Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Региональный аграрный кластер: становление и развитие

Система аграрного образования готовит для АПК высококвалифицированные кадры, хотя на протяжении ряда последних лет и находится в стадии реформирования. Путем объединения зачастую разнородных вузов в регионах создаются опорные университеты, что приводит к ликвидации профильных образовательных организаций.

14.09.2016
Просмотров: 52

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Н.В. ПАРАХИН, ректор Орловского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН

Т.И. ГУЛЯЕВА, проректор по учебной работе Орловского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, профессор

Продовольственная безопасность страны и развитие сельских территорий – целевые ориентиры агропромышленного комплекса России. Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием и стать крупнейшим мировым поставщиком экологически чистых продуктов питания.

Система аграрного образования готовит для АПК высококвалифицированные кадры, хотя на протяжении ряда последних лет и находится в стадии реформирования. Путем объединения зачастую разнородных вузов в регионах создаются опорные университеты, что приводит к ликвидации профильных образовательных организаций.

Вместе с тем многие исследователи считают, что надо создавать кластерные системы, которые позволят логично объединить этапы научного знания, образования, производства и государственные структуры по всей цепочке движения сельскохозяйственной продукции: производство – транспортировка – хранение – переработка – потребление.

Интеграция науки и образования

В 2001 году на базе университета был создан научно-образовательный комплекс «Орловский государственный аграрный университет». В состав этой ассоциации вошли ведущие научно-исследовательские учреждения: такие как Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур РАСХН, Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур РАСХН, Шатиловская сельскохозяйственная опытная станция, Национальный парк «Орловское полесье» и другие. Правильность этого решения подтверждена временем, так как сейчас одним из вариантов развития агрообразования рассматривается соединение образовательных организаций с профильными НИИ.

Возрастает роль научной составляющей в основных образовательных программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. ООП бакалавриата и магистратуры формируются в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения программ и подразделяются на академические (ориентированные на научно-исследовательские и педагогические виды профессиональной деятельности) и прикладные (ориентированные на производственно-технологические практикоориентированные виды профессиональной деятельности).

Составной частью ООП является практика, в том числе научно-исследовательская работа. Организация НИР студентов осуществляется с участием сотрудников научных учреждений. Ведущие ученые профильных НИИ ведут лекционные и практические занятия, руководят практикой и дипломными работами (проектами).

К сожалению, занятие наукой не является приоритетным видом деятельности для молодежи. Отмечается старение кадров в образовательных и научных учреждениях. Совместная работа университета и научных учреждений позволяет с ранних курсов заинтересовать талантливых студентов заниматься научными исследованиями.

Совместно с научными учреждениями региона в университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования по актуальным вопросам развития АПК. Так, в 2015 году Минсельхозом РФ поддержан научно-исследовательский проект «Изучение адаптивных и продуктивных возможностей генофонда зерновых, зернобобовых, масличных, крупяных и плодово-ягодных культур и выделение перспективного материала для создания отечественных конкурентоспособных сортов по обеспечению импортозамещения в растениеводстве» с объемом финансирования 20 млн. рублей.

Ученые имеют возможность публиковать результаты своих разработок в научно-практическом журнале «Вестник Орел ГАУ», который включен в РИНЦ и международную информационную базу AGRIS.

Для подготовки кадров высшей квалификации на базе Орловского ГАУ и ВНИИ региона создан объединенный диссертационный совет по защите работ на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук Д 999.059.04 по специальностям: 06.01.01. – «Общее земледелие, растениеводство (сельскохозяйственные науки)» и 06.01.05 – «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)». Функционирует диссертационный совет по защите работ на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами».

На базе аккредитованного в национальной системе аккредитации и введенного в реестр генетических лабораторий Минсельхоза РФ Инновационного научно-исследовательского испытательного центра Орловского ГАУ проводится активная работа по созданию референтного аналитического центра мониторинга и контроля качества молока и молочной продукции с целью обеспечения потребителей качественными и безопасными молочными продуктами питания, а также развития фундаментальных и прикладных исследований, привлечения дополнительного финансирования НИР и ОКР. Проект разрабатывается совместно с администрацией Орловской области, что позволяет повысить конкурентоспособность производимой в регионе сельскохозяйственной продукции в рамках реализации государственной программы импортозамещения.

Прочные связи с производством

Орловский аграрный университет

В связи с введением санкций против России со стороны западных стран, импортозамещение в пищевой и перерабатывающей промышленности является важнейшей составляющей агропродовольственной политики России. Успешность решения этой задачи зависит от качества подготовки востребованных инженеров по направлениям «Продукты питания животного происхождения», «Биотехнология».

Орловская школа биотехнологов внесла значительный вклад в развитие биоэкономики в регионе. В 2001 году на средства гранта Минобрнауки РФ по программе «Интеграция науки и образования» в Орловском ГАУ был создан первый в области Орловский региональный центр сельскохозяйственной биотехнологии, а в 2008 году открыта кафедра биотехнологии. Центр и кафедра оснащены новейшими приборами и оборудованием, включая ферментеры, биореакторы, систему ПЦР-анализа ДНК в реальном времени, иммуноферментного анализа и электрофореза белков. Студенты проходят производственную практику на Орловской биофабрике, на инсулиновом заводе «Санофи­Авентис Восток», успешно трудоустраиваются после окончания университета на различных биотехнологических предприятиях Москвы, Орла, Костромы, Курска, Железногорска, Зелено­града, Ефремова и других городов страны.

Сотрудники и аспиранты кафедры прошли стажировки в Финляндии, Швеции, Австрии, Китае, неоднократно становились призерами в ежегодном молодежном научном инновационном конкурсе «У.м.н.и.к.». Сотрудниками кафедры проводятся исследования, направленные на биоиндустриализацию Орловской области, развитие биоэкономики и биотехнологии, которые связаны с переработкой сельскохозяйственных отходов (соломы зерновых и крупяных культур, некондиционного зерна, жома сахарной свеклы, навоза свиного и КРС). Получены лабораторные образцы рутина, фитобиотиков, средств защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей, подтвержденные десятком патентов РФ, кормовые добавки, обогащенные микробиологическим белком, биоэтанол и биодизель – из отходов масложировых комбинатов.

В Орловском ГАУ функционируют учебные классы сельхозтехники «Amazone», комбайнового завода «Ростсельмаш», компании «Big Dutchman», оснащенные мультимедийным оборудованием и учебными пособиями по технике производителя. Для студентов направления «Продукты питания животного происхождения» закуплен и смонтирован учебный мясной цех, который успешно используется в учебном процессе. В лаборатории биотехнологии и молекулярной экспертизы представлено новейшее оборудование для микробиологического анализа.

Для подготовки специалистов в сфере электроснабжения на территории университета совместно с «Орелэнерго», филиалом МРСК Центра, создан полигон по изучению электрооборудования и электрических сетей. В его строительстве приняли участие «Орловская региональная генерация» (филиал российской энергетической компании «Квадра»), «ЭлектроСтройМонтаж» и «Стройэлектро».

Научно­образовательный производственный центр «Интеграция» является базой для реализации научной и образовательной деятельности сотрудников и учащихся университета. В его распоряжении находится 5759,5 га земли, из которых площадь пашни составляет 4972 га. На производственных участках студенты и аспиранты осваивают классические и перспективные агротехнологические, агрохимические и ресурсосберегающие приемы возделывания сельскохозяйственных культур. При этом студенты имеют возможность не только изучать теоретические основы и принципы работы сельскохозяйственной техники, но осваивать на практике технологические процессы на новых образцах сельскохозяйственной техники: комбайны и тракторы «John Deere» и «Беларус», сельскохозяйственные машины фирм «Amazone», «Murska», «Lemken».

На опытных полях центра ученые университета проводят научные исследования в рамках Тематического плана-задания Минсельхоза РФ по разработке и совершенствованию биологизированных систем воспроизводства плодородия почв, экологически безопасных энерго- и ресурсосберегающих зональных и сортовых технологий возделывания и интегрированной защиты сельскохозяйственных культур.

Качество подготовки специалистов АПК закладывается не только в студенческой аудитории, а, прежде всего, в поле, специализированном комплексе, агротехнопарке, на ферме. В настоящее время заключено и действует более 170 договоров и соглашений о сотрудничестве и стратегическом партнерстве, из них около 40 договоров с образовательными организациями стран ближнего и дальнего зарубежья, более 100 – с предприятиями и учреждениями города Орла и Орловской области и более 45 – с предприятиями и учреждениями других регионов России.

Профориентационная и воспитательная работа

Орловский аграрный университет

В университете проводится активная работа по выявлению и привлечению талантливых выпускников сельских школ. Среди наиболее эффективных мероприятий, проводимых университетом совместно с департаментом образования региона:

  • областной конкурс юных исследователей окружающей среды (номинации «Агротехника и экология культурных растений», «Ботаника и экология культурных растений», «Ландшафтный дизайн», «Водная экология и гидробиология», «Зоокультура и ветеринария», «Моя малая Родина», «Экология и охрана окружающей среды», «Моя будущая профессия»);
  • областной слет ученических производственных бригад (номинации «Лучший пахарь», «Лучший животновод», «Лучший овощевод», «Лучший садовод», «Лучший бригадир», «Лучший оператор машинного доения», «Лучший полевод»);
  • областная осенняя сельскохозяйственная выставка «Урожай года»;
  • областной конкурс школьников «Юный любитель сельскохозяйственных животных» (номинации «Молочная фантазия», «Наша дружба», «Наши кормильцы», «Ферма будущего»);
  • областные конкурсы «Юный эколог», «Юный экономист», «Юный электрик», «Юный технолог», «Юный ветеринар», «Юный ландшафтный архитектор»;
  • ежегодные комплексные экскурсии на базе вуза (учебно-выставочный центр, инновационный научно-исследовательский центр, демонстрационно-выставочный комплекс, молодежный центр) и другие мероприятия.

Воспитательная работа в Орловском ГАУ реализуется в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства (29, май, 2015; № 996-р). Особую роль в патриотическом и трудовом воспитании студентов университета играет движение студенческих отрядов. В вузе действуют сельскохозяйственные, строительные, механизированные, сервисные, педагогические отряды, волонтерские отряды по возрождению храмов, благоустройству территории университета.

Аграрный университет является системообразующей основой устойчивого развития сельских территорий, так как формирует и обеспечивает воспроизводство кадров разного уровня образования по всем направлениям подготовки, востребованных в сельскохозяйственном производстве и для развития инфраструктуры села, обеспечивает научное сопровождение инновационного развития агропромышленного комплекса, сохраняет уклад сельской жизни России.

​Орловский государственный аграрный университет – образовательный, научный и культурный центр региона. Победитель национального проекта «Образование» (2007), лауреат конкурса «100 лучших вузов России» в номинации «Лучший инновационный вуз» (2012), обладатель премии «Национальная марка качества» (2015), неоднократный лауреат проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

С 2011 года Орловский ГАУ входит в Вышеградскую ассоциацию университетов – союз аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы. В 2015 году первым среди вузов аграрного профиля принят в члены Евразийской ассоциации университетов, объединяющей более 130 учебных заведений Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В комплекс входят факультеты агротехники и энергообеспечения, агробизнеса и экологии, биотехнологии и ветеринарной медицины, экономический, инженерно-строительный институты, многопрофильный колледж, институт переподготовки и повышения квалификации, ВНИИ социального развития села, НОПЦ «Интеграция», инновационный научно-исследовательский испытательный центр, 3 отдела ведущих отраслевых НИИ РАН, 5 центров коллективного пользования научным оборудованием, 9 малых инновационных предприятий и другие подразделения.

В университете обеспечено соответствие состава, структуры и образовательного ценза научно-педагогических работников в соответствии с направлениями и профессиями реализуемых образовательных программ. Уровень остепененности научно-педагогических кадров составляет 83,5 процента, средний возраст преподавателей – 42 года. Здесь работают академики и члены-корреспонденты РАН, заслуженные работники высшей школы, заслуженные деятели науки, заслуженные работники сельского хозяйства, заслуженные экономисты, почетные работники высшего профессионального образования, агропромышленного комплекса, науки и техники, сферы молодежной политики РФ.

Образовательная деятельность в Орловском ГАУ осуществляется по 8 специальностям СПО, 13 направлениям бакалавриата, 11 направлениям магистратуры, 17 программам специалитета, 9 программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

За последние три года более 5 тыс. человек получили в университете дополнительное образование, в том числе подготовлено свыше 1,2 тыс. рабочих кадров для экономики региона. За указанный период повысили квалификацию более 1,4 тыс. специалистов и руководителей предприятий АПК Орловской области, что позволяет им внедрять инновационные научные разработки и значительно повышать эффективность сельского хозяйства в регионе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-84, лучшие практики, аграрное образование, ОрелГАУ, кластер

Похожие материалы:
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Роль аграрного кластера в развитии Брянского АПК
Джойстик для трактора
Новая повестка аграрного образования
Механизмы совершенствования системы общего образования
Инновационная платформа агрокластеров
Международная деятельность как стратегия инновационного развития
Вопрос аграрный – кадры
Живешь на селе – овладевай знаниями
Состоялось селекторное совещание Минсельхоза РФ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Практическая сессия «Молодёжь устойчивого будущего» в Ростове
26 мая в стенах Южного федерального университета пройдет Практическая сессия «Молодёжь...
V Международный инженерный чемпионат «Case-in» в Москве
30 – 31 мая 2017 в Москве пройдёт Финал V юбилейного Международного инженерного чемпионата...
Из журнала
#84Региональный аграрный кластер: становление и развитие
#84Опорные вузы как механизм модернизации
#87Информационная среда как фактор успеха
#83Новости 83
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров