Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как снять проблему дефицита кадров?

Пермский край сегодня – один из передовых по внедрению эффективных практик в деле подготовки кадров для промышленности. О ключевых направлениях деятельности системы профобразования региона рассказывает председатель Совета директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края Станислав КРАСНЫХ.

Просмотров: 248

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Будущее профессионального образования должно рассматриваться сквозь призму развития бизнеса
 
Наш журнал в прошлом году начал развивать новый информационный проект – «ИННОКЛАСТЕР. Территория развития». В его рамках рассказывается об образовательных организациях тех субъектов, которые активно выстраивают региональную инновационную систему, в том числе пилотных регионов, вошедших в перечень инновационных территориальных кластеров.

Пермский край сегодня – один из передовых по внедрению эффективных практик в деле подготовки кадров для промышленности. О ключевых направлениях деятельности системы профобразования региона рассказывает председатель Совета директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края, директор Пермского педагогического колледжа № 1, кандидат географических наук Станислав КРАСНЫХ.

КРАСНЫХ Станислав КРАСНЫХ Станислав Владимирович – председатель Совета директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края, директор Пермского педагогического колледжа №1, кандидат географических наук.

Родился в 1953 году в городе Кирове. Окончил географический факультет Пермского государственного университета (ныне – Пермский государственный национальный исследовательский университет). Более тридцати лет работал в высшей школе, пройдя путь от ассистента до доцента, декана географического факультета альма­матер. Десять лет отдал государственной гражданской службе, работая в должности начальника отдела высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Департамента образования Пермской области (с 2005 года – края). С 2007 года – директор Пермского педагогического колледжа № 1.

Область научных интересов: изучение территориальных социально­экономических систем и формирующих их процессов, исследование подсистемы профобразования в региональной системе образования.

Лауреат всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального образования России – 2013» в номинации «Директор – лидер в системе профессионально-педагогического образования».

Инновационный потенциал

В основе инновационной политики Пермского края – объединение науки и производства, модернизация отраслей промышленности, формирование территориальных кластеров. Будущих работников Прикамья готовят по 120 профессиям и 130 специальностям в 68 государственных образовательных учреждениях профобразования. Пермский край – лидер по этим показателям в Приволжском федеральном округе.

Совет директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края принял активное участие в подготовке долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы». На сегодняшний день она имеет статус государственной. Мы вправе гордиться тем, что в конечном итоге многие предложения нашей организации нашли отражение в этом документе. Сегодня программа успешно реализуется, способствуя развитию края – становлению инновационной экономики, повышению уровня жизни населения, росту инвестиционной привлекательности региона.

В частности, в Пермском крае, как и в других субъектах федерации, создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций. Эти подразделения дают возможность развивать ускоренную подготовку рабочих кадров по укороченным программам (от трех до шести месяцев) и одновременно использовать потенциал учреждений профобразования для реализации основных профессиональных образовательных программ. На сегодняшний день такие центры работают в городах Кудымкар, Березники, Лысьва, Чайковский, Пермь, Краснокамск и Чернушка. Здесь готовят кадры для нефтяной, лесопромышленной, строительной отраслей, машиностроения и металлообработки, а также специалистов для ремонта и эксплуатации автотранспортных средств.

Достойное место в программе заняли вопросы создания доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На сегодняшний день в 13 профессиональных образовательных учреждениях в 8 районах края реализуются профессиональные программы, которые осваивают более 2 тыс. обучающихся с ОВЗ.

Центральное направление деятельности по реализации программы – работа по формированию государственного задания для профессиональных образовательных учреждений края, реализующих программы СПО, которая осуществляется в координации с работодателями. Ведущее положение здесь занимает Пермская торгово-промышленная палата (ТПП).

Рабочие кадры под ключ

Стоит особо отметить, что Пермская ТПП с 2012 года успешно воплощает в жизнь проект «Рабочие кадры под ключ». Цель – «опережающий учет» интересов работодателей в подготовке тех специалистов или рабочих кадров, которые требуются бизнесу в среднесрочной перспективе. В реалиях сегодняшнего дня по понятным причинам бизнес не может строить планы на долгосрочную перспективу. Работодатели видят горизонт до трех лет – и это неплохо.

Заказ на подготовку кадров регулируется трехсторонним соглашением между бизнесом, образовательным учреждением и учащимися – это выгодно всем сторонам. Количество заключенных соглашений постоянно увеличивается. В настоящее время действует более 7 тыс. таких документов. В спектр реализуемых направлений подготовки в соответствии с потребностями работодателей в Пермском крае входят (указывается в процентах) промышленность (35), социальная сфера (26), сфера обслуживания (25), сельское хозяйство (8), экономика и управление (6).

На Межведомственной комиссии по определению контрольных цифр приема (КЦП) представители Пермской ТПП занимают, в хорошем смысле слова, наступательную позицию, отстаивая интересы бизнеса. Благодаря настойчивости ТПП в организациях СПО открываются новые направления подготовки. В 2015-2016 учебном году в ссузах края начато обучение по 9 новым профессиям и специальностям, среди которых теплоснабжение и теплотехническое оборудование, машинист технологических насосов и компрессоров, эксплуатация судовых энергетических установок, обогащение полезных ископаемых, переработка нефти и газа и другие. Одним словом, можно с полным правом утверждать, что система образования СПО Пермского края ощущает заинтересованность бизнеса. Налицо активное встречное движение учреждений образования и региональной ТПП, которое имеет ощутимые результаты.

Свою задачу как председателя Совета директоров ссузов края вижу в координации всех учреждений в направлении постоянного взаимодействия с бизнесом. Совместно с Пермской ТПП нами были выработаны критерии формирования государственного задания для профессиональных образовательных учреждений края, реализующих программы СПО. Имеются в виду отраслевая направленность профессионального образовательного учреждения, потребность экономики Пермского края в квалифицированных кадрах, заявки работодателей, демографические особенности, спрос населения на образовательные услуги, исполнение образовательным учреждением государственного задания за предыдущий период.

Независимая оценка качества подготовки кадров

Апробированная стратегия – обязательная координация деятельности учреждений профобразования и бизнеса по формированию КЦП – послужила основой для взаимодействия сторон по созданию системы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Безусловно, правовую возможность независимой оценки качества дал федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273).

Формирование модели независимой оценки качества образовательных программ в Пермском крае, осуществляемое Пермской ТПП в рамках соглашения с Федеральным институтом развития образования, началось в 2014 году. Не будем скрывать, мы начинали, наверное, как все – исходя из собственного интуитивного понимания. Однако позднее, когда вышли документы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (базовые принципы, порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ), мы получили подтверждение правильности выбранного нами пути.

В 2014 году были подготовлены все необходимые документы для проведения независимой аккредитации, создана автономная некоммерческая организация – Пермское региональное агентство развития квалификаций. Через эту структуру – с учетом интересов всех заинтересованных сторон – в 2015 году началась практическая реализация проекта по внедрению модели независимой оценки. Новый механизм был апробирован в Пермском техникуме промышленных и информационных технологий (профессия «станочник») и Лысьвенском политехническом колледже (специальность «технология машиностроения»). К анализу программ были привлечены эксперты сфер образования и бизнеса, выпускники ссузов. В аккредитационных процедурах активно работали представители Пермского моторного завода, «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ» и других предприятий. Стоит подчеркнуть, что эксперты от бизнеса – это отнюдь не представители кадровых служб предприятий. Речь идет о технологах, мастерах, то есть тех специалистах, которые непосредственно связаны с реализацией производственных квалификаций и могут объективно оценить соответствие полученных обучающимися компетенций требованиям профессиональных стандартов. Образовательные программы для профессионально-общественной аккредитации, связанные с подготовкой кадров для машиностроения, были выбраны неслучайно. Ориентирами развития профобразования края служат приоритетные отрасли экономики, определенные Программой социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы. Машиностроение – в числе лидеров. Всего в 2015 году было аккредитовано 7 профессиональных образовательных программ.

Являясь членом коллегии Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, хорошо ощущаю «разность потенциалов» государственной и независимой аккредитации.

В «государственном» варианте – налицо заформализованность критериев оценки: «соответствует – не соответст­вует», «есть – нет». Что касается профессионально-общественной аккредитации, то это фактически экспертиза, аудит. Акцент делается на анализе полезности образовательных программ для компаний-работодателей. Цель независимой аккредитации – не выявление соответствия-несоответствия, но, прежде всего, выработка экспертным сообществом рекомендаций, связанных с возможностями реализации оцениваемой программы. В результате руководители образовательных организаций видят не только признание реализуемых программ со стороны работодателей, они открывают для себя новые возможности в части улучшения качества подготовки специалистов.

Особую роль в технологической цепочке профессионально-общественной аккредитации играет человеческий фактор. Если в Госинспекции по надзору и контролю в сфере образования вручение свидетельства об аккредитации, включающее «экспресс-поздравление», занимает не более десяти минут, то завершающая процедура независимой аккредитации – торжественное и запоминающееся событие. Свидетельство вручается в образовательной организации, программа (или программы) которой прошла профессионально-общественную аккредитацию, в присутствии всего коллектива. В этом мероприятии в обязательном порядке участвуют председатель аккредитационной коллегии, курирующий работник Пермской ТПП, председатель Совета директоров ссузов, работодатель ключевого для образовательного учреждения предприятия. Согласитесь, у коллектива учебного заведения открываются глаза на истинное отношение работодателя к его деятельности, а также возникает осознанное понимание роли профессионально-общественной аккредитации. Независимая аккредитация необходима, чтобы выстроить отношения с работодателем на системной основе и, как следствие, уверенно позиционировать свое учреждение на рынках труда и образовательных услуг.

КАССИНА Р.А., министр образования и науки Пермского края:

 

– Система среднего профессионального образования Прикамья занимает авторитетное место в России. Сегодня в крае 68 государственных учреждений среднего профессионального образования, где готовят квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Здесь учится более 46 тыс. человек. Учебный процесс обеспечивают около 6 тыс. сотрудников, в том числе 4 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения.

 

В Пермском крае готовят специалистов по всем профессиям и специальностям, востребованным сейчас в экономике региона. Краевые учреждения профессионального образования воплощают в жизнь более 1 тыс. образовательных программ, из них 60 процентов – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Две стороны одной медали

Думается, будет интересным подытожить опыт по внедрению в Пермском крае дуального образования. Сегодня оно реализуется в 6 ссузах, являющихся федеральными инновационными площадками, и в 13 – являющихся региональными инновационными площадками. По системе дуального образования обучается около 300 студентов, осваивающих более 20 различных профессий и специальностей. Результатом такого обучения является квалифицированный рабочий, соответствующий требованиям работодателя.

Заслуживает внимания следующий пример. В крае имеется крупная торговая сеть «СемьЯ». Решив, что здесь нужны «особенные» кассиры-контролеры, работодатель «переформатировал» не только учебный план образовательной организации, но и внес предложения по изменению названий дисциплин, изучение которых для него актуально. И это совершенно правильный подход, когда работодатель, исходя из инновационных технологий торговли, предлагает опережающую подготовку «продавцов нового формата». Торговая сеть взяла на обучение группу студентов, которые 40 процентов учебного времени заняты теоретической подготовкой, а 60 – проводят в гипермаркете «СемьЯ».

У каждого работодателя, по нашему опыту, своя история. Общее, что их объединяет, – осознанные шаги навстречу системе профобразования, о необходимости которых так долго говорили. Прикладной результат встречного движения – изменение структуры подготовки кадров с усилением практической составляющей образовательного процесса. В частности, на Пермском моторном заводе, имеющем госзадание на достаточно длительный период, рассчитали – по годам – потребность в рабочих определенных профессий. Кадры «на вырост» готовятся в Пермском авиационном техникуме и Пермском техникуме промышленных и информационных технологий. Завод выделил один цех, где для студентов организовано обучение на станках для отработки различных операций. Определен соответствующий штат наставников, расходы по оплате труда которых несет предприятие.

Очевидно, что это примеры (их можно привести значительно больше!) не только эффективной реализации системы дуального обучения, но и государственно-частного партнерства (ГЧП). Как говорится, две стороны одной медали.

Безусловно, не все так безоблачно. Существующие проблемы упираются в несовершенство законодательства. Бизнес готов вкладывать в систему профобразования, но хочет, чтобы взамен предоставлялись льготы. Будущее профессионального образования должно рассматриваться сквозь призму развития бизнеса.

Социальное партнерство

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Трудоустройство выпускников — главный приоритет
Вклад в развитие Соликамска
Кадры под ключ? Это реально!
Оценка качества образования в Пермском крае
Служба помощи работодателю и выпускнику
Новации в Пермском педагогическом колледже
Экспресс-форум №84
Опорные вузы как механизм модернизации
СМК как база для динамичного развития вуза
Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ