Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум №84

Редакцией «АО» предложено представителям ведущих пермских ссузов, имеющих статус инновационной площадки по развитию дуального обучения1, принять участие в экспресс-форуме, ответив на ряд вопросов.

14.09.2016
Просмотров: 725

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Дефицит профессиональных рабочих кадров входит в Топ-3 трудностей, мешающих бизнесу и территориям страны динамично развиваться. Необходимость решения вопроса нехватки специалистов стала причиной для воплощения в жизнь проекта Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры под ключ» (координация подготовки квалифицированных кадров для экономики региона), реализуемого в сотрудничестве с Минобрнауки Пермского края.

Уникальный механизм проекта заслужил одобрение Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), действующего под руководством Президента РФ В.В. Путина, ряда профильных российских министерств и ведомств, экспертного сообщества. Поэтому он был рекомендован субъектам РФ как лучшая региональная практика и стал платформой для внедрения в Прикамье дуальной модели обучения в рамках федеральной инициативы «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В связи с этим редакцией «АО» предложено представителям ведущих пермских ссузов, имеющих статус инновационной площадки по развитию дуального обучения1, принять участие в экспресс-форуме, ответив на ряд вопросов.

  1. Каков пошаговый рецепт внедрения в практику деятельности вашей образовательной организации системы дуального обучения? От каких ошибок вы хотели бы предостеречь коллег из ссузов других регионов?
  2. Какие проблемы возникали в вашей практике при реализации дуального обучения? Как они решались?
  3. Какими вы видите перспективы развития системы дуального обучения в вашем ссузе?
ДИЧЕСКУЛ Александр ДИЧЕСКУЛ Александр Дмитриевич, директор Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова, кандидат технических наук:

– (1) Рецепт внедрения в техникуме системы дуального обучения включает такие этапы, как:

  • создание координационного совета из представителей техникума и Пермского моторного завода;
  • подписание многостороннего соглашения по разработке и внедрению дуальной модели профессионального образования;
  • разработка программы сетевого взаимодействия техникума и предприятия по реализации модели дуального образования;
  • формирование группы обучающихся и подписание трехсторонних соглашений на подготовку кадров по дуальной методике образования;
  • модернизация образовательных программ по специальности «Технология машиностроения» в соответствии с требованиями предприятия и профессиональными стандартами;
  • изменение графика организации учебного процесса на основе дуального обучения;
  • формирование спектра необходимых профессиональных компетенций и разработка методического обеспечения инновационной профессиональной образовательной программы по специальности «Технология машиностроения»;
  • реализация мероприятий по повышению квалификации производственного и педагогического персонала;
  • создание центра дуального образования на основе интеграции материальных ресурсов техникума и Пермского моторного завода;
  • модернизация материально-технической базы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
  • разработка системы формирования социальных компетенций выпускников с ориентацией на ответственность, работу в команде, лидерство;
  • профориентационная работа со школьниками города.

В качестве рекомендации – необходимо выстроить систему взаимовыгодных отношений с предприятием до начала эксперимента по дуальному обучению.

– (2) Основными проблемами при реализации дуального обучения являются психолого­педагогическая некомпетентность наставников, их загруженность на основном производстве. Требуют решения вопросы создания рабочих мест студентов и оплаты их труда.

Как пути решения проблем можно рассматривать психолого­педагогическое обучение наставников, формирование их штата из числа опытных работников, оплату труда наставников, официальное оформление студентов на работу, а также оплату их труда, что повышает материальную заинтересованность.

– (3) Перспективами видятся расширение спектра социальных партнеров и специальностей по реализации дуального обучения, продолжение работы по разработке локальных актов и методического обеспечения образовательного процесса, а также мониторинг качества практического и теоретического обучения студентов.

ГУЛИН Анатолий ГУЛИН Анатолий Сергеевич, директор Уральского химико-технологического колледжа, заслуженный учитель РФ (г. Губаха):

– (1) Для внедрения в колледже системы дуального обучения были предприняты:

  • определение механизмов взаимодействия участников проекта, их полномочий, разработка программы проекта, календарного плана («дорожной карты») его реализации;
  • создание нормативно-правового и методического обеспечения сетевого взаимодействия колледжа и предприятия «Метафракс» (в том числе соглашения и договоры о сотрудничестве в области подготовки специалистов, локальные акты, корректировка учебных планов, создание методического обеспечения реализации программ, разработка процедуры оценивания уровня профессиональной квалификации и показателей оценки качества подготовки специалистов);
  • обеспечение нового качества преподавания и повышения квалификации (привлечение преподавателей Пермского национального исследовательского политехнического университета и ведущих специалистов предприятия к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей, использование возможностей сетевого обучения, стажировки педагогических работников на предприятии «Метафракс»);
  • реализация системы непрерывной поддержки осознанного профессионального выбора (использование новых профориентационных технологий, разработка программ и проведение краткосрочных курсов «Профи» в рамках предпрофильной подготовки школьников, обеспечение устойчивой обратной связи «обучающийся – наставник – тьютор»);
  • мониторинг эффективности реализации проекта (государственная итоговая аттестация группы выпускников в соответствии с моделью дуального обучения и показателями оценки качества подготовки специалистов, подтверждение квалификации со стороны предприятия, содействие трудоустройству выпускников колледжа, участвовавших в проекте);
  • организация маркетинговых мероприятий и публичного обсуждения результатов мониторинга (публикация статей в СМИ, на сайте колледжа, совместные заседания с главными специалистами предприятия «Метафракс»).

Предостережение – в первые годы внедрения проекта следует избегать включения в процесс студентов по нескольким направлениям подготовки одновременно.

– (2) В ходе реализации дуального обучения коллектив встретился и с проблемами.

Во-первых, это множество точек зрения на дуальное обучение. Решение – создана рабочая группа по изучению опыта работы профессиональных образовательных организаций по реализации практикоориентированных технологий, которая в дальнейшем организовала семинары, круглые столы с участием работодателей по выработке единых подходов.

Во-вторых, налицо недостаточность разработанных и апробированных в педагогической практике дидактических и методических материалов, в том числе для сетевого обучения, обеспечивающих качество подготовки в профессиональной школе в условиях дуального обучения. Решение – организовано повышение квалификации педагогических работников: курсы «Современные технологии образовательного процесса с элементами дуального образования в СПО», семинар «Проектирование деятельности образовательного учреждения по внедрению дуального обучения» под руководством ИРО Пермского края.

В-третьих, «жёсткие» требования к рабочим местам для несовершеннолетних. Выход видится в стимулировании создания и аттестации рабочих мест для несовершеннолетних.

– (3) Система прогнозирования кадровых потребностей на предприятии «Метафракс» разработана до 2020-2030 годов, а в 2016-2018 годах начинается строительство нового производства. Для обеспечения его квалифицированными рабочими кадрами по профильным направлениям потребуется более 350 человек. Решение этой задачи возможно только при условии тесного взаимодействия предприятия с колледжем по реализации проекта по дуальному образованию.

БАКШАЕВА Людмила БАКШАЕВА Людмила Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе Краснокамского политехнического техникума, почетный работник начального профессионального образования РФ:

– (1) Совместно со специалистами Краснокамского ремонтно-механического завода была составлена «дорожная карта» реализации проекта, создан пакет локальных нормативных актов, подписаны соглашения с обучающимися, разработаны программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям «сварщик» и «станочник», скорректированы учебные планы и график учебного процесса с учетом принципа дуальности. Это позволило совместить теоретическую и практическую подготовку, то есть создать единую производственно-образовательную систему.

Программа стажировки наставников предприятия на базе техникума дала возможность быстро и грамотно познакомить наставников с основами педагогической деятельности, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Поскольку дуальная система обучения предполагает увеличение количества часов на практику за счёт вариативной части (108 часов), был введён ее новый вид – региональная профессиональная (производственная) практика для развития профессиональных компетенций обучающихся. Эти компетенции не заложены во ФГОС как результаты обучения, а формируются по заказу работодателя.

Для обеспечения набора студентов под требования работодателя, в рамках сотрудничества с предприятием-партнером и для успешной профессиональной ориентации, создана и реализуется программа профориентации.

В ноябре 2015 года на базе техникума состоялось открытие Краснокамского многофункционального центра прикладных квалификаций. Обучающиеся получили возможность выполнять сварку с использованием самых передовых технологий, используя сварочный роботизированный комплекс.

– (3) Реализация дуального образования для техникума – это отработка механизма практикоориентированной подготовки кадров в реальных производственных условиях, а также создание модернизированной программы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование спектра необходимых профессиональных компетенций.

Создание системы подготовки будущих рабочих, ориентированной на реальные потребности регионального рынка труда, конкретных предприятий, социальные и карьерные ожидания молодежи, позволит на качественно новой основе построить взаимодействие техникума и предприятий и тем самым обеспечить современное качество подготовки выпускников.

1 Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова и Краснокамский политехнический техникум имеют статус федеральной инновационной площадки, Уральский химико-технологический колледж – региональной инновационной площадки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, трудоустройство выпускников, пермский край, качество образования, ао-84

Похожие материалы:
Вклад в развитие Соликамска
Когда найти работу сложно
Как снять проблему дефицита кадров?
Кадры под ключ? Это реально!
Новации в Пермском педагогическом колледже
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Стратегия развития Осинского аграрного техникума
Дуальное образование в России
Синхронизация стандартов
Оценка качества образования в Пермском крае

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#84Инновационная платформа агрокластеров
#87Китайские студенты за рубежом
#86Новая образовательная модель
#88Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
#86Роль филиала в развитии региона
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров