Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инновационная платформа агрокластеров

Процесс создания кластеров начался и в аграрной отрасли – на сегодняшний день в регионах их, находящихся на разной стадии развития, создано более десятка. При этом эксперты подчеркивают: критически важным фактором успеха кластера является «эффективность взаимодействия бизнеса с научно-образовательным сообществом».

14.09.2016
Просмотров: 85

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

В рамках главного российского ежегодного аграрного форума «Золотая осень – 2015» состоялась специальная панельная сессия «Агропромышленные кластеры – инкубатор совместных проектов бизнеса, науки и государства». Тематика на сегодняшний день одна из самых актуальных, поскольку в ряде государственных документов и программ стратегического развития страны особый акцент делается именно на создании кластеров как драйверов становления инновационной экономики России и ее регионов.

Процесс создания кластеров начался и в аграрной отрасли – на сегодняшний день в регионах их, находящихся на разной стадии развития, создано более десятка. При этом эксперты подчеркивают: критически важным фактором успеха кластера является «эффективность взаимодействия бизнеса с научно-образовательным сообществом, направленного на коммерциализацию новых технологий, модернизацию отечественных производств, решение наиболее острых вопросов импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны».

Поиск моделей такого взаимодействия стал одним из основных вопросов сессии. В частности, ряд принципиальных предложений прозвучал в выступлении проректора по научной работе Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, доктора экономических наук Алексея ГОЛУБЕВА, выступившего с докладом «Роль науки и образования в развитии агропромышленных кластеров». Редакция обратилась к профессору с просьбой ознакомить читателей «АО» с основными позициями доклада.

Голубев Алексей Голубев Алексей Валерианович – проректор по научной работе Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

– Алексей Валерианович, термин «кластер» сейчас очень популярен, новостные ленты регулярно сообщают об инициативах создания таких структур в том или ином российском регионе. Хотя в научно-методической литературе указывается, что до сих пор единого четкого определения этого явления пока нет. Как бы вы определили основную идею, задачи и предназначение кластеров и, в частности, агропромышленных?

– Основная идея формирования агропромышленных кластеров состоит в том, чтобы на основе научно обоснованных и технологически реализуемых комплексных прогрессивных технологий, а также коммерческих механизмов создать условия для перевооружения отрасли и привлечения выгодных инвестиционных вложений. Основной же задачей кластера как интегрированной формы взаимодействия предприятий по производству продовольствия является создание инноваций и внедрение их в практику. Именно инновационная платформа позволит обеспечить устойчивое развитие предприятий кластера не только на региональном рынке, но и за его пределами. Тем самым реализуется главное предназначение кластера как инструмента повышения конкурентоспособности регионов и обеспечения продовольственной безопасности страны.

– Кто возьмет на себя роль инновационной платформы агрокластера?

– Такой платформой может стать научно-образовательный подкластер (назовем его так), в который войдут аграрные вузы, научные институты, опытные хозяйства, демонстрационные площадки и институты повышения квалификации. Главный продукт подкластера – инновационные научные разработки и, конечно, квалифицированные кадры (см. схему 1).

Схема1.

Агрокластер

В свою очередь структуры, вошедшие в научно-образовательный подкластер, также получат ряд преимуществ от участия в региональной кластерной системе: возможность практического применения завершенных научных разработок и расширения сферы научной деятельности, получения средств на собственное развитие за счет оказания консалтинговых и иных услуг, возможность трудоустройства выпускников­молодых специалистов на предприятиях кластера по специальности.

Отмечу, что условия для создания региональных научно-образовательных подкластеров есть в большинстве аграрных регионов страны.

– На Самарском кластерном форуме, состоявшемся в сентябре, многие представители инновационного бизнеса и компаний-отраслевых лидеров в числе серьезных барьеров партнерства с вузами назвали неразвитость, а то и отсут­ствие постоянных и эффективных коммуникационных площадок и информационных каналов, которые крайне необходимы для инновационного сотрудничества. Создание научно-образовательных подкластеров сможет способствовать решению этой насущной проблемы?

– Действительно, для обеспечения работы кластеров, в частности, агропромышленных, крайне важно эффективное объединение образования, науки и производства, для чего требуются новые формы их взаимодействия, в том числе взаимодействия информационного. В данном случае такое взаимодействие смогут выполнять научно-образовательные подкластеры, взяв на себя роль информационного и методического обеспечения региональной кластерной системы. Для этого в структуре подкластера необходимо создание информационного банка данных – об инновациях, прогрессивных агротехнологиях, передовом опыте хозяйств. Причем этот банк будет формироваться не только на основе данных собственного региона, здесь сконцентрируется и зарубежный опыт, и лучший инновационный или инновационные инициативы со всех российских регионов, почерпнутые как из соответствующих банков данных других региональных подкластеров, так и иных информационных ресурсов (см. схему 2).

Схема 2.

Агрокластер

Конечно, в масштабах страны эта работа должна координироваться, для чего необходимо создание Федерального научно-методического центра развития агропромышленных кластеров, который будет являться крупнейшим банком данных передового опыта регионов, завершенных НИР, зарубежного опыта. В состав центра, основанного на базе ведущего аграрного вуза, также войдут научно-исследовательские институты, центральная научная сельскохозяйст­венная библиотека и система Росинформагротех. Стоит сказать, что подобная работа уже проводится, отбираются и анализируются наиболее эффективные технологии. Задачами центра также будет являться обобщение передового опыта, анализ потребности в конкретном научном и кадровом сопровождении региональных агропромышленных кластеров, предложение кластерам конкретных прогрессивных технологий.

– Но каковы гарантии, что эти технологии станут реальными практиками хозяйствования, а не останутся лежать умным грузом в банке данных?

– Под каждую из таких технологий должен быть разработан определенный стандарт, в котором будет прописан алгоритм ее внедрения и получения соответствующего программируемого результата. Предприятия, использующие такие стандарты, должны взять на себя определенные обязательства по безусловному выполнению всего комплекса запланированных агромероприятий и получению соответствующего результата. Принципиально важно, что в таком случае они смогут рассчитывать на получение необходимой государственной поддержки.

– Сегодня практически все агропроизводители называют кадровый вопрос одним из самых острых. В рамках кластера какие ответы могут быть найдены?

– Выше я уже говорил, что для обеспечения работы агропромышленных кластеров крайне важно эффективное объединение образования, науки и производства. В сфере подготовки кадров может быть использована модель, которая предполагает обучение специалистов для конкретного предприятия с составленным бизнес-проектом. Суть в следующем: нуждающееся во внедрении прогрессивной технологии предприятие делает вузу заказ на разработку определенного бизнес-проекта и подготовку под него специалистов. Исследователи вуза разрабатывают бизнес-проект, в котором излагаются все необходимые для достижения результата условия, и для его реализации ведут целенаправленное обучение специалиста. К этой работе могут привлекаться не только вузовские преподаватели, но и сотрудники аграрных НИИ.

В конечном счете предприятие может рассчитывать на получение целого пакета, который будет включать разработанный для получения планируемого результата (например, высокого урожая зерна или надоя коров) план действий; специалистов, подготовленных конкретно для его практической реализации; ученых, осуществляющих научное руководство разработкой данного проекта, а затем ведущих авторский надзор за его правильным воплощением на конкретном производстве (см. схему 3).

Схема 3.

Агрокластер

К тому же получить денежные средства в банке под такой детально разработанный и кадрово обеспеченный проект гораздо проще. Кстати, определенный опыт работы научного бизнес-проектирования накоплен в нашем университете.

В итоге, учебные заведения и научные учреждения станут эффективными игроками в агропромышленных кластерах, повышая реальную отдачу от выделяемых государством средств на поддержку отечественного сельского хозяйства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аграрное образование, инновации, кластер, ао-84

Похожие материалы:
Инновационный шанс Южного федерального округа
Коллективная модель инноваций
Инновационная инфраструктура Омской области
Региональный аграрный кластер: становление и развитие
Джойстик для трактора
Новая повестка аграрного образования
Инструменты стимулирования инновационного развития Тверской области
Волгоградский химико-фармацевтический кластер
Опыт белгородских специалистов для тюменского АПК
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
8 февраля соглашение о сотрудничестве, в рамках которого в регионе будет реализована уникальная...
Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
8 февраля, в День российской науки, на ФКП «ГЛП «Радуга» состоялась научно-практическая...
Из журнала
#89Продвижение вуза-лидера
#93В ногу со временем
#93Социальный резонанс дуальной модели
#91О независимой оценке квалификаций
#88Дуальное образование в России
Информационная лента
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"
09:59Всероссийская конференция «Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки»