Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Рассказывает Г.В. Ткачева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования.

Просмотров: 1866

Если пособие не пособляет…

Г.В. ТКАЧЕВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО, г. Москва)

Оценка результатов деятельности учреждений НПО и СПО – как с точки зрения выпускников, так и органов управления образованием – показывает, что учебные заведения недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций. И одна из причин создавшегося положения – качество учебной литературы, которое не во всем соответствует требованиям времени. В частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2011­2015 годы определяет прикладное (практикоориентированное) содержание профессионального образования. Но анализ опубликованных научных исследований, опросы экспертных фокус­групп, состоящих из практических работников учреждений НПО и СПО, отраслевых работодателей, а акже собственная тридцатипятилетняя методическая и образовательная еятельность показывают, что традиционные учебные пособия недостаточно практикоориентированы и потому не полностью выполняют задачу формирования профессиональных компетенций выпускников. Это самый главный из недостатков средств обучения данной группы. А преодолеть его довольно сложно. Во­первых, не разработана технология перевода требований рабоодателей к уровню сформированности содержанию профессиональных кометенций, а также сами обучающиеся недостаточно мотивированы на овладение профессиональными умениями навыками, не стремятся к карьерному росту. Во­вторых, содержание учебых пособий не во всем соответствует современным требованиям функциоального анализа будущей профессии/специальности. К тому же пособий недостаточно.

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ от 7 мая 2012 года о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Создание таких организаций повлечет сокращение сроков обучения в учреждениях СПО и НПО, не говоря уже о том, что, по мнению многих современных ученых и практиков, требования к образовательным программам и содержанию профессионального образования характеризуются определениями «быстро, практично, удобно» и формируются «от результата обучения».

Обеспечить требуемую экономикой скорость подготовки кадров можно только с помощью современных средств обучения. К сожалению, эффективные подходы к моделированию практикоориентированного содержания учебных пособий пока не найдены. Еще одним камнем преткновения являются научно­практические рекомендации по внедрению технологий, формирующих практикоориентированное содержание учебных программ и материалов, адресованные педагогам, методистам, мастерам производственного обучения. Они тоже еще не разработаны.

Однако, начиная с 2001 года, на базе ряда образовательных учреждений г. Омска, среди которых колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, колледж торговли экономики и сервиса, профессионально­педагогический колледж, промышленно­экономический колледж, профессиональное училище № 14, под руководством доктора педагогических наук, профессора М.В. Никитина проводится эксперимент по использованию технологии модерации для формирования практикоориентированного содержания средств обучения.

Модерация – это методика получения конкретного результата через организацию интерактивного общения в группе. В странах Европы она широко используется в системе повышения квалификации педагогов. В российских условиях, когда по большинству профессий и специальностей отсутствуют профессиональные стандарты и разработчики образовательных программ, кроме государственных стандартов, могут опереться только на разработанный в прошлом веке Единый тарифно­квалификационный справочник, модерационный семинар стал практически единственным источником получения объективной информации о содержании профессиональной деятельности, требованиях рынка труда к рабочим и специалистам.

Многолетний опыт участников эксперимента показал, что при проведении такого семинара нужно учитывать ряд аспектов. Так, при определении темы представителям учебного заведения очень важно кратко и чётко формулировать вопрос, на который будут отвечать специалисты с предприятий. Например, если темой служит описание профессиональных приемов, можно спросить: «Какие действия вы выполняете на своем рабочем месте?». При выборе специалистов­участников семинара важно учесть стаж их работы, уровень квалификации, условия, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности, и прочее. Полученная информация анализируется, структурируется, систематизируется и используется при подготовке образовательных программ, дидактических материалов или учебных пособий.

К настоящему времени омскими авторами разработано более 20 практикоориентированных учебных пособий по различным профессиям и специальностям. И в них, в основном благодаря модерации, дается четкое и подробное описание профессиональных компетенций, алгоритма решения профессиональных задач и конкретных профессиональных приемов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, с места события, СПО, НИИРПО

Похожие материалы:
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Закончен год, законотворчество продолжается
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
В России тоже будет рабочая аристократия
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Марк Агранович о состоянии российского образования
Объединение систем НПО и СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#100Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами