Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая повестка аграрного образования

Что, с точки зрения научно-педагогического сообщества, в сфере отраслевого образования требует серьезного пересмотра? Об этом рассказывает заместитель генерального директора ассоциации «Агрообразование» Надежда СКОРОХОДОВА.

Просмотров: 433

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Надежда СКОРОХОДОВА «АПК остро нуждается в инновационных прорывах, и, чтобы обеспечить их, нужно пересматривать всю систему подготовки кадров для отрасли». Примерно такой посыл звучал во время экспертно-стратегической сессии «Научно-технологическое развитие агропромышленного комплекса и новая повестка аграрного образования» главного аграрного форума страны «Золотая осень – 2015».

Эту повестку должна задать Стратегия развития аграрного образования России с горизонтом до 2030 года – программный документ, для подготовки которого в ноябре 2014 года была сформирована рабочая группа, куда вошли представители профильного министерства, работодателей, сферы отраслевого образования.

Что же, с точки зрения самого научно-педагогического сообщества, в сфере отраслевого образования требует серьезного пересмотра? Об этом в интервью нашему журналу рассказывает член рабочей группы, заместитель генерального директора ассоциации «Агрообразование», кандидат сельско­хозяйственных наук, доцент Надежда СКОРОХОДОВА.

– Надежда Викторовна, аграрии шлют сигнал – без соответ­ствующего кадрового обеспечения сделать инновационный прорыв отрасли они не смогут. А что на сегодняшний день представляет собой система агрообразования?

– Наличие квалифицированных специалистов действительно является ключевым условием развития агропромышленного комплекса России.

Потенциал отечественной системы кадрового обеспечения АПК значителен. Приведу лишь некоторые данные. Система аграрного образования – самая крупная среди отраслевых систем подготовки кадров. Она включает 55 вузов: 30 аграрных университетов, 24 сельскохозяйственные академии, 1 сельскохозяйственный институт, – расположенных в 51 субъекте Россий­ской Федерации. В 29 вузах, подведомственных Минобрнауки РФ, имеются сельскохозяйственные факультеты, где осуществляется подготовка кадров по специальностям и направлениям аграрного профиля. Система сельскохозяй­ственного образования включает также 253 техникума и колледжа, находящихся в ведении 73 субъектов России.

В вузах Минсельхоза РФ по программам высшего и среднего профессионального образования обучается более 420 тыс. студентов, трудится более 19 тыс. научно-педагогических работников, среди которых свыше 70 процентов имеют ученую степень и (или) ученое звание.

В настоящее время обучение студентов по программам высшего образования в вузах Минсельхоза РФ осуществляется по 6 областям знаний, 25 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, 63 направлениям бакалавриата, 42 направлениям магистратуры, 10 специальностям. Подготовка кадров со средним профессиональным образованием – по 51 специальности. Кроме того, в 53 вузах Минсельхоза РФ организовано обучение по 220 рабочим профессиям. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре – открыта во всех аграрных вузах, докторантуре – открыта в 34 вузах. Система дополнительного профессионального образования включает 22 учреждения и 43 подразделения (институты и факультеты) в структуре высших учебных заведений.

Добавлю, что сельскохозяйственное образование в России имеет более чем вековую историю. Более ста лет назад созданы 6 аграрных образовательных организаций. В течение пятидесяти-ста лет осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства России 38 вузов.

– Стратегия предполагает постановку главных целей и задач. Как они формулируются рабочей группой, готовящей проект документа?

– Основная задача системы аграрного образования – повышение кадрового потенциала АПК, способного обеспечить продовольственную безопасность и глобальную конкурентоспособность России на мировых агропродовольственных рынках, а также качество человеческих ресурсов сельских территорий. Замечу, российские сельские территории – это две трети площади страны, на которых проживает почти треть населения России. А агропромышленный комплекс – это более 30 тыс. предприятий и более 5 млн. работников.

Исходя из этой задачи, можно сформулировать следующие приоритетные направления развития аграрного образования: совершенствование содержания образовательных программ; повышение качества подготовки специалистов; оптимизация управления учебным процессом; развитие современных технологий обучения; формирование многоуровневой интегрированной системы непрерывного образования; развитие науки; ресурсное и кадровое обеспечение; международное сотрудничество.

Как видите, масштаб предстоящей работы у отечественной системы агрообразования, учитывая и новые государственные приоритеты в связи с политикой импортозамещения, немалый. С чего начать? Что необходимо делать в первую очередь? Есть большой соблазн сначала обосновать необходимость улучшения финансового обеспечения деятельности образовательных организаций, но с учетом реальной экономической обстановки в стране начать необходимо с использования всех внутренних ресурсов.

​«Наличие сельскохозяйственных вузов практически в каждом регионе страны – это одна из сильных сторон отечественного аграрного образования».

– Расскажите чуть подробнее, по каким принципиальным вопросам стратегии уже удалось найти согласованные позиции?

– В рамках обозначенных приоритетов кратко перечислю ряд позиций.

• В области совершенствования содержания аграрного образования для нас актуальна та же задача, которая стоит перед всей высшей школой. Это, во-первых, модернизация ФГОС ВО (работа федеральных учебно-методических объединений) и примерных основных образовательных программ (функция образовательных организаций). Во-вторых, формирование профессиональных компетенций на основе обновленных ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов и требований работодателей. В-третьих, обеспечение практикоориентированности подготовки специалистов, в том числе за счет увеличения продолжительности производственной практики.

Если в контексте обновления содержания образования говорить об отраслевой специфике, то здесь мы предлагаем:

  • увеличить объемы экономических и юридических дисциплин при подготовке агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, агроинженеров и других специалистов для АПК;
  • внедрить новые актуальные профили подготовки – агромаркетинг, страхование, аграрное консультирование, биотехнологии и другие;
  • реализовывать разнообразные образовательные программы, которые учитывали бы потребности конкретных заказчиков – крупных сельхозпредприятий, фермерских и домашних хозяйств, перерабатывающих производств, сельских территорий.

• В области сотрудничества образовательных организаций с работодателями. Наиболее часто встречающие претензии к вузам со стороны работодателей – это низкое качество подготовки выпускников, незнание ими современных технологий сельскохозяйственного производства, новой техники и оборудования. Но в данном случае хотелось бы подчеркнуть – эффективное решение этих вопросов без участия самих работодателей вряд ли возможно. Речь идет о самых разных формах сотрудничества – от совместного проектирования профессиональных образовательных программ и создания филиалов кафедр на современных сельскохозяйственных предприятиях до разработки и реализации программ учебной и производственной практики, участия в формировании тематики курсовых проектов студентов и научно-исследовательской деятельности вуза, участия в текущей и итоговой аттестации студентов, профессионально­общественной аккредитации образовательных программ. В данном случае стоит активнее задействовать и своих выпускников, работающих в сельскохозяйственной отрасли, – это тоже серьезный резерв сотрудничества.

Также полагаем, что участие работодателей в подготовке специалистов для АПК необходимо учитывать при оценке эффективности деятельности образовательных организаций со стороны учредителя и Минобрнауки РФ.

• В области повышения качества подготовки. Здесь можно выделить несколько направлений. Первое – использование новых форматов вовлечения работодателей в учебный и научный процессы, о которых сказано выше. Второе – усиление профориентационной работы с целью повышения престижа аграрного специалиста и привлечения в сельскохозяйственные вузы более подготовленных абитуриентов. Третье – создание действительно независимой системы оценки качества образования и системы профессиональной сертификации. Основной критерий при этом – соответствие подготовки специалистов требованиям современного сельскохозяйственного производства, профессиональным стандартам. Четвертое направление – формирование и развитие инновационных образовательно-научно-производственных структур, аграрных технологических парков, демонстрационных площадок новой техники и технологий.

• В области повышения вузовской научной продуктивности. Решение этой задачи возможно на основе консолидации исследований в АПК. Целесообразно создание центра координации проектов, постоянно действующей информационной системы по обмену полученными результатами, что будет способствовать, в том числе, повышению коммерциализации прикладных исследований и разработок.

• Также крайне важно создание условий для научно-преподавательских коллективов, особенно для молодых преподавателей. Это достойная зар­плата, возможность повышения квалификации и карьерного роста, решение социальных проблем.

• Еще одна важная сторона деятельности отраслевых образовательных организаций. Речь о создании условий для опережающего развития дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации имеющихся кадров. Решению этой задачи будет способствовать, например, создание – при взаимодействии с органами государственной власти и представителями агробизнеса – кластеров непрерывного аграрного образования (школа – техникум – вуз – предприятие).

Все эти направления и модели развития аграрного образования поддерживаются и членами рабочей группы, и ректорами отраслевых вузов.

​«Участники разработки стратегии развития аграрного образования считают важным условием сохранение сети аграрных образовательных учреждений в ведении Минсельхоза РФ».

– Какие дискуссионные моменты в проекте стратегии развития агрообразования еще предстоит проработать?

– Дискуссионные моменты связаны с предложениями по изменению структуры системы аграрного образования – выделением разных типов учебных заведений. Таких как аграрный исследовательский университет (источник научной и образовательной элиты), межрегиональный опорный университет наук о жизни (кузница управленческих кадров для АПК, драйвер для коммерциализации прикладных разработок), вуз прикладного бакалавриата (реализация многопрофильных практикоориентированных программ, интеграция с СПО).

– Непростой вопрос оптимизации… Есть ли, по вашему мнению, рациональное зерно в идее: «Пусть у нас будет девять-десять суперуниверситетов – по одному на каждый федеральный округ и, допустим, еще четыре-пять специализированных академий, развивающих то или иное направление в зависимости от аграрного профиля региона. Все они – с хорошим финансированием, с современной материально-технической базой, с исследовательскими центрами в своем составе»?

– Создание «суперуниверситетов» не решит проблемы кадрового и научного обеспечения аграрной отрасли – слишком значительны различия между природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства в стране. Условия подготовки специалистов для АПК должны быть максимально приближены к условиям их дальнейшей работы. По моему мнению, целесообразно сохранить подготовку кадров для аграрной отрасли во всех субъектах Российской Федерации, имеющих развитое сельское хозяйство. Наличие сельскохозяйственных вузов практически в каждом регионе страны – это одна из сильных сторон отечественного аграрного образования. Большинство вузов имеет устоявшиеся традиции, огромный опыт в подготовке кадров для аграрного сектора экономики.

Может быть, есть смысл предусмотреть в стратегии разные типы образовательных организаций.

– Отраслевое высшее образование должно остаться под крылом профильного министерства, или есть идеи все-таки передать отраслевиков в ведение Минобрнауки РФ?

– Участники разработки стратегии развития аграрного образования считают важным условием сохранение сети аграрных образовательных учреждений в ведении Минсельхоза РФ. Только в этом случае не будет потеряна связь с отраслью, работодателями, сохранится возможность совершенствования практического обучения студентов. Наличие государственных программ развития сельского хозяйства, федеральной целевой программы развития сельских территорий создает предпосылки для решения проблем привлекательности сельских профессий и жизни на селе.

– Национальная экономика вошла в сложный период: кризис, так или иначе, чувствуется всеми. Антикризисные рецепты для агровуза – можно ли сегодня таковые сформулировать?

– В сложный период экономического кризиса вузы должны приложить максимальные усилия для зарабатывания внебюджетных средств. Прежде всего, за счет оказания платных образовательных услуг. Для этого необходима профориентационная работа среди выпускников школ и их родителей, развитие целевого и контрактного обучения, привлечение для обучения иностранных студентов, формирование привлекательных программ повышения квалификации и переподготовки для уже работающих специалистов и для тех, кто по каким-то причинам хочет получить новую профессию.

Ещё один источник – привлечение средств научных (в том числе международных) фондов, выполнение НИОКР по заказам сельскохозяйственных предприятий, внедрение результатов исследований путем создания межвузовских центров трансфера прикладных разработок и консультирования сельхозтоваропроизводителей.

– И заключительный вопрос. Каковы сроки официального принятия новой стратегии?

– Ориентировочный срок представления рабочей группой Стратегии развития аграрного образования – июнь-июль 2016 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Оценка качества образования в Пермском крае
Экспресс-форум №84
Курс на инновации
Региональный аграрный кластер: становление и развитие
Как снять проблему дефицита кадров?
Конкурентоспособность аграрного образования
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
Инновационная платформа агрокластеров
Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
Новое в оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ