Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проблемы модернизации профессионального образования

Первый форум директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, стал продуктивным для общения и обсуждения проблем НПО и СПО с представителями департаментов профильного министерства, Рособрнадзора и Федерального института развития образования.

Просмотров: 8394

«Мы должны сохранить систему профессионального образования»

Как НПО и СПО могут вписаться в процесс динамичного развития экономики

Первый форум директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, стал продуктивным для общения и обсуждения проблем НПО и СПО с представителями департаментов профильного министерства, Рособрнадзора и Федерального института развития образования. Встреча проходила 21 октября, собрав в конгресс-центре Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова более 700 руководителей государственных ссузов.

Вираж в сторону модернизации

Президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин в своем вступительном слове высказал мнение, что среднее и начальное профессиональное образование сегодня в полной мере не может обеспечить успешную модернизацию и технологическое развитие России.

– Среди причин – содержание, ресурсная база, уровень квалификации кадров и общий статус профессионального образования. Доминанта высшего образования сегодня, к сожалению, правит балом в выборе уровня образования, – отметил Виктор Демин.

В центр внимания форума были вынесены итоги совместного заседания Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме «Перспективы развития профессионального образования», состоявшегося 31 августа. Виктор Демин напомнил слова президента России Дмитрия Медведева о необходимости встроить профессиональное образование в развитие процессов модернизации в стране и о том, что ключевым ориентиром при этом должно стать высокое качество подготовки кадров во всех звеньях профобразования.

Решать новые задачи и отвечать на вызовы времени предстоит 778 ссузам, которые находятся в ведении Минобрнауки РФ. В учебных заведениях системы обучается более миллиона студентов и работает свыше 200 тыс. преподавателей. Подготовка кадров ведется по 176 специальностям.

Ставка на обучение взрослых

Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Артемий Никитов среди глобальных задач, которые сегодня стоят перед ссузами, отметил, прежде всего, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и подготовку преподавателей, способных качественно доносить до студентов новое содержание образования. Однако не менее важно – чтобы не остаться без студентов и госзадания – готовиться к преодолению последствий приближающейся демографической ямы.

– В первую очередь, надо задуматься над развитием программ дополнительного профессионального образования, поскольку этот сегмент в нашей стране на сегодняшний момент развит очень слабо. Практически всех граждан необходимо с определенной периодичностью доучивать, снабжать новыми навыками, поскольку меняется технология, меняются многие процессуальные подходы, и это действительно очень большое поле для деятельности. Однако важно понимать, что нужно совершенно другое качество разработки образовательных программ, а также преподаватели, которые будут выходить в аудиторию эти программы преподавать, должны совершенно четко уметь работать со взрослыми людьми, – пояснил Артемий Никитов, при этом заверив присутствующих, что система СПО в состоянии с этим серьезным вызовом справиться.

Для этого необходимо активнее развивать связи с работодателями.

– Я слышал мнение представителей профобразования о том, что работодатели не хотят с нами взаимодействовать, им с нами неинтересно. Отчасти это правда. Но с другой стороны, известно достаточно большое количество примеров, когда активная позиция руководства учебного заведения, администрации региона, с которой образовательное учреждение вступило во взаимодействие, позволила выстроить отношения с предприятиями, и работодатели на самом деле начинают вкладываться в учебное заведение, – отметил Артемий Никитов.

Деньги вслед за госзаданием

С участием работодателей и при мощном развитии механизмов общественной оценки, сертификации и аккредитации будут реализовываться комплексные проекты модернизации профессионального образования в субъектах России. Планируется, что с их помощью решатся проблемы содержания образования, обучения преподавательского корпуса, и в то же время получат продолжение уже начатые проекты по созданию ресурсных центров, развитию сети. В том числе сейчас рассматривается вопрос финансовой поддержки федерального уровня подобных программ в субъектах России. Отбираться они будут по конкурсу.

Комплексный проект модернизации охватит все уровни профобразования конкретного региона и увяжет программы модернизации образования с другими программами, такими как «Стратегия социально-экономического развития региона». Проекты должны быть подготовлены к февралю 2011 года. К весне планируется отобрать регионы на конкурсе, затем будет осуществляться их поддержка.

– Очень важно еще в этой связи сказать, что вообще финансирование всей системы образования в ближайшие годы, а точнее, уже с 2011 года, будет серьезно корректироваться. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предписывает нам до 2012 года произвести все изменения. Надо понимать, что участников этого процесса ждет переход в статус бюджетных учреждений, кроме тех, кто выступит с инициативой перехода в автономные. А значит, изменятся принципы финансирования, будет разработана форма госзадания с учетом не только контрольных цифр приема, но и всего количества обучающихся, – рассказал Артемий Никитов.

И тут же подчеркнул:

– Решения о перераспределении финансирования между учебными заведениями или увеличении нормативов будут приниматься исключительно с точки зрения оценки качества выполнения государственного задания. Прошу не путать с качеством подготовки специалистов. Качество подготовки специалистов – это обязательный параметр в любом случае, без него качество выполнения госзадания невозможно вообще. Но понятие качества выполнения госзадания несколько шире.

Новым принципам финансирования систем НПО и СПО было посвящено выступление руководителя Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки РФ Валерия Юркина:

– Прежде хочу объявить о том, что расходы на раздел «образование» остались практически на том же уровне и даже больше, чем в 2010 году. Пока бюджет формировали по-старому: брали базу этого года, ваше сметное финансирование, и часть индексировали – заработную плату, стипендии, это 6,5 процента. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы немного поднять базу 2010 года по расходам на содержание имущества, то есть коммунальные расходы, тоже где-то 6,5 процента, но это будет рассматриваться в Госдуме. Думаю, примут положительное решение. Тогда база по коммунальным платежам у нас в 2011 году повысится.

Из перечня поручений президента РФ Д. Медведева по итогам совместного заседания Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Правительству РФ:

  • совместно с объединениями работодателей, коммерческими организациями с преобладающим государственным участием, саморегулируемыми организациями и национальными исследовательскими университетами обеспечить, с учетом международной практики, разработку профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
  • представить предложения

– по оптимизации перечня основных видов работ и профессий рабочих, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
– по корректировке перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет;
– по установлению государственного задания и формированию бюджетов учреждений профессионального образования, исходя из численности обучающихся и с учетом специфики образовательных программ, имея в виду увеличение объемов финансирования программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;
– по совершенствованию системы управления организациями высшего профессионального образования.

Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов России:

  • обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих производственных отраслях в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
  • реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях, а также принять меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений начального и среднего образования, избравших работу по профильной специальности;
  • рассмотреть возможность сокращения сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и вечернего обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального обучения, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;
  • разработать меры дополнительной поддержки образовательных учреждений, включая финансовую поддержку на конкурсной основе учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и образовательных центрах, привлекая к этой работе объединения работодателей, коммерческие организации, предъявляющие спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
  • обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
  • включить с 2011 года в приоритетный национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке региональных комплексных программ развития профессионального образования, предусмотрев на эти цели субсидии из средств федерального бюджета.

ФГОС нового поколения

С 1 сентября следующего года образовательным учреждениям предстоит перейти на новое поколение образовательных стандартов. Как отметил Виктор Демин, по сути, за семь-восемь месяцев до начала нового учебного года нужно будет проделать такой объем работы, на который обычно требуется два-три года.

Представитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования Ольга Батрова пояснила главные принципы новых ФГОС в системе среднего и начального профессионального образования.

Прежде всего, стандарты третьего поколения основываются на компетентностном подходе.

– В образовательной среде часто возникают вопросы, чем компетентностный подход отличается от привычной нам триады «знания, умения, навыки». Компетенции – это и способность человека применять знания и умения, ориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке труда, решать те задачи, работать с которыми непосредственно его не учили. Только так выпускник действительно будет готов к деятельности в условиях модернизации, – подчеркнула Ольга Батрова.

Но в стандартах реализован не просто компетентностный, а модульно-компетентностный подход. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по любому профессиональному модулю обязательной является учебная или производственная практика.

– Разъясните, пожалуйста, ситуацию в связи с изменениями в уставах учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ.

Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Артемий НИКИТОВ:
– До 1 декабря 2010 года уставы всех учреждений, подведомственных Минобрнауки России, должны быть пересмотрены в связи с изменением учредителя. А буквально с начала 2011 года предстоит следующий этап большой работы, уже связанный с приведением уставов в соответствие с принципами ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Скорее всего, будет разработан типовой устав учреждений СПО, который можно будет использовать как базовую основу для разработки нового устава образовательного учреждения.

Переименование компонентов образовательной программы в новых стандартах сущностного изменения в себе не несет. Однако стандарты третьего поколения значительно расширяют самостоятельность образовательного учреждения, и не только за счет 30 процентов вариативной части программы в СПО. И базисные учебные планы, и ФГОС носят рамочный характер. Количество часов у каждой дисциплины по каждому модулю не определено. И это позволяет – с учетом потребностей регионального рынка труда на тот или иной вид профессиональной деятельности – увеличить или уменьшить количество часов на освоение каких-либо модулей.

Во ФГОС реализован принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ. Если раньше они входили в тело стандарта и таким образом становились абсолютно обязательными для исполнения, проверялось освоение каждой дидактической единицы, то в третьем поколении примерные программы вынесены за рамки стандарта. То есть, они приобретают статус рекомендательных документов, и под одним стандартом может быть не одна примерная образовательная программа, а несколько.

Кроме того, стандарты третьего поколения изменили предмет стандартизации. Произошел переход от стандартизации содержания к стандартизации, прежде всего, требований к результатам подготовки выпускника.

Акценты аккредитации

Начальник Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Голубев сообщил о том, какие нововведения ждут ссузы в области лицензирования и аккредитации.

Во-первых, решился вопрос о возможности допуска к педагогической деятельности не только работников с высшим, но и со средним профессиональным образованием. Есть лишь одно условие – у сотрудника должен быть опыт практической деятельности по профильной преподаваемой дисциплине не менее трех лет.

– Всем известна проблема, когда на ставку мастера производственного обучения очень сложно найти человека с высшим образованием. Было предложено внести изменения в Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования в части ценза педагогических работников, – отметил Виктор Голубев.

Во-вторых, учреждения СПО ждет существенное упрощение процедуры получения лицензии. Исключается экспертиза как таковая и экспертиза с выездом экспертной комиссии. Кроме того, при заявлении на процедуру у соискателей лицензии потребуют меньший комплект документов: заявление, учредительные документы и, в основном, документы на здания, строения, сооружения, объекты, обеспечивающие обучающихся и сотрудников питанием, медицинским обслуживанием и необходимые для занятий физкультурой и спортом. Расходов на прохождение лицензирования у ссузов не будет, сохранится лишь выплата государственной пошлины. Срок принятия решения также сократится с двух месяцев до 45 дней, и планируется выдача бессрочной лицензии. Однако, как подчеркнул Виктор Голубев, будет ужесточен постлицензионный контроль, и вносятся изменения в кодекс административных правонарушений с существенным увеличением штрафов в случаях нарушений.

В-третьих, изменения коснутся и процедуры аккредитации, которая будет возможна по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей.

– Это позволит образовательному учреждению не получать госаккредитацию по новым образовательным программам, по которым уже аккредитована УГС, – пояснил Виктор Голубев.

Срок прохождения аккредитации – 105 дней. Кроме того, был назван размер государственной пошлины, которая будет возмещаться из федерального бюджета, – 50 тыс. рублей за свидетельство.

– С кем и как решать вопрос перехода в статус автономного учреждения?

Заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ Екатерина СОФОНОВА:
– Действующий алгоритм перехода из бюджетного учреждения в автономное просуществует до 1 января 2011 года, даты вступления в силу ФЗ-83. С нового года решение о переводе бюджетного учреждения в автономное будет приниматься вашим учредителем.

Как рассказала начальник Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора Татьяна Бархатова, за последний год служба проверила 54 ссуза, 32 из них получили предписания – а это более 60 процентов проверенных учебных заведений, более чем каждый второй ссуз. Среди основных проблем, выявленных в ходе проверок, – выполнение лицензионных требований и условий, связанных с оформлением документов на учебные площади, оснащение, обеспечение медицинских условий, условий для питания и физической культуры.

Заместитель директора Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки РФ Александр Минаев отметил, что в лицензионных требованиях отражается возрастающее внимание государства к здоровью будущих специалистов. В свою очередь, он сообщил об организации нового конкурса. В планах департамента – провести Всероссийский смотр-конкурс образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы за 2010-2011 учебный год.

Образование без ограничений

Как отметила директор Департамента воспитания и социализации детей Алина Левитская, в последние годы намечается тенденция к увеличению количества ссузов, осуществляющих профессиональную подготовку инвалидов, и численность обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, в этом учебном году в учреждениях СПО получают профессию 14,8 тыс. инвалидов. Это на 45 процентов больше, чем в 2002 году.

– Как вы относитесь к идее восстановления системы госраспределения выпускников на один год для студентов бюджетной формы обучения?

Заместитель министра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА:
– Ответ содержится в Конституции РФ. И наша задача не заставить пойти на производство, а в содружестве с предприятиями дать выпускнику такой уровень квалификации, что, во-первых, его возьмут на работу, во-вторых, ему там будут платить зарплату, соответствующую квалификации. В этом ведь и заключается сущность распределения.

В проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы закреплено создание до 2015 года на базе образовательных учреждений СПО стажировочных площадок по вопросам образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируется, что в каждом субъекте России будет открыта хотя бы одна такая стажировочная площадка. За счет средств федерального бюджета предполагается финансировать создание инфраструктуры в учебном заведении, оснащение специальным учебно-реабилитационным компьютерным оборудованием и автотранспортом, разработку обучающих программ и учебно-методических комплексов и проведение обучающих мероприятий.

– В связи с этим уже сегодня хотелось бы, чтобы вы оценили возможности и решили, готово ли ваше учебное заведение стать базовым по вопросам профессионального образования инвалидов, а также определили перечень работ и объем средств для создания необходимых условий, – обратилась Алина Левитская к присутствующим.

Как не стать пасынками высшей школы

Видение проблем системы профессионального образования изнутри, со стороны региональных учебных заведений, высказали на форуме руководители отделений Союза директоров ссузов в субъектах России.

Алексей Судленков – вице-президент Союза директоров ссузов России, директор Чебоксарского электромеханического колледжа – рассказал о том, как их коллектив решает вопрос повышения квалификации и переподготовки взрослых:

– Пятнадцать лет у нас действует центр обучения взрослых. В этом году по программам опережающего обучения подготовлено более 1,5 тыс. человек, из них 200 – для высокотехнологичных производств. Восемь лет назад я был в Финляндии, где принято такое соотношение – на каждого выпускника дневного отделения готовить четыре-пять человек взрослых. Из этого расчета, если у нас было 700 выпускников дневного отделения, мы должны были бы подготовить около 3 тыс. специалистов.

Однако Чебоксарскому электромеханическому колледжу, как и многим учреждениям профессионального образования, еще предстоит решить кадровый вопрос.

– В нашем учебном заведении 2 тыс. студентов, около 400 сотрудников. Но преподавателей, способных обучать взрослых, в пределах 13-15 человек. Это, как правило, бывшие инженеры, которые пришли с предприятий, – отметил Алексей Судленков.

По словам выступающего, большинство представителей колледжей находят привлекательной идею отнести эти учебные заведения к высшей школе. Но вместе с тем Алексей Судленков выразил опасение: «Я считаю, что колледжи являются локомотивом среднего профессионального образования, где решаются очень серьезные проблемы. И как бы нам не стать пасынками высших школ?»

Сергей Бурнашов, председатель Совета директоров Дальневосточного федерального округа, директор Приморского политехнического техникума, размышляя о том, что колледжи могут стать первой ступенью высшего учебного заведения с подготовкой бакалавров, констатировал факт пока еще смутного представления работодателей о квалификационных требованиях к выпускникам-бакалаврам. А сами колледжи в большей степени не готовы реализовывать программы высшего профессионального образования из-за отсутствия кадрового потенциала и устаревшей учебно-материальной базы.

Широкую поддержку аудитории получила точка зрения Евгения Рыбакова, заместителя председателя Совета директоров ссузов Свердловской области, директора Уральского государственного колледжа имени И.И. Ползунова:

– Если вы внимательно следили за совместным заседанием Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, там шел разговор об исключении приема на базе девяти классов в учреждения СПО. Но хочется, чтобы министерство нас услышало: если прием на базе девяти классов в ссузы будет приостановлен, учреждения СПО сразу не выдержат конкуренции с вузами. Если мы вспомним, при социализме в высшую школу уходило 22 процента выпускников школ, сегодня – 75-80 процентов, и не понятно, что еще будет происходить в дальнейшем. Таким образом, эту нишу надо сохранить. И хотелось бы, чтобы в законе нашел подтверждение механизм поступления выпускников СПО в высшие учебные заведения и особенно на родственные специальности без сдачи ЕГЭ.

Однако президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин не поддержал эту позицию:

– Не нужно сегодня обманывать ни молодежь, ни родителей, ни общество, говоря об ускоренной подготовке, поступлении в вуз, минуя ЕГЭ. Мне представляется необходимым сохранять самодостаточность своей системы и не забывать о том, что мы все-таки готовим кадры для рынка труда. В структуре производства 60-80 процентов – наши специалисты. И, как акцентировал президент России, среднее профобразование должно вписаться в процесс динамичного развития экономики.

Председатель Совета директоров ссузов Липецкой области, директор Липецкого металлургического колледжа Сергей Петухов в своем выступлении обратил внимание присутствующих на воспитательную функцию профобразования.

– Мы все говорим о качестве подготовки специалистов, но никто не говорит о качестве подготовки патриота и гражданина. В рамках подготовки празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне в нашем колледже проводилось анкетирование среди студентов, и был такой вопрос: «Если завтра война, кто пойдет защищать Родину?». Утвердительно ответили 62 процента, остальные – отмолчались. Это сигнал. Мы можем подготовить хорошего токаря. А гражданина?

Куда идет СПО?

По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, рассуждать о перспективе развития среднего профессионального образования можно только четко – представляя риски, которые стоят перед системой СПО. К риску номер один выступающий относит сложившуюся социально-культурную ситуацию. По его мнению, за последние двадцать-тридцать лет произошло резкое падение ценностей труда, деформация всей шкалы профессий:

– Из этого вытекает еще одна особенность, полностью меняющая всю систему культуры в нашей стране, – вузоцентризм. К вузу стремятся родительские амбиции. Когда мы говорим «нанотехнолог», «биотехнолог», «политтехнолог», «системотехник», «психотехнолог» – все это звучит гордо. А когда мы говорим «технолог» – как это звучит?

А потому, констатировал Александр Асмолов, «счеркивание» воспитания в учебных заведениях может привести к уникальным потерям ключевых социокультурных функций начального и среднего профессионального образования. Подсчитано, что сегодня к тридцати восьми годам человек меняет от восьми до двенадцати профессий.

– Планируется ли градация баллов для поступления в вузы и ссузы? Например, проходной балл в вуз может быть 67 из 100 баллов, а в ссуз – от 40 до 60.

Заместитель министра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА:
– Думаю, что мы к этому постепенно идем. В 2009 году в порядке приема имелся пункт о том, что вуз имеет право самостоятельно устанавливать нижнюю границу баллов, нужных для участия в конкурсе по профилирующему предмету. Многие вузы этим воспользовались. В этом году мы дали гораздо большее право. По всем трем предметам вуз может поднять планку для участия в конкурсе. В настоящее время контрольные цифры приема мы устанавливаем вузу с учетом той нижней границы баллов, которую он себе устанавливал. То есть, если учебное заведение принимает абитуриентов с 30 баллами, то контрольные цифры приема мы уменьшаем, поскольку государство не заинтересовано в приеме в вуз абитуриентов с 30 баллами. Если у него нижняя граница – 70, то бюджетные места перетекают, в первую очередь, к нему. Понятно, что лично я против того, чтобы ссузы гнались за вузами, устанавливая проходные 70-80 баллов, хотя, наверное, кто-то и мог бы такую планку установить. Но, думается, нужды в этом нет. Словом, то, что вы предлагаете, мы хотели бы сделать силами самих высших учебных заведений за счет мотивирования их через контрольные цифры приема.

Еще одним слабым местом системы СПО Александр Асмолов считает подготовку по узким операциям, профессиям и специальностям. И выход из этого положения, по его мнению, – в укрупнении специальностей.

– Если бы я попросил Левшу составить бизнес-план по подковыванию блохи, как думаете, он бы его написал? НПО и СПО имеют дело со сверхценным интеллектом – практическим. Только осознание, что вы являетесь ключевым институтом трудовой профессиональной социализации личности, позволит прогнозировать те или иные пути развития и готовить мастеров на все руки, – отметил факт реальной уникальности рабочих профессий выступающий.

Цели и средства

Подводя итоги форума, заместитель министра образования и науки России Исаак Калина отметил, что на самотек пущена тема курсов повышения квалификации директоров ссузов.

– Совершенно не используем эти курсы для формирования понимания, принятия и способности к реализации государственной политики в сфере профессионального образования среди директоров средних специальных учреждений.

Выступающий призвал собравшихся не забывать о том, что перед руководителями ссузов стоят задачи высокого порядка: удовлетворение потребностей личности, общества и государства.

– Мы с вами только инструмент, и поэтому, когда со всероссийской трибуны говорим о проблемах инструмента, не сверяя это с теми задачами, ради которых он создан, поверьте, путаем цель и средства. Пора перестать на первое место ставить средства, забывая зачастую о главных целях.

Однако от себя добавим, что, вернувшись с форума, директор учебного заведения должен будет, вероятно, решить массу локальных задач, прежде чем с удовлетворением вспомнит слова замминистра о высокой цели учебного заведения…

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: НПО, СПО, союз директоров ссузов, с места события, ао-42

Похожие материалы:
Современные тенденции развития профессионального образования России
Интегрированный закон: проблемы и риски
Интервью с Виктором Дёминым
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Союз директоров ссузов России: пути развития
Профессиональные эксперты в образовании
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Объединение систем НПО и СПО
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
Развивая экономику, открывать новые техникумы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#102Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве