Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Отраслевым университетам поможет оптимизация

Заседание Аккредитационной коллегии состояло из двух частей. В первой – разговор шел об аккредитации учреждений среднего профессионального образования. А во второй – высшего.

27.03.2009
Просмотров: 2286

Как и прежде, заседание Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ 11 марта состояло из двух частей. В первой – разговор шел об аккредитации учреждений среднего профессионального образования, а во второй – высшего.

Дезинформация техникумов

Всего на рассмотрение коллегии в первой половине дня было представлено 24 образовательных учреждения СПО, из которых только четыре в дальнейшем получили аккредитацию с отметкой о том, что через два года в них будут проведены контрольные мероприятия. Большинство же колледжей и техникумов коллегия аккредитовала, не выдвигая подобных условий.

С обсуждения первого же учреждения СПО – Борского стекольного индустриально-экономического техникума – был поднят серьезный вопрос о нарушениях, связанных с выдачей дипломов государственного образца по неаккредитованным специальностям. В Борском техникуме это касается специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий».

Заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Федерального агентства по образованию Михаил Усов объяснил ситуацию с незаконной выдачей дипломов в этом техникуме так:

– Многие руководители таких техникумов пришли к нам из Госстроя, и пока их еще можно отнести к разряду молодых директоров. Три-четыре года назад при переходе образовательных учреждений в Федеральное агентство по образованию среди их руководителей получила распространение ошибочная информация о том, что, если техникум аккредитован, а одна-две специальности – нет, то будто бы и по ним можно выдавать дипломы государственного образца. И директора пользовались этой информацией, допуская ошибки. Сейчас мы направили во все образовательные учреждения письма с разъяснением порядка выдачи дипломов – о том, что каждая новая специальность, по которой готовится первый выпуск, обязательно должна проходить государственную аккредитацию.

– Это нарушение законодательства, – продолжила ведущая заседание начальник отдела аккредитации и международного сотрудничества Рособрнадзора Татьяна Комарова, – и в соответствии с законом мы должны такие образовательные учреждения либо лишать уже имеющейся государственной аккредитации, либо приостанавливать действие свидетельства об аккредитации. Но в данном случае речь идет о прохождении новой процедуры аккредитации образовательного учреждения. И поэтому Управлению лицензирования необходимо направить соответствующие письма с указаниями на нарушения в адрес учредителей. В данный момент в Рособрнадзоре идет реорганизация. В его структуре будут созданы два управления. Одно из них займется непосредственно надзорно-контрольной деятельностью. Эта функция перейдет ему от нашего Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании. Соответственно, через год-два именно новая структура будет проверять исполнение законодательства в образовательных учреждениях, по которым принимаются решения о госаккредитации сегодня, в том числе и по обсуждаемым техникумам. За нарушение, связанное с выдачей дипломов государственного образца по неаккредитованным специальностям, и вузы, и ссузы в будущем действительно будут лишатся аккредитации.

Несмотря на то, что в отношении Борского стекольного индустриально-экономического техникума и было принято решение о государственной аккредитации, через два года Рособрнадзор проведет здесь контрольные мероприятия, чтобы проверить исполнение законодательства. Такие же мероприятия пройдут в Котовском промышленно-экономическом техникуме и Салаватском индустриальном колледже, в которых выявлены аналогичные факты выдачи дипломов по неаккредитованным специальностям.

Кстати, как прозвучало на заседании коллегии, по поручению Президента России Дмитрия Медведева контроль над соблюдением законодательства об образовании будет усилен. И сведения о результатах рассмотрения фактов нарушений будут собираться воедино. Кроме того, речь идет о составлении перечня образовательных учреждений, в которых имеются нарушения законодательства об образовании, а также списка директоров, ректоров и проректоров, которым вынесены соответствующие взыскания в связи с этими нарушениями.

Критерий соблюдается

В продолжение заседания коллегия вынесла положительные решения об аккредитации Нижегородского дизелестроительного техникума и Семеновского техникума механической обработки древесины. При рассмотрении Тулунского аграрного техникума была затронута актуальная тема кадрового обеспечения образовательной деятельности ссузов. В частности, речь шла об аккредитационном показателе «процент преподавателей, имеющих высшее образование». В Тулунском техникуме процент таких преподавателей ниже критериального – 84,9 при норме 90. Хотя, как оказалось, в ходе подготовки документов к процедуре аккредитации техникум попросту допустил ошибку. В действительности же в этом учреждении 100 процентов преподавателей имеют высшее образование. Однако вокруг поднятой темы вспыхнуло живое обсуждение.

Вот что по этому поводу отметила Татьяна Комарова:

– В Типовом положении об учреждениях СПО определено, что все преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование. Но мы понимаем, что 100 процентов таких преподавателей в учреждениях СПО просто не может быть, ведь в них работают и техники, и мастера производственного обучения, принимающие участие в образовательном процессе. Мы направляли письмо с отражением своей точки зрения в Министерство образования и науки РФ. Рособрнадзор в показателях госаккредитации оставил, как и прежде, 95 процентов преподавателей с высшим образованием для колледжей и 90 процентов – для техникумов. Но, к сожалению, Минобрнауки не поддержало наше предложение. А, например, колледжи культуры. Где они возьмут 100 процентов преподавателей с высшим образованием?

Учитывая то, что в Тулунском аграрном техникуме критерий фактически соблюдается, он был аккредитован без замечаний.

Решение об аккредитации Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства и Ангарского политехнического колледжа не вызвало обсуждений. А вот при рассмотрении вопроса об аккредитации Железногорского горно-металлургического колледжа зашел разговор об организации промежуточной аттестации.

Экспертная комиссия сделала колледжу замечания по поводу того, что количество экзаменов за период обучения студента охватывает менее 60 процентов дисциплин, указанных в учебных планах. В соответствии с рекомендациями по организации промежуточной аттестации, как минимум 60 процентов дисциплин все же должно быть охвачено экзаменами. Как отмечалось на коллегии, подобная ситуация наблюдается в очень многих учебных заведениях. И все дело в том, что это рекомендация, а не установленный норматив. Поэтому она и не выполняется жестко, хотя придерживаться ее все-таки необходимо.

Как предположили участники обсуждения, возможно, в некоторых образовательных учреждениях СПО не представляют, каким образом провести за одну неделю, допустим, четыре экзамена. И решили – нужно объяснять, как выйти из положения. Например, посредством комплексных экзаменов.

Положительное решение об аккредитации коллегия приняла в отношении Кузнецкого колледжа электронной техники, Ростовского-на-Дону государственного колледжа связи и информатики, Самарского машиностроительного колледжа, Ставропольского колледжа связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова, Челябинского профессионально-педагогического колледжа, Черемховского горнотехнического колледжа и Уральского технологического колледжа (г. Заречный).

Такое же решение было вынесено в пользу аккредитации филиалов учреждений СПО – на срок действия свидетельств об аккредитации «головных» образовательных учреждений. Среди них Верхне-Сергинский и Сысерсткий филиалы Екатеринбургского техникума химического машиностроения, а также Вадский и Вознесенский филиалы Перевозского строительного колледжа.

Лучшие в образовании

Вторая половина заседания коллегии началась с чествования победителей конкурса 2008 года «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Глава Рособрнадзора РФ Любовь Глебова вручила дипломы и ценные подарки представителям Мурманского государственного технического университета, Российского государственного социального университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Тверского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Челябинского монтажного колледжа, Йошкар-Олинского строительного техникума, Астраханского государственного университета, Белгородского государственного университета, Красноярской государственной медицинской академии имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) и Уральского государственного горного университета (г. Екатеринбург).

Деловая же часть заседания, касающаяся аккредитации учреждений ВПО, началась с рассмотрения заявлений двух вузов, решение по которым не было принято на февральской коллегии. Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора на этот раз рекомендовало коллегии не аккредитовать в Иркутском институте международного туризма специальность «Таможенное дело» из-за отрицательных заключений по содержанию представленных к экспертизе основных образовательных программ, по качеству подготовки выпускников, по условиям ведения образовательного процесса и по показателям деятельности. В целом же вуз получил аккредитацию, но с условием проведения контрольных мероприятий через два года.

В Томском экономико-юридическом институте с его Новосибирским филиалом коллегия аккредитовала только одну специальность – «Юриспруденция», тогда как специальность «Коммерция» эту процедуру не прошла. Через год институт ожидают контрольные мероприятия.

Когда «не хватает» УГС

В группе образовательных учреждений, аккредитуемых на установление статуса «университет», первенствовал Донской государственный аграрный университет (ДГАУ). Поскольку в нем по числу укрупненных групп специальностей (УГС) из семи предусмотренных реализуется только шесть, Управление Рособрнадзора предлагало не аккредитовать образовательное учреждение по статусу «университет».

От имени учредителя вуза – Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ – ясность в ситуацию внес заместитель директора аграрного ведомства Виктор Бердышев:

– Сейчас в нашем министерстве отрабатывается система оптимизации аграрного образования, в рамках которой в Ростовской области запланировано объединение с ДГАУ Новочеркасской государственной мелиоративной и Азово-Черноморской государственной аграрно-инженерной академий. К ним планируется присоединить и три института повышения квалификации. Даже если с университетом объединится только Новочеркасская академия, в нем прибавится сразу шесть УГС со своими специальностями. В итоге, у нас получится «настоящий» университет. Я просил бы оставить статус Донскому университету на пару лет, поскольку быстрее нам решить вопрос с оптимизацией не удастся.

Любовь Глебова, предваряя голосование по вопросу, напомнила членам коллегии о том, что Рособрнадзор как раз и стремится к тому, чтобы учредители образовательных учреждений оптимизировали свои сети, приближая их к требуемым аккредитационным показателям.

В итоге, в отношении вуза было принято решение об аккредитации – с учетом того, что реорганизационные мероприятия приведут к выполнению критерия по УГС.

Аналогичная ситуация с недостатком УГС (их всего шесть) коснулась и Казанского государственного университета культуры и искусства (КГУКИ), учредителем которого выступает Министерство культуры РФ. По словам представителя министерства, университет и вообще систему образования в «культурной» отрасли страны тоже ждут преобразования. В КГУКИ уже готов пакет документов для открытия специальности «Информационная безопасность», которая и обеспечит вузу седьмую, недостающую университетскую УГС.

Необходимость в новой специальности продиктована еще и тем, что представляемая отрасль имеет порядка 48 тысяч библиотек и 2163 музея. Во всех этих учреждениях создаются информационные ресурсы, накапливаются базы данных, которые являются, во-первых, федеральной собственностью, а во-вторых, теми инструментами, которые позволяют реализовывать гарантированный законом доступ населения страны к культурным ценностям. Специалисты по информационной безопасности, которых предполагает готовить университет в Казани, и будут призваны обеспечивать их защиту.

Вокруг неспецифичной для отрасли культуры специальности развернулась дискуссия.

Так, член коллегии, ректор Регионального открытого социального института (г. Курск) Владимир Петров иронично предложил организовать в образовательном учреждении Министерства связи подготовку по специальности «Библиотечное дело». Свою иронию он объяснил тем, что считает ситуацию с открытием новой специальности в Казанском государственном университете культуры и искусства «притянутой» для решения проблемы с недостатком укрупненных групп специальностей. И предложил аккредитовать вуз в статусе академии культуры и искусства:

– Зачем вешать на себя такой большой груз, связанный с открытием специальности «Информационная безопасность»? Вузу придется создавать целое хозяйство, связанное с информационной безопасностью, обширной материальной базой! Его поддержал ректор Уфимского государственного авиационного технического университета Марат Гузаиров:

– Посмотрите на число студентов в перечне лицензируемых программ этого университета: «Книгораспространение» – 16 человек, «Организация работы с молодежью» – 16 человек. Это и без «Информационной безопасности», на мой взгляд, «натянутые» программы в вузе.

– В России созданием библиотечного программного обеспечения занимается всего пять организаций, для музеев – только две, – парировал оппонентам представитель Министерства культуры. – Очень сложно нашим библиотекам и музеям найти специалистов, которые разбирались бы не только в информационных технологиях, но и в предмете их применения – в принципах работы библиотек, музеев, архивов. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова резюмировала:

– Стратегия Министерства культуры состоит в том, чтобы провести мероприятия, связанные с обеспечением многопрофильности своих университетов. Имеющиеся университеты не предполагается объединить, им планируется «дотянуть» до норматива УГС. Мы обращаемся к учредителю с вопросом: «А действительно ли есть необходимость наличия в стране восьми центров университетского образования?» У Министерства здравоохранения и социального развития был 21 университет, и оно предпочло отказаться от такого количества. При этом мы должны побудить учредителя выстроить собственную концепцию развития образовательных учреждений. Наши аккредитационные показатели не являются формальными, они подвигают образовательные учреждения к развитию.

После обсуждения ситуации коллегия рассмотрела два предложения: аккредитовать вуз с проведением контрольных мероприятий через год и не аккредитовать по статусу «университет» вообще. Большинство голосов получило первое предложение.

Недостаток УГС для получения университетского статуса наблюдается и в Московском государственном медико-стоматологическом университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Как известно, у профильных медицинских вузов одна из УГС – «Здравоохранение». И сейчас активно ведется работа по ее разукрупнению. Об этом рассказала директор Департамента науки, образования и кадровой политики Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ирина Андреева:

– Укрупненная группа специальностей «Здравоохранение» разделится на несколько УГС. В соответствии со спецификой медицинского образования, выпускники по окончании медицинского вуза не имеют права работать по профессии, так как обязательно должны получить послевузовское образование. Поэтому во всех вузах были созданы факультеты, которые ведут послевузовскую подготовку по 84 специальностям: фармацевтическим, медицинским и медико-биологическим. Мы предлагаем оставить пять УГС для медуниверситетов и добавить для медицинского образования два специальных показателя – количество реализуемых образовательных программ послевузовского образования (для медуниверситетов – не менее 20) и количество дополнительных образовательных программ подготовки специалистов для высоких медицинских технологий и инновационных технологий (для медуниверситетов – не менее 15).

Завершив эту большую работу, Московский государственный медико-стоматологический университет будет соответствовать университетскому критерию по наличию УГС. В связи с этим по вузу тоже было принято положительное решение об аккредитации.
Движение к показателям?

В университетском статусе Аккредитационная коллегия на своем заседании отказала Самарскому государственному областному университету (Наяновой). Так как в вузе реализуется шесть УГС, начальник Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов предложил не аккредитовать по статусу «университет» вуз, в котором обучается всего 430 студентов.

В защиту учебного заведния выступил член коллегии, ректор Российского нового университета Владимир Зернов, который отметил то, что он ведет «штучную» подготовку специалистов, причем практически от детского сада до докторантуры, поэтому предложил оставить университетский статус.

Любовь Глебова еще раз разъяснила суть стратегии Рособрнадзора – идти навстречу вузу, когда его намереваются объединить с другими образовательными учреждениями или усилить. «Я согласна, что учебное заведение оригинальное, – высказала свое мнение глава ведомства. – Но какое это имеет отношение к его статусу?»

В ответ на объяснения ректора университета Марины Наяновой о том, что у вуза готовы документы на открытие седьмого направления специальностей – «Сервис и туризм», было высказано интересное мнение. Его смысл в том, что в погоне за университетскими показателями (в частности, количеством укрупненных групп специальностей) вузы неоправданно тратят свои силы и средства, которые могли бы направить на улучшение качества образования.

После вынесения отрицательного вердикта вузу из Самары успешно прошли аккредитацию Иркутский государственный лингвистический университет, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Орловский государственный университет, Пермский государственный педагогический университет и его Лысьевский филиал, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов и Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет.

Из негосударственных университетов был аккредитован Московский университет государственного управления со своим Кировским филиалом.

«Провал» по профильным программам

По статусу «академия» решение об аккредитации коллегия вынесла по всем представленным образовательным учреждениям. В их числе Башкирская академия государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан (г. Уфа), Военная академия РВСН имени Петра Великого (г. Москва), Военная академия связи имени С.М. Буденного (г. Санкт-Петербург), Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева, Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия и Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова.

В Академии управления МВД РФ «провальной» оказалась профильная образовательная программа по уголовному праву. Поэтому ее ожидают через три года контрольные мероприятия. Проблемы с «профильной» программой «Теология» были отмечены и у негосударственной Русской христианской гуманитарной академии (г. Санкт-Петербург).

Дагестанскую государственную сельскохозяйственную академию (г. Махачкала) тоже аккредитовали с замечаниями и обратили внимание учредителя на необходимость контроля кадрового обеспечения образовательной деятельности в вузе.

В заключение «академического» блока был аккредитован Карельский государственный педагогический университет. И, несмотря на то, что процедуру университет проходил по статусу «академия», он тоже получил замечания.

Большинство государственных институтов на коллегии было представлено учреждениями Министерства обороны РФ. Вместе с Военным институтом физической культуры, Омским танковым инженерным институтом имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого и Ярославским высшим зенитным ракетным училищем противовоздушной обороны (военным институтом) прошел аккредитацию и «гражданский» Коломенский государственный педагогический институт.

Также аккредитацию получили и негосударственные институты: Армавирский православно-социальный институт, Евразийский открытый институт (г. Москва), Институт практического востоковедения (г. Москва), Институт технологии туризма (г. Пушкино), Институт экономики, финансов и права (г. Москва) и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента.

Кыргызско-Российская академия образования (г. Бишкек) прошла аккредитацию с замечанием по статусу. Учредителю будет направлено письмо от Рособрнадзора с требованием привести его в соответствие со статусом института.

Решением о нанесении аккредитационного визита закончилось рассмотрение вопроса об аккредитации двух вузов. В отношении Московского института кинотелевизионных искусств было отмечено, что название института не соответствует единственной имеющейся образовательной программе – «Управление персоналом». И поскольку выпускников у института всего 5 человек, экспертам не представилось возможности оценить качество их подготовки. Проблема с оценкой качества подготовки специалистов была выявлена и в Ростовском институте прикладной информатики, в котором из 22 преподавателей ровно половина работает по совместительству.

Когда очередь дошла до аккредитации вузов, претерпевших реорганизацию, глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала об изменениях в процедуре, появившихся с выходом нового закона о федеральных университетах. Так, Рособрнадзор прописал в законе норму о простом переоформлении лицензии вузу в случае его реорганизации. Но представленные на мартовской коллегии 4 образовательных учреждения подали заявление до того, как вышел закон.

В связи с реорганизацией аккредитацию получили Московский государственный университет геодезии и картографии (с филиалом – Кировским государственным колледжем строительства, экономики и права), Санкт-Петербургский университет МВД РФ (с Архангельским филиалом), Восточно-Сибирский институт МВД РФ (с Читинским филиалом) и Ханты-Мансийский государственный медицинский институт.

Отдельно была одобрена аккредитация филиалов вузов. Это касается филиалов Кузбасского государственного технического университета в городах Анжеро-Судженске, Белово, Междуреченске, Новокузнецке, Прокопьевске и Таштаголе. Также процедуру прошли филиалы Южно-Уральского государственного университета – в г. Кыштыме, Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права – в г. Ереване Республики Армения и Московского психолого-социального института – в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.

Завершилась коллегия процедурой установления статуса по виду «академия» учреждениям дополнительного профессионального образования: Государственной академии инноваций (г. Москва) и Институту повышения квалификации специалистов профессионального образования (г. Санкт-Петербург).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, СПО, аккредитационная коллегия, Рособрнадзор, с места события, ао-30

Похожие материалы:
Электронное обучение для развития экономики
Профессиональные эксперты в образовании
Республика Дагестан - реиональный обзор
Марк Агранович о состоянии российского образования
Качество образования зависит не от статуса вуза
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Закончен год, законотворчество продолжается
Внеочередное заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#87Роль университета на территории опережающего развития
#84Форпост региональной системы образования
#87Пути модернизации профессионального образования
#83Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
#86Новый подход к выбору лучших программ
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике