Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Рассказывает Г.В. Ткачева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования.

20.09.2012
Просмотров: 1860

Если пособие не пособляет…

Г.В. ТКАЧЕВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО, г. Москва)

Оценка результатов деятельности учреждений НПО и СПО – как с точки зрения выпускников, так и органов управления образованием – показывает, что учебные заведения недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций. И одна из причин создавшегося положения – качество учебной литературы, которое не во всем соответствует требованиям времени. В частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2011­2015 годы определяет прикладное (практикоориентированное) содержание профессионального образования. Но анализ опубликованных научных исследований, опросы экспертных фокус­групп, состоящих из практических работников учреждений НПО и СПО, отраслевых работодателей, а акже собственная тридцатипятилетняя методическая и образовательная еятельность показывают, что традиционные учебные пособия недостаточно практикоориентированы и потому не полностью выполняют задачу формирования профессиональных компетенций выпускников. Это самый главный из недостатков средств обучения данной группы. А преодолеть его довольно сложно. Во­первых, не разработана технология перевода требований рабоодателей к уровню сформированности содержанию профессиональных кометенций, а также сами обучающиеся недостаточно мотивированы на овладение профессиональными умениями навыками, не стремятся к карьерному росту. Во­вторых, содержание учебых пособий не во всем соответствует современным требованиям функциоального анализа будущей профессии/специальности. К тому же пособий недостаточно.

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ от 7 мая 2012 года о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Создание таких организаций повлечет сокращение сроков обучения в учреждениях СПО и НПО, не говоря уже о том, что, по мнению многих современных ученых и практиков, требования к образовательным программам и содержанию профессионального образования характеризуются определениями «быстро, практично, удобно» и формируются «от результата обучения».

Обеспечить требуемую экономикой скорость подготовки кадров можно только с помощью современных средств обучения. К сожалению, эффективные подходы к моделированию практикоориентированного содержания учебных пособий пока не найдены. Еще одним камнем преткновения являются научно­практические рекомендации по внедрению технологий, формирующих практикоориентированное содержание учебных программ и материалов, адресованные педагогам, методистам, мастерам производственного обучения. Они тоже еще не разработаны.

Однако, начиная с 2001 года, на базе ряда образовательных учреждений г. Омска, среди которых колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, колледж торговли экономики и сервиса, профессионально­педагогический колледж, промышленно­экономический колледж, профессиональное училище № 14, под руководством доктора педагогических наук, профессора М.В. Никитина проводится эксперимент по использованию технологии модерации для формирования практикоориентированного содержания средств обучения.

Модерация – это методика получения конкретного результата через организацию интерактивного общения в группе. В странах Европы она широко используется в системе повышения квалификации педагогов. В российских условиях, когда по большинству профессий и специальностей отсутствуют профессиональные стандарты и разработчики образовательных программ, кроме государственных стандартов, могут опереться только на разработанный в прошлом веке Единый тарифно­квалификационный справочник, модерационный семинар стал практически единственным источником получения объективной информации о содержании профессиональной деятельности, требованиях рынка труда к рабочим и специалистам.

Многолетний опыт участников эксперимента показал, что при проведении такого семинара нужно учитывать ряд аспектов. Так, при определении темы представителям учебного заведения очень важно кратко и чётко формулировать вопрос, на который будут отвечать специалисты с предприятий. Например, если темой служит описание профессиональных приемов, можно спросить: «Какие действия вы выполняете на своем рабочем месте?». При выборе специалистов­участников семинара важно учесть стаж их работы, уровень квалификации, условия, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности, и прочее. Полученная информация анализируется, структурируется, систематизируется и используется при подготовке образовательных программ, дидактических материалов или учебных пособий.

К настоящему времени омскими авторами разработано более 20 практикоориентированных учебных пособий по различным профессиям и специальностям. И в них, в основном благодаря модерации, дается четкое и подробное описание профессиональных компетенций, алгоритма решения профессиональных задач и конкретных профессиональных приемов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, с места события, СПО, НИИРПО

Похожие материалы:
Интегрированный закон: проблемы и риски
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Союз директоров ссузов России: пути развития
Закон об образовании: время отклика
Почему России нужны федеральные колледжи?
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Качество образования зависит не от статуса вуза
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Профессиональные эксперты в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#93Социальный резонанс дуальной модели
#88Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
#88Инженерная школа XXI века
#91Человеческий капитал профобразования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники