Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Знак качества высшего образования

Стратегическая цель СВФУ имени М.К. Амосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях. Важным критерием оценки качества подготовки кадров в университете признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

29.10.2013
Просмотров: 2172

Важным критерием оценки качества подготовки кадров в СВФУ признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Стратегическая цель Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях.

Для достижения этой цели, наряду с ускоренным развитием инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктур, университет повышает стандарты преподавания дисциплин, приближая их к мировым образцам. Об особой роли, которую играет в этом процессе профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, размышляет ректор СВФУ, доктор педагогических и кандидат психологических наук, профессор Евгения МИХАЙЛОВА.

МИХАЙЛОВА Евгения Исаевна – ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук.
Родилась в 1949 году в селе Сунтар Якутской АССР. Окончила Якутский государственный университет. Все этапы трудовой биографии неразрывно связаны с жизнедеятельностью родного края: учитель математики в средних школах республики и города Якутска (1972-1983), инспектор, заведующий роно (1983-1988), заместитель заведующего, заведующий, начальник Якутского городского управления образования (1988-1996), замминистра образования (1996-1997), министр образования республики (1997-2002). С февраля 2002 года заместитель председателя правительства, вице-президент Республики Саха (Якутия).С апреля 2010 года – ректор СВФУ имени М.К.Аммосова.
Профессор. Член-корреспондент Российской академии образования. Председатель Совета ректоров вузов Республики Саха (Якутия).
Заслуженный учитель РФ. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Важным критерием интегральной оценки качества подготовки кадров, научно-образовательной и инновационной деятельности является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ вузов. Негосударственная аккредитация полезна и, более того, жизненно необходима по нескольким причинам. Во-первых, в период подготовки образовательных программ к экспертному аудиту, а также в процессе его проведения появляется возможность сравнить их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, выявить и исправить недостатки, закрепить и развить лучшие достижения, наконец, сделать программы эффективными и привлекательными как для преподавателей, так и для студентов. Во-вторых, наличие профессионально-общественной аккредитации – это своеобразный «знак качества» в сфере высшего образования, повышающий престиж факультета, специальности, университета в глазах абитуриента, в том числе иностранного. Для будущего работодателя специалист, подготовка которого осуществлялась на основе реализации программы, прошедшей негосударственную аккредитацию, будет более ценным кадром. Получение такого «знака качества» открывает дополнительные возможности для студентов в части получения международных сертификатов образовательных программ других вузов, прошедших подобную аккредитацию.

До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Корпусом федеральных университетов к этому времени должны быть достигнуты следующие стратегические цели:

– создание в России конкурентоспособных научно-образовательных центров, призванных обеспечить доступность для граждан качественного высшего образования;

– повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг (в том числе вхождение в мировой рейтинг лучших университетов);

– придание устойчивости социально-экономическому развитию регионов России.

Одним из первых структурных подразделений СВФУ, программы которого прошли профессионально-общественную аккредитацию в Нацаккредцентре1, стал медицинский институт, возглавляемый академиком Пальмирой Петровой.

В феврале 2013 года проведена внешняя экспертиза с участием международных экспертов, результатом которой явилось вручение сертификата профессионально-общественной аккредитации сроком на шесть лет по образовательной программе «Лечебное дело». Для справки, в 2011 году эта программа мединститута СВФУ вошла в число победителей по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»2. Важно отметить, что участие международных экспертов в профессионально-общественной аккредитации дает возможность увидеть организацию учебного процесса и действенность вузовской системы качества образования со стороны, и это, несомненно, весьма полезно для выстраивания стратегии дальнейшего развития вуза.

Специальность «Лечебное дело» была открыта в Якутском государ¬ственном университете в 1957 году. В настоящее время мединститут СВФУ, преемник ЯГУ, является единственным на северо-востоке России высшим медицинским учебным заведением в системе Минобрнауки РФ. Значимый итог его работы на сегодняшний день – свыше 6 тыс. подготовленных специалистов, которые составляют более 85 процентов врачебных кадров республики. Начиная с 2011 года, медицинский институт активно участвует в реализации государственного заказа правительства Якутии по подготовке врачебных кадров для регионального рынка труда. Приоритетное направление – подготовка врачей для районных и сельских участковых больниц, особенно расположенных в арктической группе районов.

При реализации образовательной программы «Лечебное дело», наряду с фундаментальной теоретической подготовкой студентов-медиков, большое место занимает обучение их практическим навыкам. Сегодня студенты, клинические интерны и ординаторы мединститута СВФУ получили возможность оттачивать технику и мастерство в симуляционном центре, который оснащен уникальным оборудованием стоимостью в десятки миллионов рублей. Нет сомнения, что с его помощью подготовка будущих медиков будет поднята на качественно новый уровень.

Симуляционный центр включает учебные комнаты отработки базовых и клинических навыков. Здесь расположены манекены-имитаторы ребенка и взрослого, предназначенные для овладения приемами ухода за больными, а также фантомы для отработки техники инъекций, катетеризаций, аускультации и прочих. В комнатах отработки техники восстановления проходимости дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации и дефибрилляции расположены соответствующие тематические тренажеры. Таким образом, с помощью симуляторов, тренажеров и фантомов будущие врачи могут приобрести навыки педиатрической, гинекологической, акушерской и других видов специальной медицинской помощи.

Профессионально-общественная аккредитация повышает привлекательность вуза в глазах абитуриентов и ценность молодых специалистов у работодателя, поднимает престиж университета в научном сообществе, открывает возможности для международной аккредитации образовательных программ.

«Высшая врачебная лига» – это учебная виртуальная операционная, куда допускаются только старшекурсники, интерны и ординаторы. Здесь отрабатываются навыки малотравматических эндоскопических операций. Любимцем в симуляционном центре сразу же стал самый «продвинутый» манекен SimMan 3G, помещенный в палату интенсивной терапии, которого остроумные студенты окрестили Семеном. С помощью современного программного обеспечения манекену можно задать более двадцати различных патологических состояний: «пациент» дышит, стонет, кашляет, дрожит и даже потеет – почти как живой человек. С помощью этого тренажера можно не только обучать студентов, но и объективно оценивать качество овладения ими навыками самостоятельного оказания экстренной медицинской помощи по завершению программы обучения. С этой целью предусмотрены удаленный доступ и управление – это дает возможность моделировать ситуации, при которых обучаемый остается один на один с «больным». Более того, имеется возможность самостоятельно писать программы, симулирующие разнообразные патологические состояния, или вносить коррективы в имеющиеся. Специалисты центра убеждены, что появление в медицинском институте такого эффективного и высокотехнологичного инструмента практической подготовки позволит достичь главной цели обучения медицинских кадров – исключить врачебные ошибки в реальной работе.

Долгосрочная стратегия развития медицинского института СВФУ до 2020 года, разработанная в рамках программы развития федерального вуза в целом, ставит целью формирование условий для фундаментальной и практической подготовки специалистов, основанной на международных стандартах и лучших традициях отечественного высшего медицинского образования. Следует подчеркнуть, задача по обеспечению конкурентоспособности выпускников Северо-Восточного федерального университета на отечественном и зарубежном рынках труда сегодня успешно реализуется. Подобная оценка в полной мере применима и к другой задаче долгосрочной стратегии мединститута – реализации непрерывного образования, максимально ориентированного на потребности личности, общества и государства.

Институт математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, возглавляемый кандидатом физико-математических наук Верой Афанасьевой, также прошел профессионально-общественную аккредитацию, причем сразу по двум специальностям– «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)». Это был первый опыт негосударственной аккредитации как для ИМИ, так и для федерального университета в целом. Отметим, что к этому моменту несколько образовательных программ института уже стали победителями проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Во многом успех стал возможен благодаря революционному обновлению научно-исследовательской базы института. В 2011 году приобретен, установлен и введен в эксплуатацию высокопроизводительный вычислительный суперкомпьютер «Ариан Кузьмин» – гордость студентов и профессорско-преподавательского состава ИМИ. Этот комплекс, максимальная теоретическая производительность которого равняется 50 терафлопс, а дисковый массив насчитывает 100 терабайт, назван в честь выдающегося якутского ученого-физика, ректора Якутского госуниверситета в 1973¬1986 годах. Состоящий из 160 серверных узлов и занимающий площадь около 20 кв. метров, он входит в топ­50 наиболее мощных компьютеров СНГ.

В реалиях сегодняшнего дня специалисты по прикладной математике и информатике, информационным технологиям входят в число наиболее востребованных. В то же время запросы рынка труда в высококвалифицированных работниках сферы IT значительно опережают выпуск дипломированных специалистов.

Синергетический эффект факторов – получение профессионально-общественной аккредитации двумя ключевыми образовательными программами института математики и информатики, запуск суперкомпьютерного комплекса – внесет весомую лепту в улучшение качества подготовки выпускников вуза и повышение их конкурентоспособности. Однако в свете достигнутого перед ИМИ стоят новые задачи по дальнейшему совершенствованию содержания и организации образовательного процесса, научных исследований – в соответствии с международными стандартами качества образования.

Для развития научных и прикладных исследований в области высокопроизводительных вычислений в ИМИ был создан центр вычислительных технологий (ЦВТ). Основными направлениями его деятельности являются проведение исследований и сложных вычислений, предоставление вычислительных ресурсов суперкомпьютера научно-исследовательским институтам и промышленным предприятиям, подготовка высококвалифицированных специалистов в области параллельного программирования и администрирования кластерных систем, образовательные услуги. В настоящее время в центре выполняются расчеты для Центрального аэрогидродинамического института (г. Москва), в частности, моделируются показатели шумности авиационного двигателя с целью снижения ее значения. Еще один интересный проект, в котором были задействованы вычислительные мощности «Ариана Кузьмина», – моделирование искусственного замораживания несущих грунтов для нужд железной дороги. Проблема заключается в том, что в случае оттайки грунта, в котором находятся толщи льда, он может потерять свои несущие способности, а железнодорожное полотно деформироваться. Этот проект реализуется совместно с Институтом мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Якутского научного центра Сибирского отделения РАН. Результаты этой работы имеют большое значение для повышения безопасности и эффективности железнодорожных перевозок, развития всей транспортной отрасли Якутии.

Сотрудники ЦВТ также работают над заказом компании «Оптоган» – известного в России производителя высокотехнологичной светотехники в рамках проекта «Поиск путей улучшения технологического монтажа светодиодных чипов». Примечательно, что в реализации этого проекта участвуют магистранты ИМИ, что наглядно демонстрирует связь теории и практики в обучении. Проводимые расчеты функционирования металлокерамической подложки при высоких температурах позволят повысить надежность светодиодных ламп и другой продукции предприятия-заказчика. Кроме того, центр сегодня занимается расчетами моделирования фильтрации различных типов грунтов и напряжений вокруг скважин для нефтяных месторождений. По заказу Росатома и Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН сотрудники центра разрабатывают также программный модуль интегрального кода нового поколения для расчета термомеханического состояния и прочности элементов конструкций атомных станций. В программе обучения студентов ИМИ с запуском суперкомпьютера появились новые предметы – «Параллельное программирование» и «Параллельные вычисления».

Можно однозначно утверждать, что именно модернизация образовательных программ СВФУ стала залогом успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации, осуществленной Нацаккредцентром с участием зарубежных экспертов.

Северо-Восточный федеральный университет намерен продолжать процесс негосударственной аккредитации образовательных программ. Вместе с обязательной государственной аккредитацией вуза наличие профессионально-общественной является важным критерием качества обучения студентов по конкретным направлениям подготовки. Прохождение такой аккредитации повышает привлекательность вуза в глазах абитуриентов и ценность молодых специалистов у работодателя, поднимает престиж университета в научном сообществе, открывает возможности для международной аккредитации образовательных программ.

О программе медицинского института СВФУ «Лечебное дело»

  • Всего в 2012 году программа «Лечебное дело» реализовывалась в 116 вузах Российской Федерации. Из них победителями проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» в прошлом году названы 44, что составляет 38 процентов от общего числа данных ОП, реализуемых в стране.
  • Профессорско-преподавательский состав университета, реализующий образовательную программу, сформирован из числа высококвалифицированных кадров, имеющих учёные степени и звания. Остепененность ППС составляет 87 процентов, в том числе 24,4 – докторов наук.
  • Тематика научных исследований ориентирована на региональные особенности заболеваемости на Севере. На базе мединститута СВФУ по специальности «Лечебное дело» открыта аспирантура по 12 специальностям, диссертационный совет – по 4: «Внутренние болезни», «Патологическая физиология», «Хирургия», «Травматология и ортопедия».
  • При медицинском институте сформированы научные школы профессора П.Г. Петровой – по изучению экологии и здоровья человека на Севере, профессора А.И. Иванова – по исследованию висцероптозов. Заведующей лабораторией геномной медицины института, доктором медицинских наук Н.Р. Максимовой открыт новый ген малорослости, вошедший в международный регистр генетических болезней. В институте впервые начато научное исследование по холодовой травме, нашедшее признание на международном уровне.
  • Общий объем финансирования НИР составляет около 10,500 млн. рублей (на 1 представителя ППС – 67,6 тыс.). Средняя стоимость внедрения научно-технической продукции – 637,0 тыс. рублей.
  • В мединституте функционируют 36 научных кружков для студентов специальности «Лечебное дело».

О программах института математики и информатики СВФУ «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)»

  • Всего в 2012 году в 183 вузах Российской Федерации реализовывалось 274 подобных программы. Из них победителями проекта «Лучшие образовательные программы России» в прошлом году названы 87, что составляет 31,8 процента от общего числа данных ОП, реализуемых в стране.
  • В СВФУ разработана и утверждена программа фундаментальной математической подготовки, одобренная Учебно-методическим советом по математике и механике УМО классического университетского образования РФ. Университет проводит масштабную работу с одаренными школьниками, в частности, муниципальные, региональные Северо-Восточные олимпиады школьников.
  • Открытие Малой компьютерной академии дало студентам возможность дополнительного обучения робототехнике с помощью роботов-конструкторов Roborobo, LegoMindstorms, программированию на языке СИ с помощью мобильного робота ED, робот-платформы CRX10, андроидного робота Robobuilder.
  • Студенты участвуют в университетских, республиканских, российских и международных конференциях и олимпиадах. Имеют возможность обучаться по обменным программам в Индии в университете г.Бангалора, в Швеции – в университете Линнея, Технологическом университете г.Лулео.
  • Студентами выиграны гранты на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом (Страсбургский университет), правительства Китая для обучения в магистратуре Цзямусского университета.
  • Экспертная комиссия, проводившая внешний аудит указанных программ, особо отметила высокий корпоративный дух, проявляющийся в преданности сотрудников и студентов СВФУ ценностям, целям и принципам вуза.

1 Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации. См. http://www.ncpa.ru/

2 Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» создан в 2010 году организациями-партнерами: Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-67, лучшие практики, федеральные университеты, СВФУ им. М.К. Аммосова, аккредитация, лучшие программы, качество образования

Похожие материалы:
Направления независимой оценки
Высокое признание профессионального сообщества
Три шага к публичной образовательной корпорации
Качество образования: гаранты и гарантии
Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
САФУ: арктические горизонты
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Новый подход к выбору лучших программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#91Проект «5-100»: перезагрузка
#91Проблемы и риски процедур оценивания
#91Формирование сети опорных университетов
#93Важнейшее звено социально-экономической системы региона
#92Лидер высшей школы Башкортостана
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования