Образование на Ямале: влияние культурных традицийЯмало-Ненецкий АО – поликультурный регион. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа, который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры. Просмотров: 2866
Большое культурное пространство Ямала
Ямало-Ненецкий автономный округ – поликультурный регион. На его территории проживают ненцы, кето, ханты, селькупы, веками создававшие свою культурную среду с уникальным северным колоритом. Однако под длительным влиянием представителей других народностей многие дети сегодня порой плохо знают свой родной язык, отходят от традиций и обычаев предков. В связи с этим перед педагогическим коллективом Ямальского многопрофильного колледжа (ЯМК), который готовит кадры в области культуры и искусства для регионов Крайнего Севера, кроме образовательных и воспитательных направлений, стоит актуальная задача сохранения и развития традиционной культуры. Основные разделы и темы учебных программ ориентированы на освоение студентами конкретной специализации при адаптировании профессиональных знаний к условиям культурного пространства Ямала. Так, по курсам «История родного края», «Литература народов Севера», дисциплинам общеобразовательного и общепрофессионального циклов введено системное изучение краеведческого материала. Это позволяет студентам младших курсов окунуться в историческую ситуацию, найти связь между событиями прошлого и современностью. Приобщение студентов к историческим и культурным истокам жизни народов Ямала происходит на занятиях по дисциплинам «Праздники Севера», «Северный танец», «Фольклорные традиции народов Севера». Примерная тематика курсовых работ – «Праздники народа ханты», «Обряды лесных ненцев», «Особенности исполнения фольклорной ненецкой песни», «Этнографические основы северного танца». Краеведение вполне справедливо рассматривается как одно из замечательных средств воспитания гражданственности и патриотизма. В колледже ведется работа по созданию краеведческого фонда. Для развития творческих способностей, формирования активной гражданской позиции создано студенческое научно-исследовательское общество «Импульс». Большинство учащихся специальностей сферы культуры с успехом занимается в творческих коллективах колледжа. Оркестр народных инструментов под руководством заслуженного работника культуры А.И. Пустоселова отмечает в этом году свое тридцатипятилетие. Значительное место в творческой деятельности оркестра занимает работа по сохранению и пропаганде музыкальной и песенной культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Коллектив стал замечательной школой по подготовке музыкантов и солистов-вокалистов. Так, увлечение традиционной национальной песней выпускницы колледжа Людмилы Дибиковой переросло в профессиональное изучение фольклора и создание ансамбля селькупской национальной песни «Ялэмдад». Более десяти лет действует хореографический ансамбль колледжа «Дивертисмент». Его руководители С.А. Бекина и Ф.Ф. Нуритдинов большое внимание уделяют этнической тематике постановок. Например, на международном фестивале «Балатон – искусство – молодость» (Венгрия) высокую оценку жюри получила сюита «Ритмы тундры» (музыка С. Няруя). Стремление к сохранению подлинно народных танцевальных традиций привело к созданию в колледже национального ансамбля северного танца «Хаереко». Студенты-солисты этих творческих коллективов, выпускники колледжа, ежегодно пополняют состав прославленного ямальского профессионального национального ансамбля «Сыра-Сэв». С 1975 года осуществляется подготовка художников по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы». На основе изучения национальных традиций работы с мехом, сукном, бисером, освоения традиционных технологий резьбы по дереву и кости оттачивается техника будущих мастеров, формируется их художественное видение, происходит становление творческой индивидуальности молодого художника. Студенты с успехом участвовали в международных проектах, подобных, например, канадско-российскому «Ямал – Северные территории Канады». Стоит отметить, что работы и признанных ямальских мастеров, и начинающих художников в первую очередь объединяет стремление сохранять и развивать самобытные традиции изобразительного искусства народов Севера, которые присущи только нашему региону. Например, косторезные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа отличаются от косторезных промыслов города Тобольска Тюменской области, Чувашии, Удмуртии и Чукотского автономного округа. Введение национального компонента в систему обучения и воспитания – это не обращение в прошлое, не консервация его, а один из путей развития национальной культуры. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|