Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Перспективы развития экономического образования

Демократизация образования в России, потребность в повышении его качества и ряд других актуальных трендов современного этапа диктуют необходимость пересмотра отношения ко всем сегментам профессионального образования.

18.04.2017
Просмотров: 22

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Л.И. ЕРОХИНА Л.И. ЕРОХИНА, ректор Поволжского государственного университета сервиса, доктор экономических наук, профессор
О.Н. НАУМОВА О.Н. НАУМОВА, проректор по учебной работе и качеству образования ПВГУС, доктор экономических наук, профессор
А.Н. КАРА А.Н. КАРА, директор института экономики ПВГУС, доктор экономических наук, профессор

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ образования в России, потребность в повышении его качества и ряд других актуальных трендов современного этапа диктуют необходимость пересмотра отношения ко всем сегментам профессионального образования.

Анализ тенденций развития и результатов деятельности ведущих зарубежных вузов позволяет сделать вывод: корреляция между размерами университетов и их местом в общепризнанных мировых рейтингах не очевидна. Можно полагать, что процесс сокращения числа вузов в России в ближайшее время будет упорядочен. Это, несомненно, повысит скорость формирования инновационного мышления и положительно скажется на содержании и качестве профессиональных образовательных программ.

КАК инновационный вуз, призванный задать в промышленном городе вектор постиндустриального развития, был открыт Поволжский государственный университет сервиса в Тольятти Самарской области. Сегодня, отмечая свое тридцатипятилетие, университет демонстрирует обществу не только успешные результаты деятельности, но и многообещающие перспективы дальнейшего роста. Находясь на гребне позитивных преобразований, при формировании и реализации инновационной стратегии ПВГУС опирается на ряд основополагающих принципов. Во-первых, это инвестирование образования с учетом потребности рынка труда не просто в специалистах определенного уровня и направ­ленности, а в человеческом капитале – через фор­мирование у обучающихся компетенций, востребованных обществом. Во-вторых, это мотивация формирования личностных качеств, характеризующих признаки человеческого капитала – достижение определенного уровня образования, овладение профессией, накопление интеллектуального потенциала. В-третьих – достижение определенного соответствия уровня оплаты труда и силы мотивации к персональному росту через формирование компетенций в области развития предпринимательских способностей, креативного и проектного мышления, создание условий для повышения квалификации и переподготовки кадров по востребованным экономикой территории трудовым функциям. В-четвертых, это независимая оценка полученной квалификации и компетентности. И, наконец, создание среды, в которой возможно и формирование, и проявление человеческого капитала, обеспечение образования по критериям требований к знаниям, функциональному содержанию профессиональной деятельности, квалификационному уровню.

Развивая механизмы реализации этих принципов – даже в условиях снижения контрольных цифр приема на направления и специальности экономического профиля, – ПВГУС выдерживает огромную конкуренцию в Самарской области. За весь период деятельности университетом подготовлено более 14 тыс. экономистов. Закономерным результатом ежегодного обновления образовательных программ и их содержания является высокий уровень востребованности выпускников вуза.

Кафедры института экономики ПВГУС находятся в постоянном поиске инновационных решений по разработке новых образовательных программ. Примером тому является развитие в рамках подготовки экономистов профилей в области сервиса жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, менеджмента в туристической сфере, разработки информационных корпоративных систем, управления человеческими ресурсами, экономической эффективностью продуктовых инноваций, предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовки специалистов в области педагогического образования с экономическим профилем и многое другое.

В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг продвижение продукта становится важным фактором успешной деятельности университета. Поэтому ПВГУС апеллирует к самому широкому спектру целевых аудиторий, начиная от учащихся системы основного общего образования до слушателей «третьего возраста». Вуз предлагает участие в таких уникальных проектах, как практический семинар «Старт в бизнес-марафон», выставка «Музей некачественных товаров», мастер-класс по разработке webсайтов и флеш-анимации, деловая игра «Твой путь к экономическому успеху», мастер-класс «Бухгалтерский учет: 3D» и другие.

Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет сделать образовательные услуги ПВГУС более доступными и для иногородних, и совмещающих учебу и работу студентов, и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ИНТЕГРАЦИЯ университета с работодателями – это, прежде всего, многолетняя практика совместной работы над реализуемыми образовательными программами. Если формирование научно-производственно-образовательных кластеров только сейчас обозначено как одно из новых направлений в развитии российских вузов, то ПВГУС уже имеет значительный опыт по созданию и успешному функ­ционированию кластеров в области экономики и управления, причем на российском и международном уровнях.

В рамках реализуемого проекта TEMPUS университет вошел в международный консорциум наряду с университетами Генуи (Италия), Стратклайда (Шотландия), Мальты, Техническим университетом г. Зволена (Словакия), Ассоциацией университетов третьего возраста (Португалия) и другими.

В Тольятти реализуется уникальный проект дополнительного образования для лиц «третьего возраста». На базе института экономики ПВГУС, как регионального вуза, при поддержке гранта Европейского союза TEMPUS создан центр третьего возраста, в котором в 2015 году открылись для слушателей факультеты экономики и права, культуры и прикладного искусства, православной культуры, спорта и здоровья, основ компьютерной грамотности и интернет-коммуникаций.

Именно ПВГУС определен главным организатором-координатором создания в Тольятти туристско-рекреационного кластера.

Следует отметить, что ряд осуществляемых вузом образовательных проектов в области экономики нашел поддержку на уровне Минобрнауки РФ. Например, международная образовательная программа в области прикладной информатики в экономике, реализуемая совместно с Русенским институтом «Ангел Кънчев» (Болгария).

СЕГОДНЯ Поволжский государственный университет сервиса – на пути к определению нового вектора в развитии экономического образования, что продиктовано необходимостью решения многоаспектных задач.

Одна из главных – создание структурных и технологических инноваций в реализуемых основных и дополнительных образовательных программах подготовки экономистов уровней среднего профессионального и высшего образования. Это предусматривает дальнейшее развитие уникальных профилей реализуемых образовательных программ при использовании кросс-предметного подхода к формированию новых компетенций в области экономико-образовательного сервиса. Решение этой задачи позволит ПВГУС заявить новые предложения рынкам образовательных услуг и труда Поволжского региона.

Актуальной является также задача развития современных образовательных технологий, что предусматривает формирование новой технологической среды через развитие электронного обучения, профориентационной работы в различных целевых аудиториях, механизмов вовлеченности родителей в управление образованием детей.

Будут активизированы и меры по развитию научно-образовательной и творческой среды в вузе, эффективной системы дополнительного образования детей. Это связано с необходимостью создания условий для развития мотивации и способностей подрастающего поколения, в том числе детей с особыми потребностями, включая подготовку студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства, сертификации квалификаций выпускников.

В числе важных задач создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики, что предусматривает активное участие кафедр института экономики ПВГУС в профильных кластерах и консорциумах, а также формирование независимой системы оценки качества образования и образовательных результатов, определяя направления развития внутривузовской системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие ГОСТ Р ИСО.

Следует особо отметить, что у коллектива ПВГУС имеется значительный потенциал для решения поставленных задач. В 2011-2015 годах университет признан эффективно развивающимся вузом по результатам мониторинга Мин­обрнауки РФ. Университет занимает достойные места в различных отечественных и мировых рейтинговых системах Webometrics. В частности, среди вузов мира – 9364-е место из 11992, российских вузов – 319-е из 1484, вузов Центральной и Восточной Европы – 822-е из 3179, вузов Европы – 2371-е из 6053, вузов БРИКС – 2365-е из 7300, вузов Евразии – 5879-е из 14788. В международном рейтинге ARES-2016 университет занял 118-е место среди 173 вузов России, номинированных на соответствие европей­ским стандартам преподавания и исследований.

По уровню зарплаты молодых специалистов 2010-2015 годов выпуска, работающих в сфере финансов и экономики, выпускники университета находятся на 15-м месте и вошли в топ-20 вузов России. Образовательные программы в области экономики – «Таможенное дело», «Товароведение», «Торговое дело», «Экономика», «Менеджмент» и другие – признаны лучшими образовательными программами инновационной России периода 2013-2015 годов.

ФОРМИРУЯ модель своего роста, Поволжский государ­ственный университет сервиса определяет новые горизонты экономического образования в соответствии со стратегией социально-экономического развития территорий Поволжского региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, экономическое образование, самарская область, ПВГУС (Тольятти), ао-88, регион

Похожие материалы:
Преемственность в творческом образовании
Паспорт региона: Самарская область
ПВГУС - инструмент развития Самарской области
Поколение учащихся за рубежом
Отвечая требованиям рынка труда
Новое качество экономического образования
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Региональный аспект профессионального образования
Консерватория – часть музыкальной жизни России
Интернационализация в сфере гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#87Информационная открытость – показатель эффективности
#89Инновационная площадка дуального обучения
#87Экспертное мнение
#87Качество образования: формальность и реальность
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны