Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Рассказывает Г.В. Ткачева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования.

20.09.2012
Просмотров: 1864

Если пособие не пособляет…

Г.В. ТКАЧЕВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО, г. Москва)

Оценка результатов деятельности учреждений НПО и СПО – как с точки зрения выпускников, так и органов управления образованием – показывает, что учебные заведения недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций. И одна из причин создавшегося положения – качество учебной литературы, которое не во всем соответствует требованиям времени. В частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2011­2015 годы определяет прикладное (практикоориентированное) содержание профессионального образования. Но анализ опубликованных научных исследований, опросы экспертных фокус­групп, состоящих из практических работников учреждений НПО и СПО, отраслевых работодателей, а акже собственная тридцатипятилетняя методическая и образовательная еятельность показывают, что традиционные учебные пособия недостаточно практикоориентированы и потому не полностью выполняют задачу формирования профессиональных компетенций выпускников. Это самый главный из недостатков средств обучения данной группы. А преодолеть его довольно сложно. Во­первых, не разработана технология перевода требований рабоодателей к уровню сформированности содержанию профессиональных кометенций, а также сами обучающиеся недостаточно мотивированы на овладение профессиональными умениями навыками, не стремятся к карьерному росту. Во­вторых, содержание учебых пособий не во всем соответствует современным требованиям функциоального анализа будущей профессии/специальности. К тому же пособий недостаточно.

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ от 7 мая 2012 года о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Создание таких организаций повлечет сокращение сроков обучения в учреждениях СПО и НПО, не говоря уже о том, что, по мнению многих современных ученых и практиков, требования к образовательным программам и содержанию профессионального образования характеризуются определениями «быстро, практично, удобно» и формируются «от результата обучения».

Обеспечить требуемую экономикой скорость подготовки кадров можно только с помощью современных средств обучения. К сожалению, эффективные подходы к моделированию практикоориентированного содержания учебных пособий пока не найдены. Еще одним камнем преткновения являются научно­практические рекомендации по внедрению технологий, формирующих практикоориентированное содержание учебных программ и материалов, адресованные педагогам, методистам, мастерам производственного обучения. Они тоже еще не разработаны.

Однако, начиная с 2001 года, на базе ряда образовательных учреждений г. Омска, среди которых колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, колледж торговли экономики и сервиса, профессионально­педагогический колледж, промышленно­экономический колледж, профессиональное училище № 14, под руководством доктора педагогических наук, профессора М.В. Никитина проводится эксперимент по использованию технологии модерации для формирования практикоориентированного содержания средств обучения.

Модерация – это методика получения конкретного результата через организацию интерактивного общения в группе. В странах Европы она широко используется в системе повышения квалификации педагогов. В российских условиях, когда по большинству профессий и специальностей отсутствуют профессиональные стандарты и разработчики образовательных программ, кроме государственных стандартов, могут опереться только на разработанный в прошлом веке Единый тарифно­квалификационный справочник, модерационный семинар стал практически единственным источником получения объективной информации о содержании профессиональной деятельности, требованиях рынка труда к рабочим и специалистам.

Многолетний опыт участников эксперимента показал, что при проведении такого семинара нужно учитывать ряд аспектов. Так, при определении темы представителям учебного заведения очень важно кратко и чётко формулировать вопрос, на который будут отвечать специалисты с предприятий. Например, если темой служит описание профессиональных приемов, можно спросить: «Какие действия вы выполняете на своем рабочем месте?». При выборе специалистов­участников семинара важно учесть стаж их работы, уровень квалификации, условия, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности, и прочее. Полученная информация анализируется, структурируется, систематизируется и используется при подготовке образовательных программ, дидактических материалов или учебных пособий.

К настоящему времени омскими авторами разработано более 20 практикоориентированных учебных пособий по различным профессиям и специальностям. И в них, в основном благодаря модерации, дается четкое и подробное описание профессиональных компетенций, алгоритма решения профессиональных задач и конкретных профессиональных приемов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, с места события, СПО, НИИРПО

Похожие материалы:
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Формирование компетенций студентов педагогического колледжа
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Точки роста рабочих компетенций
Интегрированный закон: проблемы и риски
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Закон об образовании: время отклика
Отраслевым университетам поможет оптимизация
Новые знания – в практику

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Из журнала
#90Приумножение репутационного капитала университета
#91Слово редактора к №91
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#92Лидер высшей школы Башкортостана
#90Актуальные направления развития российского образования
Информационная лента
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?