Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Развитие высшего сестринского образования в России

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

10.12.2012
Просмотров: 5740
Н.Н. КАМЫНИНА, декан факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы ПМГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук

Подготовка медицинских сестер в вузах России ведется с 1991 года. Естественно, что за прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержание образовательной программы и определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ВСО) в системе здравоохранения. Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.

Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи.

Первые два факультета ВСО были созданы в 1991 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. В соответствии с поставленной целью они готовили специалистов по психолого-педагогическому и административно-управленческому направлениям. Квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как менеджер по специальности «Сестринское дело», а уровень подготовки – специалист.

Следует отметить, что в период открытия факультетов высшего сестринского образования на обучение принимали только лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры. Они учились по ускоренным программам. Выстроенная система могла бы существовать и дальше. Но с выходом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 года, № 232 ситуация начала изменяться. Согласно требованиям этого закона «лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Вышедшее в конце декабря 2009 года постановление Правительства РФ1 поставило в этом деле точку, закрепив в статусе специалитета все существовавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме одной – «Сестринское дело». Единственным способом сохранить высшее сестринское образование стал перевод на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат – магистратура».

Анализ зарубежного опыта показывает, что общей тенденцией является движение в сторону высшего сестринского образования. Это отражено в таблице.

Увеличить изображение.

Активизации этого процесса способствовал ряд международных документов. Так, еще в Конвенции о сестринском персонале, принятой в 1977 году Международной организацией труда, и сопровождавшей ее рекомендации указывалось на необходимость открытия в странах обучения по программам высшего (университетского) сестринского образования, ориентированным преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров.

В странах, где имеются бакалавры сестринского дела, этот уровень рассматривается как базовая подготовка, открывающая введение в специальность. Переход на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, путем освоения параллельно существующих образовательных программ разного уровня. Важно отметить, что при этом наличие степени бакалавра не дает преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Все медицинские сестры получают одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Степень бакалавра рассматривается только как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее при прочих равных условиях занять более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

Сегодня в основе новой модели российского высшего сестринского образования лежит предусмотренная законодательством двухуровневая система ВПО: бакалавриат – 4 года и магистратура – 2 года. При этом имеется возможность обучения по сокращенной программе бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Сестринское дело» значительно отличается по направленности и содержанию от предшествующего, в основном ориентированного на подготовку управленческих и педагогических кадров. Он нацелен на практическую деятельность и, как все новые ФГОС, базируется на компетентностном подходе. Практическая деятельность заключается в оказании квалифицированной помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала, а основная часть профессиональных компетенций направлена на формирование грамотного специалиста, который может работать в учреждении здравоохранения страны на любой сестринской должности. Это в точности соответствует концепции подготовки сестринского персонала в странах Западной Европы2. Профессиональные компетенции, относящиеся к организационно-управленческой и исследовательской деятельности, нужны в большей степени руководителям сестринских служб и подразделений (старшим и главным медицинским сестрам).

На сегодняшний день в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социальной работы РФ от 7 июля 2009 года, № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов высшего сестринского образования после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью» могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист.

В настоящее время в развитии отечественного сестринского образования идет новый этап, когда, наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, создается другая – университетского сестринского образования, направленная на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но также достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для дальнейшей самореализации.

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».
  2. Zabalegui A et al (2006). Changes in nursing education in the European Union. - Journal of Nursing Scholarship 38 (2): р. 114-118.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: болонский процесс, ВПО, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, медицинское образование, по сути, ао-60

Похожие материалы:
Ю. Мосейкин: «Российский рынок должен поглощать, а не выплевывать рабочую силу»
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Инновации – путь к качеству знаний
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Рина Незарегистрированный пользователь
Во многих странах не только есть степень бакалавра, но и магистра и доктора философии сестринского дела. Так что учтите, и дальше совершенствуйте систему. И да, зарплаты в большинстве стран на порядок выше российских

2014-06-24 06:22:36 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
Сотрудники Иркутского технического университета и компании «Гелиос» выступили с докладами на V...
ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал организатором...
Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
Серия ежегодных международных конференций, проводимых Южным федеральным университетом в странах...
Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
Совместный конкурс авиакомпании S7 Airlines и Фонда «Сколково» проводится для привлечения...
Из журнала
#92Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2016
#90Актуальные направления развития российского образования
#93Внеучебная деятельность в благовещенском педагогическом университете
#91Первые результаты новых проектов
#93Новый уровень программной аккредитации
Информационная лента
08:06Онлайн-курс ТюмГУ в проекте Courses in Russia
07:57Конференция PHENMA-2018 в Южной Корее
15:22РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
15:21В России вузам могут предоставить права на проведение антикоррупционной экспертизы
15:18ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»