Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интеллектуальный потенциал Камчатки

Интеллектуальный и ресурсный потенциал Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга позволяет проводить эффективную инновационную политику в образовании и двигаться в направлении создания университетского научно-образовательного комплекса.

Просмотров: 2197

Образовательные и научные программы Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга подчинены интересам региона

ИЛЬИНСКАЯ Наталья Глебовна – ректор Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ) как многопрофильное учебное заведение со сложной и гибкой организационной структурой ориентирован на полное удовлетворение потребностей Камчатского края в квалифицированных кадрах.

Научная работа – фундамент учебного процесса

КамГУ постоянно укрепляет научную составляющую в образовательной системе Камчатки за счет введения дифференцированного финансирования научных и научно-методических исследований, создания научно-образовательных центров для выполнения научных проектов, проектной интеграции специалистов разных наук. По концентрации квалифицированных специалистов, объему и фронтальности проводимых исследований вузовская наука КамГУ занимает одно из центральных мест в региональном научном комплексе Камчатки. В пределах данного сектора представлены все основные сферы современного научного процесса: прикладные и фундаментальные науки, точные и естественные, общественные и гуманитарные.

В числе реализуемых классическим университетом представлены профессиональные образовательные программы педагогического, гуманитарного, естественнонаучного, математического, экономического и сервисного профилей. В Камчатском крае традиционно востребованы выпускники педагогических специальностей, поэтому в КамГУ не сокращается подготовка учителей.

В университете также ведется подготовка по 24 специальностям высшего профессионального образования, 6 специальностям среднего профессионального образования. Пересматривается список специальностей с учетом потребностей рынка труда. В 2010 году университет получил лицензию по 5 новым специальностям высшего профессионального образования: бакалавриат по специальностям «Математика», «Лингвистика» и «Теология» и специалитет – «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и «Прикладная математика». В университете созданы благоприятные условия для продолжения образования и расширения границ образовательных программ. Открыта новая аспирантура по «Теории и истории культуры» (дополнительно к 18 уже имеющимся в вузе). Кроме того, впервые в лицензию КамГУ включены 10 программ дополнительного профессионального образования: «Консультант по правовому обеспечению предприятий», «Менеджер по развитию персонала», «Менеджер по маркетингу», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель», «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий», «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)», «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)», «Экономист-аналитик производственно-хозяйственной организации», «Юридический психолог».

Статус классического университета обязывает перестраивать учебный процесс так, чтобы он стал фундаментальным и комплексным. Преподаватель КамГУ сегодня – это не просто урокодатель, но и ученый, ведущий непрерывный научный поиск. Он обязан заниматься наукой, чтобы быть интересным студентам. Стратегический, базовый потенциал вузовской науки в КамГУ сохраняется во всех секторах и направлениях образовательного процесса. Вуз идет по пути наращивания инфраструктурной базы интегрированного учебного и научно-исследовательского процесса В цикле гуманитарных и социальноэкономических предметов для разных специальностей в качестве курсов по выбору предлагаются философские и социально-ориентированные дисциплины, отражающие круг научных интересов преподавателей кафедр философии и культурологии, экономики и сервиса, истории России и зарубежных стран: «Философия сознания», «Философия и методология науки», «История освоения Дальнего Востока», «История географических открытий», «Социология молодежи», «Социология организаций», «Правоведение в области интеллектуальной собственности», «Политическая психология», «Глобалистика», «География туризма» и др. Но для подготовки горных инженеров и геофизиков этот блок дисциплин представлен совсем иными авторскими курсами, разработанными преподавателями-учеными кафедры географии, геологии и геофизики: «Менеджмент в геологии», «Управление геологическими предприятиями», «Экономическая геология и экономика недропользования», «Методы оценки месторождений полезных ископаемых», «Петрография», «Юридические основы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых» и др.

В содержании курсов блока математических и естественнонаучных дисциплин, как правило, преломляются научные интересы преподавателей кафедр прикладной математики, информатики, физики, географии, геологии и геофизики: «Геоинформационные системы», «Основы вулканологии», «Геология геотермальных месторождений», «Постмагматические процессы», «Специальные разделы дискретной математики», «Низкоуровневое программирование», «Цифровая обработка сигналов» и др.

Тематику курсов по выбору в блоке общепрофессиональных и специальных дисциплин определяют не только выпускающие кафедры, но и кафедры психолого-педагогического профиля (кафедры педагогики, общей и специальной психологии, теоретической и прикладной психологии): «Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства», «Конфликтология», «Психология семейных отношений», «Психодиагностика в помощь учителю», «Современные проблемы экопсихологии» и др.

Подготовка квалифицированных кадров для потребностей региона в КамГУ осуществляется на основе внедрения информатизации в образовательный процесс. Для этих целей в университете создана единая автоматизированная внутривузовская информационная система (ЕАВИС), которая позволила автоматизировать систему управления образовательным процессом, внедрить рейтинговую систему оценки знаний, выстроить модульную структуру для всех реализуемых образовательных программ, расширить применение современных информационных технологий обучения, создавать мультимедийные средства обучения, полноценно использовать электронные учебники. В вузе регулярно проводятся Интернет-семинары, электронные презентации с использованием программы Power Point. С 2006 года университет является участником образовательной программы Intel «Обучение для будущего», в 2010 году также стал участником нового образовательного проекта «Твой курс» Microsoft.

В Камчатском крае традиционно востребованы выпускники-педагоги: учителя русского языка и литературы, иностранных языков, истории, культурологии, музыки, учителя начальных классов, педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги. Университетский профиль подготовки представлен такими педагогическими специальностями, как «Журналистика» (специалитет и бакалавриат), «Психология» (специалитет и бакалавриат), «Перевод и переводоведение» (специалитет), «Лингвистика» (бакалавриат) и «Теология» (бакалавриат). Кроме того, в университете осуществляется подготовка по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (квалификация – специалист по сервису и туризму; бакалавр туризма) и по экономической специальности «Мировая экономика» (квалификация – экономист; бакалавр экономики).

Научное сообщество региона

Вузовская наука в КамГУ органично переплетается с образовательным процессом, поскольку представляет собой интеграцию экспериментальных и прикладных научных исследований с научно-методическими инновационными разработками отдельных сотрудников и научных коллективов. Общность интересов и единство целей академических, научных и университетских структур в кадровых и многих других вопросах ведут к интеграции научно-образовательного пространства региона, именно благодаря этому была создана в 2001году некоммерческая общественная организация «Камчатская региональная ассоциация «Учебно-научный центр»» (КРАУНЦ) в составе КамГУ и четырех организаций Камчатского научного центра Дальневосточного отделения РАН.

В условиях КРАУНЦ старая проблема подготовки научных кадров внутри и для отдельно взятых научных учреждений трансформируется в проблему формирования на Камчатке научного сообщества, обеспечивающего проведение региональных исследований по приоритетным направлениям и критическим технологиям российской науки, заботящегося о мировом уровне и значении научных разработок и открытий камчатских ученых.

На момент создания перед КРАУНЦ стояли задачи:

  • интеграции научно-производственной и кадровой базы КамГУ и научно-исследовательских учреждений путем создания интегративных научно-образовательных структур (научных лабораторий организаций, аспирантуры ДВО РАНна базе университета);
  • создания современной материально-технической базы НИР, включая центры коллективного пользования приборами, лабораторным оборудованием и т.п.;
  • создания единой для организаций-участников КРАУНЦ информационной базы, обеспечивающей доступ к глобальным системам информации и связи (центров научно-технической информации, библиотек, региональных банков данных по приоритетным и перспективным направлениям НИР и т.п.);
  • создания региональной инфраструктуры инновационного процесса, включая экономическую систему экспертизы, сертификации, продвижения (трансфера) результатов научных разработок и технологий на рынок научно-образовательных услуг;
  • создания единой для Ассоциации базы учебных, учебно-научных, научных и производственных практик (в формах летних профильных полевых лагерей, школ, экспедиций, семинаров и т.п.);
  • достижения наивысшего качества фундаментальных и прикладных исследований в ходе выполнения ассоциативными членами КРАУНЦ совместных научно-исследовательских работ.

За 9 лет своего существования Ассоциация выполнила практически все пункты своей программы, достигнув наиболее внушительных результатов в области решения образовательных задач. В частности, благодаря КРАУНЦ университет разработал и приступил к реализации глобального проекта по организации дополнительного образования, научной подготовки студентов и школьников в летнее время в формах научно-исследовательских профильных лагерей и полевых школ-экспедиций.

Практика в заповеднике

Особые природно-географические условия, в которых находится Камчатка, превращают летние каникулы в учебу, а научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов – в разновидность отдыха, пользующегося огромной популярностью среди камчатского студенчества и гостей, посещающих КамГУ в рамках международных программ студенческого обмена.

С 2002 года, положившего начало летним научно-образовательным полевым сезонам, вуз успешно использует в качестве баз учебных и научных практик уникальные природные и научные объекты Камчатки. Острую «зависимость от территории» КамГУ впервые ощутил в связи с открытием специальностей геолого-геофизического профиля, требующих для полноценной подготовки специалистов в области наук о Земле организации и проведения учебно-научных работ в поле.

Широкое исследовательское поле для реализации разнообразных, в первую очередь естественнонаучных, исследовательских и образовательных, проектов и программ КамГУ создают особо охраняемые природные территории (ООПТ) парков, заповедников и заказников полуострова, с владельцами которых вуз поддерживает отношения. В числе давних деловых партнеров вуза – геологические организации и геофизические службы ДВО РАН, владеющие расположенными на ООПТ научно-исследовательскими полигонами и опытно-экспериментальными площадками.

Научные исследования на базе уникальных природных и научных объектов Камчатки проводятся научными коллективами различных профилей с участием научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов и школьников. В ходе организации летнего семестра на базе международных научно-исследовательских полигонов отрабатываются разнообразные формы научно-исследовательских лагерей, школ, школ-экспедиций, полевых школ.

Полевые исследования естественнонаучного профиля (географические, геолого-геофизические, биологические, экологические) проводятся в ежегодном профильном молодёжном научно-исследовательском лагере-экспедиции «Натуралист», Международной молодежной вулканологической школе, Международном профильном научно-исследовательском лагере «ЭкоБиоСфера», Профильной эколого-биологической школе «Река Коль», Международной полевой биологической школе-экспедиции «Биотерра».

Для исследований гуманитарного профиля (этнолингвистических, историко-археологических) организуются полевые этнолингвистические школы, полевая психологическая школа «Зеленый ЛИС», Международный профильный научно-исследовательский лагерь «Наследие». Практикуемые виды и формы организации решают задачи подготовки научных кадров, развития научного творчества, реализации долгосрочных программ научного сотрудничества, позволяют развивать практику привлечения к научной подготовке молодежи известных ученых в качестве лекторов и преподавателей.

Опыт вуза по подготовке научных кадров с использованием потенциала международных профильных научно-исследовательских лагерей на базе уникальных природно-научных объектов Камчатки поистине уникален. Именно в работе по подготовке и проведению летних семестров удалось достичь максимального единства научных и образовательных целей всех научных объединений – участников некоммерческой организации «Камчатский региональный учебно-научный центр».

Интеллектуальный и ресурсный потенциал Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга позволяет проводить эффективную инновационную политику в образовании и двигаться в направлении создания университетского научно-образовательного комплекса на базе единственного на Камчатке классического университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ТвГТУ: основа успеха – труд
Дагестанский государственный университет - кадровый «цех» Дагестана
Северный институт предпринимательства: интеллект – залог востребованности на рынке труда
НГТТИ: от техникума до института
Пермский вуз привлекает таланты
Учиться управлять здравоохранением
Исследовательская миссия медицинского вуза
Региональный университет как интегрированная система
ТГУ - это бренд
ХГИИК: заявка на выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ