Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Классический университет исследовательского типа

Как часть образовательной системы страны и инновационной системы НГУ определяет себя как классический университет исследовательского типа. НГУ обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на интеграции с академическими институтами, бизнесом и социальными партнерами.

Просмотров: 1764
СОБЯНИН Владимир Александрович – ректор Новосибирского государственного университета, доктор химических наук, профессор

Новосибирский государственный университет (НГУ) строился и развивался вместе с Сибирским отделением Академии наук и Новосибирским академгородком, ориентируясь на подготовку квалифицированных кадров для науки и образования. Изначально ему было разрешено работать по индивидуальным учебным планам, а несколько позже предоставлен статус базового вуза по совершенствованию форм взаимодействия высшей школы и Сибирского отделения АН СССР.

НГУ сегодня – это физико-математическая школа, Высший колледж информатики, 13 факультетов, Институт профессиональной переподготовки, развитая научно-исследовательская часть, аспирантура и докторантура. Одновременно это социальный комплекс, где студенты не только учатся, но и живут, занимаются спортом, укрепляют здоровье, интересно проводят свободное время. Студгородок университета включает 11 расположенных рядом общежитий на 3,5 тысячи мест, столовую, медико-оздоровительный центр, спортивный комплекс, общественно-культурный центр. Пользование локальной компьютерной сетью и Интернетом для учащихся бесплатное.

В НГУ учится более 6,5 тысяч студентов по 13 направлениям магистратуры и бакалавриата, 15 специальностям высшего профессионального образования и 4 – среднего. В течение последних восьми лет в вузе реализуется модель инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает их обучение в общих группах на всех факультетах.

Педагогический коллектив насчитывает около 1800 преподавателей, в том числе 550 докторов наук, профессоров (из них 42 – члены РАН), 740 кандидатов наук, доцентов. Около 80 процентов преподавателей составляют сотрудники академических научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН, представляющие научные школы мирового уровня и работающие на принципах совместительства.

Из университета вышло около 50 тысяч специалистов. Из них более 6 тысяч защитили кандидатские диссертации, свыше 1500 стали докторами наук. 47 выпускников избраны в Российскую Академию наук.

Благодаря высоким профессиональным компетенциям, выпускники вуза быстро адаптируются на рынке труда. К настоящему времени они возглавляют 20 институтов РАН и составляют больше половины творческого состава Новосибирского научного центра. Заслугой бывших студентов является создание эффективно работающих компаний федерального уровня: УРСАбанк, Сибирская межбанковская валютная биржа, «Сибирский берег», «Катрен», Центр финансовых технологий, а также более 100 малых инновационных фирм. Кроме того, выпускники работают в вузах, федеральных, региональных и муниципальных органах управления, в российских и иностранных компаниях. В 2008 году они первыми в Сибири зарегистрировали Фонд целевого капитала (эндаумент) НГУ.

О ведущих позициях университета в образовательном пространстве Сибирского федерального округа и России свидетельствуют многочисленные официальные рейтинги, количество получаемых студентами, аспирантами, преподавателями и выпускниками различных, в том числе очень престижных, международных и отечественных наград (Филдсовская медаль и премия, премия Европейского физического общества, ленинские и государственные премии, премии Правительства РФ и т.д.), а также именных стипендий и грантов.

Миссия и принципы функционирования

Стремление к лидерству в условиях быстро меняющегося мира вынуждает университет к активному поиску баланса между разумным консерватизмом и освоением новаций в образовательных программах и технологиях, научно-исследовательской деятельности и развитии человеческого капитала.

Как часть образовательной системы страны и инфраструктуры национальной инновационной системы вуз определяет свое предназначение следующим образом: НГУ – классический университет исследовательского типа, ориентированный на опережающую подготовку разносторонне образованных, творчески мыслящих специалистов и интеллектуальное развитие общества. Он обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на глубокой интеграции с академическими институтами и бизнесом, инновационном мировоззрении и социальном партнерстве.

Поддерживая творческий исследовательский дух и свободу поиска, сочетаемую со сложившимися традициями, гибкость образовательных планов и программ, развивая систему непрерывного профессионального образования, университет формирует открытое образовательное пространство на основе сетевого партнерства с наукой, образованием и бизнесом.

Принципы функционирования вуза таковы:

  • непрерывность и многоуровневость (рис. 1);
  • ориентация обучения на развитие широкого спектра компетенций выпускников, в том числе на восприятие и генерацию нового знания, развитие креативного мышления (способности находить нестандартные пути решения проблем), лидерство и социальную ответственность;
  • системное включение в учебный процесс решений реальных научных и практических задач («обучение в действии»);
  • сочетание научной и образовательной деятельности преподавателей («все преподают – все исследуют»), взаимодействие и взаимопроникновение образования и науки;
  • открытость университета, реализуемая во взаимодействии со стратегическими партнерами и потребителями в сфере науки, образования и бизнеса.

Какие отличительные особенности НГУ определяют его позицию в научно-образовательном сообществе?

  • Подготовка выпускников в рамках интегрированной научно-образовательной среды Новосибирского научного центра и компактной модели студенческого кампуса.
  • Разнообразие форм и методов интеграции с академическими институтами: от совместных исследований до формирования единого информационного пространства.
  • Подготовка и профессиональная переподготовка преподавателей вузов и других образовательных учреждений.
  • Многоплановая система отбора и селективной подготовки абитуриентов: 40-50 процентов из них проходят через систему специализированных школ (летних, зимних, заочных) и предметных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, информатике.
  • Ориентация образовательного процесса на современное состояние науки и знаний, использование авторских программ известнейших ученых, организация элективных курсов, позволяющих с разных сторон взглянуть на изучаемую проблему или явление.

Образовательные технологии университета предусматривают:

  • обучение в малых группах;
  • наличие творческой составляющей;
  • научно-исследовательскую практику студентов;
  • широкую информатизацию учебного процесса, владение информационными технологиями;
  • формирование навыков лидерства и развитие личности обучающихся.

Ставка делается на раннее вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, которая осуществляется на базе академических институтов СО РАН и СО РАМН, университетских научно-образовательных комплексов и центров, учебно-научных центров, инновационных компаний.

В вузе реализуется программа «Доступное образование», позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями получать высшее образование.

Культура и традиции НГУ направлены на сохранение демократического духа и академической свободы, всестороннее развитие личности студентов.

Ежегодно университет проводит несколько сотен разнообразных мероприятий, среди которых более 20 научных конференций, дни карьеры и дни национальных культур, интеллектуальные игры, политические диспуты и дебаты, выставки студенческих творческих коллективов и другие. Ежегодная международная студенческая научная конференция НГУ «Студент и научно-технический прогресс» является самой представительной в России и странах СНГ. А ежегодно проводимая Интернеделя, в ходе которой проходят разнообразные культурные и спортивные мероприятия, диспуты, привлекает гостей из многих стран.

НГУ и национальный проект

Значительный импульс развитию университета дал национальный проект «Образование», в рамках которого проект «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» стал победителем конкурса инновационных программ. В результате НГУ получил грант в размере 901 млн. рублей и привлек 190 млн. руб. софинансирования. Более 90 процентов средств, полученных на реализацию программы, пошло на приобретение современного оборудования для научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Это позволило существенно модернизировать материально-техническую базу учебного процесса, оснастить современным оборудованием, тренажерами, аппаратно-программными комплексами лабораторные практикумы, компьютерные классы и лингафонные кабинеты.

Были разработаны 25 новых магистерских программ, в число которых входят междисциплинарные, программы практико-ориентированного бакалавриата в сфере ИТ-технологий. Подготовлено около 200 авторских учебников и учебно-методических комплексов, отвечающих современному уровню развития научных знаний.1 В сфере развития фундаментальных и прикладных исследований созданы 12 научно-образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным сферам науки и технологий: по наносистемам и современным материалам, живым системам, лазерной спектроскопии и другим. Они действуют на принципах сетевого партнерства с академическими институтами и инновационными компаниями, оснащены современным, в том числе уникальным, оборудованием. Наличие таких структур позволяет:

  • усилить фундаментальные исследования, проводимые в рамках признанных в мировом сообществе научных школ, увеличить число студентов и преподавателей, вовлеченных в исследовательскую и инновационную деятельность;
  • перевести на качественно новый уровень образовательный процесс (на базе кластера реализуются программы опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов: магистерские, в том числе междисциплинарного типа, послевузовского и дополнительного образования);
  • использовать оборудование кластера таким образом, как это делается в центрах коллективного пользования, а также для реализации совместных научных проектов с российскими и зарубежными партнерами.

В результате проделанной работы увеличились объем привлеченных средств и количество междисциплинарных проектов, выполняемых в научно-образовательном кластере, выросло число научных публикаций в престижных международных журналах и международных контактов сотрудников. Стало больше предложений о сотрудничестве со стороны зарубежных и российских университетов и компаний. Число патентов и заявок на патенты с участием НГУ как заявителя тоже в плюсе.

Более 750 преподавателей и сотрудников университета повысили квалификацию, прошли стажировки в ведущих российских и зарубежных вузах.

Интеграция с наукой и бизнесом

В последние годы модель интеграции университета с базовыми академическими институтами Сибирского отделения РАН успешно переносится на высокотехнологичные компании, происходит отработка модели сетевого частно-государственного партнерства «образование – наука – бизнес». Партнерами НГУ являются более 40 академических институтов, ведущие российские и зарубежные вузы, иностранные и отечественные компании.

Формы партнерства разнообразны:

  • создание совместных лабораторий, учебно-научных центров, центров компетенций и иных структур (например, совместные лаборатории НГУ – «Intel», НГУ – «Parallels», НГУ – «Hewlett Packard», учебно-научные центры с рядом академических институтов);
  • передача современного оборудования, компьютеров, программных продуктов и т.д.;
  • разработка магистерских программ, специальных курсов по заявкам и при участии представителей бизнеса (совместным продуктом являются 4 магистерские программы, несколько десятков учебных курсов и практикумов);
  • проведение мастер-классов для преподавателей и студентов и иные формы непосредственного участия бизнеса в совершенствовании образовательного процесса в вузе (например, на экономическом факультете организован цикл семинаров «Секреты профессионалов», где занятия проводят специалисты крупных компаний Новосибирска, в том числе учредители фонда «Эндаумент НГУ», а мастер-классы – зарубежные партнеры университета, представители высокотехнологичных компаний);
  • организация научно-образовательных школ (например, компания Intel – значительную часть сотрудников ее новосибирского филиала составляют выпускники НГУ – проводит зимнюю школу для студентов «Технологии высокопроизводительных вычислений», «Parallels» – летнюю, в области информационных технологий, а лаборатория НГУ–«Intel» организовала школу студенческих инновационных проектов в ИТ-сфере);
  • выплата именных стипендий студентам, предоставление исследовательских грантов молодым ученым и студентам, работающим на оборудовании компании или выполняющим проекты в интересующих производственников областях (в настоящее время более 3 процентов студентов НГУ получают именные стипендии от различных компаний, а также от фонда Шемякина – США, Союза юристов, институтов СО РАН и других структур).

Реализация инновационной программы привела к дальнейшему развитию сотрудничества с зарубежными университетами и фондами, росту числа студентов и преподавателей, участвующих в совместных научных и образовательных программах, дальнейшему развитию программ «двойных дипломов» с ведущими университетами и инженерными вузами Франции, обмену опытом довузовской подготовки школьников с Германией, расширению сотрудничества с вузами Китая и Кореи.

Также возрос интерес к опыту университета со стороны российских вузов, представителей государственных структур и бизнеса. Для распространения опыта уже подготовлено около 90 программ дополнительного профессионального образования: по заказу следственного комитета при прокуратуре Сибирского федерального округа, Фонда науки Республики Казахстан, малых инновационных фирм и т.д. Университет открыт для сотрудничества, готов делиться опытом и разработками.

Таким образом, в ходе реализации инновационной программы созданы современные условия для получения качественного образования и заложены основы развития НГУ как классического университета исследовательского типа не только на ближайшие годы, но и на отдаленную перспективу.

1 Например, учебники «Нефтегазоносность акваторий мира» и «Homo urbanus: Сибирский мегаполис в зеркале криминологии», УМК «Биоразнообразие», «Компьютерная структурная геномика», «Механика и теория относительности», «Основные понятия и формулы химической кинетики», «Физическая химия», «Биохимия», «Теория алгоритмов и вычислимость», «Юридическая психология», «Введение в информационную биологию и биоинформатику. Ч.16», «Горизонтальные скважины в нефтедобыче. Технологические задачи» и многие другие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир собянин, ВПО, новосибирский государственный университет, alma mater, ао-28

Похожие материалы:
Инновационный потенциал СибГУТИ
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
Новосибирская государственная академия водного транспорта: кадры для флота
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии
СИБСТРИН: гарантия качества, профессионализма, надежности
Дагестанский государственный университет - кадровый «цех» Дагестана
ВГУЭС – лидер бизнес-образования
Учиться управлять здравоохранением
Высокая планка череповецкого вуза
НовГУ: Обеспечение преемственности как кредо

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
#98Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
#95Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве