Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Острый вопрос неформального образования

Рекомендации под названием «Общеевропейские принципы идентификации и валидации неформального и спонтанного обучения» были опубликованы еще в 2004 году. А недавно появился новый документ, способствующий решению острого вопроса на национальном уровне и активизирующий процесс интернационализации в сфере профессионального образования.

28.11.2014
Просмотров: 58
Н.М. АКСЕНОВА, заместитель директора Центра изучения проблем профессионального образования (г. Москва)
А.А. МУРАВЬЕВА, кандидат филологических наук, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования (г. Москва)

Обучение за рамками формального образования является важным фактором для граждан, работодателей и общества в целом.

В Европе в последние годы интерес к этому фактору вырос, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, важностью обучения в течение всей жизни. Во-вторых, наличием Европейской рамки квалификаций, благодаря которой ускорились темпы формирования национальных рамок квалификаций, позволяющих оценивать компетенции и признавать квалификации, которые приобретены вне формального образования. В-третьих, сыграло роль появление понятия «результаты обучения», принятого за основу при разработке образовательных стандартов и программ и при формировании систем оценки и обеспечения качества. И сегодня вопрос валидации (официального признания) неформального и спонтанного обучения является приоритетом практически для всех европейских стран.

Рекомендации под названием «Общеевропейские принципы идентификации и валидации неформального и спонтанного обучения» были опубликованы еще в 2004 году. А недавно появился новый документ, способствующий решению острого вопроса на национальном уровне и активизирующий процесс интернационализации в сфере профессионального образования. Это Европейское руководство по признанию результатов неформального и спонтанного обучения.

Для России вопрос признания неформального обучения столь же актуален, как и для многих других стран. Это объясняется развитием информационных технологий, открывающих перед людьми новые возможности обучения, и непредсказуемостью рынка труда, побуждающей ответственнее относиться к поиску наиболее эффективных путей самореализации и самостоятельно осваивать новые компетенции, чтобы не оказаться невостребованными в профессиональном плане. В нашей стране уже формируются собственные механизмы признания в форме сертификации компетенций и квалификаций, независимо от того, как они были освоены – в рамках формального образования или за его пределами. Развитию этих механизмов способствуют профессиональные стандарты, которые разрабатываются во многих областях профессиональной деятельности.

Однако полномасштабному признанию компетенций и квалификаций препятствует отсутствие современного классификатора рынка труда, сопрягающего профессиональные и образовательные стандарты, национальной рамки квалификаций, содержащей системное и структурированное описание квалификаций по видам и уровням профессиональной деятельности, а также отсутствие типологии сертификатов (документов о признании), которые бы соответствовали различным квалификациям.

Народный университет (Volkshochschule) – модель неформального образования, которая хорошо прижилась в Германии. Конечно, название «университет» условное, Volkshochschule не является высшим учебным заведением. Это своего рода образовательно-культурный центр, где работают курсы различной тематики – профессионально ориентированные, культурные, языковые, досуговые.

Учиться в народном университете и получать знания в интересующей области может каждый после шестнадцати лет. Для работающих есть вечерние курсы. Учеба платная, но цены невысокие.

По некоторым данным, в стране насчитывается около тысячи народных университетов (без учета филиалов), которые не только удовлетворяют образовательные потребности, но также учат людей совместной жизни в обществе и совместному решению возникающих проблем.

Основной контингент обучающихся – люди среднего и пожилого возраста. Как показывает статистика, наибольшей популярностью пользуются курсы, связанные со здоровым образом жизни, затем – языковые, и связанные с культурой и ремеслами.

В этой связи целесообразно обратиться к зарубежному опыту. Недавно в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Интернационализация профессионального образования», организованная по инициативе Минобрнауки РФ при содействии Международной ассоциации профессионального образования. Ключевой вопрос, который обсуждали ее участники, – признание неформального и ранее полученного образования. На конференции был представлен опыт Финляндии и Австралии, вызвавший большой интерес

Обе страны, а также Бельгия, Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания имеют стратегии и практики, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты неформального обучения, рамки и правовые структуры, поддерживающие процедуры признания, и используют признание как инструмент поддержки обучения в течение всей жизни. Во всех секторах (государственном, частном и третьем) разработаны и применяются необходимые для этого методы.

В Финляндии право граждан на получение признания и подтверждение неформального обучения – которое, как и в Австралии, называется «ранее полученное обучение», – в большинстве образовательных областей предусматривается законодательно. Это позволяет сократить длительность обучения, избежать повтора курсов, а значит – оптимизировать расходы. С 2006 года в стране проводится так называемая демонстрация умений (независимо от того, где они были освоены), по результатам которой присваиваются все квалификации как взрослым, так и в системе профессионального образования и обучения. Следует подчеркнуть, что в Финляндии признание неформального обучения осуществляется при отсутствии официально утвержденной рамки квалификаций, так как там все квалификации традиционно основаны на компетенциях, определенных совместно с субъектами сферы труда.

Требования к квалификациям устанавливаются Национальным советом по образованию. В них описаны профессиональные модули и необходимые умения, а также критерии оценки. Квалификационная структура пересматривается в соответствии с изменениями на рынке труда.

В сфере непрерывного профессионального образования четко различаются три уровня квалификаций, описание которых сведено в каталог: 52 начальные профессиональные квалификации, свыше 300 – повышенного уровня и квалификации специалистов. При проведении оценки квалификаций, основанных на компетенциях, важную роль играет опыт обучения на рабочем месте. В планировании и использовании процедур признания большую роль играют субъекты труда.

Вузы в Финляндии тоже имеют право осуществлять признание неформального и спонтанного обучения. По традиции в этой области наиболее активны педагогические факультеты. Так, в университете Лапландии студенты, изучающие педагогику, освобождаются от ряда занятий, если есть доказательства, что соответствующие компетенции у них уже имеются. Процедура признания также включает демонстрацию профессиональных умений в ходе выполнения соответствующих практических заданий.

Хотя оценка компетенций не предполагает наличие у кандидата формального обучения, многие проходят подготовительный курс, в рамках которого совершенствуют профессиональные умения, освоенные в процессе трудовой деятельности. Оценка проводится экзаменационной комиссией, в которую входят представители работодателей, работников и преподавателей. Методы оценки в основном качественные. Помимо этого, комиссия учитывает результаты самооценки. Окончательное решение о присвоении квалификации принимает Национальный комитет по квалификациям. Если решение отрицательное, для кандидата определяется набор модулей, который необходимо освоить дополнительно.

Под эгидой Национального комитета действуют отраслевые квалификационные комитеты, которые контролируют проведение практических экзаменов по демонстрации компетенций и выдают сертификаты, подтверждающие квалификации. Члены комитетов состоят из экспертов в каждой области профессиональной деятельности.

Популярность практических экзаменов по демонстрации компетенций растет с каждым годом.

В Австралии ситуация несколько иная – там существует национальная рамка квалификаций, которая охватывает все квалификации профессионального и высшего образования. Хорошо подготовленные оценщики определяют, чему научился человек во время предыдущего обучения, трудовой деятельности или просто в течение жизни и как результаты этого обучения коррелируют с официальной квалификацией, на которую он претендует. Методы оценки включают собеседование, наблюдение за выполнением работы в реальной или имитационной трудовой среде. При вынесении решения учитываются документы, предоставляемые третьими лицами, статьи, описание участия в проектах и образцы произведенной продукции, подтверждающие результаты обучения в рамках конкретной квалификации, а также портфолио.

Если демонстрируемые результаты не соответствуют требованиям к полной квалификации, человеку может быть предложена индивидуальная программа обучения.

В любом профессиональном колледже умения каждого принятого на обучение оцениваются в обязательном порядке. Признание ранее полученного обучения используется учебными заведениями для индивидуализации программ и повышения мотивации студентов к их освоению. Этот процесс является частью системы обеспечения качества.

Оценочные материалы создаются в несколько этапов, которые включают:

  • разработку новой единицы компетенции (модуля), оценочных инструментов, критериев оценки;
  • проведение внутренней валидации этой разработки;
  • доведение ее до исполнителей;
  • проведение внешней оценки разработки;
  • доработку учебных и оценочных материалов по результатам внешней экспертизы.

Как правило, каждый австралийский колледж проводит в месяц от 50 до 200 процедур оценки ранее полученного обучения.

В целом процесс признания в Австралии сложный и требует как наличия качественного инструментария, так и соответствующих компетенций у лиц, проводящих оценку. Особое внимание уделяется объективности и достоверности оценки.

На конференции отмечено, что признание неформального обучения крайне важно для развития общества и экономики в целом, так как способствует снижению уровня безработицы, обеспечивает равный доступ к получению квалификаций, а также играет положительную роль в устранении несоответствия спроса и предложения умений на рынке труда. Но надо иметь в виду, что процедуры признания должны быть качественными, а для этого нужны четкие профессиональные квалификации, основанные на компетенциях и объединенные в рамку.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, тенденции, качество образования, дополнительное образование

Похожие материалы:
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Особенности организации системы ДПО в вузе
Мотивация к обучению в студенческой среде
Российским гражданам – достойное образование (продолжение)
Повышение качества предоставляемых услуг
Развитие форм оценки качества образования
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Образование взрослых как государственная политика
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Приемная кампания - 2013: получить хорошее образование или профессию?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (102) 2018

Равны ли государственные и частные вузы? С чего начинается любовь к профессии? Свидетельствуют ли проблемы с трудоустройством о недостатках обучения? И, наконец, во имя чего «мы учим»? О совести, благородстве, достоинстве, свободе и целеполагании образования читайте в новом номер «АО».
Анонс журнала

Популярные статьи
Лидеры ДПО награждены на «Пастуховских чтениях»
Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером Всероссийской...
Из журнала
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#93Социальный резонанс дуальной модели
#91Потенциал Чувашского государственного университета
#92Музыкальное образование для взрослых
#91Дополнительное образование детей
Информационная лента
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков