Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

САФУ: арктические горизонты

САФУ призван решать не только образовательные задачи, но и активизировать работу по освоению природных ресурсов Европейского Севера России и Арктики, способствовать обеспечению национальной безопасности страны в условиях возрастающего освоения ресурсного потенциала региона.

29.10.2013
Просмотров: 1324
Е.В. КУДРЯШОВА, ректор Северного (Арктического) федерального университетаим. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор

Знак качества

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова как научно-образовательный инновационный центр появился в 2010 году благодаря указу Президента РФ, распоряжению правительства страны и приказу Минобрнауки РФ.

Объединение потенциала Архангельского государственного технического университета, Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Архангельского лесотехнического колледжа, Северодвинского технического колледжа, Архангельского филиала Финансового университета при Правительстве РФ и филиала Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в Северодвинске привело к созданию САФУ. Вуз был призван решать не только образовательные задачи, но и активизировать работу по освоению природных ресурсов Европейского Севера России и Арктики, способствовать обеспечению национальной безопасности страны в условиях возрастающего освоения ресурсного потенциала региона, содействовать решению социальных и демографических проблем.

Университет ведет подготовку по 365 основным образовательным программам 187 направлений (специальностей) в рамках 23 укрупненных групп. В 2012¬2013 учебном году на общественно-профессиональную аккредитацию были представлены 49 основных образовательных программ в рамках 24 направлений (специальностей) по 7 укрупненным группам. Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации проводил аккредитацию направлений, признанных лучшими образовательными программами инновационной России и, соответственно, являющихся наиболее востребованными в регионе.

На основании указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» от 26 мая 2009 года образовательные программы САФУ по направлению «Юриспруденция» прошли процедуру общественной аккредитации в Ассоциации юридических вузов России и Ассоциации юристов России.

Общественно-профессиональная аккредитация позволила федеральному университету взглянуть на себя со стороны. Отечественные и зарубежные эксперты – специалисты по инспектируемому направлению, представители работодателей и студенчества региона отметили положительные стороны работы высшего учебного заведения и высказали замечания, что дало возможность профессорско-преподавательскому составу САФУ наметить пути совершенствования подготовки специалистов.

Переход на стандарты третьего поколения, введение арктического вектора в образовательный процесс, обновление материальной базы и наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава позволили в июле 2012 года объявить конкурс на разработку собственных стандартов. Их структура и единые общекультурные компетенции на начальном этапе были определены проектной группой, а основные подходы к этой работе соотнесены с результатами проекта TUNING. Стандарты по инженерным направлениям подготовки формировались с учетом требований «Всемирной инициативы CDIO», российских и международных профессиональных стандартов, международных требований профессиональных сообществ и ассоциаций к сертификации и аккредитации.

Разработанные в рамках конкурса и получившие внешнюю экспертную оценку Гильдии экспертов в сфере профессионального образования собственные образовательные стандарты вуза соответствуют актуальным потребностям рынка труда региона, приоритетным направлениям развития университета, интересам России на Севере, современным тенденциям европейского образования и перспективным задачам системы образования страны. С сентября 2013 года университет приступил к их реализации.

В САФУ планомерно осуществляется внедрение электронного обучения. В результате анализа различных платформ системы дистанционного обучения была выбрана СДО Sakai.

Особое внимание уделяется созданию и реализации дистанционных образовательных программ высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и довузовской подготовки. В учебный процесс активно внедряются виртуальные тренажеры, информационные системы подготовки учебных материалов для программ дополнительного образования. Учебные модули оснащаются материалами, доступными через сеть Интернет. Среди них открытые онлайн-курсы довузовского образования для углубленного изучения предметов, подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. Есть и материалы дополнительного образования взрослых: модульные курсы повышения квалификации преподавателей в области электронного обучения, компьютерной грамотности, курсы по международному туризму и другие.

Стирая границы

Большое внимание в вузе уделяется качеству преподавания и подбору профессорско-преподавательского состава. В прошлом году к работе на конкурсной основе приступили 34 ученых, а число иностранных ученых, прошедших такой отбор, составило 20 человек. До 24 процентов возросла доля аспирантов, докторантов и научно-педагогических работников, получивших опыт работы в ведущих мировых научных и университетских центрах, на инновационных предприятиях.

Ориентир на международные стандарты качества обучения и поддержка международной академической мобильности являются важными компонентами при создании конкурентоспособных на мировом уровне образовательных ресурсов, модулей и программ. В 2012 году за счет средств программы развития САФУ в мероприятиях выездной мобильности приняли участие 45 студентов и аспирантов, 68 преподавателей и сотрудников. В том числе 22 педагога выезжали за рубеж для создания образовательных курсов и программ на английском языке: например, семестровой программы уровня бакалавриата «Многообразная Арктика: местные вызовы – глобальные изменения», обновленных курсов совместной международной дистанционной программы «Менеджмент в туризме», семестровой англоязычной программы «RussianStudies».

Всего в мероприятиях международного ранга, включая чтение лекций за рубежом, участие в конференциях, прохождение стажировки и практики, деятельность в составе международных рабочих групп, в 2012 году приняли участие 408 обучающихся и 318 преподавателей, что на 35 процентов больше по сравнению с предыдущим годом.

Резервом повышения качества знаний является приглашение квалифицированных и перспективных иностранных сотрудников для реализации образовательных программ, при этом несомненным приоритетом становится привлечение специалистов на постоянной основе. За последние два года более 80 иностранных ученых и преподавателей участвовали в учебном процессе, причем 7 из них работают в САФУ постоянно.

Для роста престижности учебного заведения важен и такой показатель, как количество иностранных студентов, поступивших в университет для получения диплома или привлеченных на семестровое обучение в рамках международных образовательных программ: в 2012 году их доля в общей сложности составила около 2 процентов от числа студентов вуза. В 2013 году, если брать в расчет различные формы обучения, включая дистанционные программы, их число увеличилось до 300 человек из 36 стран.

Университет активно привлекает средства международных и национальных фондов для развития академической мобильности, в результате за 2012 год поступило более 31 млн. рублей. В прошлом году, например, САФУ участвовал в таких международных программах поддержки академической мобильности, как UArctic North2North program (программа «Север – Северу» Университета Арктики), ErasmusMundus (ЭразмусМундус), Barentsplus (Баренц-плюс). Предприятиями предоставлялись стипендии и гранты, вуз участвовал в международных проектах. Не остались без внимания и национальные программы ряда стран. Среди них программы Норвежского Баренцева секретариата, гранты Столтенберга Норвежского центра международного сотрудничества в области образования, программа Фулбрайт (США), Фирст (Финляндия), DAAD (Германская служба академических обменов), стипендиальная программа VISBY Шведского института и другие.

В этом году дан старт сетевому сотрудничеству федеральных университетов. Предполагается развитие внутрироссийской мобильности, создание единого информационного пространства, включающего единую библиотечную сеть, прежде всего электронную, единые электронные базы данных по различным направлениям, совместное использование центров коллективного пользования научным оборудованием и научной инфраструктуры федеральных университетов, разработку сетевых образовательных программ, модули которых учитываются всеми участниками сети.

Арктический плавучий университет

Уже второй год студенты и преподаватели САФУ принимают участие в комплексной экспедиции «Арктический плавучий университет» на научно-исследовательском судне Севгидромета «Профессор Молчанов».

Это совместный проект САФУ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Севгидромета и Русского географического общества. Грант на проект в апреле прошлого года вручил председатель попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин. В ходе трех экспедиций 2013 года выполнялись комплексные океанографические, метеорологические, гидрохимические, биологические и другие исследования на акватории Белого, Баренцева и Карского морей.

Помимо представителей САФУ, изучать арктические территории отправились студенты МГУ, СПбГУ и Российского государственного гидрометеорологического университета, а также сотрудники Северного и Мурманского УГМС, Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Государственного океанографического института, Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Института экологических проблем Севера РАН, Зоологического института РАН и зарубежные партнеры. Исследователи посетили острова Новой Земли и Северной Земли, Шпицберген, прошли маршрутом норвежского ученого Фритьофа Нансена по Северному морскому пути.

Несомненным приоритетным результатом этого «полевого исследования» является подтверждение правильности выбранного направления подготовки кадров для освоения Арктики: путь к совершенствованию образовательного процесса лежит именно через научные исследования и получение новых знаний. Научно-образовательные экспедиции, где в тесном сотрудничестве работают ведущие учёные, специалисты, аспиранты и студенты, как раз и решает эти задачи, полностью соответствующие миссии и стратегии развития Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. У молодых исследователей, участников рейса, формируется комплексное представление об Арктике и актуальных задачах, связанных с освоением этого региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, качество образования, САФУ, федеральные университеты, лучшие практики, ао-67

Похожие материалы:
Знак качества высшего образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Северо-Кавказский федеральный университет: не числом, а знанием
Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
САФУ признан вузом европейского уровня
Три шага к публичной образовательной корпорации
Стандарт – качество выпускника
САФУ: геополитический вектор
Европейские эксперты оценят качество двух магистерских программ САФУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#88Региональный аспект профессионального образования
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#89Бесарион МЕСХИ о перспективах опорного университета
#89Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
#89Академическая мобильность индийских студентов
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"