Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Судьба проекта интегрированного закона

На очередном заседании Комитета по образованию ГД РФ проходило обсуждение концепции проекта интегрированного закона об образовании, совершенствования процедуры ЕГЭ, увеличение сроков обучения в аспирантуре.

28.09.2010
Просмотров: 1592

Судьба «проекта законопроекта»

Первое после летних каникул заседание комитета Государственной Думы РФ по образованию прошло в перерыве пленарного заседания, поэтому было четко регламентировано по времени. Несмотря на это, депутаты успели по существу обсудить несколько вопросов, которые уже спустя пару дней были рассмотрены российским парламентом в первом чтении.

Рассмотрение начнется весной

Председатель комитета Григорий Балыхин начал заседание с рассказа о том, что в Министерстве образования и науки РФ готовятся к намеченным на 14 октября парламентским слушаниям по проекту нового интегрированного закона об образовании. Как и предшествующие слушания, организатором которых выступил комитет по образованию, октябрьские планируется провести в режиме видеоконференции – с трансляцией в регионы и обратной связью с рядом из них. А это, по словам депутата Балыхина, означает, что в слушаниях сможет принять участие порядка 5-6 тыс. человек. Сколько поступит замечаний и рекомендаций от такого количества участников, пока остается только догадываться.

Накануне заседания Григорий Балыхин встречался со статс-секретарем – заместителем министра образования и науки РФ Иваном Лобановым, сообщившим, что рабочая группа по законопроекту обработала порядка 400 замечаний и предложений, поступивших в Минобрнауки через Интернет. Стало известно и о планах министерства по работе над означенным выше важным законопроектом: его планируется внести на рассмотрение в Правительство РФ в декабре нынешнего года, в течение думской осенней сессии должны пройти запланированные парламентские слушания и обсуждения, в том числе в Российском союзе ректоров и Общественной палате РФ. По предположению Г.А. Балыхина, на рассмотрение парламентского комитета по образованию законопроект поступит только в весеннюю сессию 2011 года.

Пока же многообещающий законодательный акт существует лишь в виде «проекта законопроекта», поэтому система образования живет по действующим старым законам, которые продолжают, не взирая на их предрешенную судьбу, модернизироваться и изменяться.

Экзаменационная тайна

Одним из главных в повестке сентябрьского заседания комитета ГД по образованию стало рассмотрение изменений в законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования Единого государственного экзамена.

Законопроект, внесенный правительством еще в июне, должен упорядочить процедуры организации и проведения ЕГЭ. Так, правительство предлагает признать контрольные измерительные материалы госэкзамена (так называемые КИМы) конфиденциальной информацией, что потребует организации соответствующих мероприятий по их защите. Законопроект устанавливает, что содержание КИМов не подлежит разглашению, а все причастные к организации и проведению экзамена обязаны исключить несанкционированный, в том числе случайный, доступ к конфиденциальной информации. Обязательство можно считать невыполненным, если данные будут уничтожены, изменены, блокированы, скопированы, распространены и подвергнуты другим несанкционированным действиям.

Также законопроект разграничивает полномочия РФ и ее субъектов при проведении ЕГЭ, устанавливая норму, согласно которой за пределами нашей страны его будет проводить Рособрнадзор, и вводя институт общественных наблюдателей.

Кроме того, проект предусматривает изменения в законодательных нормах, которые регулируют прием и зачисление в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию. Эти нормы планируется распространить вообще на все лицензированные образовательные учреждения вне зависимости от наличия госаккредитации.

Мобильники повышают результативность

В законопроект не попали предложения Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ, которые ограничивали использование технических средств получения внешней информации: в первую очередь, мобильных телефонов. К сожалению, нередко школьники перед сдачей ЕГЭ бросают силы не столько на максимально качественную подготовку к экзаменам, сколько стараются призвать на помощь все доступные им средства. И в попытках улучшить проходной балл мобильник обычно первый друг.

Как пояснил на заседании комитета Григорий Балыхин, норма об ограничении использования мобильных телефонов на экзамене не вошла в законопроект, поскольку Минобрнауки планировало принять ее своим приказом. Он даже был подготовлен и направлен в Минюст, но не прошел регистрацию. Поэтому норма о технических средствах на ЕГЭ, как предположил депутат, будет готовиться ко второму чтению.

Возможно, ко второму чтению законопроекта будут сформулированы и другие поправки, озвученные членами комитета. Например, Гаджимет Сафаралиев предложил не ограничивать граждан одной попыткой сдачи ЕГЭ. Его идею поддержала Ирина Роднина, приведя в пример систему образования США, где экзамен разрешается сдавать неоднократно, начиная с 9 класса, и при поступлении в учебное заведение можно предоставить лучший результат. Предложение депутата Сафаралиева получило поддержку и со стороны Олега Смолина, который традиционно выступает против проведения ЕГЭ в «тестоподобной форме».

Спонтанно перейдя к анализу форм проведения ЕГЭ, депутаты обсуждали возможность введения элементов устного экзамена, в частности, по предметам «История» и «Обществознание». По словам Олега Смолина, на одном из заседаний рабочей группы, созданной по поручению президентской комиссии, такое положение принято не было. Как считает депутат, эта мера была бы правильной, поскольку на устном экзамене не спишешь и не угадаешь правильный ответ. Рабочая группа приняла лишь рекомендации по возвращению элементов устного экзамена в ЕГЭ по иностранному языку.

– Один из компромиссов между сторонниками и противниками ЕГЭ мог бы сводиться к следующему, – предложил депутат Смолин. – Элементы устного экзамена, которые уже рекомендованы для «Иностранного языка», нужно принять также для «Истории» и «Обществознания», а опыт «Математики», исключающий отупляющую часть «а», использовать для «Физики», «Химии» и «Биологии». Это значительно улучшило бы систему Единого госэкзамена.

Но пока это всего лишь инициативы депутатов, которым, возможно, и предстоит стать поправками к закону «Об образовании». Уже имеющиеся в законопроекте о ЕГЭ поправки большинство депутатов думского комитета по образованию поддержало.

Несколькими днями позднее проект федерального закона был принят на пленарном заседании Думы в первом чтении.

Следующий проект, не первый раз рассматривавшийся на заседании комитета по образованию, не получил поддержки большинства депутатов. Он касается изменений в ст. 12 закона РФ «Об образовании» в части расширения типов образовательных учреждений и включения в них кадетских корпусов. Как отметили законодатели, это был уже четвертый по счету подобный проект. И, в очередной раз, в обособленности кадетским корпусам комитет по образованию отказал.

Помощь по адресу?

Неоднозначную реакцию депутатов вызвало обсуждение законопроекта, вносящего изменения в закон «Об образовании» в части предоставления субъектам РФ права самостоятельно определять размеры компенсации родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Надо сказать, такая компенсация выплачивалась за счет софинансирования федерального и региональных бюджетов с начала 2007 года.

Как пояснила депутат Екатерина Кузьмичева, законопроект предусматривает две основные позиции. Во-первых, он закрепляет право за субъектом РФ самостоятельно устанавливать размер этой компенсации, однако не ниже ранее предусмотренного – 20 процентов на одного ребенка, 50 – на второго, на третьего и последующих – 70. То есть, регионы могут теперь, при наличии желания и возможностей, увеличивать размер компенсации.

Во-вторых, из закона исключается норма о софинансировании этих расходов федеральным и региональным бюджетами. Теперь право выплачивать компенсации родителям детсадовцев возложено на регионы. Кстати, в бюджете на 2010 год и плановом бюджете на 2011-2012 годы ныне уже не предусмотрено финансирование этих расходов федеральным центром.

Проект, обсуждавшийся в субъектах, получил в большинстве из них поддержку. Более того, как отметил впоследствии на пленарном заседании статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Иван Лобанов, такое предложение было получено от регионов в 2009 году. Инициативные субъекты даже были перечислены на пленарном заседании Думы: это Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский и Камчатский края, Калининградская, Вологодская, Курская, Мурманская, Новгородская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Они направили в Минобрнауки предложения по предоставлению субъектам России права самостоятельно определять уровень компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Регионы руководствовались благими намерениями, в том числе, желанием достичь большей адресности этих мер социальной поддержки.

Иван Лобанов подчеркнул, что дотации из федерального бюджета на эти цели в субъекты направлялись и ранее. Но, по статистике, за 2007 и 2008 годы регионы не выбирали порядка 800-900 млн рублей ежегодно по этой статье. А в прошлом году неизрасходованных средств на эти статьи набралось порядка 1 млрд рублей.

– Форма финансирования материальной компенсации переводится в другую плоскость, – разъяснил позицию правительства Иван Лобанов. – В этом случае помощь будет направляться в виде дотаций по обеспечению сбалансированности бюджетов. В частности, по этой статье за 2010 год было в субъекты направлено порядка 58 млрд рублей, из них 12,3 млрд субъекты использовали как раз на выплату компенсаций. Гарантирующая норма остается в законе, и родители детей не пострадают. Свою точку зрения на законопроект депутат Олег Смолин высказал как коллегам по комитету по образованию, так и на пленарном заседании Госдумы:

– На мой взгляд, Российская Федерация в последнее время вообще ведет неправильную политику по поводу сохранения или несохранения единого социального и политического пространства в нашей стране. Сбрасываются социальные обязательства в регионы, а финансы стягиваются в центр. Полагаю, что подобная политика приводит к крайнему неравенству возможностей, в том числе образовательных. Могу привести цифры, говорящие о том, что расходы на образование одного ребенка отличаются в десять раз в разных регионах России. Мы полагаем, что право на образование не должно зависеть от того, в каком регионе посчастливилось или, напротив, не посчастливилось родиться ребенку.

Большинство членов комитета по образованию поддержало законопроект, который спустя несколько дней был принят Государственной Думой в первом чтении. За него проголосовали 353 депутата (78,4 процента), против – 95 (21,1 процента). «Единая Россия» и ЛДПР практически в полном составе выступили в поддержку законопроекта, по 100 процентов голосов против него отдали думские фракции КПРФ и «Справедливая Россия».

Учиться в аспирантуре придется дольше

Правительственный законопроект об увеличении сроков обучения в аспирантуре Комитетом Госдумы по образованию направлен в рассылку по регионам, чтобы региональные парламентарии могли высказать свое мнение. Предусматривается увеличение срока обучения в аспирантуре по техническим и естественнонаучным специальностям: по дневной форме – до четырех лет, по заочной – до пяти. Сегодня в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных вузов, образовательных учреждений ДПО, а также научных организаций учатся три года очно и четыре – заочно.

Как считают в правительстве, эта мера позволит повысить не только эффективность подготовки аспирантов по техническим и естественнонаучным специальностям, но и качество их диссертаций. Кстати, по статистике 2009 года, успешно защитили диссертацию по специальностям технической и естественной отраслей наук не более 25 процентов аспирантов. И этот показатель, как правило, ниже, чем по специальностям гуманитарного профиля.

Вполне естественно, что «гуманитариям» и «технарям» необходимо затратить разные усилия для проведения диссертационных исследований. По специальностям технических и естественных отраслей наук полученные результаты обязательно должны быть подтверждены экспериментально. А для проведения эксперимента зачастую требуется не только покупка дорогого оборудования, но и его разработка самим исследователем. Увеличение сроков обучения в аспирантуре для «технарей» обусловлено еще и тем, что результаты их диссертационных исследований должны, как правило, пройти апробацию и внедрение. Соответственно, и времени исследователям нужно больше.

Как полагают в правительстве, увеличение сроков обучения в аспирантуре может коснуться ряда востребованных экономикой страны специальностей, в соответствии с критическими технологиями РФ, перечень которых утверждает глава государства. Более долгосрочными относительно периода обучения могут стать специальности, связанные с экспериментальной деятельностью, результаты исследований по которым имеют широкий спектр применения (в частности, для создания и применения критических технологий: например, физика плазмы, лазерная физика, биотехнологии и другие), а также связанные с разработкой и созданием приборов, установок, систем, необходимых для создания и развития критических технологий и внедрения их в производство высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).

Члены комитета Государственной Думы по образованию направили этот законопроект в субъекты РФ. Сами же они его рассмотрят уже с учетом мнений, поступивших из регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аспирантура, ЕГЭ, закон об образовании, комитет по образованию ГД РФ, с места события, ао-41

Похожие материалы:
Обсуждение проекта закона об образовании
Госдума РФ: точка невозврата пройдена
Закон об образовании: время отклика
Госдума: итоги года
Качество образования: гаранты и гарантии
Круглые столы по педагогической тематике
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
Закон об образовании: согласие и согласованность
Профессионализм - "пропуск" учителя в школу
Интегрированный закон: проблемы и риски

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#83Учитель – профессия подвижническая
#88Сиротский вопрос
#83Новые технологии оценки качества образования
#89Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
#84Новая повестка аграрного образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники