Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновации в аграрном вузе

Аграрное образование является наиболее сложным направлением отраслевого образовательного сектора, и причин тому несколько. Плачевное состояние современного села формирует непрестижность аграрного образования у населения и, соответственно, снижает уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Просмотров: 2538

Село поднимут профессионалы

А.Н. КВОЧКИН, ректор Мичуринского государственного аграрного университета
Е.С. СИМБИРСКИХ, проректор по непрерывному образованию Мичуринского аграрного университета

Проблемы, проблемы…

Аграрное образование является наиболее сложным направлением отраслевого образовательного сектора, и причин тому несколько. Прежде всего плачевное состояние современного села формирует непрестижность аграрного образования у населения и, соответственно, снижает уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Кроме того, сказывается традиционализм и консерватизм педагогов аграрных университетов, имеющих, как правило, базовое сельскохозяйственное образование и скептически относящихся к педагогическим инновациям, что отражается на уровне и характере используемых ими образовательных технологий. Низкая заинтересованность в будущей работе и плохая закрепляемость выпускников аграрных вузов в сельской местности повышают значимость внедрения в образовательный процесс мотивационных механизмов формирования готовности обучающихся к труду и их самореализации на селе. И, несомненно, ведомственная разобщенность отраслевых образовательных учреждений и профессиональных учебных заведений Министерства образования и науки РФ усложняет их взаимодействие на всех уровнях и этапах процесса непрерывной подготовки специалистов.

Тем не менее становление России как передовой европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, возрождения и инновационного преобразования российской деревни. А это немыслимо без модернизации аграрного образования, внедрения новых подходов к подготовке кадров с позиции непрерывности, многопрофильности, инновационности, ценности национальной сельской культуры и природосообразного образа жизни, бизнес-направленности трудовой деятельности.

Быть впереди

Тамбовская область, где располагается Мичуринский государственный аграрный университет, представляет собой исторически сложившийся сельскохозяйственный регион России, сохранивший свою природу: чистоту рек, плодородие богатых черноземом почв, густоту лесных массивов.

При этом сегодня это динамично развивающийся регион страны с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом, агропромышленным, транспортным и строительным комплексами.

В области находится единственный в России сельскохозяйственный наукоград – город Мичуринск. Идеология развития агропромышленного комплекса Тамбовской области строится на позиционировании ее как центра по обработке и масштабированию технологий производства продуктов здорового питания и обеспечения продовольственной безопасности страны. Осмысление этого направления развития привело нас к двустороннему процессу модернизации системы аграрного образования в области. С одной стороны – это последовательное насыщение содержания образования инновациями, основанными на научных достижениях в биотехнологии и сельском хозяйстве, с другой – пропаганда экологически чистого производства, натурального питания, в том числе на базе с его кооперацией мелкопоместного ведения хозяйства, преобладания духовных ценностей над потребительскими инстинктами. Синтез, казалось бы, столь противоположных взглядов, позволил предложить новое видение модели кластерного развития системы аграрного образования в Тамбовской области.

Модель инновационного образовательного кластера области строится на социальном партнерстве всех его субъектов, их непосредственном участии в регулировании и организации региональной системы непрерывного агробизнес-образования. Главными действующими рычагами кластера являются базовые предприятия инновационной инфраструктуры агробиоэкономического кластера и головной вуз – Мичуринский государственный аграрный университет. Учебное заведение активно взаимодействует с детскими садами, 33 школами, 12 колледжами, Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования, 2 научными учреждениями и бизнес-структурами области.

Можно объять необъятное

В 2012 году в области создана и включилась в работу уникальная по содержанию и инфраструктуре «Школа агробизнеса – Тамбов», главная задача которой заключается в подготовке кадров для агропромышленного комплекса области за счет ранней профессиональной ориентации школьников. Кроме того, школа как ресурсный центр будет вести обучение всех категорий сельского населения: от дошкольников до пенсионеров. С целью качественного практического изучения агротехнического бизнеса в ней предусмотрены специализированные классы с лабораторными комплексами, кабинет информационных технологий в агробизнесе, школьный агробизнесинкубатор – деловой центр, актовый зал-лекционная студия, центр «Флористика и дизайн» и многое другое.
Научно-методическое консультирование по направлениям подготовки учащихся и выпускников школы производит Мичуринский государственный аграрный университет совместно с управлением образования и науки Тамбовской области вуз разработал и реализует модульную программу непрерывного агробизнес-образования, включающую 13 модулей по 3 уровням: довузовское, вузовское и послевузовское агробизнес-образование. Программа определила своей целью подготовку и вовлечение в агробизнес молодых квалифицированных кадров для развития области как центра продовольственной безопасности России.

Обучение реализуется посредством организации ≪Малой академии бизнес-образования≫ на базе дошкольных образовательных учреждений, последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные дисциплины, преподаваемые в начальной и средней школе: обществознание, биологию, химию, технологию, основы безопасности жизнедеятельности и другие предметы. Хорошие результаты дало введение элективных курсов «Основы агробизнеса», «Первые шаги к лидерству», преподавание в профессиональных учреждениях НПО, СПО и ВПО курсов «Организация производства и предпринимательство в АПК», «Основы организации агробизнеса», «Основы бизнес-проектирования», «Основы финансов для предпринимательства», «Развитие лидерского потенциала».

Программа предусматривает последовательную агробизнес-проектную образовательную деятельность, проведение областного агробизнес-марафона, включающего ряд таких мероприятий, как конкурс идей «Агробизнес-Перспектива, 2012», бизнес-олимпиада, тренинг «Карьера на селе», деловая игра «Бизнес-старт», круглый стол «Бизнес в АПК: мифы и реальность», бизнес-турнир, конкурс агробизнес-проектов, научно-практическая конференция молодых ученых, экскурсии на предприятия АПК.

На развитие качеств, умений и навыков успешного делового человека – сельского бизнесмена направлена организация профильной смены «Агробизнес-Академия» на базе летнего оздоровительного лагеря.

Преподаватели университета вместе с учителями общеобразовательных школ разработали 30 учебно-методических комплектов по предметам с агробизнес-содержанием, включающих методическое пособие для педагогов, учебное пособие и ученическую рабочую тетрадь. С целью научно-методического сопровождения реализации системы непрерывного агробизнес-образования на сайте университета размещены в свободном доступе видеолекции по основам организации агробизнеса, бизнес-планированию в АПК, реализации агробизнес-проектов на пришкольных участках.

Умение видеть перспективу

Общеобразовательные школы при поддержке университета активно включились в проектную деятельность. Заложены технологические площадки при образовательных учреждениях по проектам «Ландшафтная ферма», «Фито-ферма», «Экосад», «Экоранчо», «АгроТурФирма», «АгроБиоТех», «Мир саженцев», «Бизнес-огород», «Бизнес-ремесло», «Магазин натуральных продуктов».

Разработанные учащимися бизнес-проекты практически реализуются ими на пришкольных участках или в личном подворье.

На базе действующего университетского центра по работе с одаренными детьми ученикам предоставлена возможность под руководством наставников проводить научные исследования, разрабатывать инновационные бизнес-проекты и принимать участие в конкурсах и олимпиадах. Таким образом, благодаря отбору талантливой сельской молодежи формируется потенциал молодых ученых университета.

С целью популяризации рабочих специальностей и возрождения престижа среднего профессионального образования на базе сельских школ внедряется программа дистанционного агробизнес-обучения школьников 10-11 классов по программам начального профессионального образования с присвоением квалификаций мастера сельскохозяйственного производства, мастера растениеводства, тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства.

Значимой мерой в мотивации к труду на селе стала разработанная в университете и реализуемая в центре прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству программа коучинга «Карьера на селе». Неменьшую роль играет пропаганда нового образа сельского бизнесмена и популяризация достижений предпринимателей и работников агросферы, эффективных бизнес-идей в СМИ.

Проводимое в вузе повышение квалификации школьных учителей, преподавателей колледжей по агробизнес-образованию и специалистов сельскохозяйственного производства способствует повышению их бизнес-грамотности и расширяет возможности по организации собственного бизнеса на селе.

Таким образом, университет в составе инновационного образовательного кластера из образовательного звена превращается в региональный центр непрерывного агробизнес-образования сельского населения.

Совершенно очевидно, что ведущая роль в организации такого инновационного образовательного кластера принадлежит региону. Значимо участие в подготовке кадров и бизнес-сообщества. С этих позиций, особенностью деятельности инновационного образовательного кластера по агробизнес-образованию является междисциплинарный и межведомственный характер проблем и путей их решения. Тормозом развития кластера становится отсутствие координации его деятельности на ведомственном и региональном уровнях, поскольку он входит в сферу целого ряда министерств страны (сельского хозяйства, здравоохранения, образования и науки, культуры) и разных региональных органов власти (управлений образования и науки, сельского хозяйства, труда и социального развития, занятости населения).

Решение проблемы видится в создании межведомственных федерального и регионального органов, осуществляющих функцию взаимодействия министерств и управлений по вопросам кадрового обеспечения села. Государство не должно оставаться в стороне от проблемы возрождения российского села в новой форме российской агробизнес-деревни.

Для подготовки учеников к сельскохозяйственному труду на пришкольном участке школы агробизнеса в селе Татаново создан мини-агрокомплекс. В его состав входят школьный сад, мини-питомник, мини-маточник, 2 поликарбонатные теплицы, 1 стеклянная теплица с обогревом и опытно-экспериментальный участок, состоящий из ряда отделов: полевых культур, овощных культур, цветочно-декоративных растений, ландшафтного дизайна, отдела начальных классов и ягодника.

Информационно-консультационный пункт школы для взрослого населения станет  профессиональной стажировочной площадкой в сфере АПК.

По результатам научно-образовательной работы, инновационным достижениям и ряду других показателей решением независимой экспертизы в деле национального исследовательского учёта Мичуринский государственный аграрный университет занял первое место в рейтинге 59 вузов Министерства сельского хозяйства РФ. Он стал единственным из аграрных вузов страны, включённым в число 20 кластеров страны в биофармакологическом секторе с научным направлением получения продуктов здорового питания.

Качественное образование невозможно без производственной практики по специальности. Агрономы и плодоводы теоретические знания закрепляют работой в двух учебных хозяйствах вуза, на опытных полях, в садах, на полигонах. Будущие специалисты по сервисному обслуживанию автотракторной техники проходят обучение в одном из лучших в регионе центров техобслуживания автомобилей, для студентов гуманитарного факультета созданы многотиражная газета и телевидение, а товароведы практикуются в центре сертификации. Кроме этого, активно осуществляют свою деятельность филиалы кафедр на производственных предприятиях региона.

Мичуринский ГАУ принял участие в международной агровыставке «Флориада-2012» в Голландии. В этом году форум затрагивал экологические проблемы агропромышленного комплекса, качество жизни человека, обеспечение жителей полезными продуктами питания, инновационные тенденции развития образовательной сферы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Тетюшский сельхозтехникум: дело жизни
Кубанский государственный университет: наука побеждать
Инновационное развитие вуза искусств и культуры
Механизмы совершенствования системы общего образования
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
ВолГАУ: партнерство науки, образования, бизнеса
Новый виток сотрудничества Мичуринского и Тамбовского университетов
Инновационная площадка Дагестанского технического университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ