Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интегрированный закон: проблемы и риски

Рабочая группа при Комитете по образованию ГД РФ приступила к обсуждению проекта интегрированного закона «Об образовании». В процессе обсуждения был озвучен ряд принципиальных замечаний о ЕГЭ, судьбе НПО и СПО.

Просмотров: 2324

Зоны риска российского образования

Рабочая группа по вопросам совершенствования федерального законодательства в сфере образования при профильном комитете Государственной Думы РФ создана нынешним летом. С началом осенней сессии она приступила к обсуждению проекта интегрированного закона «Об образовании». Впрочем, рабочая группа и создавалась специально для того, чтобы парламентарии получили реальную возможность повлиять на документ, регламентирующий будущее российского образования, пока он не приобрел официальный статус законопроекта. Времени у депутатов и экспертов – в обрез. К парламентским слушаниям по законопроекту, запланированным на 14 октября 2010 года, комитет по образованию и члены созданных при нем экспертных советов намерены через рабочую группу внести в документ все свои замечания и предложения по его совершенствованию.

Не потонуть в частностях

В числе первоочередных задач, которые члены рабочей группы поставили перед собой, было выделение в формирующемся документе направлений или, как выразился вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, «зон риска», требующих обсуждения, переработки или дополнения необходимыми нормами. Поскольку период слушаний неотвратимо приближается, депутаты и представители экспертных советов договорились не обсуждать частности, чтобы «не потонуть» в них. Ведь замечаний экспертные советы, как известно, подготовили и собрали действительно очень много.

В пример успешного депутатского влияния председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий Балыхин привел коллегам опыт работы над поправками к нашумевшему правительственному закону о монетизации льгот, которые ликвидировали нормы, социально защищавшие работников системы образования. Поправок, направленных на сокращение объема льгот, правительство, Минфин и Минэкономразвития предложили около 150. Депутатам удалось отвести 84 такие поправки. Григорий Балыхин призвал коллег вспомнить этот опыт и для начала выработать консолидированную позицию по отношению к проекту закона «Об образовании».

Депутат Олег Смолин, покуда был помянут недобрым словом федеральный закон №122, предложил вновь включить в обсуждаемый законопроект когда-то нивелированные монетизацией нормы. В любом случае, по мнению депутата, в соответствии с известным принципом «не навреди», необходимо сделать так, чтобы новый закон, как минимум, не ухудшил положение ни одного участника образовательного процесса.

Олег Смолин озвучил принципиальные моменты, которые, по его мнению, нужно обсудить в первую очередь. Так, он предложил поставить вопрос о том, будет ли рабочая группа требовать сохранения начального профессионального образования как особой ступени или же согласится с предложением превратить его в профессиональное обучение.

– На мой взгляд, в законопроекте – при всем его, мягко говоря, несовершенстве – есть и очень хорошо прописанные сюжеты, – отметил Олег Смолин. – Например, мне очень понравились статьи, связанные с образованием в области искусства и спорта. Их, как и некоторые другие удачные статьи, можно было бы просто поддержать и проследить, чтобы они не исчезли при дальнейшей работе над документом.

Что предрешило судьбу НПО?

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор Демин предложил проанализировать несколько моментов: о роли и месте начального и среднего профессионального образования, о проблеме экономики образования, которая в законе «прописана» наиболее слабо, без учета тенденций, о качестве образования, о социальных аспектах профобразования.

С подачи Виктора Демина был поднят болезненный вопрос о судьбе НПО и причинах трансформации этого уровня. Эксперты вспомнили, что в соответствии со ст. 43 Конституции РФ в стране «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». НПО в этом списке нет, поэтому выходит, что оно выпадает из контекста Конституции и гарантии на него не распространяются. Судьбу целой ветви профессионального образования решила необходимость привести законодательство в соответствие с Конституцией?

Депутат Олег Смолин предложил свой путь разрешения ситуации:

– Закон запрещает ограничивать установленные Конституцией права, но Конституция и закон не запрещают их расширять. Поэтому совершенно спокойно мы можем прописать в законе то, что начальное профессиональное образование является общедоступным и бесплатным.

Виктор Болотов объяснил перемены с иной точки зрения:

– Реально мотив в другом, если говорить по-честному. По статистике, стандарт полного общего образования был неосваиваемым, поскольку ЕГЭ по математике и русскому языку учащиеся учреждений НПО сдают плохо. Поэтому можно ли говорить о том, что в них реализуется программа полного общего образования? Существовал другой путь решения этого вопроса – при помощи введения вариативности стандартов полного общего образования, о чем представители НПО и СПО говорят давно.

Действительно, имея недостаток часов, отведенных в системе НПО и СПО на программы полного общего образования, можно ли говорить об освоении необходимого объе ма знаний и уровне подготовки, предусмотренных стандартом? С другой стороны, нужно ли это самим ребятам? Нужны ли будущим сантехникам знания об интегралах и производных в том объеме, которого требует полное общее образование? Однако, как в случае дифференциации стандартов полного общего образования быть выпускникам учреждений НПО, если они надумают продолжить обучение в вузе? Без полного среднего образования они не смогут этого сделать.

Право поступать в вуз

По мнению Виктора Болотова, если говорить о том, что все молодые люди, закончившие профессиональные училища, должны иметь право поступать в учреждения более высокого уровня, то существующий Единый государственный экзамен они должны сдавать на уровне, необходимом для поступления в вуз. Сдадут ли они успешно математику и русский язык, если статистика подтверждает обратное?

В России документы об образовании носят двойную функцию, свидетельствуя, во-первых, об освоении уровня образования и, во-вторых, о полученной квалификации. Как рассказал Виктор Болотов, в мире практика выдачи подобных документов об образовании есть, но ее очень немного.

Например, в Германии, Великобритании и США, закончив нижний уровень среднего профессионального образования, студент получает рабочую квалификацию, которая не позволяет ему продолжить обучение в университете. Если он захочет поступить в университет, то должен повысить свой уровень образования доступным ему способом: в вечерней школе, экстернате или каким-то другим образом.

После обсуждения проблемы начального профобразования Григорий Балыхин назвал ее «кричащей» и отметил, что чем раньше позиция думской рабочей группы по ней будет представлена разработчикам законопроекта, тем у нее больше шансов скорее быть разрешенной.

Депутаты и эксперты договорились определить основные проблемы, которые несут в себе риски, крупные блоки «рисков» в разрабатываемом законопроекте. В дальнейшем последует уже детальная работа с этими блоками.

Поправки сделали закопроект стройным

Ко второму чтению в Госдуме проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» получил 163 поправки.

Как известно, закон направлен на совершенствование процедур контроля качества образования, связанных с лицензированием и государственной аккредитацией образовательной деятельности. Предполагается упростить эти административные процедуры и облегчить их применение для заявителей.

Законопроект закрепляет нормы:

  • об использовании электронных средств общениямежду заявителем и административными органами;
  • о формировании федеральной и региональной информационных систем госаккредитации и федеральногореестра документов об образовании, ученых степенях изваниях;
  • об отказе от возмещения заявителем затрат на проведение экспертиз при сохранении госпошлины.

Также законопроект вводит нововведения, среди которых:

  • бессрочная лицензия на образовательную деятельность,
  • продление срока действия свидетельства о госаккредитации до 12 лет;
  • обязательная госаккредитация образовательных учреждений, в которых реализуются ФГОС (за исключением детских садов), независимо от их типов, видов иорганизационно-правовых форм;
  • госаккредитация профессиональных образовательных программ по укрупненным группам направленийподготовки и специальностей, что упростит процедуруоткрытия новых направлений подготовки;
  • возможность общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
  • для обеспечения доступности документы об образовании, ученых степенях и ученых званиях будут подтверждаться в субъектах РФ.

Как считают депутаты, входящие в Комитет ГД РФ по образованию, ко второму чтению законопроект стал более «стройным». Однако к нему поступило 163 поправки. В результате дискуссии, депутаты приняли 117 поправок и отклонили – 46. Большинство принятых поправок носит юридико-технический, лингвистический и уточняющий характер.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: комитет по образованию ГД РФ, ЕГЭ, НПО, СПО, закон об образовании, с места события, ао-41

Похожие материалы:
Качество образования: гаранты и гарантии
Закон об образовании: согласие и согласованность
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Закон об образовании: время отклика
Судьба проекта интегрированного закона
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Закончен год, законотворчество продолжается
Объединение систем НПО и СПО
Госдума РФ: точка невозврата пройдена
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
IV форум по развитию НСК в России проходит в Москве
Четвертый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» проводится под эгидой...
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году...
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
В Центре технологической поддержки образования, действующего в лаборатории цифрового производства...
В Московской школе управления СКОЛКОВО стартовал курс «Школа ректоров 16: управление трансформацией университета».
В Московской школе управления СКОЛКОВО стартовал курс «Школа ректоров 16: управление...
НГАСУ (Сибстрин) подписал договор о сотрудничестве с министерством природных ресурсов и экологии и организацией ЭКА (г. Москва)
Новосибирский государственный архитектурный университет (Сибстрин) подписал договор о...
Из журнала
#98Студенческая оценка качества образования
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#100Исполнилось пять лет с момента принятия нового закона об образовании
Информационная лента
09:27Студент ВИТИ НИЯУ МИФИ стал победителем выставки проектов на кубке Клуба робототехники
09:24Эксперты WorldSkills СевГУ и AtomSkills 2018 обменялись опытом в Екатеринбурге
09:21РЭУ им. Г.В. Плеханова подписал соглашение о сотрудничестве с агентством SPORTS FIELD
09:12Бизнес-игра по трансферу технологий в рамках V Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес»
11:03В БАГСУ обсудили механизмы нейтрализации коррупции