Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете

На сегодняшний день в Сахалинском государственном университете завершается тестирование суперкомпьютера перед вводом его в эксплуатацию. Успешно работает НИИ опережающего развития, обладающий превосходной материально-технической базой, – в то время как во многих регионах страны наука переживает не лучшие времена.

14.09.2016
Просмотров: 39

На сегодняшний день в Сахалинском государственном университете завершается тестирование суперкомпьютера перед вводом его в эксплуатацию. Успешно работает НИИ опережающего развития, обладающий превосходной материально-технической базой, – в то время как во многих регионах страны наука переживает не лучшие времена. На базе университета созданы уникальные площадки – биотехнопарк, где изучают и выращивают марикультуру, строительный технопарк, где исследуют и применяют на практике самые современные технологии в строительной отрасли.

С точки зрения ректора СахГУ Игоря МИНЕРВИНА, такие достижения стали возможны только благодаря взаимодействию науки и бизнеса.

МИНЕРВИН Игорь МИНЕРВИН Игорь Геор­гиевич – ректор Сахалинского государственного университета, академик Российской академии естественных наук. Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

– Игорь Георгиевич, сегодня СахГУ, в недалеком прошлом педагогический, а ранее – учительский институт, демонстрирует серьезные успехи во многих сферах деятельности. Что является основой стратегической линии университета?

– Мы живем в эпоху больших перемен в осознании людьми окружающего мира и самих себя. Согласно теории научно-технического прогресса, наступает шестой технологический уклад, характеризующийся развитием нанотехнологий. Молодежь, в принципе, морально вполне готова к такому повороту, потому что, уже начиная с юного возраста, «на ты» с разнообразными гаджетами, компьютером, интернетом. Сегодня благодаря глобальной сети интернет малолетний ребенок быстро учится общению со всем миром, при этом изучает иностранные языки – фантастическая коммуникативность. Какова же сегодня роль учителя? Думаю, он должен быть, прежде всего, проводником в область знаний, при этом антураж в виде компьютера, других технических средств необходим для ускорения процесса усвоения материала.

Стратегия развития университета в первую очередь учитывает специфику региона. На Сахалине – в частности, в нефтегазовой отрасли – используются такие технологии, которых в мире еще нет. Чего стоит только многоствольное бурение наклонных скважин протяженностью до четырнадцати километров, да еще и под углом, да еще и под морским дном. Применение таких технологий требует современных знаний и умений, понимания сути происходящих процессов. Например, отклонение бура на начальном этапе бурения на несколько сантиметров в итоге даст расхождение координат в сотни метров – скважина не попадет в нужный пласт. Вывод однозначный: необходимо готовить специалистов для отрасли, имеющих основательную теоретическую базу и начальный практический опыт. Именно такие кадры и готовит СахГУ – во взаимодействии с бизнес-структурами.

​«Совместными усилиями СахГУ, компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» и правительства области создана действующая модель устойчивого образовательного поля в рамках государственно-частного партнерства в образовании».

Безусловно, не обходится без трудностей. В Сахалинской области, помимо крупных нефтегазовых компаний, существует большое количество предприятий с более скромной материально-технической базой. Получается, что не все выпускники университета, которых мы готовим к достижению высоких профессиональных целей, попадают именно в крупные компании, а лишь самые достойные и на основе конкурса. А у компаний с менее развитой материальной базой – другие требования. Им не нужен высокий уровень общей теоретической подготовки специалиста, важнее чтобы он владел набором компетенций, актуальных для среднего или малого бизнеса. Современному рынку труда требуется «штучный товар». Университет при всем желании не сможет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, слишком уж быстро меняется ситуация. Но выход есть – СахГУ готовит кадры с таким расчетом, чтобы удовлетворять запросам экономики региона в разноплановых специалистах с хорошим базовым теоретическим блоком. Без сомнения, ценность образования, которое дает наш университет, состоит в том, что оно является практикоориентированным.

– Какую роль играет фактор социального партнерства в деятельности университета?

– Вуз заключает партнерские соглашения с компаниями, и они создают условия для прохождения практики студентами. Например, «Роснефть» оплачивает студенческую практику в виде бонусов, зарплаты, поскольку компания заинтересована в выпускниках университета. В целом СахГУ заключено и реализуется более 280 договоров с социальными партнерами, и работа в этом направлении не прекращается. Можно констатировать, совместными усилиями СахГУ, компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» – оператора шельфового проекта «Сахалин-1» – и правительства области создана действующая модель устойчивого образовательного поля в рамках государственно-частного партнерства в образовании. На базе небольшого факультета СахГУ создан технический нефтегазовый институт с набором специальностей, необходимых нефтяной компании.

– Какое внимание вуз уделяет другим отраслям экономики, ведь островной регион богат отнюдь не только нефтью и газом?

– Вторая по значимости отрасль региона – рыбная, в прежнее время именно она выполняла функцию локомотива всей островной экономики. Соответственно, СахГУ предпринимает меры для обеспечения ведущих отраслей высококвалифицированными специалистами. Создаются условия, для того чтобы студенты изучали водные биологические ресурсы не только по книгам. Университет обратился к представителям рыбохозяйственного бизнеса и нашел у них поддержку – совместными усилиями создан биотехнопарк «Сахалинский». В результате студенты и молодые ученые в условиях, максимально приближенных к естественным, имеют возможность наблюдать и изучать такие нюансы жизнедеятельности организмов, как линька краба или питание морского ежа. В биотехнопарке моделируются условия для воспроизводства разных видов, изучаются риски заражения болезнями, детально рассматриваются условия содержания и кормления.

Совместно с бизнесом также создан и действует строительный технопарк площадью 10 тыс. кв. метров, крытые теплые помещения которого оснащены современными станками и другим высокотехнологичным оборудованием. Здесь изготавливаются изделия из негорючего пластполимера, газобетона, профнастила. При технопарке имеются центр обучения и небольшая гостиница, это дает возможность разместить приезжих специалистов, проходящих переподготовку, студентов. В комплекс технопарка также входят столовая, компьютерные классы и даже музей строительных технологий. Чтобы строительная отрасль развивалась быстрыми темпами, созданы все условия для трансфера технологий. В составе сложного хозяйства – производственная линия для отрабатывания технологических комплексов, проведения расчетов, в том числе экономических. Это живое воплощение результата взаимодействия науки и бизнеса.

– Действительно, все вышеперечисленное – воплощенные проекты, уже приносящие результаты. Если можно, расскажите, пожалуйста, о перспективных направлениях деятельности, реализация которых, возможно, начнется в ближайшем будущем.

– Очень интересно сельскохозяйственное направление. Была проделана большая предварительная работа: в течение нескольких лет СахГУ мониторил положение дел в отрасли. Так был сделан вывод: одна из главных бед аграриев на Сахалине – отсутствие собственного семенного фонда. В прошлом один из совхозов региона специализировался на поставке семян в количестве, достаточном для нужд всей области. Сейчас этого нет. Сами крупные сельхозпредприятия не могут выращивать кондиционный семенной материал, поскольку сахалинские почвы в значительной степени поражены нематодой, паршой и другими болезнями, от которых страдают сельскохозяйственные растения. Необходим чистый элитный семенной материал.

В СахГУ разработана, просчитана и отработана модель-концепция, реализация которой позволит выйти из тупика. Речь идет о создании лаборатории по выращиванию семенного материала. Здесь будут собраны все самые современные технологии, позволяющие проводить микроклонирование. Это перспективнейшее направление, которое сейчас развивается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И за основу, что принципиально, взяты не китай­ские, а немецкие технологии. Дело за малым – для осуществления проекта нужно найти бизнес-партнеров. Всё другое уже имеется: обученные специалисты, проектная документация и прочее необходимое. Задача амбициозная, но уверен, она будет решена уже в следующем году.

– Одной из серьезных проблем вузовской науки является коммерциализация разработок и изобретений. Что вы можете рассказать об опыте ее решения в СахГУ?

– Внедрение разработок, их промоушен – это особая отрасль знаний. В СахГУ действует отдел, который занимается инновациями и их продвижением на рынок: нам есть что продвигать. Так, среди инноваций – готовый продукт, уникальный по своим свойствам нефтесорбент. Это порошок, который в силу малой плотности прекрасно держится на поверхности воды и моментально связывает разливы нефтепродуктов. По своим качествам он превосходит многие аналоги, в том числе и зарубежные. Другой продукт – биодобавка из морских водорослей, которая эффективна для поддержания организма человека в тонусе и его очищения, в том числе от радионуклидов. Сейчас мы продвигаем эти и другие продукты, в этом процессе принимают участие и студенты.

​«У вуза большие планы на перспективу, и их реализация будет происходить на основе принципа, который мы считаем «генеральным», – во взаимодействии науки и бизнеса. Это гарантирует успех».

В университете внедряется особое практикоориентированное образование, уделяется большое внимание решению прикладных задач. Недавно при поддержке «Эксон Нефтегаз Лимитед» прошла VI Международная научно-практическая конференция «Иннова­2015». В ней участвовали студенты из СахГУ и других вузов. Победители едут представлять свои проекты в Санкт-Петербург. Велика вероятность, что эти инновационные проекты получат финансовую поддержку. Стоит подчеркнуть, студенческие разработки прикладного характера, как правило, оказываются очень актуальными для Сахалина. Одна из них, например, предлагает реальное решение задачи по борьбе с обледенением ЛЭП в островных условиях.

В то же время в СахГУ уделяется внимание фундаментальной науке – это подтверждают достигнутые значимые результаты. В частности, один из наших преподавателей (докторант) сумел сказать новое слово в тензорной математике. Его оригинальный подход очень хорошо работает в самых разных отраслях, будь то гидромеханика, ядерная физика. Докторская диссертация новатора представлена к защите.

– Известно, что в СахГУ появился сверхмощный суперкомпьютер.
Каковы перспективы его использования?

– Это относительно компактный супер­компьютер IBM, он занимает лишь небольшую комнату. Создан по заказу СахГУ, имеет очень хороший графический процессор. Отличительная черта – требует особого внимания к пожарной безопасности, поэтому в нашем случае применена уникальная система пожаротушения. Ее основой является так называемая сухая вода – прозрачная жидкость, способная локализовать любой источник возгорания за доли секунды, однако вся электроника при этом остается в рабочем состоянии. В настоящий момент завершается длительный этап тестирования суперкомпьютера.

Планы по его использованию обширные. В частности, до сих пор для решения сложных прикладных задач приходилось заказывать время для работы с суперкомпьютером МГУ «Ломоносов». Таким образом, например, создавалась модель, которая позволяет рассчитывать количество биоты в той или иной точке Мирового океана, исходя из наличия кислорода и других базовых химических элементов в воде. СахГУ проводит мониторинг шельфа Сахалина с использованием станции дистанционного зондирования Земли, исследует дрейфующие ледовые поля в разных спектрах и выполняет другие проекты, требующие обработки огромных объемов данных. Теперь университет располагает собственным суперкомпьютером. Это произошло благодаря сотрудничеству с «Эксон Нефтегаз Лимитед» в рамках проекта создания кластерной модели СТЕМ (Сахалинский технический естественнонаучный математический центр), объединяющей естественные и технические науки, математику. СТЕМ-центр оснащен самым современным оборудованием, в том числе и суперкомпьютером.

На наше обращение в Суперкомпьютерный консорциум университетов России с предложением о сотрудничестве уже поступают отклики. В частности, в сотрудничестве по удаленному доступу проявили заинтересованность коллеги из технических университетов. Откликнулся и ректор МГУ В.А. Садовничий – председатель Суперкомпьютерного консорциума. Сахалинский государственный университет всегда открыт для взаимодействия, ведь по большому счету все российские вузы работают на благо и во славу России. Поэтому их объединение для решения общих задач – веление времени.

– С каким настроем вы встречаете новый, 2016 год? Каковы ваши ожидания как ректора крупного регионального университета?

– Прежде всего, пользуясь случаем, хочу поздравить с Новым годом коллег, соратников, наших надежных бизнес-партнеров и пожелать им всего самого доброго. Настрой в целом оптимистичный: у вуза большие планы на перспективу, и их реализация будет происходить на основе принципа, который мы считаем «генеральным», – во взаимодействии науки и бизнеса. Это гарантирует успех. Уверен, претворение в жизнь «планов громадья» реально.

Главная мечта – это, без сомнения, строительство нового университетского городка. Это должен быть полноценный кампус, расположенный недалеко от города, объединяющий всех студентов вуза, а также всю необходимую инфраструктуру. На сегодняшний день только в Южно-Сахалинске университет имеет 19 учебных корпусов.

На вызовы современности достойно может ответить только мощный современный университет. К тому же на Сахалине университет занимает особое место. Это организация, которая позволяет закреплять молодые кадры на территории островной области. СахГУ интегрирован в социально-экономическое развитие региона, ведет в его интересах подготовку педагогов, инженеров, строителей, специалистов нефтегазовой отрасли, марикультуры и других специалистов.

Сахалинский государственный университет в новом году продолжит наращивать уровни образования, развивать магистратуру, расширять спектр образовательных услуг (соответ­ственно, получать необходимые лицензии). В частности, очень хорошие перспективы у направления «Туризм».

Университету предстоит углублять сотрудничество с иностранными вузами. В настоящий момент сахалинские педагоги и студенты выезжают за рубеж, участвуют в научных симпозиумах: например, в Китае. В СахГУ обучается не менее 1 процента иностранцев – это студенты из Китая, Кореи, Японии. Они заинтересованно изучают русский язык как иностранный, уже есть аспиранты из числа иностранцев.

Безусловно, ожидаем отдачи от наших студентов, сотрудников и ученых – в виде инновационных проектов, а может быть, как знать, и научных открытий, сенсаций… В университете созданы для этого все условия и возможности.

P.S. Редакция благодарит за содействие в подготовке материала пресс-службу Сахалинского государ­ственного университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инновации, наука, СахГУ, ао-84

Похожие материалы:
Опорные точки научной инфраструктуры
Инновационная экосистема Томского госуниверситета
Подведены итоги конкурса «СТАРТ»
Вопросы развития новых биотехнологических направлений обсудили в АлтГУ
На «ВУЗПРОМЭКСПО» обсудят вопросы реализации инструментов частно-государственного партнерства
Инновационный конвент «Наука как источник развития»
Человек с обложки: Игорь Минервин
Международный семинар в Тамбовском госуниверситете
Инновации Северо-Запада
Петрозаводский госуниверситет: грант от Европейского Союза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Стартует ФИЭБ-2017
11 апреля 2017 года начинается очередной этап Федерального интернет-экзамена для выпускников...
Из журнала
#87Слово редактора к №87
#84Оценка качества образования в Пермском крае
#87Объединяющая площадка профессионального образования
#83Генератор инновационного развития региона
#87Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники