Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Приумножение репутационного капитала университета

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов.

Просмотров: 125

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ [3]. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов. Это, несомненно, способствует укреплению репутационного капитала динамично развивающихся современных образовательных организаций.

ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна – директор центра развития образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) проводил профессионально-общественную аккредитацию в 2014 и 2015 годах. Этому предшествовала большая подготовительная работа.

В марте 2014 года состоялся конкурс среди лучших магистерских программ, представленных техническими и физическими институтами вуза. Аккредитационным органом была выбрана Ассоциация инженерного образования России (АИОР), члены экс­пертной комиссии которой посетили университет в ноябре того же года. По каждой образовательной программе пройден аудит: были изучены нормативные и организационно-методические документы, в том числе учебные планы и рабочие программы дисциплин, образцы магистерских выпускных квалификационных работ и другие материалы. На заключительной встрече экспертной комиссии с руководством СПбПУ и сотрудниками, ответственными за аккредитацию, обсуждались результаты.

В завершение визита были подписаны двусторонние протоколы по оценке представленных образовательных программ подготовки магист­ров, а также выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В декабре Аккредитационный совет АИОР рассмотрел отчеты экспертов по оценке образовательных программ и принял окончательное решение об их профессио­нально-общественной аккредитации сроком на пять лет (2014-2019) [1].

УНИВЕРСИТЕТОМ разработана 21 магистерская международная образовательная программа (МОП), 3 бакалаврских МОП на английском языке, а также программы двойных дипломов на русском, немецком и английском языках [2]. В связи с этим принято решение о проведении международной профессионально-общественной аккредитации, отобраны 3 МОП. Это бакалаврская программа двойных дипломов, реализуемая СПбПУ совместно с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия) по направлению «Строительство», магистерская программа двойных дипломов, реализуемая совместно с Бранденбургским техническим университетом Котбус-Зенфтенберг (Германия) по направлению «Металлургия» и МОП по направлению «Менеджмент» [1].

Процедура проводилась Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром) совместно с Институтом аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия). Финальной части аккредитации, которая проходила в октябре 2015 года, предшествовала годовая предварительная работа всех сторон. Университет проводил самообследование, изучая свои сильные и слабые стороны относительно представленных стандартов, а между двумя агентствами шла работа по их согласованию в силу наличия национальной специфики. В деятельности российских коллег представители германского агентства отметили ряд особенностей.

В частности, немецких экспертов удивило неумение сотрудников университета писать отчеты, грамотно представлять свои преимущества и достижения. Недоумение вызвало и параллельное обучение по разным образовательным стандартам. Когда СПбПУ подавал заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации, действовали ФГОС ВПО, а к моменту приезда зарубежных парт­неров вышли ФГОС ВО (ФГОС 3+), и, согласно законодательству, образовательная организация была обязана в десятидневный срок привести все образовательные программы соответст­вующего направления к требованиям введенного в действие стандарта. Интерес вызвали и практические вопросы: как часто преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин и меняет методику обучения, каким образом студенты «выбирают» педагога, есть ли возможность отстранять от ведения занятий специалистов, не пользующихся авторитетом у аудитории.

ПРОГРАММА визита экспертов началась официальной встречей с руководством СПбПУ и экскурсии, во время которой гости посетили учебно-научно-производственные комплексы, подразделения, обеспечивающие контроль и качество учебного процесса. Также были организованы встречи с преподавателями, заведующими кафедрами, бакалаврами и магистрантами институтов, беседы с выпускниками и работодателями вуза.

В ходе трехдневного визита проводился анализ организации учебно-научного процесса, учебного плана и учебно-методической документации образовательных программ. Экспер­тиза основывалась на проверке поданных документов и интервью с ответственными за осуществление программы лицами, преподавателями, студентами и руководством университета. Оценивалась общность целевой установки, концепции и реализации с учётом соответствующих, специфичных для вуза условий. Кроме того, экспертов интересовали интеграция образовательных программ в стратегию и политику качества, количество студентов и выпускников, профессиональная и методическая компетенции, общие и профессионально квалифицирующие способности, навыки и знания обучающихся, трудоустройство выпускников, ряд других вопросов.

В последний день работы директорам институтов, чьи МОП представили на профессионально-общественную аккредитацию, были выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В числе конкурентных преимуществ университета эксперты отметили чёткую практическую ориентированность образовательных программ, их регулярную обновляемость, последовательность и продуманность, высокий уровень владения студентами и преподавателями английским языком, наличие современной лабораторной базы, широкую вовлеченность в программу академической мобильности, следование принципам академической свободы. Решение о профессионально-общественной аккредитации МОП СПбПУ было принято в конце января 2016 года на заседании Нацаккредсовета (2 программы аккредитованы до 2022 года и одна – до 2020-го).

ОПЫТ прохождения международной аккредитации показал разницу методологических подходов к требованиям и нормам в реализации образовательных программ; к пониманию и осуществлению академической свободы при формировании институтами учебных планов; к возможностям корректировки учебных планов программ и критериев их структурирования в части обязательных и элективных дисциплин; к участию работодателей в формировании учебных планов; к развитию интернационализации образования; контингенту магистрантов; механизмам мониторинга профессорско-преподавательского состава; политике международного сотрудничества; парт­нерству с работодателями региона; политике содействия трудоустройству выпускников; условиям научно-исследовательской работы преподавателей и обучающихся; механизмам модернизации учебно-лабораторной базы.

В этой связи необходимо разработать методологические подходы к формату применения международной аккредитации в условиях национальной системы высшего образования, а именно представить методические рекомендации по составлению отчёта о результатах самооценки вузов в рамках международной аккредитации и их подготовке к внешнему аккредитационному аудиту. Это позволит высшим образовательным организациям проводить процедуру международной аккредитации, опираясь на имеющие­ся методики.

Первые итоги международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого позволяют говорить о её бе­зусловной важности и нужности для вуза. Это связано, прежде всего, с формированием механизмов обеспечения качества в области образования и адаптивности международных и национальных образовательных стандартов в рамках Болонского процесса. Такой подход позволит образовательным программам оперативно отражать потребности рынка труда, эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать максимальную удовлетворенность студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Реестр аккредитованных программ // Общественная российская организация «Ассоциация инженерного образования России» //www.acaee.ru/ru/re_r_s.htm.
  2. Международные образовательные программы // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого // www.spbstu.ru/international-cooperation/international-educational-programs/
  3. Мотова Г.Н. Три этапа развития аккредитации в России // «Аккредитация в образовании», 2015. – № 2 (78). – С. 6-13.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, СПбГПУ, ао-90, лучшие практики

Похожие материалы:
Высшее образование и производство: лучшие университетские практики
Дополнительное образование детей
БашГУ: ведущий региональный вуз
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
ФИЭБ: новые возможности
Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Математическое образование с дошкольной скамьи
Направления независимой оценки
Стандарт – качество выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Итоги Международной молодежной конференции «Нефть и газ – 2019»
2100 участников из 410 организаций нефтегазовой отрасли, определены обладатели «Нефтяной совы» и...
Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
Миссией колледжа определено оказание высококачественных образовательных услуг на основе лучших...
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
В прошлом номере журнала «АО» (№108) была опубликована редакционная статья «Риск-ориентированная...
Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
Согласно анализу кадровых потребностей, 70% создаваемых рабочих мест в экономике Дальневосточного...
Из журнала
#107Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
#106Эволюционный держите шаг?!
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
Информационная лента
09:00Национальные проекты: без права на ошибку?
08:58В Елабуге пройдет Х Международный фестиваль школьных учителей
08:57Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
08:55Ученые ЮУрГУ придумали уникальный способ спасти природу
08:53Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ