Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новое качество экономического образования

Одним из направлений интеграции российского образования является активное межвузовское взаимодействие в системе Шанхайской организации сотрудничества. Алтайский государственный университет взял курс на преобразование в евразийский вуз, ориентированный на подготовку кадров как для РФ, так и для стран ШОС.

28.11.2014
Просмотров: 13
Е.Е. ШВАКОВ, директор международного института экономики, менеджмента и информационных систем Алтайского государственного университета (г. Барнаул), доктор экономических наук

Алтайский государственный университет ориентирован на подготовку кадров как для России, так и для стран ШОС

В современных условиях система образования Российской Федерации активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Российские образовательные программы формируются в соответствии с критериями европейского образования, динамично реализуются проекты академического взаимодействия между вузами России и иностранными вузами-партнерами (программы двух дипломов, академические обмены и прочие). Одним из направлений интеграции российского образования является активное межвузовское взаимодействие в системе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Особенно актуально это направление деятельности для вузов, расположенных в азиатской части России. Не является исключением и Алтайский государственный университет (АлтГУ), который взял курс на преобразование в евразийский вуз, ориентированный на подготовку кадров как для РФ, так и для стран ШОС. Реализация указанной стратегии предусматривает новые подходы к формированию образовательных программ – с учетом потребностей обучающихся из стран ШОС.

Одним из направлений деятельности АлтГУ по созданию евразийского образовательного пространства стало формирование нового качества экономического образования1. В соответствии с этим экономический факультет университета в декабре 2008 года был преобразован в международный институт экономики, менеджмента и информационных систем (МИЭМИС).

Основой формирования нового качества экономического образования в АлтГУ являются ведущие позиции МИЭМИС как центра экономического образования и науки на Алтае и в сопредельных территориях стран ШОС, а также последовательная реализация стратегии университета по созданию единого евразийского образовательного пространства. На сегодняшний день МИЭМИС обладает мощными ресурсами: это развитая образовательная структура (11 кафедр экономического профиля), разнообразие реализуемых образовательных программ (7 направлений подготовки бакалавров, 1 специальность, 6 направлений подготовки магистров, аспирантура), высокое качество кадрового потенциала. Все названные факторы определяют активную заинтересованность вузов-партнеров из стран ШОС во взаимодействии с МИЭМИС, а также обуславливают высокий интерес населения РФ и стран ШОС, за исключением Китая, к получению экономического образования именно в Алтайском государственном университете.

Таблица 1.
Контингент студентов, обучающихся в МИЭМИС АлтГУ

В настоящее время экономическое образование в Алтайском государственном университете получают около 2,5 тыс. человек. Это значительно превышает число студентов в других вузах Алтайского края, реализующих образовательные программы экономического профиля.

Таблица 2.
Контингент студентов из стран ШОС, обучающихся в МИЭМИС АлтГУ

В анализируемый период существенно увеличился – более чем в 3 раза – контингент студентов из стран ШОС.

В текущем учебном году численность студентов из стран ШОС, получающих экономическое образование в МИЭМИС, достигла 75 человек. При этом по итогам приемной кампании 2014 года было зачислено около 40 человек.

Таблица 3.
Количество студентов из стран ШОС, поступивших в МИЭМИС АлтГУ в 2014 году

Основная масса студентов из стран ШОС получает экономическое образование впервые. На программы бакалавриата зачислено 30 человек. В текущем учебном году впервые среди магистрантов и аспирантов АлтГУ, получающих экономическое образование, появились обучающиеся из стран ШОС.

Таблица 4.
Доля студентов из стран ШОС, поступивших в МИЭМИС АлтГУ в 2014 году (процент от общего числа принятых)

В процентном соотношении доля абитуриентов из стран ШОС, зачисленных в МИЭМИС в 2014 году на обучение по программам бакалавриата и специалитета, составила 8,5 процента, магистратуры – 6,7 процента, аспирантуры – около 14.

Для привлечения молодых людей из стран ШОС образовательные программы МИЭМИС формируются с учетом особых потребностей иностранных студентов. К числу таких программ относятся, в частности, программы магистратуры «Экономика азиатских рынков» и «Международная экономика».

Взаимодействие МИЭМИС АлтГУ с вузами-партнерами из стран ШОС реализуется также по линии академических обменов. Например, программы академического обмена в АлтГУ реализуются с такими вузами-партнерами, как Северо-Восточный университет (г. Шэньян, Китай, в 2013 и 2014 годах – по 5 студентов), Восточно-Казахстанский государственный университет им. Сарсена Аманжолова (г. Усть-Каменогорск, Казахстан, в 2014 году – 5 студентов) и Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет (г. Семей, Казахстан, в 2014 году – 7 студентов).

Взаимодействие с Северо-Восточным университетом предусматривает направление студентов МИЭМИС в Китай с целью изучения китайского языка. В настоящее время прошли обучение в этой стране 10 человек.

Практика двух лет сотрудничества с вузом из Китая позволяет сделать ряд практических выводов. Подавляющее число студентов МИЭМИС не осознает или не признает ценность образования, получаемого в иностранном вузе. Обстоятельством, которое также существенно ограничивает контингент студентов, проходящих обучение в иностранном вузе, выступают высокие затраты на получение образования. Несмотря на то что обучение в Китае осуществляется на безвозмездной основе, расходы по содержанию студентов за пределами России превышают возможности их семей.

Взаимодействие с вузами Казахстана направлено в первую очередь на прием казахских студентов для освоения части образовательной программы в АлтГУ. В текущем году МИЭМИС принял более 10 магистрантов из двух вузов Казахстана для прохождения стажировок, программы которых были сформированы с учетом запросов обучающихся. Казахскими студентами был прослушан курс по организации научно-исследовательской работы магистрантов, ее особенностях и отличиях от научно-исследовательской работы бакалавров. Обязательным элементом стажировок является работа в научной библиотеке АлтГУ и последующая подготовка научных статей по проблематике, разрабатываемой магистрантами. Все статьи, подготовленные студентами из Казахстана, были опубликованы в сборниках научно-исследовательских работ преподавателей, студентов и аспирантов МИЭМИС.

Следует признать, что все вышеперечисленное характеризует начальный этап создания единого образовательного пространства стран ШОС. Существенную лепту в его формирование может внести Алтайский государственный университет.

Опыт деятельности показывает, что перспективными направлениями сотрудничества АлтГУ и вузов-партнеров сопредельных территорий стран ШОС в области экономического образования с позиций формирования единого евразийского образовательного пространства следует признать следующие:

  • стажировки на базе АлтГУ иностранных студентов;
  • обмен профессорско-преподавательским составом;
  • реализация совместных научно-образовательных проектов;
  • подготовка научно-педагогических кадров.

Часть из названных направлений сотрудничества уже апробирована и успешно реализуется, другим следует придать дополнительный импульс. Однако важным результатом их внедрения необходимо признать сближение образовательных систем высшего образования стран ШОС и их развитие на основе синергетического эффекта.

1 В №75 «АО» (ноябрь, 2014) опубликована статья авторов АлтГУ Е.С. Аничкина и М.А. Костенко «В координатах евразийского образовательного пространства».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, тенденции, алтайский государственный университет, международное сотрудничество, экономическое образование

Похожие материалы:
Состоялось заседание Совета Азиатского экспертно-аналитического центра АлтГУ
Географы на Международном конгрессе по геоморфологии в Париже
Образование без границ в Уфе
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
В Барнауле готовятся к международному образовательному форуму «Алтай-Азия 2014»
Включение АлтГУ в университет ШОС меняет представление китайцев об Алтайском крае
АлтГУ налаживает сотрудничество с Университетом Аляски
Обучение за рубежом по квотам Министерства образования РФ
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Поколение учащихся за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
#86Экспертное мнение
#87Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
#89Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
#86Паспорт региона: Новосибирская область
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники