Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Кадры для агро-промышленного комплекса

В рамках крупнейшей агропромышленной выставки России «Золотая осень», состоявшейся в начале октября в Москве (2015), Российский союз сельской молодежи при поддержке Минсельхоза РФ и Минобрнауки РФ провел традиционный молодежный форум «Сельское хозяйство – территория возможностей».

09.09.2016
Просмотров: 18

В рамках крупнейшей агропромышленной выставки России «Золотая осень», состоявшейся в начале октября в Москве (2015), Российский союз сельской молодежи при поддержке Минсельхоза РФ и Минобрнауки РФ провел традиционный молодежный форум «Сельское хозяйство – территория возможностей».

Молодые люди из более 60 регионов страны – фермеры, студенты аграрных вузов, специалисты и ученые сферы АПК, члены производственных студенческих бригад и студотрядов – смогли обменяться мнениями с представителями федеральных и муниципальных органов государственной власти и агробизнеса.

Свою точку зрения высказала председатель Центрального совета РССМ Юлия ОГЛОБЛИНА, выступившая с докладом на пленарном заседании.

Выбираем профессию

Актив Российского союза сельской молодежи (РССМ) убежден, сельское хозяйство является для молодых людей территорией возможностей. Однако важен первый шаг. Чтобы школьник осознанно сделал выбор в пользу получения аграрной профессии, необходимо правильно выстроить профориентационную работу. Как показывает опыт, ее важной частью является развитие системы аграрных классов и ученических производственных бригад в сельских школах. Причем профориентационная работа должна быть направлена не только на учащихся, но и родителей, учителей. Сельский школьник, который постоянно слышит напутствия из разряда «поедешь в город, выучишься – человеком станешь», «будешь плохо учиться – останешься в колхозе трактористом», безусловно, не мотивирован на выбор профессии, связанной с работой на земле.

Благодаря выигранному гранту Президента РФ РССМ недавно начал реализацию проекта по профориентации учащейся сельской молодежи «Выбираем профессию». Уже второй год подряд активисты из числа студентов аграрных вузов целенаправленно посещают сельские школы и ссузы. Они рассказывают не только о хороших условиях обучения в их вузах, но, что самое главное, о возможности самореализации молодых людей, получивших аграрные специальности, о государственной поддержке по открытию собственного агробизнеса, улучшению жилищных условий. В рамках названной программы для заинтересованных школьников организуются экскурсии на передовые предприятия АПК, им оказывается всесторонняя консультативная помощь и поддержка при поступлении в аграрные вузы. К сожалению, из­-за ограниченности средств проект «Выбираем профессию» охватывает только 25 регионов страны.

Заслуживает пристального внимания такая форма профориентационной работы со школьниками, как агроклассы. Анализ опыта Самарской, Белгородской, Оренбургской, Калужской, Иркутской, Тюменской областей, Республики Калмыкия и Пермского края показывает, что наиболее эффективно такие классы работают в Оренбургской области. В этом регионе занятия с будущими аграриями проходят в разных форматах. Факультативные – по программе «Введение в агробизнес» – организуются учителями школ, дистанционные в сети интернет (вебинары) – ведут профессора, доценты и преподаватели Оренбургского государственного аграрного университета. Сотрудниками вуза проводятся выездные занятия с проведением опытов, практических занятий, а также экскурсии на передовые аграрные хозяйства области.

По итогам курса каждый ученик разрабатывает бизнес­план «Мое собственное дело». Лучшие авторы участвуют в итоговой конференции учащихся агроклассов, а победители и призеры получают награды и приглашение на обучение в аграрных вузах по целевому набору.

РССМ обратился к Минсельхозу РФ и Минобрнауки РФ с просьбой распространить информацию о проекте «Выбираем профессию» и опыте работы агроклассов Оренбургской области во всех вузах, имеющих аграрные направления обучения.

Формы и механизмы сотрудничества

К сожалению, часто сельская молодежь поступает в аграрные вузы не потому, что видит себя в будущем в рядах ветеринаров, зоотехников или механизаторов. Причина прозаичнее: молодые жители сельских территорий с полученными баллами ЕГЭ могут претендовать на поступление только в аграрный вуз. Для большинства родителей абитуриентов из села главное – чтобы у молодого человека было высшее образование, а какое – увы, не имеет значения.

Парадокс, но реальность такова, что даже если молодой человек осознанно выбрал для обучения аграрный вуз, это не служит ему гарантией успешного трудоустройства в сфере АПК. Предприятия зачастую отдают предпочтение высококлассным специалистам, уже успевшим зарекомендовать себя. Можно уверенно констатировать: научно­образовательный комплекс отрасли сельского хозяйства становится все более оторванным от нее самой. Получается замкнутый круг: образовательные учреждения не могут подготовить качественных специалистов при отсутствии заказов от предприятий АПК, а те, в свою очередь, не готовы размещать заказы без гарантии получения качественного продукта.

Выход видится в четком определении форм и механизмов сотрудничества образовательных организаций с работодателями. Будущие работодатели должны активно вовлекаться в учебный процесс. Многие из них готовы к этому шагу или уже сделали его. Впрочем, объективно к такому сотрудничеству не всегда готовы и вузы: они медленно реагируют на происходящие изменения и зачастую не способны обеспечить выполнение требований работодателей. В то же время современные ФГОС дают возможность вузам формировать образовательные программы с учетом особенностей региона, отрасли.

Слагаемые устойчивого развития сельских территорий

В ходе профориентационных мероприятий РССМ поднимает престиж аграрных профессий, демонстрирует современную высокотехнологичную технику, заинтересовывая тем самым будущих абитуриентов. Но когда студент обучается в вузе на старом оборудовании, а иногда и вовсе по книгам, ни разу не соприкоснувшись с практическим применением технологий будущей профессии, он теряет желание связывать свою дальнейшую жизнь с работой в АПК.

Понятия подготовки кадров «на заказ» или «под ключ» должны активно внедряться. Необходимо уходить от традиции «переучивания» выпускников на производстве. Известная фраза «забудь все, чему тебя учили в вузе» пугает молодых специалистов своей актуальностью. Заинтересованные студенты намерены набираться опыта на стадии обучения во время производственной практики. Поэтому, думается, необходимо:

  • постоянно корректировать образовательные программы учебных заведений с учетом прогнозирования потребностей работодателей в количестве специалистов и их профессиональных компетенциях;
  • уделять особое внимание повышению квалификации преподавательского состава, включать в программы обучения стажировки на предприятиях АПК и в организациях, его обслуживающих (например, производителей и поставщиков сельскохозяйственной техники и оборудования);
  • предусмотреть систему льгот (или иных налоговых механизмов) для обеспечения процессов закупок образовательными учреждениями расходных материалов, используемых в процессе практического обучения (ГСМ, семян, удобрений, химикатов);
  • наделить статусом «сельхозтоваропроизводитель» учебные производственные хозяйства, находящиеся в ведении аграрных учебных заведений, а также внести изменения в соответствующие нормативно­правовые акты.

В ходе круглого стола «Современная подготовка специалистов для успешной карьеры в агропромышленном комплексе» поднимался вопрос и об эффективности целевого обучения, когда заключается трехсторонний договор между студентом, предприятием и вузом. После завершения учебы в вузе выпускник должен отработать три года в организации, направившей его и оплатившей обучение. В противном случае выпускник обязан вернуть предприятию потраченные на его обучение средства.

Например, в Новосибирской области за шесть лет не выполнили свои обязательства по договору почти 400 выпускников, которых не дождался агропромышленный комплекс. В общей сложности это около трети вчерашних студентов, которые получили диплом благодаря тому, что их учеба была оплачена из федерального бюджета. Не радует, в частности, и статистика по Кемеровской области.

Можно сделать вывод, что многие целевики отказываются от работы по направлению. Однако удивляет тот факт, что большинство ведомств ведут учет своих потребностей в специалистах, но не контролируют, приступил ли к работе тот или другой обладатель диплома о высшем образовании.

Видимо, было бы целесообразным:

  • усилить разъяснительную работу со студентами­целевиками и их родителями о необходимости соблюдения обязательств по договору и ответственности за невыполнение его условий;
  • ввести в практику заключение договоров на целевое обучение с лучшими студентами старших курсов, обучающимися как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Необходимо подчеркнуть, что все выпускники – и не только аграрных вузов – готовы работать в сельской местности лишь в том случае, если им будут гарантированы стабильный заработок, наличие развитой инфраструктуры, возможность рожать и растить детей, а также интересно проводить свой досуг.

Аграрным предприятиям с решением этих вопросов в одиночку не справиться. Необходимо, чтобы местные и региональные власти были в первую очередь заинтересованы в формировании кадрового потенциала агропромышленных предприятий субъекта. Это их непосредственная задача – знакомить молодых людей из сельской местности с программами господдержки, содействовать их поступлению на целевые места учебных заведений, трудоустройству, улучшению жилищных условий.

Решение этих ключевых вопросов значительно повысит вероятность того, что молодые люди будут стремиться получать аграрное образование, а впоследствии возвращаться на свою малую родину. Именно на устойчивое развитие сельских территорий должны быть направлены основные силы и органов государственной власти, и бизнеса, создающего новые рабочие места в сфере АПК.

От редакции

Предлагаем представителям аграрных вузов страны высказать свою точку зрения. Какие формы и методы профориентационной работы с выпускниками школ наиболее эффективны? Каким образом включить работодателей в учебный процесс? Как подготовить кадры, способные решать проблему импортозамещения?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, РССМ, форум, аграрное образование, точка зрения

Похожие материалы:
«Неархитектурный» стандарт
Формула аграрного образования
«Неархитектурный» стандарт
Новгородский филиал СПИУиП: пути к возрождению нравственности
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Юристов много, достаточно ли компетенций?
Движущая сила реформы – качество
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#86Инновационные механизмы адаптации
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#82Стать университетом мирового уровня
#82Коллективная модель инноваций
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике