Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры под ключ? Это реально!

В Пермском крае на протяжении двух лет успешно реализуется уникальный проект «Рабочие кадры под ключ», нацеленный на обеспечение экономики региона необходимым количеством квалифицированных специалистов и внедрение в профессиональную подготовку элементов дуального обучения.

Просмотров: 134

В Пермском крае на протяжении двух лет успешно реализуется уникальный проект «Рабочие кадры под ключ», нацеленный на обеспечение экономики региона необходимым количеством квалифицированных специалистов и внедрение в профессиональную подготовку элементов дуального обучения. Роль лидера в решении кадрового вопроса взяла на себя Пермская торгово­-промышленная палата, которая не только координирует взаимодействие бизнеса и краевой системы среднего профессионального образования, но и занимается вопросами модернизации колледжей и техникумов. О промежуточных итогах и перспективах эффективного социального партнерства рассказывает директор департамента профессионального развития этой организации и руководитель проекта Юлия ЗИНЧЕНКО.

– Юлия Леонидовна, объясните, что послужило поводом для создания проекта?

– Согласно ряду исследований, нехватка квалифицированных рабочих кадров входит в число трех сложностей, не позволяющих российским компаниям и регионам динамично развиваться. Запуская проект «Рабочие кадры под ключ», мы исходили из потребностей экономики. На старте провели мониторинг кадровой потребности 850 предприятий края и экспертизу эффективности подготовки обучающихся в региональной системе СПО. Полученные данные использовали для определения конкретных целей и задач проекта. На пилотном этапе, в 2012 году, заказ на кадры сделали 22 предприятия, в 2013-м – 206. Потребность в работниках составила 1 и 5 тыс. человек соответственно. Для выполнения заказа в проект были вовлечены 55 организаций региональной системы среднего профессионального образования.

– А что произошло, после того как палата собрала с предприятий заявки на кадры? Как контролируются и регулируются исполнение заказа и взаимодействие бизнеса и ссузов?

– Мы действуем в сотрудничестве с краевым министерст¬вом образования и науки. Палата выполняет роли драйвера, координатора. Наша задача – создать у бизнеса края мотивацию к сотрудничеству с системой СПО. Важно, чтобы предприятия, основываясь на своей стратегии развития и кадровой политике, четко определили, сколько работников, каких специальностей и профессий им требуется в среднесрочной перспективе, и нацелились на эффективное взаимодействие с учебными заведениями. В дальнейшем мы помогаем работодателям выбрать потенциального подрядчика в региональной системе среднего профессионального образования.

Следующий шаг – познакомить будущих партнеров, организовать их конструктивное взаимодействие, добиться, чтобы у обеих сторон появилось четкое понимание, как нужно действовать для получения на выходе именно таких специалистов, в которых нуждается предприятие. Отмечу, что благодаря победе Пермского края в федеральном проекте Агентства стратегических инициатив по разработке модели дуального обучения ряд ссузов Прикамья получит статус федеральных инновационных площадок, дающий право на смелые изменения в образовательных программах и подходах к организации практических занятий. Это позволит образовательным учреждениям точнее выполнить заказ предприятия, связанный с компетенциями будущих работников.

– Каким образом регулируются взаимоотношения между бизнесом, ссузом и молодыми людьми, которые приходят учиться по новым программам?

– Для этого есть комплекс инструментов. Главный из них – трехсторонние соглашения, которые подписывают компания (как заказчик обучения), ссуз (как исполнитель заказа) и студент, который должен знать и понимать, для чего он получает ту или иную профессию и какие перспективы перед ним открываются.

В рамках трехсторонних соглашений предприятия получают право влиять на процесс обучения и содержание образовательных программ. Новыми федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрена возможность адаптировать часть программы подготовки под требования работодателей, но мы понимаем, что этого мало. Важно, чтобы молодежь получала больше навыков и первичный опыт работы на современном оборудовании – на реальных промышленных площадках или в специализированных центрах компетенций. Соотношение теории и практики, зафиксированное в государственных образовательных стандартах, необходимо менять в пользу практики.

Ни для кого не секрет, что очень важным показателем эффективности работы образовательных организаций является процент выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии, специальности. Наша модель, предусматривающая подготовку кадров для конкретных предприятий, позволяет обеспечить выполнение этого показателя, что, кстати, отчасти объясняет активное участие учебных заведений в проекте «Рабочие кадры под ключ».

– Что меняется в образовательных программах учебных заведений в связи с трехсторонними соглашениями?

– Меняется сам подход к обучению. Он становится практикоориентированным – по аналогии с принятой в Европе системой дуального обучения, предусматривающей баланс теории и практики: теорию студент изучает в классе, навыки получает на предприятии, где за ним закреплен опытный наставник. Формат трехстороннего соглашения предполагает, что все виды практики выстраиваются под бизнес. Кроме того, предприятия могут предложить ссузам своих специалистов в качестве преподавателей спецдисциплин.

Практикоориентированный подход принесет выгоду всем договаривающимся сторонам. Учреждениям СПО – поможет повысить качество образования, развивать материально­-техническую базу. Бизнесу – даст возможность снизить затраты на поиск, подбор и адаптацию персонала и благодаря притоку квалифицированных работников увеличить производительность труда. Будущие специалисты получат место работы, возможность карьерного роста и профессионального развития, будут конкурентоспособны на рынке труда. Для региона это возможность повысить свою инвестиционную привлекательность, сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

– Имеются ли какие­либо промежуточные итоги проекта?

– Первые студенты «под заказ» начали учиться в 2012 году. Значит, на предприятия они придут в 2015-2016 годах. Мы изначально понимали, что проект имеет отсроченный результат, но в данном случае нельзя гнаться за мгновенным эффектом. Система – как дом, строится по кирпичикам. Опыт Германии тоже складывался десятилетиями, зато теперь практически каждый школьник в этой стране заранее выбирает будущее место работы и учиться идет в то учебное заведение, которое сотрудничает с его потенциальным работодателем. Осмысленно!

В России, увы, по-другому. У нас выбор учебного заведения чаще всего производится по территориальному признаку (учеба рядом с домом) или эмоциональному (друзья пошли в этот колледж – я пойду с ними за компанию). Выпускник школы зачастую не ориентирован на получение профессиональных навыков, необходимых для дальнейшего трудоустройства. И, вероятно, ему не хватает информации о профессиях, которые реально востребованы на рынке труда. Эта проблема, кстати, послужила одной из причин создания в Пермском крае специализированных отраслевых кластеров, включающих предприятия, учебные заведения и министерства, отвечающие за развитие различных отраслей экономики. Объединив ресурсы, проще решать вопросы, в том числе связанные с профориентацией школьников.

– Сможет ли студент, подписавший соглашение с потенциальным работодателем, после окончания ссуза отказаться от трудоустройства?

– Все зависит от условий, зафиксированных в трехстороннем соглашении. Стороны могут оставить за собой право выбора. Но подписываются и более детализированные соглашения. Бизнес, ссуз и обучающийся имеют возможность оговорить в документе не только жесткие гарантии трудоуст¬ройства, но и, например, размер дополнительной стипендии или оплаты работы студента.

– А вдруг выпускник не устроит работодателя?

– Если и предприятие, и руководство ссуза держат руку на пульсе и контролируют процесс подготовки специалистов, следят за успеваемостью и профессиональным ростом студентов, таких ситуаций не будет. Но мы с вами живем в реальном мире, в условиях не самой стабильной экономики, и понимаем, что исключения, обусловленные, например, внешними обстоятельствами, возможны. Предположим, изменятся профиль бизнеса или производственная стратегия. Это естественные риски, вероятность возникновения которых не сильно высока, но, увы, есть.

– Ваш проект признан лучшей региональной практикой и рекомендован к внедрению в других субъектах Российской Федерации. Как происходит тиражирование ноу­-хау?

– Помощь в этом вопросе оказывает Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ее под­держка ощущается во всем.
Мы решили работать с другими региональными палатами – как в индивидуальном порядке, так и в режиме федеральных вебинаров. Первый из них, состоявшийся в конце февраля этого года, показал, что опыт внедрения новой модели подготовки кадров востребован. Ознакомиться с ним и получить методические рекомендации пожелали более 30 региональных торгово­-промышленных палат.

Пермский край имеет еще одно достижение – статус пилотного региона по реализации сразу двух инициатив: проекта Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и программы Минобрнауки РФ «Подготовка рабочих кадров для социально-­экономического развития регионов на 2014-2019 годы». Выход на федеральный уровень – большая ответственность, но, понимая важность и актуальность решаемой задачи для бизнеса и региона, мы будем и впредь продвигать идеи модернизации СПО и дуального обучения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Как снять проблему дефицита кадров?
Концепция управления качеством – в действии
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ
Экспресс-форум №84
Актуальность и перспективы дуального обучения
Трудоустройство как система
Аккредитация: в фас и профиль
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ