Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта

О подготовке медицинских кадров для самого западного российского региона рассказывает директор медицинского института БФУ имени Иммануила Канта, доктор медицинских наук, профессор Сергей Коренев.

Просмотров: 3897
КОРЕНЕВ Сергей Владимирович – директор медицинского института Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, доктор медицинских наук, профессор.

Четырехсотлетняя молодость

Первый выпуск врачей, получивших образование в Калининграде, приступил к работе в больницах и клиниках области. О подготовке медицинских кадров для самого западного российского региона рассказывает директор медицинского института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, доктор медицинских наук, профессор Сергей КОРЕНЕВ.

– Сергей Владимирович, говоря о прошлом медицинского института, трудно сказать однозначно: молод он или хранит давние традиции?

– В истории института удивительным образом переплелись и молодость, и древность. Корни истории медицинского образования в нашем городе уходят в далекий 1544 год, когда был основан Кенигсбергский университет, проводивший образовательную и научную деятельность на протяжении четырех столетий. Старые европейские университеты, как правило, состояли из четырех факультетов: «низшего» – философского и трех «высших» – теологического, юридического и медицинского. В Кенигсберге медицинский факультет готовил специалистов до 1944/1945 учебного года.

Новой точкой отчета стал 2006 год, когда по инициативе правительства области был открыт медицинский факультет, через шесть лет преобразованный в медицинский институт университета. Первый набор студентов составил 48 человек. Постепенно вуз расширялся, открывались новые кафедры. Росло и число студентов: в настоящее время на шести курсах высшее образование получают более 500 студентов. После вхождения в состав университета Калининградского медицинского колледжа в институте ведется обучение и по шести программам среднего профессионального образования.

– Пожалуй, ни в одной другой отрасли, за исключением информационных технологий, не происходят столь стремительные изменения, как в медицине. Как институту угнаться за новыми технологиями?

– С практической точки зрения медицинский институт относительно молод, в этом году ему исполнилось всего семь лет. Можно сказать, наша работа начинается с чистого листа, а деятельность не отягощена консерватизмом: вуз развивается с учетом современных требований и тенденций – как в науке, так и в высшем медицинском образовании.

Стоит отметить что, географическое положение Калининграда способствует ориентированию вуза на достижения не только российского высшего образования, но и европейского: многие студенты регулярно проходят практику в Польше, Германии, Литве, Швеции. Благодаря территориальной близости границ нам несколько проще организовать работу с ведущими зарубежными клиниками и научными центрами и участвовать в международных проектах.

Для того чтобы шагать в ногу со временем, институт работает над внедрением новых технологий в процесс обучения. Конечно, они применяются и во многих других российских вузах: например, для совершенствования практических навыков студентов создан симуляционный центр, позволяющий отрабатывать клинические ситуации на роботах и симуляторах. Здесь воссоздаются условия работы в родильном зале, эндоскопической операционной, отделении реанимации и интенсивной терапии. В институте широко применяется телемедицина с онлайн трансляциями из операционных блоков и родильных домов. В настоящее время создается банк типовых операций.

– При подготовке медицинских кадров большое значение имеет сотрудничество с прикрепленными к вузу клиниками и стационарами. Какая тенденция прослеживается в решении этого вопроса, каким образом проходит овладение практическими навыками и умениями?

– Установление партнерских отношений с больницами – очень важный вопрос, с этим согласятся руководители всех медицинских вузов страны. Правительство и министерство здравоохранения Калининградской области оказывают значительную поддержку институту – чтобы студенты получили возможность овладеть практическими навыками, все вопросы о базовых клиниках решаются быстро и конструктивно.

Генеральной линией федерального образовательного стандарта является подготовка выпускников, знающих практику, и для получения медицинского опыта, конечно, недостаточно тренировки на роботах и симуляторах, необходимо совершенствование навыков у постели больного. Студенты максимально загружены практической работой, которая состоит из курирования больных, составления учебных историй болезни почти по всем клиническим дисциплинам, дежурств, в том числе ночных, в стационарах, хирургическом, терапевтическом, гинекологическом отделениях. Сразу после окончания первого курса начинается летняя практика. Эта достаточно кропотливая работа приносит свои плоды: наряду с созданием хорошего теоретического фундамента студенты получают ценные профессиональные навыки.

– Главное богатство любого вуза – в первую очередь не материально-техническая база, а профессорско-преподавательский состав.

– Пока рано говорить о том, что в институте имеются традиции и созданы определенные научные школы – всё это становится задачей следующего этапа развития. Вначале пришлось решать вопрос о комплектации вуза опытными кадрами и вести тщательный отбор профессорско-преподавательского состава для ведения той или иной специальности. С одной стороны, работа в рамках федерального университета позволила привлечь к преподаванию таких базовых дисциплин, как биология, химия, философия, иностранные языки, сотрудников своего вуза. Но по профильным дисциплинам на момент открытия медицинского института город и область не могли обеспечить его опытными кадрами профессорско-преподавательского состава, поэтому были приглашены специалисты из других медицинских вузов. Требования предъявлялись достаточно жесткие, и конкурс порой составлял четыре-пять человек на одно место, но разочарования в приступивших к работе людях не было.

Признанным авторитетом в области высшего медицинского образования, терапии и кардиологии является профессор Р.С. Богачев, под руководством которого защищены 22 кандидатские и докторские диссертации. Основы хирургии студенты постигают у кандидатов медицинских наук И.З. Вайсбейна, Л.В. Савича, докторов медицинских наук С.Г. Мальцева, В.В. Юрченко, А.А. Фоминых. Основы акушерства и гинекологии преподают такие специалисты, как профессор О.Н. Харкевич, кандидаты медицинских наук Н.Д. Клименко, В.Н. Шелест. Основным научным направлением профессора В.А. Изранова является анатомия человека и ультразвуковая диагностика. Большим научным и педагогическим опытом обладают доктора медицинских наук Н.К. Тихонова, Ю.Е. Морозов, Л.В. Волкова, кандидаты медицинских наук В.Ф. Бондаренко, Е.В. Кириенкова, Н.Б. Булиева, Л.А. Шилкина, Т.Н. Никитина, О.М. Хребтова, В.И. Бут-Гусаим.

По приглашению института в Калининград приехали профессора и доценты из медицинских вузов Новосибирска, Томска, Курска, Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска и многих других регионов Российской Федерации. И сегодня из регионов ежемесячно поступают заявления о желании получить работу в институте. В целом кадровая проблема решена, и теперь стоит вопрос о создании научных школ. Большие надежды в этом вуз возлагает и на сегодняшние кадры, и на своих выпускников.

– Известное латинское выражение – «consumor aliis inserviendo» или «светя другим, сгораю сам» – подчеркивает традиции самопожертвования, присущие труду врачей. Но зажигают факел любви к людям профессора и доценты…

– К воспитательной работе у руководства института и университета отношение самое трепетное, поскольку наши выпускники идут служить людям. Наверное, во все времена было принято неодобрительно отзываться о молодежи. Но, к счастью, все эти нарекания и пророчества остаются пустым звуком: нам на смену приходит хорошее поколение. Надо видеть, с каким желанием и пониманием участвуют студенты института в Днях донора, благотворительной акции «Больница для плюшевых зверей» и многих других, раскрывающих душевную щедрость молодых людей. Осуществляется шефство над двумя детскими домами, поддерживаются прекрасные отношения с городским школами, где на базе медицинских классов проводятся специальные занятия, в том числе по воспитанию будущих медицинских работников. И сам образовательный процесс в вузе пронизан духом воспитания.

Многие стороны характера будущего специалиста формирует научная деятельность. Ежегодно наши студенты выступают с докладами в Минске (Белоруссия), Любеке (Германия), Гданьске (Польша), Клайпеде (Литва), Москве, Смоленске, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

– Врачей готовит целый ряд высших учебных заведений, но нехватка медицинских кадров сохраняется. Как обстоит дело с трудоустройством?

– Из бесед со старшекурсниками понятно, что в подавляющем большинстве они хотели бы работать в регионе. И на сегодняшний день есть большой выбор вакансий и в калининградских, и в областных клиниках. Наш медицинский институт и создавался потому, что имелась проблема дефицита медицинских кадров в регионе. Конечно, первый выпуск интернатуры, из которого подавляющее число специалистов прибыло в региональные клиники, не способен решить всех кадровых проблем, но важно, что работа по подготовке медицинских кадров идет планомерно и целенаправленно.

– Что необходимо предпринять для развития системы медицинского образования в области, и какие перспективы наметил для себя коллектив института?

– Для медицинского института важно создание научных школ. Вуз привлекает профессоров практически с единственным пожеланием: стать лидерами в своей области, специализации. Нам необходимо выстроить систему научных школ, которыми гордятся любые, не только медицинские вузы страны. А вторым важным направлением является развитие системы постдипломного образования (интернатура, ординатура, повышение квалификации врачей) по наиболее востребованным направлениям. Предстоит значительная работа по созданию профильных учебных лабораторий для послевузовского образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Три шага к публичной образовательной корпорации
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Тобольский медицинский колледж: вехи успешного развития
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
Университет для региона, страны и мира
Знак качества высшего образования
САФУ: арктические горизонты
Россия и Польша устанавливают «Золотой стандарт хирургии»
Образцовая модель музыкального образования
Принято решение о создании Крымского федерального университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ