учеными 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова профессорами Р.И. Ягудиной и А.А. Маркарян разработаны и представлены в Минздравсоцразвития РФ методические рекомендации «Накопительная система зачетных (кредитных) единиц в непрерывной профессиональной подготовке фармацевтических специалистов: правовое обоснование и порядок функционирования» (НСЗЕ). Предложения по внедрению формировались с учетом зарубежного опыта и действующих российских нормативных правовых актов.

Основополагающими документами Всемирной федерации медицинского образования, регламентирующими вопросы профессионального развития специалистов, являются стандарты WFME по повышению качества медицинского образования «Последипломное медицинское образование» (ПМО) и «Непрерывная профессиональная подготовка врачей» (НПП). В этих документах указывается, что «последипломное медицинское образование состоит из прохождения курса обучения перед сертификацией, профессионального обучения, специализации и субспециализации, других формализованных программ обучения для освоения определенных специальностей». А непрерывной профессиональной подготовкой называют «обучение и профессиональную подготовку врачей в течение всего периода профессиональной деятельности после получения базового и последипломного медицинского образования».

Это значит, что ранее использовавшийся термин «непрерывное медицинское образование» в настоящее время заменен другим, более соответствующим современным требованиям – «непрерывная профессиональная подготовка», что подчеркивает ответственность медицинского сообщества и отдельных специалистов за проведение НПП.

Мировой опыт, в частности принципиальная дифференциация понятий «последипломное медицинское образование» и «непрерывная профессиональная подготовка», подсказывает, что в нашей стране тоже необходимо разработать правовые и организационно-методические подходы к созданию и внедрению как минимум двух видов взаимосвязанных накопительных систем зачетных (кредитных) единиц. Это прежде всего кредитно-модульная система для послевузовского (интернатура, ординатура) и дополнительного (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) профессионального образования.

В настоящее время в Курском государственном медицинском университете осуществляется реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования, разработанных в соответствии с Федеральными государственными требованиями, утвержденными Минздравсоцразвития РФ. Подготовка в интернатуре и ординатуре ведется по 37 врачебным и 3 провизорским специальностям.

Основополагающим дидактическим подходом к построению программ является кредитно-модульный принцип, предусматривающий учет трудоемкости освоения программы по разделам и дисциплинам в зачетных единицах.

Не менее, а возможно и более актуальна накопительная система зачетных единиц для стимулирования развития непрерывной профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающей возможность государственного регулирования их профессионального роста.

Поскольку составляющими квалификационного уровня современного специалиста сферы обращения лекарственных средств являются последипломное фармацевтическое образование и непрерывная профессиональная подготовка, что отражено на рисунке 1, необходимо вести суммарный учет образовательной активности специалистов в период между обязательным обучением (учитывать посещение конференций, семинаров, тренингов, публикации статей и т.д.) и подводить итоги непрерывной профессиональной подготовки по критериям накопительной системы зачетных единиц. Кроме того, нужно контролировать результаты, полученные на этапе очередного последипломного обучения, непосредственно перед сертификацией (аккредитацией).

Рисунок 1. Модель взаимодействия ПМ(Ф)О и НПП.

В процессе непрерывной профессиональной подготовки и дальнейшего последипломного образования первоначальный квалификационный уровень должен повышаться.

Была построена модель государственного регулирования последипломного образования в сфере обращения лекарственных средств (рис. 2). Согласно этой модели обучающийся в данной сфере становится специалистом после окончания интернатуры (с 2017 года – ординатуры).

Механизмом государственного контроля его профессионального уровня является сертификация (с 2016 года – аккредитация). Для дальнейшего развития деловой карьеры необходимо пройти различные виды обучения: повышение квалификации, профессиональную переподготовку, интернатуру. При этом видом дополнительного профессионального образования специалистов фармацевтической отрасли, наиболее адаптированным к взаимодействию с системой непрерывной профессиональной подготовки, является повышение квалификации.

Рисунок 2. Модель государственного регулирования последипломного образования в сфере обращения лекарственных средств.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.
2. УЭФ – специальность «Управление, экономика и фармация», ФТ – «Фармацевтическая технология», ФХиФГ – «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» регламентирует три вида повышения квалификации: краткосрочное обучение (не менее 72 часов), тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов), длительное обучение (свыше 100 часов). Следовательно, минимум продолжительности очного обучения непосредственно перед сертификацией составляет не менее 72 аудиторных часов.

Чтобы набрать 144 зачетные единицы, необходимые для получения допуска к сертификационному экзамену, провизор или фармацевт имеет право один раз в пять лет повысить уровень профессионального мастерства на специальных курсах. При этом он может выбрать один из четырех вариантов:

  1. пройти повышение квалификации продолжительностью 144 часа аудиторных занятий (1 час аудиторных занятий равен 1 зачетной единице);
  2. пройти повышение квалификации продолжительностью 108 часов аудиторных занятий (это 108 зачетных единиц) и набрать еще 36 зачетных единиц, приняв участие в различных образовательных мероприятиях и занимаясь самостоятельной образовательной деятельностью;
  3. пройти повышение квалификации продолжительностью 72 часа аудиторных занятий (72 зачетные единицы) и набрать еще 72 зачетные единицы, приняв участие в различных образовательных мероприятиях и занимаясь самостоятельной образовательной деятельностью;
  4. пройти два раза повышение квалификации продолжительностью 72 часа аудиторных занятий.

Количество набранных за пять лет зачетных единиц должно отражаться в специальных документах и определять вид и продолжительность обязательного обучения непосредственно перед сертификацией.

Возможные виды образовательной активности специалистов в области фармацевтики можно объединить в две большие группы:

  1. образовательные мероприятия в процессе непрерывной профессиональной подготовки;
  2. самостоятельная научно-образовательная деятельность.

Были классифицированы образовательные мероприятия по видам, широте охвата аудитории и степени участия.

Возможные виды самостоятельной научно-образовательной деятельности:

  • проведение научных исследований (с защитой докторской или кандидатской диссертации);
  • публикация монографии (индивидуально и в составе коллектива авторов);
  • публикация статьи в печати;
  • анализ отечественного и зарубежного опыта по определенной проблеме с написанием реферата.

По решению проблемной УМК Минздравсоцразвития РФ по последипломному и дополнительному профессиональному образованию разработка подходов к внедрению накопительной системы зачетных единиц в подготовку провизоров была поручена Курскому государственному медицинскому университету. Для решения этой задачи нужно было научно обосновать принципы сопоставимости различных видов образовательной активности провизоров и фармацевтов в процессе НПП, определить, какие из них наиболее значимы для роста профессиональной компетентности специалистов.

С помощью Интернет-сайта и журнала «Аптечный бизнес» проведено анкетирование работников аптек, слушателей курсов повышения квалификации университета, Пермской фармацевтической академии, членов Ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма», общественной организации «Санкт-Петербургская профессиональная ассоциация фармацевтических работников» – всего 559 человек.

Анализ материалов показал, что для представителей практической фармации наиболее значимыми являются возможности обмена опытом и получения новейшей информации на таких достаточно доступных и широко распространенных образовательных мероприятиях, как отдельные тематические семинары, тренинги, лекции и т.п. Величина значимости составляет 46,3 баллов. На втором месте (29,6 баллов) – участие в крупномасштабных мероприятиях: конгрессах, конференциях, симпозиумах с серьезной научно-практической программой. Самообразование получило оценку 24,1 балла.

Что касается пользы различных видов мероприятий, то, по мнению практических работников, в целом она почти одинакова для тематических семинаров, тренингов, лекций. Наименьшую пользу приносят круглые столы. Фактором, наиболее значимым для использования в накопительной системе зачетных единиц, участники анкетирования считают имидж организатора мероприятия. По этому пункту самую высокую оценку получили учреждения, имеющие государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности (40,5-56,0 баллов). Вместе с тем, достаточно высок рейтинг фармацевтических компаний-производителей лекарственных средств, а также собственных аптечных внутрикорпоративных занятий (27,3-29,0 баллов). Значительным авторитетом пользуются частные лица: независимые эксперты, бизнес-тренеры или консультанты (16,7-29,4).

Отмеченные и некоторые другие результаты исследования мы использовали для расчета коэффициентов и построения модели значимости (рейтинга) различных видов образовательной активности с целью их сопоставимости в накопительной системе зачетных единиц:

ЗОМ = ЗГОМ × ЗВМ × ЗУП × ЗСУ,

где

ЗОМ – значимость образовательных мероприятий;
ЗГОМ – значимость группы образовательных мероприятий;
ЗВМ – значимость вида мероприятия (внутри группы);
ЗУП – значимость уровня проведения;
ЗСУ – значимость степени участия.

В качестве примера приводим рассчитанные показатели значимости образовательных мероприятий, входящих в группу «Семинар, тренинг, тематическая лекция и т.д.» (табл. 1). Расчеты проведены и для образовательных мероприятий группы «Съезд, конгресс, конференция, симпозиум» и самостоятельной научно-образовательной деятельности фармацевтических специалистов.

Таблица 1. Значимость образовательных мероприятий в группе «Семинар, тренинг, тематическая лекция и т.д.»

Вывод, сделанный на основе статистической обработки материалов анкетирования, таков: образовательную активность провизоров и фармацевтов в межсертификационный период можно выразить в зачетных (кредитных) единицах с использованием итоговых таблиц по следующей формуле:

ОА = ЗОМ × П / К,

где

ОА – образовательная активность, выраженная в зачетных единицах;
ЗОМ – значимость образовательных мероприятий (см. табл. 1);
П – продолжительность образовательного мероприятия в часах, подтвержденная документально;
К – количество часов, равное одной зачетной единице в системе ПФО (в настоящее время нормативно не регламентировано).

При зачислении на сертификационные курсы повышения квалификации специалист представляет в структуру последипломного образования подлинники и копии документов, подтверждающих участие в образовательных мероприятиях, выполнение самостоятельной образовательной деятельности и отражающих количество набранных за пять лет зачетных единиц. Предложена примерная форма сертификата, показывающего участие в несертификационных образовательных мероприятиях.

Таким образом, согласно сформированной группой разработчиков концепции накопительная система зачетных (кредитных) единиц (НСЗЕ) представляет собой инновационную технологию измерения образовательной активности («учебной работы»), способствующей постоянному профессиональному росту, поддержанию и развитию уровня компетенций. Она позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию, основанную на осознании потребностей специалиста, потребителей лекарственных средств, государства, общества в целом.

Зачетная единица (кредит) отражает трудоемкость (объем «учебной работы») провизоров и фармацевтов в условиях самостоятельной реализации образовательной активности. Основой накопительной системы является модульно-компетентностный подход.

Существующее в настоящее время в сфере обращения лекарственных средств значительное многообразие видов и форм несертификационных образовательных мероприятий и степень участия в них фармацевтических специалистов создают объективные предпосылки, для того чтобы определять суммарный объем «образовательной деятельности» дифференцированно, на основании ее значимости и продолжительности в общей системе непрерывного профессионального развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновации – путь к качеству знаний
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Региональный вуз российского значения
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса
Внутреннее и международное сотрудничество: проекты и эффекты
Построение информационной системы медицинского вуза
Исследовательская миссия медицинского вуза
Развитие высшего сестринского образования в России
СГМУ: Большое видится на расстоянии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ