Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Модернизация начального и среднего профобразования Сибири

В настоящее время профессиональное образование в России переживает коренную перестройку. В каждом субъекте федерации есть свой взгляд на способы и методы его реформирования. По мнению автора статьи, в ситуации, когда учебные заведения переданы в ведение субъектов РФ, возрастает роль региональных советов директоров ссузов.

20.09.2012
Просмотров: 2611

В поиске своего пути

А.В. БРИКМАН, председатель Координационного совета директоров образовательных учреждений начального и среднего профобразования Сибирского федерального округа, председатель Совета директоров ссузов Новосибирской области, директор Новосибирского авиационного технического колледжа.

Сегодня профессиональное образование переживает коренную перестройку. В каждом субъекте федерации есть свой взгляд на способы и методы его реформирования. Причем многое зависит от того, какие отрасли экономики являются приоритетными в данной области или республике. Скорее всего, именно этим обосновано распоряжение Правительства РФ о передаче полномочий по управлению начальным и средним профессиональным образованием на региональный уровень, которое было обнародовано в самом конце 2011 года.

Стоит заметить, что к этому времени в Сибирском федеральном округе уже началось строительство региональных моделей профессионального образования, ориентированных на рынок труда. Появился новый опыт. Так, в конце 2010 года для решения задач модернизации в Новосибирской области было создано новое министерство – труда, занятости и трудовых ресурсов. Это учреждение объединяет две основные функции – профессиональной подготовки трудовых ресурсов и их распределения и перераспределения, а также решает две важные задачи – достижения комплексного подхода к кадровому обеспечению экономики и повышения эффективности занятости населения.

Первым важным шагом министерства является разработка Комплексной региональной программы развития профессионального образования, в рамках которой в области активно создаются отраслевые советы, координирующие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, по привлечению работодателей, научных и общественных организаций к поддержке начального и среднего профобразования.

В состав советов входят представители крупных промышленных предприятий и организаций, а также министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. Начиная с сентября 2011 года, в регионе созданы 9 отраслевых советов, которые координируют деятельность ресурсных центров. Новый формат обучения, в рамках данных центров, позволяет улучшить качество подготовки квалифицированных рабочих, обеспечивает оперативное внедрение инновационных технологий.

В 2011 году по инициативе Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова было принято решение о создании научно­образовательного консорциума в области авиастроения. Работа велась при активной поддержке Правительства Новосибирской области. В консорциум, кроме самого предприятия, вошли Новосибирское профессиональное училище № 1, Новосибирский государственный технический университет и Новосибирский авиационный технический колледж. Проект создания консорциума является победителем конкурса региональных программ развития образования.

В Красноярском крае тоже пошли по пути создания отраслевых ресурсных центров. В конце февраля здесь открыт высокотехнологичный центр по подготовке кадров для краевых предприятий машиностроительной отрасли – седьмой по счету профильный центр. К 2014 году краевое правительство планирует создать еще 13 таких структур. Идея их открытия проста: необходимо создать условия для подготовки квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики края и их успешной самореализации в новой инновационной экономике.

В конце 2010 года для решения задач модернизации в Новосибирской области было создано новое министерство – труда, занятости и трудовых ресурсов.

В Красноярском крае пошли по пути создания отраслевых ресурсных центров.

В Томской области на базе образовательных учреждений НПО и СПО созданы 15 ресурсных центров.

В Республике Бурятия взят курс на структурную перестройку системы профессионального образования.

В Алтайском крае намечено создание крупных образовательных комплексов.

В Кемеровской области для решения проблем модернизации профессионального образования создан совет по кадровой политике.

В Томской области на базе образовательных учреждений НПО и СПО созданы 15 ресурсных центров, в которых ведется опережающая (подчеркиваю, опережающая!) подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена для приоритетных направлений экономики. В лучшую сторону изменилось отношение работодателей к инвестициям в развитие ресурсных центров, оснащение образовательных учреждений высокотехнологичным оборудованием. В настоящее время поставлена задача – создать новую систему формирования заказа на подготовку квалифицированных кадров для экономики области. Выполнить эту работу планируется с помощью новых инфраструктурных единиц профессионального образования – отделов маркетинга, консалтинга и мониторинга.

Особое внимание – как в городе, так и в сельской местности – уделяется развитию бизнес­образования.

На базе учреждения НПО (профессиональный лицей № 7 г. Томска) создан бизнес­центр, в учреждении СПО (филиал ТЭПК в Зырянском районе) старшекурсников вовлекают в проектную деятельность и организовывают бизнес­команды. В дальнейшем в рамках Программы развития профессионального образования Томской области в системе начального и среднего профобразования планируется создание бизнес­инкубаторов.

В будущем качественные преобразования в Томской области пойдут по двум основным направлениям.

Во­первых, будут формироваться образовательно­отраслевые кластеры, объединяющие ресурсы учебных заведений разных типов и уровней подчиненности с производственными ресурсами социальных партнеров на взаимовыгодной ассоциативной основе. Во­вторых, будут комплектоваться межмуниципальные образовательные центры, ориентированные на подготовку кадров для муниципального образования и взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в допрофессиональной и профессиональной подготовке школьников (многопрофильность, многофункциональность).

В Республике Бурятия взят курс на структурную перестройку системы профессионального образования и связанную с этим модернизацию содержания образовательных программ, а также на создание системы объективного и независимого внешнего контроля качества образования. Планируется провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование непрерывного профобразования, формирование образовательных кластеров, ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики республики, усовершенствовать экономические механизмы в сфере образования. Это позволит расширить спектр образовательных услуг и привести его в соответствие с требованиями рынка труда, внедрить новые институциональные модели повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно­педагогических работников.

В Алтайском крае намечено создание крупных образовательных комплексов. Предполагается, что они будут узкоспециализированными, с возможностью реализации программ прикладного бакалавриата и получения фундаментальных компетенций. После объединения некоторых колледжей и техникумов в крупные многопрофильные ссузы в крае появятся учреждения нового типа, реализующие широкий спектр программ НПО и СПО. Оптимизируется сеть однопрофильных учебных заведений среднего звена: педагогических, медицинских, культуры. Сократится дублирование профессий и специальностей. Техникумы и колледжи будут работать не только по программам соответствующего уровня для граждан, получающих профессиональное образование впервые, но и по программам переподготовки и повышения квалификации.

В Кемеровской области для решения проблем модернизации профессионального образования создан совет по кадровой политике, ведущий работу по закреплению предприятий и организаций области за учреждениями профобразования, которая уже дает положительные результаты. Численность таких предприятий увеличилась в два раза и достигает более 200. Возросло число соглашений о социальном партнерстве учреждений профобразования и работодателей. На начало текущего учебного года их заключено около 500. Появились новые совместные направления работы предприятий и учебных заведений, более ощутимой стала спонсорская помощь. С начала 2010 года по настоящий момент предприятия области инвестировали в учреждения профобразования около 60 млн. рублей. Часть средств была направлена на выплату грантов преподавателям и стипендий студентам. После того как оставшуюся часть образовательных учреждений СПО передали на региональный бюджет, ведется системный анализ мероприятий региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011­2013 годы.

В остальных регионах Сибирского федерального округа также идут процессы реформирования. Основными направлениями модернизации профессионального образования являются создание ресурсных центров, многопрофильных и многофункциональных образовательных учредений, разработка механизмов определения потребности в кадровых ресурсах, частно­государственное и социальное партнерство.

Говорить о том, что это дает, еще рано. Но не отметить положительную тенденцию нельзя – в модернизацию активно включаются работодатели. После того как в 90­е годы государство ушло от отраслевого принципа управления профессиональным образованием, появились проблемы, которые чуть не привели к краху системы подготовки кадров. Сегодня делаются первые шаги по возвращению к этому принципу, но уже на новом уровне и в рамках рыночной экономики.

Особая роль в сегодняшней модернизации принадлежит Союзу директоров начального и среднего профессионального образования России и его региональным представительствам. Было время, когда он являлся неким органом управления, через который Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляло координацию деятельности по ряду вопросов. В нынешней ситуации, когда учебные заведения переданы в ведение субъектов РФ, возрастает роль региональных советов директоров ссузов. Они становятся экспертными площадками по выработке новых механизмов взаимодействия с работодателями и апробированию инноваций в педагогической деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, по сути, СПО, региональный обзор, андрей брикман

Похожие материалы:
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Подготовка специалистов среднего звена
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Почему России нужны федеральные колледжи?
Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы
Практико-ориентированное обучение
Молодой преподаватель о профессии и о себе
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#89«Агроцивилизация» - эффективная модель профориентационной модели
#91Дополнительное образование детей
#92Новое педагогическое образование
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#88
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники